Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Антропогенез. Знания первобытного человека о природе. Развитие представлений о природе в древнейших рабовладельческих государствах, в странах Древнего Востока.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК и КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА БОТАНИКИ, БИОТЕХНОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Воронова О.Г. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (очная форма обучения)
Тюменский государственный университет
Воронова О.Г. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (очная форма обучения). Тюмень, 2011, 18 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный в локальной сети ТюмГУ. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А., д.с.-х.н., профессор, заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
© Тюменский государственный университет, 2011. © Воронова О.Г., 2011.
1. Пояснительная записка. 1.1. Цели и задачи дисциплины Биология – одна из старейших естественных наук, включающая более 100 дисциплин, возникших в разное время. Ее дифференциация продолжается. Изучение истории науки необходимо для понимания цепи событий, ведущих к современному состоянию и для определения возможных направлений ее развития в будущем. В настоящее время накоплен огромный фактический материал, осмысление которого через призму достижений сегодняшнего дня позволит студентам – биологам не только расширить свой кругозор, но и использовать полученные знания для разработки и апробации новых методик исследований в различных областях биологии и более грамотного изложения и обсуждения полученных результатов. Курс приближает студентов к осмыслению изучаемых процессов и явлений в историческом плане. Успехи науки определяются ее методологией, формулировкой принципиальной идеи, поиском подходов и решений вопросов, касающихся происхождения и организации окружающего мира, причин и закономерностей его развития. Цель курса – системное изложение развития фундаментальных разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая нашими днями, характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач. Охарактеризовать появление в ходе истории науки новых методов и приемов исследования, определить их значение в достижении научных результатов. Задачи дисциплины: · расширение и систематизация знаний о формировании в ходе исторического развития разделов биологии; · изучение особенностей теоретических и практических методов научного познания; · установление взаимосвязи между историей развития биологии и методов исследования; · развитие умений и навыков определения методов исследования в соответствии с поставленными задачами; · углубление знаний о современной системе органического мира; · формирование научного мировоззрения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы направления 020400.68 Биология. Дисциплина «История и методология биологии» относится к вариативной части профессионального цикла (М.3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 020400.68 Биология. В соответствии с учебным планом образовательной программы изучение данной дисциплины предусмотрено в 1 семестре и логически взаимосвязано с предшествующими дисциплинами, изученными в бакалавриате направления «Биология»: философия, история развития ботаники, методы зооиндикации в экологическом мониторинге, биологический контроль окружающей среды. 1.3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной дисциплины. В результате освоения дисциплины «История и методология биологии» выпускник должен обладать следующими общенаучными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): - понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4); - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1); - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2); - демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-4) В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - историю развития биологии и этапы формирования ее разделов; - вклад отдельных ученых, начиная с древнегреческих философов и до современности, в развитие естествознания и формирование направлений биологии, - классификацию методов научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях; - требования, предъявляемые к методам научного познания; - проблемы биологического исследования. Уметь: - устанавливать взаимосвязь между историческими и современными аспектами биологии; - делать выводы о необходимости использования различных методов в свете поставленных задач; - устанавливать взаимодействие отдельных методов биологии; - использовать методы биологических исследований к конкретным ситуациям. Владеть: - навыками работы с литературными и Интернет источниками; - сравнительно-анатомическим, сравнительно-морфологическим, аналитико-синтетическим, индуктивно-дедуктивным и др. методами биологического исследования. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа. 3. Тематический план. Таблица 1.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. Темы лабораторных работ. Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом. 8. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ООП). Курсовая работы по дисциплине учебным планом не предусмотрена.
9. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 9.1. Примерные темы рефератов: 1. Общенаучные и конкретно - научные методы познания. 2. Специфика научных революций. 3. Классификация естественных наук. 4. Научные революции в XX веке. 5. Современная научная картина мира. 6. Место и роль биологических наук в общественной жизни современного человека. 7. Происхождение Солнечной системы. 8. Проблемы происхождения и развития Земли. 9. Роль симметрии и асимметрии в научном познании. 10. Проблемы сущности живого и его отличие от неживой материи. 11. Естественнонаучные модели происхождения жизни. 12. Основные проблемы и методы генетики. 13. Современные проблемы и методы цитологии, перспективы развития. 14. История развития учения о клетке. 15. Основные проблемы и методы экологии. 16. Закономерности развития экологических систем. 17. Учение о биосфере В.И.Вернадского. 18. Основные методы современной нейрофизиологии. 19. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека. 20. Концепция ноосферы и ее научный статус. 21. Основные проблемы и методы этологии. 22. Происхождение, развитие и виды материи. 23. Личность ученого и этика науки. 24. Основные этапы развития и методы современной систематики. 25. Математические методы и идеи в биологии. 26. История изучения структуры и функции биосферы. 27. Возникновение космической биологии. Труды К.Э.Циолковского. 28. Проблемы и методы биологии индивидуального развития на современном этапе. 29. Возникновение и развитие вирусологии. 30. Проблемы и методы современной биофизики. 31. История развития и методы эволюционной биохимии. 32. Открытия и методы эволюционной палеонтологии. 33. Обзор исторического развития и методов цитоэмбриологии растений. 34. Проблемы и методы современной гидробиологии. 35. Особенности развития и методы микробиологии. 36. Развитие экологии животных в XX век и ее перспективы на будущее. 37. История развития и методы биотехнологии. 38. Успехи генной и клеточной инженерии на современном этапе. 39. Основные направления и тенденция развития физиологии человека и животных (в историческом плане и на современном этапе). 40. Основные проблемы и методы социобиологии. 41. Донаучное, научное и телеологическое понимание целесообразности. 42. Значение системного, структурного и функционального подходов в современной биологии. 43. Место антропологии в системе биологических наук. 44. Структура естественнонаучного познания. 45. Актуальные проблемы эволюционной теории на современном этапе развития. 46. Успехи и достижения экобиоморфологии в XX веке. 47. Развитие экологии растений и ее достижения в XX веке. 48. Использование математического моделирования в экологии и биогеоценологии. 49. Интеграция биологии с другими естественными науками. 50. Основные обобщения теоретической биологии. 51. Диалектика взаимосвязи социального и биологического. 52. Философские основания теории эволюции.
Вопросы к зачету 1. Характеристика всеобщих методов научного познания. 2. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на эмпирическом уровне. 3. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на теоретическом уровне. 4. Критерии естественнонаучного познания (причинность, истинность, относительность). 5. Характерные черты и темпы развития науки. 6. Роль методологии в развитии биологии. 7. Знания о живой природе в государствах Азии и Средиземноморья в XIII – VII веках до нашей эры. 8. Этапы развития древнегреческой натурфилософии (Ионийский, Афинский, Эллинистский). 9. Биологические воззрения древнеримских философов. 10. Основные черты мировоззрения в эпоху Средневековья. 11. Основные черты мировоззрения в эпоху Возрождения. 12. Гелиоцентрическая система мира Н.Коперника. Учение о множественности миров Д.Бруно. 13. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Ф.Бэкона, Р. Декарта. 14. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Б.Спинозы, Г.Лейбница. 15. Создание классической механики. Механистическая картина мира. Труды И.Ньютона. 16. Борьба эпигенеза и преформизма во второй половине 18 века. Работы У.Гарвея, Ш.Бонне, К.Вольфа. 17. Роль работ Ж.Л.Бюффона для развития естествознания в 18 веке. 18. Раскрытие вопросов развития природы в трудах французских философов-материалистов 18 века: П.Гольбаха, Д.Дидро, Ж.Ламетри, Ж.Робине. 19. Совершенствование принципов биологической систематики в 18 веке. Труды К. Линнея. 20. Вклад М.В.Ломоносова и П.С.Палласа в развитие естествознания в России. 21. Основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, его философские взгляды. Критический анализ учения Ж.Б.Ламарка. 22. Влияние немецкой натурфилософии на биологические воззрения первой половины 19 века. Труды И.Канта, В.Шеллинга, Г.Гегеля. 23. Влияние позитивизма на научное мышление в первой половине 19 века. 24. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 25. Теория катастроф Ж.Кювье, натурфилософские взгляды Сент- Илера, их дискуссия. 26. Клеточная теория и открытия, предшествующие ее созданию. 27. Развитие идеи эволюции в России. Работы Н.А. Рулье, Н.А.Северцова, П.Ф.Горянинова и др. 28. Теория эволюции Ч.Дарвина. Предпосылки ее создания. Идеалогическая борьба вокруг эволюционной теории. 29. Развитие основных направлений биологии под влиянием дарвинизма. 30. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии в XX веке. 31. Основные открытия XX века в области ботаники и зоологии. 32. Основные направления и тенденции развития физиологии человека и животных. 33. Теории возникновения жизни на Земле. Доказательства и опровержения. 34. Основные обобщения теоретической биологии.
Образовательные технологии. История и методология биологии относится к числу классических, но активно развивающихся дисциплин, поэтому для реализации компетентностного подхода используются как традиционные методы преподавания, так и интерактивные формы (круглый стол, конкурс-презентация, представление и обсуждение рефератов), направленные на формирование у магистрантов групповых методов работы, умения анализировать, синтезировать, грамотно строить доклад и презентовать его.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 11.1. Основная литература:
1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Ступени эволюции: эволюционная концепция природы и цивилизации. М.: Наука, 2006. 347 с. 2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: КМК, 2004. 432 с. 3. История биологии (с древнейших времен до начала 20 века). Под редакцией С.Р.Микулинского. М.: «Наука», 1972. 536 с. 4. История биологии (с начала 20 века и до наших дней). Под редакцией Л.Я.Бляхера. М.: «Наука», 1975. 652 с. 5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: КНОРУС, 2009. 672 с. 6. Фролов И.Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 288 с. 7. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М.: Высшая школа, 2003. 238 с.
11.2. Дополнительная литература: 1. Баландин С.А., Губанов И.А., Джарвис Ч.Э. и др. Растения из коллекции Карла Линнея в Гербарии Московского университета: история и научное значение. М.: ГЕОС, 2003. 128 с. 2. Берман З.И., Зеликман А.Л., Полянский В.И. История эволюционных учений в биологии. М.- Л.: «Наука», 1966. 324 с. 3. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. 336 с. 4. Казимеж Греб. Шеренга великих биологов. Изд-во «Наша Ксенгарня», 1971. 160 с. 5. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. М.: Вече, 2004. 688 с. 6. Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В. В поисках неведомых земель. Судьбы великих путешественников. М.: Вече, 2005. 320 с. 7. Сытин А.К. Петр Симон Паллас – ботаник. М.: КМК, 1997. 338 с.
11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. http//www. ebio.ru 2. http//www.academic.ru 3. http//www.evolbiol.ru 4. http//www.narod.ru
12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины: мультимедийное оборудованиедля чтения лекций и семинарских занятий.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК и КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА БОТАНИКИ, БИОТЕХНОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Воронова О.Г. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (очная форма обучения)
Тюменский государственный университет
Воронова О.Г. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (очная форма обучения). Тюмень, 2011, 18 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный в локальной сети ТюмГУ. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Боме Н.А., д.с.-х.н., профессор, заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
© Тюменский государственный университет, 2011. © Воронова О.Г., 2011.
1. Пояснительная записка. 1.1. Цели и задачи дисциплины Биология – одна из старейших естественных наук, включающая более 100 дисциплин, возникших в разное время. Ее дифференциация продолжается. Изучение истории науки необходимо для понимания цепи событий, ведущих к современному состоянию и для определения возможных направлений ее развития в будущем. В настоящее время накоплен огромный фактический материал, осмысление которого через призму достижений сегодняшнего дня позволит студентам – биологам не только расширить свой кругозор, но и использовать полученные знания для разработки и апробации новых методик исследований в различных областях биологии и более грамотного изложения и обсуждения полученных результатов. Курс приближает студентов к осмыслению изучаемых процессов и явлений в историческом плане. Успехи науки определяются ее методологией, формулировкой принципиальной идеи, поиском подходов и решений вопросов, касающихся происхождения и организации окружающего мира, причин и закономерностей его развития. Цель курса – системное изложение развития фундаментальных разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая нашими днями, характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач. Охарактеризовать появление в ходе истории науки новых методов и приемов исследования, определить их значение в достижении научных результатов. Задачи дисциплины: · расширение и систематизация знаний о формировании в ходе исторического развития разделов биологии; · изучение особенностей теоретических и практических методов научного познания; · установление взаимосвязи между историей развития биологии и методов исследования; · развитие умений и навыков определения методов исследования в соответствии с поставленными задачами; · углубление знаний о современной системе органического мира; · формирование научного мировоззрения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы направления 020400.68 Биология. Дисциплина «История и методология биологии» относится к вариативной части профессионального цикла (М.3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 020400.68 Биология. В соответствии с учебным планом образовательной программы изучение данной дисциплины предусмотрено в 1 семестре и логически взаимосвязано с предшествующими дисциплинами, изученными в бакалавриате направления «Биология»: философия, история развития ботаники, методы зооиндикации в экологическом мониторинге, биологический контроль окружающей среды. 1.3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной дисциплины. В результате освоения дисциплины «История и методология биологии» выпускник должен обладать следующими общенаучными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): - понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4); - понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1); - знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2); - демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-4) В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - историю развития биологии и этапы формирования ее разделов; - вклад отдельных ученых, начиная с древнегреческих философов и до современности, в развитие естествознания и формирование направлений биологии, - классификацию методов научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях; - требования, предъявляемые к методам научного познания; - проблемы биологического исследования. Уметь: - устанавливать взаимосвязь между историческими и современными аспектами биологии; - делать выводы о необходимости использования различных методов в свете поставленных задач; - устанавливать взаимодействие отдельных методов биологии; - использовать методы биологических исследований к конкретным ситуациям. Владеть: - навыками работы с литературными и Интернет источниками; - сравнительно-анатомическим, сравнительно-морфологическим, аналитико-синтетическим, индуктивно-дедуктивным и др. методами биологического исследования. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа. 3. Тематический план. Таблица 1.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
|