Основные проблемы развития общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы развития общества.



Проблема 1 – социальной закономерности. Социальная закономерностьобъективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление развития общества (Аристотель, А.Августин, Дж.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс).

Закономерные, направленные, прогрессивные изменения в обществе в ходе его исторического развития признавали философы-детерминисты.

По Г.Гегелю, история – «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц: это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей.

Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим: этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, но является результатом коллективной деятельности людей. Однако законы истории носят не субъективный, а объективный характер: они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному.

Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность, поступательно-прогрессивный характер ее динамики. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).

 

Сравнение Природные закономерности СОЦИАЛЬНЫЕ закономерности
Время Вечны, как и сама природа Возникли вместе с обществом
Механизм реализации Действуют независимо от сознания и воли людей Вырабатываются только людьми в ходе их коллективной деятельности
Характер Динамические и статистические Преобладают статистические
Степень точности Динамические: реализуются неукоснительно, статистические – предполагают вероятность и случайность Не столь неукоснительны и точны, учитывая свободу человека, его способность к совершению выбора
Уникальность Постоянно повторяются Нет однозначных повторений

 

Философы-индетерминисты отрицали закономерность и направленность изменений, общественный прогресс. В.Дильтей и неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт разграничили «науки о природе» и «науки о духе (культуре)». В первых, в отличие от вторых, невозможно обобщение, выявление закономерности, «науки о духе» имеют дело с единичными и уникальными явлениями. Эта мысль воплотилась в идее О.Шпенглера о несравнимости локальных культур.

К.Поппер в труде «Нищета историцизма» философию истории К.Маркса расценил как «историцизм», основанный на масштабных обобщениях, пророчестве, предопределении. Свой подход К.Поппер назвал «антиисторицизмом».

Этот подход отрицает универсальные исторические законы, цель и смысл истории, единую историю человечества, общественный прогресс. Прогресс как движение к некоторой цели возможен только для людей, но не для истории. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая институты демократии, от которых зависит свобода. История может быть истолкована и как прогрессивный процесс (борьба с рабством), и как регрессивный (расизм). Прогресс относителен, не существует его объективных критериев. Марксизм же абсолютизирует прогресс как историческую неизбежность.

Проблема 2 – определяющего фактора развития общества.

Концепция Сторонник Главная идея    
Материалистический подход    
Экономический детерминизм   К.Маркс Материальная, экономическая сфера является определяющей: производственные отношения (собственности на средства производства) – «реальный базис», определяющий политико-идеологическую «надстройку»
Демографический детерминизм     Т.Мальтус «Железный» или «естественный закон» – если народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, то материальные средства его существования – в арифметической. Следствием является бедность. Несмотря на «естественное» регулирование численности населения посредством голода, войн и эпидемий, наступает «абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путем регулирования рождаемости
Технологический детерминизм   Д.Белл, А.Тоффлер Определяющую роль играет прогресс техники и технологии и вызываемое им отраслевое и профессиональное разделение труда. Переход к новому типу общества обусловлен технологической революцией и ее социальными последствиями, которые определяют облик новой цивилизации
Натуралистический подход
Географический детерминизм   Ш.Монтескье, Л.Мечников Решающая роль географического положения и климатических условий. Ш.-Л.Монтескье: климат, почва, рацион питания и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер их развития. Л.Мечниковв труде «Цивилизация и великие исторические реки»: неравномерность развития народов зависит от изменения роли водных ресурсов и путей сообщения. Три этапа цивилизации: речной – государства в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; средиземноморский – от основания Карфагена; океанический – после открытия Америки
Биологический детерминизм   Г.Спенсер, Ж.Гобино, Э.Уилсон Г.Спенсер: учение социал-дарвинизма – развитие общества сводится к естественному отбору и борьбе за существование, социальные конфликты и войны – естественные и вечные проявления стремления человека к господству над другими. Ж.Гобинов работе«Опыт о неравенстве человеческих рас»: культура и социальные институты обусловлены расовыми особенностями. Э.Уилсон в теории социобиологии выдвинул идею генно-культурной эволюции:социокультурное развитие человека объясняется изменениями его генома, ведущих к появлению новых, значимых социальных качеств, техническим изобретениям, изменению образа жизни
Космический детерминизм     А.Л.Чижевский, Л.Гумилев Объясняет социальные процессы влиянием внеземных факторов. А.Л.Чижевский в работе «Земное эхо солнечных бурь»: примерно каждые 11 лет на Земле происходят войны, революции, кризисы в связи с циклами активности Солнца. Л.Гумилевв книге «Этногенез и биосфера Земли»: теория пассионарности – формирование народов обусловлено воздействием солнечной энергии: пассионарии ведут за собой большинство
Идеалистический подход
Ценностный детерминизм     Французские Просветители, О.Конт, И.Кант, К.Ясперс Духовная сфера общества имеет определяющее значение. Философы Просвещения определяющим считали прогресс разума, образования и науки. О.Конт: прогресс человеческого духа состоит в совершенствовании способов объяснения мира. По И.Канту, всеобщий моральный закон – «категорический императив» – регулирует отношения между людьми, народами и государствами, способствуя искоренению войн. По К.Ясперсу, побудительным началом мировой истории выступает «осевое время» – эпоха духовного пробуждения единства человечества

 

Проблема 3 – форм развития общества. Их две – эволюция (главным ее теоретиком был Г.Спенсер) и революция (главным теоретиком этого пути был К.Маркс). В первом случае общество развивается постепенно без резких изменений, во втором – имеют место резкие, глубокие преобразования. Социальные движения бывают реформаторские и революционные. Первые предпочитают путь реформ, которые в итоге могут привести к глубоким преобразованиям; вторые – делают ставку на насильственное ниспровержение существующего социального строя. Если существующие в обществе острые долгосрочные проблемы не решаются путем реформ, это может привести к революции, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для эволюционного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.004 с.)