ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дофилософские формы мышления



Дофилософские формы мышления

В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого строя была мифология. И обычно становление науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще формы теоретического освоения мира выражается формулой " От мифа к логосу" , или, более развернуто , "от мифологических представлений к теоретическому мышлению". Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе.

Миф – повествование о событиях, происходивших в незапамятные времена, имевших основополагающее значение для мира. Участниками этих событии были Боги, герои и т.д.

Основные черты мифологического сознания :

1. Мифологическое сознание опирается на символы и образы, а не на понятия.

2. Четкой границы между миром сакральным и мирским нет.

3. Историческое время циклично.

Другая форма мировоззрения – религия.

Черты религиозного мышления:

1. В большей степени, чем мифологическое мышление, опирается на понятия.

2. Присутствует грань между божественным и мирским

3. Историческое время линейно.

Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования.

Философия

- теоретически осмысленное мировоззрение. Слово "теоретически" употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем.

Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Предмет философии

– все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Метод философии – мыслящая речь, которая толкует саму себя.

Философские дисциплины:

1. Антропология (Стремление к познанию природы человека).

2. Этика (основы справедливого, разумного и осмысленного действия и жизни).

3. Эстетика (общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека).

4. Метафизика и онтология

5. Логика (Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении).

 

Натурфилософия ионийской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Гераклит и учение о Логосе. Анаксагор.

Фалес (основатель Милетской школы)

первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимен (ученик Фелеса)

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную

субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи ,все живое, все вещи состоят из микроскопических

элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы")

остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других

животных .

Анаксимандр (ученик Анаксимена)

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации

воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву,

камень и т. д.);

• проводил параллели между душой человека и воз­духом - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики

(наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же

реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но

чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и

хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум. (Логос – корневая основа логики. Однако Логос не вытесняет мифологию).

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей

действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать

всему".

Анаксагор

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями". Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом.

Философия Парменида. Учение Демокрита об атомах.

Основные идеи философии Парменида

1. Только сущее есть

2. Несущего нет

3. Несущее нельзя ни помыслить, ни выразить в Логосе

4. Мысль и то, о чем мысль – одно и то же.

5. Бытие (или сущее) есть шар.

Учение Демокрита об атомах.

Демокрит создал Анатомистическое учение. В противоположность милетцам, он полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом. Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом. Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой. По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично).

 

Апории Зенона

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий ("апория" в переводе с греческого означает "затруднение", "безвыходное положение"). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

o Дихтомия

§ Невозможность мыслить движение. Чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности.

o Ахиллес и Черепаха

§ Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

o Стрела

§ Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.

 

Философия софистов

Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой

половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько

в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших

граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или

неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки

доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с

помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с

первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в

собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан

греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими

просветителями).

 

Философия Сократа

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как

выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название

"майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря

логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному

нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях,

рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные

проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном

споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у

истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".

 

Идеализм Платона

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его

идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое

существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не

существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением

первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но

они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

Материя

По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар

— это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к

изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к

материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Учение о четырех причинах

Существует четыре вида причин, действующих в природе.

· Первая причина – материальная. Это то, из чего произошла вещь, материал. Например, для чаши такой причиной будет серебро, для статуи – медь.

· Второй причиной будет форма или образец вещи, т.е. её суть. Например, формальная причина октавы – это отношение двух к одному. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?»

· Третья причина – причина действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения (так, причина ребёнка – отец).

· Наконец четвёртая причина – целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

У вещи может быть одновременно несколько причин, причём неслучайно. Причины статуи: искусство ваяния (причина действующая) и медь (причина материальная).

Перводвигатель

Высшей сущностью, последней основой всего сущего является для Аристотеля абсолютная субстанция, или бог. Это — существующее необходимым образом неподвижное, но вместе с тем движущее первоначало, не обладающее никакой материей. Его сущность заключается в чистой деятельности как таковой. В этом первоначале неразрывно связаны между собой способность к деятельности и сама деятельность. Обосновывая необходимость существования этой абсолютной субстанции — вечного, неподвижного перводвигателя, который всем движет.

http://society.polbu.ru/asmus_antiquephilo/ch53_all.html

 

Стоицизм.

Стоики учили, что на самом деле счастье не зависит от какого-либо внешнего блага. Они

придерживались той же позиции, что и Сократ с Платоном. Единственным условием

личного счастья является добродетельная жизнь, причем добродетель основывается на

знании. Все стоики разделяли эту мысль. Для человека единственным благом является

добродетельная жизнь, а единственным злом — недобродетельная. Когда встает вопрос

о счастливой жизни, все остальное в конечном счете оказывается неуместным и не

имеющим значения. Жизнь, здоровье, процветание или смерть, болезнь, страдания и

нищета не могут помешать счастью мудрого и добродетельного человека.Важно лишь

различие между теми, кто мудр и добродетелен, и теми, кто не обладает мудростью и

добродетелью. Первые счастливы, вторые нет. Знание, добродетель и счастье связаны с

внутренней жизнью и не зависят от внешних факторов.

 

Эпикуреизм.

Эпикурейская школа, известна своей дружеской и обходительной атмосферой. Ее

посещали как женщины, так и рабы, что для античности было достаточно необычным.

Ответ эпикуреизма на вопрос о том, как обеспечить счастье каждому человеку,

заключался в следующем: наслаждайся, но обдуманно. Другими словами, хорошая жизнь

— это благополучие и отсутствие боли и страдания. Для достижения на протяжении

жизни максимума благополучия и минимума страдания человек обязан рассчитывать

свои действия.

Эпикур учил осмотрительному стилю жизни. Только благополучие, которое находится под

контролем, может обеспечить счастье индивиду.

Упрощенно эпикурейскую жизненную философию можно сформулировать так:

1) Единственное благо, которое существует, это наслаждение. 2) Для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем видам

блага, которые мы в состоянии контролировать.

Неоплатонизм.

- идеалистическое направление античной философии III—VI вв.,

соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и

восточных учений. «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады

Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по

нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо)

Оно эманирует в Ум (νοῡς), где происходит его дифференциация на равносущее

множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и

образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных;

образуются умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой

триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме

вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого

пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость

эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее

из его природы. неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении

Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение

Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем

неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в

следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из

ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому

(Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

 

Тертуллиан

Общая позиция Тертуллиана состояла в том, что философия абсолютно чужда христианству. Тем не менее, считая очевидными многие стоические положения, Тертуллиан привлек их в свое учение, в котором встречаются к тому же и кинические, и сократовские положения. Выходит, что он одновременно и осуждал греческих философов, и использовал их понятия.

Основной тезис Тертуллиана состоит в том, что человечество, изобретя философию, слишком все извратило. Человек должен жить более просто, не прибегая к излишнему мудрствованию в виде различных философских систем. Он должен обратиться к естественному состоянию через христианскую веру, аскетизм и самопознание.

Вера в Иисуса Христа уже содержит в себе всю истину во всей полноте, она не нуждается ни в каком доказательстве и ни в какой философии.

Известный тертуллиановский тезис: "Верую, ибо абсурдно". Эта фраза самому Тертуллиану не принадлежит, но у него встречается много выражений, в которых видна приверженность данному тезису, например: “После погребения Христос воскрес, и это несомненно, ибо невозможно”. Евангельские события не укладываются в рамки никакого человеческого понимания. Каким образом можно вывести истины, изложенные в Евангелии? Какой человеческий разум может придумать, что девственница рождает Сына Божьего, Который является и Человеком, и Богом? Он никому не известен, Он не царь, как того хотел ветхозаветный Израиль. Он гоним, предан позорной смерти, умирает, потом воскресает, а ученики Его не узнают. Поэтому Тертуллиан заявляет, что он верует, ибо его вера абсурдна. Абсурдность христианства есть высшая мера его истинности, высшее свидетельство его Божественного происхождения.

Но Тертуллиан отрицает не весь разум, а чрезмерный интеллектуализм, который был присущ древним грекам. Истину Тертуллиан призывает видеть в глубинах души. Для этого надо упростить душу, лишить ее мудрствования. В такой душе, где нет ничего наносного, ничего чуждого, нет никакой философии, и находится истинное знание о Боге, поскольку душа по природе христианка.

 

Августин Аврелий

Аврелий Августин создал первую философскую концепцию истории, основные черты которой можно свести к следующему:

· Творцом всего сущего является Бог.

 

· Мир, сотворенный Им, является первым и единственным. План его создания, развития и конца всегда был известен Богу.

 

· Мир развивается линейно, в строгом соответствии с планом Бога, по законам, людям неизвестным. Единственным источником знаний о этих законах может служить Библия.

 

· Цель истории человечества — совершенствование добра и увеличение числа граждан Града Божьего.

 

· История человечества — процесс совершенствования будущих граждан Града Божьего и определения недостойных его.

 

· Цель истории осуществится в момент гибели человечества и его мира — в момент появления Божьего Града, в день Страшного суда.

 

Доказательства бытия Бога

1) Ансельма Кантерберийского

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

· Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо

· Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

· Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.

· Бог как совершенство

Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).

2) Фомы Аквинского

По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через причину, либо через следствия.

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть

первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина

всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно,

первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже,

больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство —

Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет

смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели,

придает смысл всему, - Бог.

Спор об универсалиях

– одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:

1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы?

2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания?

В зависимости от ответа сложились три направления:

1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский);

2) номинализм (лат. номина – имя) – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей (Росцелин, У. Оккам);

3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.

 

Идеи Фомы Аквинского

(см. 11)

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище

различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи,

в восприятии (памяти) человека.

 

Схоластика.

(см. 11)

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами

человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

 

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства

патристика постепенно переходит в схоластику. Схоластика, опираясь на авторитет

Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход

философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона,

Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и

рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших

проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры.

Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что

вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том,

что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с

Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова

суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

 

Натурфилософия

Философия природы

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Представители натурфилософии:

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

• стремились отделить философию от теологии;

• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не

является центром Вселенной);

• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и

разуму (а не Божественному откровению).

 

Диалектика.

Из многообразия определений

диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи;

учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противопо­ложностей. Эти три дефиниции мо­гут быть обобщены и

синтезированы в определении, принадлежащем Ф. Энгельсу: диалектика и есть не более

как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и

мышления. Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод —

система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения и

поэтому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым

объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам —

законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих

результатах, а должны согласовываться между собой.

 

Николай Кузанский

Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как "абсолютный максимум". Но все же "нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен"; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

 

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества - безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности

 

Джордано Бруно

Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника.

• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

• Вселенная не имеет центра и бесконечна;

• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

• число миров во Вселенной бесконечно;

• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают

свойством движения;

• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на

костре в 1600 г.

 

Метод в философии Декарта

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него

является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких

положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены

ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. То

есть начинать надо с самой несомненной истины

 

Метод радикального сомнения

Метод Декарта представляет собой философское осмысление и обобщение тех приемов

открытия истин, которыми оперировала математика. Суть рационалистического метода,

выдвинутого Декартом, сводится к двум основным положениям.

· Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных,

фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать

интеллектуальная интуиция.

· Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все

необходимые следствия.

 

Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я думаю, когда они приходят ко мне.

 

Понимание Декартом природы

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

 

Всеобщая математика

Декарт считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус

"всеобщей математики, ибо содержит в себе все то, благодаря чему другие называются частями математики". Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.

Бенедикт Спиноза

Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной.

Субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе. философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего.

Это затруднение попытался преодолеть нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм.

Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной.

Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить. Спиноза вообще не признает такой способности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека - это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозе, "воля и разум - одно и то же".

 

Готфрид Лейбниц

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Любая вещь - субстанция, следовательно - число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада.

Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества которой - самостоятельность, самодеятельность.

 

 

Франция

Собственно Просветительская традиция зародилась именно во Франции и сыграла исключительную роль в подготовке Великой французской революции.

Основные представители – Дени Дидро, Этьен де Кондильяк, Шарль Монтескье, Мари Вольтер, Ж.Ж. Руссо

Основные черты французского Просвещения:

* антиклерикальный характер;

* материалистическая ориентация;

* энциклопедизм;

* учет потребностей массового читателя.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.06 с.)