Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.

Поиск

Определение понятия метода. Методы как составная часть научного процесса. Методология как философское учение и как наука о методах научного познания.

Классификация методов научного познания по степени их общности.

Всеобщие методы: метафизический и диалектический.

Общенаучные методы, их связь с уровнями научного познания – эмпирическим и теоретическим.

Методы эмпирического уровня научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Наблюдение непосредственное и опосредованное. Основные требования к научному наблюдению. Виды экспериментов и особенности их проведения. Виды измерений. Международная система единиц СИ.

Методы теоретического уровня познания: абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция. Типы абстракций. Формирование научных абстракций. Характеристика процесса идеализации. Операции с идеализированными объектами. Целесообразность данного метода. Отличия между реальным экспериментом и идеализацией. Формализация как метод научного познания. Создание искусственных языков. Диалектическая взаимосвязь индукции и дедукции.

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях: моделирование и аналогия, анализ и синтез. Виды моделирования в зависимости от типа модели. Основа метода аналогии. Место анализа и синтеза в науке и в общественной жизни человека.

Частнонаучные методы различных направлений биологии.

Методология биологического познания в трудах В.Н.Беклемишева (1890 – 1962).

Тема 11. Критерии и структура естественнонаучного познания. Современная естественнонаучная картина мира.

Общие правила, составляющие сущность метода Декарта. Три основных критерия научного познания действительности: причинность, истинность, относительность. Роль истории науки для ее дальнейшего развития. Основные структурные элементы научного познания, их взаимосвязь.

Характерные черты и темпы развития науки.

Современная естественнонаучная картина мира, созданная на основе научных достижений XX века.

 

6. Планы семинарских занятий.

Темы Кол-во часов План
Этапы развития натурфилософии в Древней Греции, научные обобщения философов Древнего Рима.   Конкурс на лучшее научно-публицистическое сообщение: Путешествие в научный мир Древней Греции и Древнего Рима. Выбирается состав жюри из числа магистрантов. Аудитория задает докладчику вопросы. Оцениваются доклад, презентация, ответы на вопросы.
Развитие основных направлений биологии в XX-XXI веке. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками.   Круглый стол по вопросам развития и становления современных направлений биологии. Группа делится на звенья по 3-4 человека: делают краткое сообщение о новых отраслях экспериментальной биологии, их интеграции с другими науками. После сделанных докладов идет обсуждение, делаются выводы.
Защита и обсуждение рефератов    
Всего    

 

Темы лабораторных работ.

Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом.

8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ООП). Курсовая работы по дисциплине учебным планом не предусмотрена.

 

9. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

9.1. Примерные темы рефератов:

1. Общенаучные и конкретно - научные методы познания.

2. Специфика научных революций.

3. Классификация естественных наук.

4. Научные революции в XX веке.

5. Современная научная картина мира.

6. Место и роль биологических наук в общественной жизни современного человека.

7. Происхождение Солнечной системы.

8. Проблемы происхождения и развития Земли.

9. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.

10. Проблемы сущности живого и его отличие от неживой материи.

11. Естественнонаучные модели происхождения жизни.

12. Основные проблемы и методы генетики.

13. Современные проблемы и методы цитологии, перспективы развития.

14. История развития учения о клетке.

15. Основные проблемы и методы экологии.

16. Закономерности развития экологических систем.

17. Учение о биосфере В.И.Вернадского.

18. Основные методы современной нейрофизиологии.

19. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

20. Концепция ноосферы и ее научный статус.

21. Основные проблемы и методы этологии.

22. Происхождение, развитие и виды материи.

23. Личность ученого и этика науки.

24. Основные этапы развития и методы современной систематики.

25. Математические методы и идеи в биологии.

26. История изучения структуры и функции биосферы.

27. Возникновение космической биологии. Труды К.Э.Циолковского.

28. Проблемы и методы биологии индивидуального развития на современном этапе.

29. Возникновение и развитие вирусологии.

30. Проблемы и методы современной биофизики.

31. История развития и методы эволюционной биохимии.

32. Открытия и методы эволюционной палеонтологии.

33. Обзор исторического развития и методов цитоэмбриологии растений.

34. Проблемы и методы современной гидробиологии.

35. Особенности развития и методы микробиологии.

36. Развитие экологии животных в XX век и ее перспективы на будущее.

37. История развития и методы биотехнологии.

38. Успехи генной и клеточной инженерии на современном этапе.

39. Основные направления и тенденция развития физиологии человека и животных (в историческом плане и на современном этапе).

40. Основные проблемы и методы социобиологии.

41. Донаучное, научное и телеологическое понимание целесообразности.

42. Значение системного, структурного и функционального подходов в современной биологии.

43. Место антропологии в системе биологических наук.

44. Структура естественнонаучного познания.

45. Актуальные проблемы эволюционной теории на современном этапе развития.

46. Успехи и достижения экобиоморфологии в XX веке.

47. Развитие экологии растений и ее достижения в XX веке.

48. Использование математического моделирования в экологии и биогеоценологии.

49. Интеграция биологии с другими естественными науками.

50. Основные обобщения теоретической биологии.

51. Диалектика взаимосвязи социального и биологического.

52. Философские основания теории эволюции.

 

Вопросы к зачету

1. Характеристика всеобщих методов научного познания.

2. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на эмпирическом уровне.

3. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на теоретическом уровне.

4. Критерии естественнонаучного познания (причинность, истинность, относительность).

5. Характерные черты и темпы развития науки.

6. Роль методологии в развитии биологии.

7. Знания о живой природе в государствах Азии и Средиземноморья в XIII – VII веках до нашей эры.

8. Этапы развития древнегреческой натурфилософии (Ионийский, Афинский, Эллинистский).

9. Биологические воззрения древнеримских философов.

10. Основные черты мировоззрения в эпоху Средневековья.

11. Основные черты мировоззрения в эпоху Возрождения.

12. Гелиоцентрическая система мира Н.Коперника. Учение о множественности миров Д.Бруно.

13. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Ф.Бэкона, Р. Декарта.

14. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Б.Спинозы, Г.Лейбница.

15. Создание классической механики. Механистическая картина мира. Труды И.Ньютона.

16. Борьба эпигенеза и преформизма во второй половине 18 века. Работы У.Гарвея, Ш.Бонне, К.Вольфа.

17. Роль работ Ж.Л.Бюффона для развития естествознания в 18 веке.

18. Раскрытие вопросов развития природы в трудах французских философов-материалистов 18 века: П.Гольбаха, Д.Дидро, Ж.Ламетри, Ж.Робине.

19. Совершенствование принципов биологической систематики в 18 веке. Труды К. Линнея.

20. Вклад М.В.Ломоносова и П.С.Палласа в развитие естествознания в России.

21. Основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, его философские взгляды. Критический анализ учения Ж.Б.Ламарка.

22. Влияние немецкой натурфилософии на биологические воззрения первой половины 19 века. Труды И.Канта, В.Шеллинга, Г.Гегеля.

23. Влияние позитивизма на научное мышление в первой половине 19 века.

24. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

25. Теория катастроф Ж.Кювье, натурфилософские взгляды Сент- Илера, их дискуссия.

26. Клеточная теория и открытия, предшествующие ее созданию.

27. Развитие идеи эволюции в России. Работы Н.А. Рулье, Н.А.Северцова, П.Ф.Горянинова и др.

28. Теория эволюции Ч.Дарвина. Предпосылки ее создания. Идеалогическая борьба вокруг эволюционной теории.

29. Развитие основных направлений биологии под влиянием дарвинизма.

30. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии в XX веке.

31. Основные открытия XX века в области ботаники и зоологии.

32. Основные направления и тенденции развития физиологии человека и животных.

33. Теории возникновения жизни на Земле. Доказательства и опровержения.

34. Основные обобщения теоретической биологии.

 

Образовательные технологии.

История и методология биологии относится к числу классических, но активно развивающихся дисциплин, поэтому для реализации компетентностного подхода используются как традиционные методы преподавания, так и интерактивные формы (круглый стол, конкурс-презентация, представление и обсуждение рефератов), направленные на формирование у магистрантов групповых методов работы, умения анализировать, синтезировать, грамотно строить доклад и презентовать его.

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

11.1. Основная литература:

 

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Ступени эволюции: эволюционная концепция природы и цивилизации. М.: Наука, 2006. 347 с.

2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: КМК, 2004. 432 с.

3. История биологии (с древнейших времен до начала 20 века). Под редакцией С.Р.Микулинского. М.: «Наука», 1972. 536 с.

4. История биологии (с начала 20 века и до наших дней). Под редакцией Л.Я.Бляхера. М.: «Наука», 1975. 652 с.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: КНОРУС, 2009. 672 с.

6. Фролов И.Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 288 с.

7. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М.: Высшая школа, 2003. 238 с.

 

11.2. Дополнительная литература:

1. Баландин С.А., Губанов И.А., Джарвис Ч.Э. и др. Растения из коллекции Карла Линнея в Гербарии Московского университета: история и научное значение. М.: ГЕОС, 2003. 128 с.

2. Берман З.И., Зеликман А.Л., Полянский В.И. История эволюционных учений в биологии. М.- Л.: «Наука», 1966. 324 с.

3. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. 336 с.

4. Казимеж Греб. Шеренга великих биологов. Изд-во «Наша Ксенгарня», 1971. 160 с.

5. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М.: Вече, 2004. 688 с.

6. Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В. В поисках неведомых земель. Судьбы великих путешественников. М.: Вече, 2005. 320 с.

7. Сытин А.К. Петр Симон Паллас – ботаник. М.: КМК, 1997. 338 с.

 

11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. http//www. ebio.ru

2. http//www.academic.ru

3. http//www.evolbiol.ru

4. http//www.narod.ru

 

12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

мультимедийное оборудованиедля чтения лекций и семинарских занятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.007 с.)