Понятие бытия и его философский смысл.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бытия и его философский смысл.



Понятие бытия и его философский смысл.

Проблема субстанции в философии.

Эволюция понятия материи. Атрибуты материи.

Понятие бытия и его философский смысл.

Философским учением о бытии является онтология(понятие принадлежит Р.Гоклениусу). Используется и понятие метафизики, которое имеет три смысла:

· как синоним философии;

· в марксизме – противоположность диалектики;

· Аристотель: учение об умопостигаемых высших началах бытия.

Понятие бытия было введено в философию Элейской школой (Парменид впервые дал его характеристику). Для выявления его специфики понятие бытия необходимо сопоставить с понятиями сущее, реальность и действительность: все эти понятия обозначают существование, но в разной степени абстрактности.

Сущееэто совокупность всех многообразных проявлений бытия. Это понятие обозначает конкретно существующее и его свойства. Понятие бытия характеризует существование как таковое и не фиксирует свойств конкретно существующего: у всех многообразных вещей, явлений, процессов, состояний, несмотря на все мыслимые различия между ними, существует одно общее свойство – то, что все они существуют. Этот момент и фиксируется понятием бытия.

Реальность – это, во-первых, все существующее вообще (в этом смысле это понятие близко понятию бытия); во-вторых, реальность – это объективный мир, существующий независимо от сознания человека. В данном случае понятия реальности и бытия не совпадают: сознание, субъективное тоже существует наравне с объективным материальным миром и охватывается понятием бытия. В-третьих, реальность – это действительность как актуальное бытие.

Действительностьэто то, что реально существует. Действительность отличается, во-первых, от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, во-вторых, логического, мысленного, даже если оно правильно, в-третьих, от только возможного, вероятного, но пока еще не существующего. Понятие бытия же включает в свой состав и кажущееся, и мысленное, и возможное.

Понятие бытия является самым абстрактным, однако, несмотря на это, оно является исходным в любой философской картине мира, поскольку, прежде чем размышлять о чем-либо, необходимо убедиться в его существовании.

Принято выделять следующие основные формы бытия:

· материальное бытие – подразделяется на естественное (природное) и искусственное (созданное человеком), естественное – на живое и неживое;

· духовное бытие – подразделяется на индивидуализированное (сознание отдельного человека) и объективированное (формы коллективного сознания – религия, наука, философия, мораль, язык и т.д);

· человек – в нем материальное и духовное бытие представлены в единстве;

· общество– социальная форма бытия, совокупность всех людей.

Проблема субстанции в философии.

Понятие субстанции находится в тесной связи с понятием бытия:

· если понятие бытия обозначает существование чего-либо, то понятие субстанции раскрывает, что является основой всего существующего;

· понятие бытия предполагает единство вещей, явлений, процессов, состояний через их общий признак – существование, понятие субстанции раскрывает единый источник возникновения вещей, явлений, процессов, состояний.

Проблема субстанции получила наибольшую разработку в философииНового времени: сложились онтологическая и гносеологическая линии.

Онтологическая линия. Субстанцияпредельное, конечное основание бытия, позволяющее сводить чувственное многообразие существующего и изменчивость его свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. По Р.Декарту и Б.Спинозе, субстанция должна быть причиной самой себя – вечной, существовать благодаря самой себе. Однако возникли разногласия по вопросу количества субстанций и свойств субстанции.

УЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Монизм   Существует только одна субстанция, образующая основу бытия Материалистический Этой субстанцией является материя Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Б.Спиноза, Ф.Энгельс
Идеалистический Этой субстанцией является сознание (дух) Платон, Августин, Фома Аквинский, Г.В.Ф.Гегель
Диалектический Субстанция находится в изменении и развитии Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс
Метафизический Эта субстанция неподвижна, неизменна Б.Спиноза
Дуализм Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух Онтологический Исходит из противопоставления этих двух субстанций   Р.Декарт
Гносеологический Исходит их противопоставления познающего субъекта объекту   Д.Юм, И.Кант
Плюрализм Существует множествонезависимых друг от другасубстанций как основы бытия Материалистический Эти субстанции являются материальными Эмпедокл
Идеалистический Эти субстанции являются духовными   Г.Лейбниц

 

Гносеологическая линия. Она была начата Д.Локком: субстанция – это одна их сложных, абстрактных идей разума, которая не может быть результатом только индуктивного обобщения. Д.Беркли отрицал существование материальной субстанции в пользу существования духовной. Д.Юм отвергал существование и той, и другой, и видел в понятии субстанции лишь ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И.Кант полагал, что понятие субстанции необходимо для теоретического объяснения явлений: оно является основой единства восприятий, т.е. опыта. Для некоторых течений западной философии XX века характерно негативное отношение к понятию субстанции: для неопозитивизма это понятие является элементом обыденного сознания, проникшего в науку, способом неоправданного удвоения мира.

Понятия системного подхода. Типы систем.

Диалектические категории системности.

Детерминизм и индетерминизм.

Диалектические категории детерминизма.

Понятие развития. Модели развития.

 

Понятия системного подхода. ТИПЫ СИСТЕМ.

В современной науке одно из центральных мест занимает системный подходк объектам. Одним из его основателей, создателем общей теории систем являлся Людвиг фон Берталанфи. Системный подход имеет две стороны:

· онтологическая сторона – за исключением элементарных частиц любой объект является системой;

· гносеологическая сторона – один объект – это не всегда одна система.

Основные понятия системности:

· системасовокупность элементов, образующих некоторое единство;

· элементпредельный, далее неразложимый компонент системы;

· структурасовокупность связей между элементами, обеспечивающих сохранение основных свойств системы при различных ее изменениях;

· связьвзаимообусловленность состояний и свойств элементов;

· подсистемаво-первых, совокупность элементов с более устойчивыми связями, чем между элементами, в эту совокупность не входящими; во-вторых, совокупность структур системы; в-третьих, часть организации системы;

· организациявнутренняя упорядоченность частей целого; организация имеет две стороны: структурная показывает, из каких частей система состоит, динамическая – характеризует взаимодействие частей между собой.

Типология систем:

· по характеру связи между частями и целым – суммативные (конгломераты) и целостные системы. В суммативных связи элементов являются случайными, неустойчивыми, нет взаимозависимости целого и частей. Целостные системы обладают обратными характеристиками, бывают неорганично-целостные и органично-целостные. В первых целое зависит от частей, они не способны к саморазвитию, перестройке структуры, во вторых – целое управляет частями, может создавать новые части, способны к саморазвитию и перестройке структуры;

· по характеру организации – простые и сложные системы: в сложных – большое количество элементов, разнообразные их связи, иерархическое строение;

· по отношению к движению – статичные и динамичные, динамичные системы бывают функционирующие и развивающиеся;

· по характеру отношения со средой – изолированные, закрытые и открытые системы: открытая система обменивается со средой веществом, энергией и информацией, формирует свои свойства во взаимодействии со средой;

· по характеру детерминации – однозначно детерминированные и вероятностно детерминированные (их будущее однозначно не предсказуемо).

Наука и общество.

Методы научного познания.

Методэто совокупность приемов и операций научного познания. Существует две основные классификации методов. Во-первых, по степени общности:

· всеобщие (универсальные) – диалектика и метафизика;

· общенаучные – применяются в любых науках независимо от их предмета;

· частнонаучные – применяются в отдельных науках.

Во-вторых, применительно к уровням научного познания методы подразделяются на три большие группы:

Группа Метод Определение
Эмпирические методы Наблюдение Относительно пассивное восприятие субъектом изучаемого объекта
Измерение Выявление количественных величин (характеристик) изучаемого объекта
Эксперимент Предполагает активность субъекта в исследовании объекта, который ставится в специально созданные субъектом искусственные условия
Теоретические методы Абстрагирование Мысленное выделение общих характеристик объекта или класса объектов
Идеализация Создание идеализированного объекта, у которого нет аналогов в действительности, с целью исследования реальных объектов
Формализация Выработка специфического символического языка описания объектов
Аксиоматический Принятие как истинных теоретических положений без доказательства
Мысленный эксперимент Воспроизведение в сознании субъекта некоего процесса, который не может быть воспроизведен в действительности
Общелогические методы Анализ и синтез Реальное или мысленное расчленение объекта на части для изучения их свойств и, наоборот, объединение частей в целое
Индукция и дедукция Движение мысли от частного к общему и, наоборот, – движение мысли от общего к частному
Моделирование Создание модели объекта, сопоставляемой с оригиналом по аналогии
Сравнение Выявление общего и особенного у определенного класса объектов

Наука и общество.

Наука как социальный институт. Оформление науки как социального института произошло в XVII-начале XVIII веков, когда в Европе возникла первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. В сформировавшемся научном сообществе сложились специфические нормы и ценности, возникли специальные формы коммуникации. Помимо научных изданий это – конференции, симпозиумы и др. Возникновение сети Интернет в конце XX века в очень значительной степени облегчило взаимодействие ученых разных стран.

Современная наука тесно связана со всеми социальными институтами, пронизывает не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, управленческую, военную сферу, становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, вследствие чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Особое значение имеет система «наука – образование – производство».

Наука как непосредственная производительная сила общества. До конца XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству, выполняя обслуживающую функцию. В XX веке развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, наука создает задел знания для будущего использования (опережающая функция). Складывается система «наука – техника – производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. Новая техника и технологии создаются на основе результатов фундаментальных научных исследований, возникают отрасли производства, которые вообще не могли развиться из предшествующей практики – ядерная энергетика, микроэлектроника, лазерная техника и др. Резкое усиление социальной роли науки проявляется в ходе НТР второй половины XX века: наука является ее главной движущей силой.

По вопросу взаимодействия науки и общества имеется две проблемы:

Во-первых, какие факторы развития науки являются решающими:

· интернализмнаправление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внутренние, интеллектуальные, собственно научные факторы. Интернализм делает акцент на творческих аспектах развития науки, недооценивая роль социальных потребностей.

· экстернализмнаправление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внешние, социальные (экономические и политические) факторы. Экстернализм недооценивает творческую, внутреннюю составляющую развития науки, интеллектуальную сферу.

Во-вторых, какую роль играет наука в развитии общества:

 

Сравнение СЦИЕНТИЗМ АНТИСЦИЕНТИЗМ
Определение Представление о научном знании как наивысшей ценности культуры и достаточном условии существования человека в мире Представление об ограниченности возможностей науки, отсутствии ее приоритета по отношению к иным формам духовной культуры
Истина Научное знание тождественно понятию «истинное знание» Научное знание не тождественно понятию «истинное знание», истина многомерна
Наука и общество Наука в развитии общества играет созидательную роль, только наука может сделать жизнь организованной, управляемой и успешной. Не должно быть барьеров на пути развития науки Наука в развитии общества играет негативную роль, порождает многие социальные проблемы. Наука не в состоянии улучшить жизнь людей, развитие науки необходимо ограничить
Сторонники Неопозитивисты, представители технократических концепций, например, Д.Белл, А.Тоффлер Ф.Ницше, О.Шпенглер («философия жизни»), экзистенциалисты, постмодернисты и др.

 

Тема 6. Человек – культура – ценности

Проблема антропогенеза.

Общество как система.

Общество как система.

Элементами общества являются:

·люди, способные вступать в общественные отношения;

· общественные отношения, взятые отдельно от их носителей;

· вещи или предметы: во-первых, обычные вещи, которые используются в соответствии с их физическими свойствами (орудия, предметы, продукты труда); во-вторых, предметы-знаки, использование которых определяется их смыслом (государственные символы, награды, дорожные знаки и др.);

· часть природы, вовлеченная в производство.

Социальные институтыустойчивые самовоспроизводящиеся единицы, функционирующие по определенной целевой программе (материальное производство, государство, образование, наука и другие).

В обществе выделяют две группы подсистем:

Во-первых, это сферы общественной жизни. Идея такого подхода принадлежит К.Марксу, который выделял две сферы – материальную и духовную – в соответствии с формами производства. В настоящее время выделяют сферы:

· экономическая – удовлетворяет материальные потребности людей;

· социальная – включает в себя отношения людей, групп и институтов;

· правовая – вырабатывает общеобязательные правила деятельности;

· политическая – отвечает за управление процессами в обществе;

· культурная (духовная) – удовлетворяет духовные потребности людей.

Существует проблема наличия одной, определяющей сферы:

Первый подход: существует одна сфера, от которой зависит все общество:

· французские просветители – духовная сфера;

· К.Маркс – сфера материального производства.

Второй подход: не существует определяющей сферы. Согласно теории факторов развития, общество функционирует и развивается благодаря сложному взаимодействию факторов, в совокупности своей образующих механизм системной детерминации общества: сферы равноценны и взаимодействуют между собой, в результате чего у общества формируются интегративные (целостные) характеристики, не присущие сферам в отдельности (например, саморазвитие).

Варианты соотношения сфер:

·на определенных этапах развития общества доминирует одна из них;

·доминирующие сферы сменяют одна другую в одном и том же обществе;

·в разных типах обществ могут существовать разные доминанты;

·причина события в одной из сфер находится в другой;

·сложные процессы зависят от взаимодействия всех сфер.

Во-вторых, это различные сообщества людей, которые действуют в различных сферах общества. В XIX веке К.Маркс разработал модель классового деления общества, согласно которой классыэто большие группы людей, занимающие разное место в процессе материального производства, и имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В XX веке возникла критика этого взгляда: все сферы общества равноценны, социальные группы нужно выделять не только по экономическому критерию. Эта идея лежит в основе теории социальной стратификации. Стратысоциальные группы, выделяемые по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии:

· социальный (образование, престиж профессии, способ получения дохода);

· демографический (пол, возраст, состав семьи);

· профессиональный;

· религиозно-конфессиональный;

· расово-этнический.

Однако выделение любых социальных групп всегда относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к разным группам.

Общество, в-третьих, – это сложная, органично-целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная система.

 

Понятие бытия и его философский смысл.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.047 с.)