Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия развития научного мышления в процессе исследовательской деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические указания: рассмотреть особенности научного мышления. Указать характеристики исследовательской деятельности, свидетельствующие о необходимости развития мышления. Доказать значимость исследовательской деятельности для совершенствования научного мышления.
2. Социальная работа как наука, профессиональная деятельность и дисциплина. Методические указания: развести понятия науки, профессиональной деятельности и дисциплины. Определить поле взаимозависимости социальной работы как науки и профессиональной деятельности. Привести перечень доказательств необходимости развития социальной работы как науки.
3. Междисциплинарный подход к становлению новой системы знаний в социальной работе. Методические указания: раскрыть значимость методов научного исследования социологии, психологии, педагогики в развитии методологии социальной работы. Достоинства и недостатки интеграции смежных наук в социальной работе.
4. Проблемы планирования научных исследований в практике социальной работы. Методические указания: описать функцию планирования и специфику планирования социальных исследований. Обозначить проблемные этапы планирования в практике социальной работы, акцентируя внимание на вопросах исследовательской деятельности.
Качественный подход к организации исследовательских работ в социальной сфере: этический компонент. Методические указания: роль гипотезы в проведении исследования. Возможности исследователя. Последствия научного исследования для исследователя, исследуемых. Критерии качества научного исследования в социальной работе.
6. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития социальной активности молодежи. Методические указания: рассмотреть социальный аспект научно - исследовательской деятельности, какие требования предъявляются к социальной активности молодого поколения, роль научно - исследовательской деятельности в развитии социальной активности молодежи (студенчество в процессе обучения).
7. Эксперимент как комплексный метод исследования: программа эксперимента и зависимость от предмета исследования в социальной работе. Методические указания: описать эксперимент и его составляющие, значение использования в эксперименте комплекса методов исследования. Раскрыть роль предмета исследования в составлении программы эксперимента по социальной работе.
Возможности психолого-педагогических методов исследования в диагностике профессиональных предпочтений выпускников школы. Методические указания: рассмотреть классификацию психолого-педагогических методов исследования, раскрыть возможности применения одного метода в качестве диагностики на конкретном примере.
9. Достоинства и недостатки социологических методов в исследовании степени удовлетворенности женщин услугами Центров планирования семьи. Методические указания: рассмотреть классификацию социологических методов исследования, выделить достоинства и недостатки одного метода по исследованию степени удовлетворенности женщин услугами Центров планирования семьи.
10. Секреты успешного публичного выступления: практические рекомендации. Методические указания: раскрыть особенности научной значимости публичного выступления и привести примеры успешных выступлений.
11. Экспериментальный контроль адаптации молодых специалистов по социальной работе в учреждениях пенитенциарной системы. Методические указания: обозначить основные составляющие экспериментального контроля, представить систему контроля исследования в отношении адаптации молодых специалистов к новым профессиональным требованиям и условиям.
12. Самоэкспертиза научного исследования: необходимость осуществления и требования к содержанию процедуры. Методические указания: описать содержание самоэкспертизы, ее влияние на качество исследования. Самоэкспертиза и развитие научного мышления. Требования к построению научного аппарата исследования на теоретическом и эмпирическом этапах исследования. Методические рекомендации: необходимо рассмотреть не только логику построения научного аппарата исследования, но и наличие определенных навыков у исследователя, способствующих предвидению результатов научной работы.
Механизм взаимодействия теории и практики социальной работы, способствующий развитию научных исследований в социальной сфере. Методические рекомендации: каким должен быть механизм взаимообогащения теории и практики, способствующий развитию научно – исследовательских работ. Рассмотреть проблематику по данному вопросу. Диагностические умения специалиста как важнейший компонент профессиональной компетентности. Методические рекомендации: рассмотреть диагностические умения как исследовательский компонент деятельности специалиста. Составляющие профессиональной компетентности в социальной работе и значимость диагностических умений специалиста. Вопросы для зачета (очное отделение) 1. Особенности методологии в социальной работе? 2. Междисциплинарный характер научных исследований в социальной работе? 3. Соотношение методологии, методики, метода, технологии в социальной работе? 4. Общенаучные принципы познания научного исследования? 5. Требования к планированию научного исследования? 6. Этапы составления программы исследования? 7. В чем заключается логика научного аппарата исследования? 8. Классификация теоретических методов научного исследования? 9. Классификация эмпирических методов научного исследования? 10. Требования к программе эксперимента? 11. Условия эффективности организации эксперимента? 12. Этические требования к организации научного исследования в социальной работе? 13. Достоинства и недостатки метода беседы в социальном исследовании? 14. Количественные и качественные показатели в научном исследовании? 15. Сущность самоэкспертизы научного исследования? Вопросы для экзамена (очное отделение) 1. Особенности научного мышления? 2. Сущность, структура и функции познания в сфере социальной работы? 3. Методология, принципы, методы и методика познания в социальной работе, их соотношение? 4. Понятие научного исследования. Типы и виды научных исследований в социальной работе? 5. Структура исследования в социальной работе (общая характеристика)? 6. Научный аппарат исследования в социальной работе? 7. Каковы требования к формулировке объекта и предмета теоретической и эмпирической части исследования? 8. Из каких смежных наук заимствованы эмпирические методы исследования в социальной работе, этические проблемы использования методов на практике? 9. Привести классификацию эмпирических методов исследования в психологии? 10. Привести классификацию эмпирических методов в психологии? 11. Привести классификацию эмпирических методов в социологии? 12. Возможно, ли представить технологию разработки метода беседы? (на конкретном примере) 13. Методика проведения наблюдения, достоинства и недостатки? 14. Методы опроса (очный и заочный вариант)? 15. Метод изучения документации и продуктов деятельности, социальная значимость метода? 16. Метод эксперимента и его особенности в социальной работе? 17. Каковы особенности составления программы эмпирического исследования в социальной работе? 18. Научные требования к структуре теоретической и практической частям научного исследования? 19. Теоретические методы исследования в социальной работе. Метод изучения социологической и другой литературы. Анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция? 20. Теоретические методы исследования в социальной работе. Метод изучения литературы. Анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция? 21. Теоретические методы исследования в социальной работе. Моделирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент. Генетический, исторический и сравнительные методы? 22. Характеристика зависимых и независимых переменных в научном исследовании? 23. Соотношение в социальной работе диагностирования и научного исследования? 24. Необходимость общего и рабочего плана исследования? 25. Качественный подход в подтверждении гипотезы научного исследования? 26. Экспертиза проведенного исследования и литературное оформление его результатов? Вопросы для зачета (заочное отделение) 1. Методология, методика и методы познания в социальной работе. Значение знания научной методологии для деятельности специалиста социальной работы. 2. Понятие о науке, цель научного исследования, отличия научного мышления от обыденного. 3. Специфика объекта и процесса исследования в социальной работе. 4. Гносеологические принципы познания (принцип единства теории и практики, исторического и логического). 5. Онтологические принципы познания (принципы объективности, противоречивости, системности, развития, детерминизма). 6. Этические проблемы исследования в социальных науках. 7. Типы и виды научного исследования в социальной работе. Исследовательская деятельность и научное исследование. 8. Структура исследования в социальной работе (общая характеристика). 9. Построение программы исследования в социальной работе. 10. Научный аппарат исследования в социальной работе. 11. Научные методы исследования в социальной работе: классификация, основные особенности. 12. Эмпирические методы исследования в социальной работе: классификация и характеристика. 13. Методика проведения наблюдения в социальной работе. 14. Методика проведения эксперимента в социальной работе. 15. Социологическое исследование в социальной работе: специфика, структура, этапы, основные виды. 16. Методика проведения разных видов опросов в социальной работе. 17. Анкета как инструментарий эмпирического исследования. Методика составления анкеты. 18. Беседа как метод исследования в социальной работе. 19. Методика проведения анализа документов. 20. Возможности использования метода тестирования в социальной работе. 21. Методы анализа данных: качественные и количественные методы. 22. Экспертиза проведенного исследования и литературное оформление его результатов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Специалист должен знать: - Основы познания вообще и специфики познания в социальной работе; - Основы методологии познания, его методы и методику; - Логику (структуру) исследования в социальной работе, требования к его экспертизе и литературному оформлению в социальной работе; - Особенности составления программы исследования; - Основные методы исследования и особенности их применения специалистом социальной работы в зависимости от особенностей клиента. 2. Специалист должен владеть: - Философскими, общенаучными и специально-научными методами и методиками познания в социальной работе. 3. Специалист должен уметь: - Используя разного рода методы познания, критически перерабатывать научную и другого рода информацию, производить новую информацию; - Творчески решать проблемы выхода клиентов из трудных жизненных ситуаций; - Определять составляющие научного аппарата исследования (противоречие, проблему, объект, предмет и т.д.) и выстраивать его логику. Критерии оценивания студентов на зачете До зачета допускаются студенты, которые: 1. Присутствовали на всех занятиях 2. Вовремя выполняли все контрольные работы и получили за них положительную отметку (отметку «зачтено» - для студентов заочной формы обучения) 3. Своевременно отчитались по темам, предназначенным для самостоятельного изучения (график уточняется преподавателем в зависимости от графика учебного процесса) 4. Прошли тестовый контроль в конце семестра
Критерии оценивания ответов студентов на экзамене (для очного отделения)
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.4. Базовые методологические принципы творческой самореализации педагога и студента [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Байлук.; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и. ], 2003. – 223 с. 3 шт. 2. Безрукова, В. С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Издат – во Дома учителя, 2001. – 236 с. 1 шт. 3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 031000 – педагогика и психология / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - М.: Академия, 2001. – 208 с. 18 шт. 4. Новикова, С.С., Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с. 2 шт. 5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с. 43 шт. 6. Положение о выпускной квалификационной работе для студентов, обучающихся по специальности 040101 – «социальная работа» [Текст]: методическое пособие для студентов вузов / отв. ред.В.А. Дегтерев, - Екатеринбург: [б. и.], 2009. 7. Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЖ: Инфра – М, 2001. – 203 с. 1 шт. 8. Фирсов, М.В., Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Т. Студенова - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с. 7 шт. Дополнительная литература 1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методология и методы психологического исследования [Текст]: учебно-практическое пособие / Б.С. Волков. - М.: Академ. проект, 2005. – 352 с. 7 шт. 2. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника [Текст]: уч. пособие / Г.А. Герцог. - Челябинск, [б.и ], 2003. – 352 с 1 шт. 3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого - педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Давыдов. - М.: Логос, 2006. – 128 с. 10 шт. 4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]: / И. Ф. Девятко. - Урал. гос. пед. университет Екатеринбург, [б и ], 1998. – 208 с. 12 шт. 5. Дзикики, А. Творчество в науке [Текст]: А. Дзикики. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 240 с. 1 шт. 6. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 544 с. 4 шт. 7. Поппер, К. Логика научного исследования [Текст]: / К.М. Поппер. – М.: Республика, 2004. – 447 с. 1 шт. 8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. [Текст]: / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 349 с. 1 шт. 9. Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии [Текст]: Курс лекций / Ю.Н. Толстова. - М.: Инфра – М., 1998. – 224 с. 13 шт. 10. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст]: учебник для студентов в высш. учеб. заведениях М.: Добросвет, 2000. - 596 с. 3 шт. 11. Устьянцева, Л.Д. Основы исследовательской деятельности. [Текст]: учеб.пособие / Л.Д. Устьянцева. – Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, [б и ], 2004. – 202 с. 1 шт. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.) |