Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика научного познания.

Поиск

Научное познание (наука)особая сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Главная функция наукигносеологическая – раскрыть объективные закономерности действительности.

Современная наука выполняет четыре роли:

· форма общественного сознания (мировоззрения) – отражает действительность с помощью специфических (теоретических) представлений;

· форма духовного производства – это система создания нового знания;

· социальный институт – познание осуществляет специфический коллективный субъект – научное сообщество;

· непосредственная производительная сила общества – научные знания имеют широкое практическое применение.

Непосредственными целями науки являются:

· описание – фиксация видимых (количественных) характеристик объекта;

· объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта;

· предсказание – обоснованный прогноз будущего состояния объекта.

Сравнение Объяснение Понимание
Определение Обнаружение сущности изучаемого объекта Раскрытие смысла изучаемого объекта
Виды По механизму: через собственный закон или по аналогии. По направленности: · атрибутивное – обнаружение неотъемлемых качеств объекта; · субстанциальное – нахождение основы существования объекта; · генетическое – раскрытие причин существования объекта; · функциональное – раскрытие функций изучаемого объекта; · структурное – раскрытие строения объекта Формы донаучного понимания: · освоение языка; · понимание другого через сопереживание; · понимание социальных норм и символов. Научное понимание – это интерпретация: · историческое – прошедших эпох; · филологическое – перевод и истолкование текстов, иноязычных метафор; · социально-гуманитарное – других культур; · естественнонаучное – микрообъектов, правил построения теории

 

Особенности научного познания:

· особая подготовка познающего субъекта;

· наличие специальных способов обоснования истинности знания;

· особая организация процесса познания: во-первых, субъектом является научное сообщество, во-вторых, существуют специальные процедуры и правила;

· осознание применяемых методов;

· рефлексивность – размышление над собственной деятельности (существует философия и методология науки, как раздел философии).

Требования к научному познанию:

· объективность – независимость от субъективных оценок и впечатлений;

· рациональность – опора на обоснованные разумом принципы познания;

· эссенциализм – направленность на раскрытие сущности объекта;

· системность – строгая организация знания (теория и картина мира);

· достоверность (проверяемость) – знания должны быть обоснованными;

· универсальность – знание и процедуры его получения едины для всех;

· фрагментарность – целостная картина мира – через изучение сегментов;

· незавершенность – не претендует на обладание абсолютной истиной;

· преемственность – новые результаты часто опираются на предыдущие;

· критичность – постоянный пересмотр полученных результатов.

Формы, уровни и методы научного познания.

В научном познании существует пять специальных форм,неразрывно связанных между собой единой внутренней логикой:

· проблемавозникающее в ходе развития научного познания теоретическое или практическое затруднение, требующие решения. Научное исследование начинается с постановки проблемы, которая задает его направление;

· фактособое предложение, фиксирующее эмпирическое содержание. Факты всегда ищут в ходе решения проблемы, их смысл выявляется только в определенном теоретическом контексте, сами по себе они не обнаруживают своего содержания, на основе фактов строятся другие формы научного познания;

· гипотезанаучное предположение, неопределенное с точки зрения его истинности. Непосредственным материалом гипотезы являются факты, гипотеза всегда носит вероятностный характер, не должна противоречить фактам и уже известным законам, если она подтверждается, то превращается в теорию;

· концепцияопределенный способ понимания, трактовки, основная идея, руководящий принцип для систематического освещения объекта. Концепция может быть переходной формой от гипотезы к теории, на одном и том же фактическом материале могут быть построены взаимоисключающие концепции (в особенности это характерно для исторического познания, в котором существует множественность интерпретаций имеющихся фактов);

· теорияв широком смыслекомплекс идей, направленных на объяснение объекта; в узком, специальном смыслевысшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Основные требования к теории – это объективность, системность, эссенциализм. Теория включает в себя: исходные предпосылки построения, эмпирический фундамент (совокупность определенных фактов), ядро – совокупность неопровержимость положений, выводы, следующие из ядра, и логические принципы построения теории.

В научном познании выделяют три уровня:

· эмпирический;

· теоретический;

· метатеоретический.

СРАВНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Цель Сбор фактов, в них фиксируются количественные характеристики объектов Объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов
Получение знания Опыт (эксперимент) Абстрактное мышление
Связь с действительностью Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта
Глубина Ограничение сферой явлений Ориентация на движение к сущности
Абстрактность Конкретный чувственный материал Создаются гипотезы, модели, теории
Законы Эмпирические законы фиксируют устойчивую повторяемость явлений в опыте Теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются
Методы Существуют чисто эмпирические методы Существуют только теоретические методы

 

Существуют две линии их взаимосвязи:

· эмпирическое – теоретическое: теоретические выводы невозможны без фактов, эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня;

· теоретическое – эмпирическое: теоретическая нагруженность фактов состоит в том, что они раскрывают свой смысл только в теоретическом контексте. Поиск фактов происходит при наличии теоретической цели (проверка гипотезы). Теоретический уровень в значительной степени управляет эмпирическим.

Метатеоретический уровень непосредственно в научном познании не задействован, но создает для него необходимые интеллектуальные предпосылки:

· философские принципы (прежде всего, принцип материального единства мира и принцип всестороннего анализа);

· философские понятия (вероятность, случайность и др.);

· философские методы мышления – диалектика и метафизика;

· идеалы и ценности научного познания.

Философия выполняет по отношению к науке четыре функции:

· эвристическая – философия способствует росту научного знания, создает предпосылки научных открытий, многие философские понятия участвуют в создании научных теорий и остаются в их составе после возникновения теории;

· координирующая – сложный объект может изучаться методами разных наук, необходима координация методов и способов объяснения, основанием для этого служит философский принцип всестороннего анализа;

· интегрирующая – поскольку мир является целостным, и знание о нем должно быть таким же, это воплощается в научной картине мира, основанием которой является философский принцип материального единства мира;

· логико-гносеологическая – частные науки не занимаются методологией, разработкой процедур мышления, им в этом помогает философия: многие научные методы и принципы изначально были обоснованы философией.

Методы научного познания.

Методэто совокупность приемов и операций научного познания. Существует две основные классификации методов. Во-первых, по степени общности:

· всеобщие (универсальные) – диалектика и метафизика;

· общенаучные – применяются в любых науках независимо от их предмета;

· частнонаучные – применяются в отдельных науках.

Во-вторых, применительно к уровням научного познания методы подразделяются на три большие группы:

Группа Метод Определение
Эмпирические методы Наблюдение Относительно пассивное восприятие субъектом изучаемого объекта
Измерение Выявление количественных величин (характеристик) изучаемого объекта
Эксперимент Предполагает активность субъекта в исследовании объекта, который ставится в специально созданные субъектом искусственные условия
Теоретические методы Абстрагирование Мысленное выделение общих характеристик объекта или класса объектов
Идеализация Создание идеализированного объекта, у которого нет аналогов в действительности, с целью исследования реальных объектов
Формализация Выработка специфического символического языка описания объектов
Аксиоматический Принятие как истинных теоретических положений без доказательства
Мысленный эксперимент Воспроизведение в сознании субъекта некоего процесса, который не может быть воспроизведен в действительности
Общелогические методы Анализ и синтез Реальное или мысленное расчленение объекта на части для изучения их свойств и, наоборот, объединение частей в целое
Индукция и дедукция Движение мысли от частного к общему и, наоборот, – движение мысли от общего к частному
Моделирование Создание модели объекта, сопоставляемой с оригиналом по аналогии
Сравнение Выявление общего и особенного у определенного класса объектов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.009 с.)