Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика научного познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание (наука) – особая сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Главная функция науки – гносеологическая – раскрыть объективные закономерности действительности. Современная наука выполняет четыре роли: · форма общественного сознания (мировоззрения) – отражает действительность с помощью специфических (теоретических) представлений; · форма духовного производства – это система создания нового знания; · социальный институт – познание осуществляет специфический коллективный субъект – научное сообщество; · непосредственная производительная сила общества – научные знания имеют широкое практическое применение. Непосредственными целями науки являются: · описание – фиксация видимых (количественных) характеристик объекта; · объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта; · предсказание – обоснованный прогноз будущего состояния объекта.
Особенности научного познания: · особая подготовка познающего субъекта; · наличие специальных способов обоснования истинности знания; · особая организация процесса познания: во-первых, субъектом является научное сообщество, во-вторых, существуют специальные процедуры и правила; · осознание применяемых методов; · рефлексивность – размышление над собственной деятельности (существует философия и методология науки, как раздел философии). Требования к научному познанию: · объективность – независимость от субъективных оценок и впечатлений; · рациональность – опора на обоснованные разумом принципы познания; · эссенциализм – направленность на раскрытие сущности объекта; · системность – строгая организация знания (теория и картина мира); · достоверность (проверяемость) – знания должны быть обоснованными; · универсальность – знание и процедуры его получения едины для всех; · фрагментарность – целостная картина мира – через изучение сегментов; · незавершенность – не претендует на обладание абсолютной истиной; · преемственность – новые результаты часто опираются на предыдущие; · критичность – постоянный пересмотр полученных результатов. Формы, уровни и методы научного познания. В научном познании существует пять специальных форм,неразрывно связанных между собой единой внутренней логикой: · проблема – возникающее в ходе развития научного познания теоретическое или практическое затруднение, требующие решения. Научное исследование начинается с постановки проблемы, которая задает его направление; · факт – особое предложение, фиксирующее эмпирическое содержание. Факты всегда ищут в ходе решения проблемы, их смысл выявляется только в определенном теоретическом контексте, сами по себе они не обнаруживают своего содержания, на основе фактов строятся другие формы научного познания; · гипотеза – научное предположение, неопределенное с точки зрения его истинности. Непосредственным материалом гипотезы являются факты, гипотеза всегда носит вероятностный характер, не должна противоречить фактам и уже известным законам, если она подтверждается, то превращается в теорию; · концепция – определенный способ понимания, трактовки, основная идея, руководящий принцип для систематического освещения объекта. Концепция может быть переходной формой от гипотезы к теории, на одном и том же фактическом материале могут быть построены взаимоисключающие концепции (в особенности это характерно для исторического познания, в котором существует множественность интерпретаций имеющихся фактов); · теория – в широком смысле – комплекс идей, направленных на объяснение объекта; в узком, специальном смысле – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Основные требования к теории – это объективность, системность, эссенциализм. Теория включает в себя: исходные предпосылки построения, эмпирический фундамент (совокупность определенных фактов), ядро – совокупность неопровержимость положений, выводы, следующие из ядра, и логические принципы построения теории. В научном познании выделяют три уровня: · эмпирический; · теоретический; · метатеоретический.
Существуют две линии их взаимосвязи: · эмпирическое – теоретическое: теоретические выводы невозможны без фактов, эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня; · теоретическое – эмпирическое: теоретическая нагруженность фактов состоит в том, что они раскрывают свой смысл только в теоретическом контексте. Поиск фактов происходит при наличии теоретической цели (проверка гипотезы). Теоретический уровень в значительной степени управляет эмпирическим. Метатеоретический уровень непосредственно в научном познании не задействован, но создает для него необходимые интеллектуальные предпосылки: · философские принципы (прежде всего, принцип материального единства мира и принцип всестороннего анализа); · философские понятия (вероятность, случайность и др.); · философские методы мышления – диалектика и метафизика; · идеалы и ценности научного познания. Философия выполняет по отношению к науке четыре функции: · эвристическая – философия способствует росту научного знания, создает предпосылки научных открытий, многие философские понятия участвуют в создании научных теорий и остаются в их составе после возникновения теории; · координирующая – сложный объект может изучаться методами разных наук, необходима координация методов и способов объяснения, основанием для этого служит философский принцип всестороннего анализа; · интегрирующая – поскольку мир является целостным, и знание о нем должно быть таким же, это воплощается в научной картине мира, основанием которой является философский принцип материального единства мира; · логико-гносеологическая – частные науки не занимаются методологией, разработкой процедур мышления, им в этом помогает философия: многие научные методы и принципы изначально были обоснованы философией. Методы научного познания. Метод – это совокупность приемов и операций научного познания. Существует две основные классификации методов. Во-первых, по степени общности: · всеобщие (универсальные) – диалектика и метафизика; · общенаучные – применяются в любых науках независимо от их предмета; · частнонаучные – применяются в отдельных науках. Во-вторых, применительно к уровням научного познания методы подразделяются на три большие группы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.86 (0.009 с.) |