Новое понимание науки в философии Френсиса Бэкона.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое понимание науки в философии Френсиса Бэкона.



 

Родоначальник эмпиризма.

Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Подобный подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Наука - средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: "Знание - сила", в котором отразилась практическая направленность новой науки.

Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как к деятельности предпринимателя, так и к деятельности землекопа. Отсюда же вытекает и признание особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко все это видно именно у Бэкона. Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью

 

Метод в философии Декарта. Смысл методической процедуры сомнения у Декарта. Понимание Декартом природы. Всеобщая математика.

 

Декарт, будучи незаурядным математиком, пытался применить ко всем наукам и в

частности к философии особенности математического метода познания, он выдвинул

идею всеобщей математизации научного знания. В математике Декарт более всего ценил

то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам.

Чувственное познание не отличается точностью получаемых результатов и в полной мере

зависит от субъективного восприятия мира и не может выступать надёжным критерием

истины и дать верных выводов

 

Метод в философии Декарта

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него

является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких

положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены

ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. То

есть начинать надо с самой несомненной истины

 

Метод радикального сомнения

Метод Декарта представляет собой философское осмысление и обобщение тех приемов

открытия истин, которыми оперировала математика. Суть рационалистического метода,

выдвинутого Декартом, сводится к двум основным положениям.

· Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных,

фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать

интеллектуальная интуиция.

· Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все

необходимые следствия.

 

Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я думаю, когда они приходят ко мне.

 

Понимание Декартом природы

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

 

Всеобщая математика

Декарт считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус

"всеобщей математики, ибо содержит в себе все то, благодаря чему другие называются частями математики". Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.

Философия Спинозы и Лейбница.

Бенедикт Спиноза

Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной.

Субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе. философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего.

Это затруднение попытался преодолеть нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм.

Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной.

Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить. Спиноза вообще не признает такой способности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека - это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозе, "воля и разум - одно и то же".

 

Готфрид Лейбниц

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Любая вещь - субстанция, следовательно - число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада.

Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества которой - самостоятельность, самодеятельность.

 

 

Основные идеи философской мысли Просвещения в Англии и Франции.

Франция

Собственно Просветительская традиция зародилась именно во Франции и сыграла исключительную роль в подготовке Великой французской революции.

Основные представители – Дени Дидро, Этьен де Кондильяк, Шарль Монтескье, Мари Вольтер, Ж.Ж. Руссо

Основные черты французского Просвещения:

* антиклерикальный характер;

* материалистическая ориентация;

* энциклопедизм;

* учет потребностей массового читателя.

Материалисты были наиболее последовательными и решительными сторонниками Просвещения. Так как Просвещение было идеологическим обоснованием революции, а последняя своим острием направлялась против клерикализма и монархии, то естественно, что десакрализация общественной жизни, обыденного и научного познания могла быть осуществлена только с позиций материализма. Выделяют две линии во Французском Просвещении: первая продолжает линию Декарта и представлена именами Ламетри и Дидро, а вторая продолжает линию английского материализма и представлена прежде всего Кондильяком.

Англия

Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения.

Основные представители – Джон Локк, Джон Толанд, Исаак Ньютон, Джордж Беркли

Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк, друг И. Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. В работах Локка содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение), подчеркивавшего важнейшую роль чувственных восприятий в познании, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.007 с.)