Философия Аристотеля: категории, понятие сущности, учение о материи и форме, учение о четырех причинах, перводвигатель.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Аристотеля: категории, понятие сущности, учение о материи и форме, учение о четырех причинах, перводвигатель.



Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос о бытии, причем одна из

категорий говорит о том, что такое бытие (сущность), а 9 остальных дают его характеристики.

Категории по Аристотелю:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность

Материя

По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар

— это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к

изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к

материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

Учение о четырех причинах

Существует четыре вида причин, действующих в природе.

· Первая причина – материальная. Это то, из чего произошла вещь, материал. Например, для чаши такой причиной будет серебро, для статуи – медь.

· Второй причиной будет форма или образец вещи, т.е. её суть. Например, формальная причина октавы – это отношение двух к одному. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?»

· Третья причина – причина действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения (так, причина ребёнка – отец).

· Наконец четвёртая причина – целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

У вещи может быть одновременно несколько причин, причём неслучайно. Причины статуи: искусство ваяния (причина действующая) и медь (причина материальная).

Перводвигатель

Высшей сущностью, последней основой всего сущего является для Аристотеля абсолютная субстанция, или бог. Это — существующее необходимым образом неподвижное, но вместе с тем движущее первоначало, не обладающее никакой материей. Его сущность заключается в чистой деятельности как таковой. В этом первоначале неразрывно связаны между собой способность к деятельности и сама деятельность. Обосновывая необходимость существования этой абсолютной субстанции — вечного, неподвижного перводвигателя, который всем движет.

http://society.polbu.ru/asmus_antiquephilo/ch53_all.html

 

Философия эпохи эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

 

Стоицизм.

Стоики учили, что на самом деле счастье не зависит от какого-либо внешнего блага. Они

придерживались той же позиции, что и Сократ с Платоном. Единственным условием

личного счастья является добродетельная жизнь, причем добродетель основывается на

знании. Все стоики разделяли эту мысль. Для человека единственным благом является

добродетельная жизнь, а единственным злом — недобродетельная. Когда встает вопрос

о счастливой жизни, все остальное в конечном счете оказывается неуместным и не

имеющим значения. Жизнь, здоровье, процветание или смерть, болезнь, страдания и

нищета не могут помешать счастью мудрого и добродетельного человека.Важно лишь

различие между теми, кто мудр и добродетелен, и теми, кто не обладает мудростью и

добродетелью. Первые счастливы, вторые нет. Знание, добродетель и счастье связаны с

внутренней жизнью и не зависят от внешних факторов.

 

Эпикуреизм.

Эпикурейская школа, известна своей дружеской и обходительной атмосферой. Ее

посещали как женщины, так и рабы, что для античности было достаточно необычным.

Ответ эпикуреизма на вопрос о том, как обеспечить счастье каждому человеку,

заключался в следующем: наслаждайся, но обдуманно. Другими словами, хорошая жизнь

— это благополучие и отсутствие боли и страдания. Для достижения на протяжении

жизни максимума благополучия и минимума страдания человек обязан рассчитывать

свои действия.

Эпикур учил осмотрительному стилю жизни. Только благополучие, которое находится под

контролем, может обеспечить счастье индивиду.

Упрощенно эпикурейскую жизненную философию можно сформулировать так:

1) Единственное благо, которое существует, это наслаждение. 2) Для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем видам

блага, которые мы в состоянии контролировать.

Неоплатонизм.

- идеалистическое направление античной философии III—VI вв.,

соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и

восточных учений. «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады

Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по

нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо)

Оно эманирует в Ум (νοῡς), где происходит его дифференциация на равносущее

множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и

образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных;

образуются умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой

триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме

вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого

пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость

эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее

из его природы. неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении

Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение

Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем

неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в

следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из

ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому

(Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

 

Ранняя средневековая философия: конфликт между знанием и верой (Тертуллиан), основные идеи теологии Августина Аврелия.

Конфликт между знанием и верой

По мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

В Средние века именно философия и теология были интеллектуальными видами деятельности, претендовавшими на истинное постижение. (Естествознание в современном смысле этого слова вряд ли существовало в европейской культурной жизни до позднего Средневековья). Поэтому естественно, что одной из центральных тем стало взаимоотношение веры и разума. Эти два вида духовной и интеллектуальной деятельности должны были определиться по отношению к друг другу. Какие вопросы относятся к философии и какие к теологии?

Для этого периода характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике.

Тертуллиан

Общая позиция Тертуллиана состояла в том, что философия абсолютно чужда христианству. Тем не менее, считая очевидными многие стоические положения, Тертуллиан привлек их в свое учение, в котором встречаются к тому же и кинические, и сократовские положения. Выходит, что он одновременно и осуждал греческих философов, и использовал их понятия.

Основной тезис Тертуллиана состоит в том, что человечество, изобретя философию, слишком все извратило. Человек должен жить более просто, не прибегая к излишнему мудрствованию в виде различных философских систем. Он должен обратиться к естественному состоянию через христианскую веру, аскетизм и самопознание.

Вера в Иисуса Христа уже содержит в себе всю истину во всей полноте, она не нуждается ни в каком доказательстве и ни в какой философии.

Известный тертуллиановский тезис: "Верую, ибо абсурдно". Эта фраза самому Тертуллиану не принадлежит, но у него встречается много выражений, в которых видна приверженность данному тезису, например: “После погребения Христос воскрес, и это несомненно, ибо невозможно”. Евангельские события не укладываются в рамки никакого человеческого понимания. Каким образом можно вывести истины, изложенные в Евангелии? Какой человеческий разум может придумать, что девственница рождает Сына Божьего, Который является и Человеком, и Богом? Он никому не известен, Он не царь, как того хотел ветхозаветный Израиль. Он гоним, предан позорной смерти, умирает, потом воскресает, а ученики Его не узнают. Поэтому Тертуллиан заявляет, что он верует, ибо его вера абсурдна. Абсурдность христианства есть высшая мера его истинности, высшее свидетельство его Божественного происхождения.

Но Тертуллиан отрицает не весь разум, а чрезмерный интеллектуализм, который был присущ древним грекам. Истину Тертуллиан призывает видеть в глубинах души. Для этого надо упростить душу, лишить ее мудрствования. В такой душе, где нет ничего наносного, ничего чуждого, нет никакой философии, и находится истинное знание о Боге, поскольку душа по природе христианка.

 

Августин Аврелий

Аврелий Августин создал первую философскую концепцию истории, основные черты которой можно свести к следующему:

· Творцом всего сущего является Бог.

 

· Мир, сотворенный Им, является первым и единственным. План его создания, развития и конца всегда был известен Богу.

 

· Мир развивается линейно, в строгом соответствии с планом Бога, по законам, людям неизвестным. Единственным источником знаний о этих законах может служить Библия.

 

· Цель истории человечества — совершенствование добра и увеличение числа граждан Града Божьего.

 

· История человечества — процесс совершенствования будущих граждан Града Божьего и определения недостойных его.

 

· Цель истории осуществится в момент гибели человечества и его мира — в момент появления Божьего Града, в день Страшного суда.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.011 с.)