Натурфилософия ионийской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Гераклит и учение о Логосе. Анаксагор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурфилософия ионийской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Гераклит и учение о Логосе. Анаксагор.



Фалес (основатель Милетской школы)

первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимен (ученик Фелеса)

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную

субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи,все живое, все вещи состоят из микроскопических

элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы")

остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других

животных.

Анаксимандр (ученик Анаксимена)

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации

воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву,

камень и т. д.);

• проводил параллели между душой человека и воз­духом - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики

(наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же

реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но

чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и

хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум. (Логос – корневая основа логики. Однако Логос не вытесняет мифологию).

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей

действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать

всему".

Анаксагор

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями". Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом.

Философия Парменида. Учение Демокрита об атомах.

Основные идеи философии Парменида

1. Только сущее есть

2. Несущего нет

3. Несущее нельзя ни помыслить, ни выразить в Логосе

4. Мысль и то, о чем мысль – одно и то же.

5. Бытие (или сущее) есть шар.

Учение Демокрита об атомах.

Демокрит создал Анатомистическое учение. В противоположность милетцам, он полагал, что природа не однородная стихия, а дифференциальна: делится на множество частей, но при этом: не беспредельна; предел - это атом. Демокрит утверждал: «Атомы настолько малы, что их невозможно ни потрогать, ни взвесить». Он рассуждал так: «Почему должны существовать атомы? Всякую вещь можно разделить на части, а всякую часть – на еще более мелкие части и так далее. Таким образом, тела состоят все-таки из конечного числа частиц, и значит, есть мельчайшая неделимая частица, являющаяся основой всех вещей. Демокрит назвал эту частица атомом. Если же макротело есть результат суммирования огромного, но конечного числа элементов (атомов), то свойства тела должны быть присущи и каждому элементу тела, а эти свойства, в свою очередь, определяются: весом, размером, формой. По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично).

 

Апории Зенона

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий ("апория" в переводе с греческого означает "затруднение", "безвыходное положение"). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

o Дихтомия

§ Невозможность мыслить движение. Чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности.

o Ахиллес и Черепаха

§ Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

o Стрела

§ Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.

 

Философия софистов

Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой

половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько

в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших

граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или

неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки

доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с

помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с

первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в

собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан

греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими

просветителями).

 

Философия Сократа

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как

выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название

"майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря

логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному

нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях,

рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные

проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном

споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у

истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".

 

Идеализм Платона

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его

идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое

существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не

существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением

первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но

они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.017 с.)