Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы развития общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема 1 – социальной закономерности. Социальная закономерность – объективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление развития общества (Аристотель, А.Августин, Дж.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс). Закономерные, направленные, прогрессивные изменения в обществе в ходе его исторического развития признавали философы-детерминисты. По Г.Гегелю, история – «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц: это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей. Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим: этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, но является результатом коллективной деятельности людей. Однако законы истории носят не субъективный, а объективный характер: они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному. Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность, поступательно-прогрессивный характер ее динамики. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).
Философы-индетерминисты отрицали закономерность и направленность изменений, общественный прогресс. В.Дильтей и неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт разграничили «науки о природе» и «науки о духе (культуре)». В первых, в отличие от вторых, невозможно обобщение, выявление закономерности, «науки о духе» имеют дело с единичными и уникальными явлениями. Эта мысль воплотилась в идее О.Шпенглера о несравнимости локальных культур. К.Поппер в труде «Нищета историцизма» философию истории К.Маркса расценил как «историцизм», основанный на масштабных обобщениях, пророчестве, предопределении. Свой подход К.Поппер назвал «антиисторицизмом». Этот подход отрицает универсальные исторические законы, цель и смысл истории, единую историю человечества, общественный прогресс. Прогресс как движение к некоторой цели возможен только для людей, но не для истории. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая институты демократии, от которых зависит свобода. История может быть истолкована и как прогрессивный процесс (борьба с рабством), и как регрессивный (расизм). Прогресс относителен, не существует его объективных критериев. Марксизм же абсолютизирует прогресс как историческую неизбежность. Проблема 2 – определяющего фактора развития общества.
Проблема 3 – форм развития общества. Их две – эволюция (главным ее теоретиком был Г.Спенсер) и революция (главным теоретиком этого пути был К.Маркс). В первом случае общество развивается постепенно без резких изменений, во втором – имеют место резкие, глубокие преобразования. Социальные движения бывают реформаторские и революционные. Первые предпочитают путь реформ, которые в итоге могут привести к глубоким преобразованиям; вторые – делают ставку на насильственное ниспровержение существующего социального строя. Если существующие в обществе острые долгосрочные проблемы не решаются путем реформ, это может привести к революции, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для эволюционного развития.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.009 с.) |