Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития научного мышления в процессе исследовательской деятельности

Поиск

Методические указания: рассмотреть особенности научного мышления. Указать характеристики исследовательской деятельности, свидетельствующие о необходимости развития мышления. Доказать значимость исследовательской деятельности для совершенствования научного мышления.

 

2. Социальная работа как наука, профессиональная деятельность и дисциплина.

Методические указания: развести понятия науки, профессиональной деятельности и дисциплины. Определить поле взаимозависимости социальной работы как науки и профессиональной деятельности. Привести перечень доказательств необходимости развития социальной работы как науки.

 

3. Междисциплинарный подход к становлению новой системы знаний в социальной работе.

Методические указания: раскрыть значимость методов научного исследования социологии, психологии, педагогики в развитии методологии социальной работы. Достоинства и недостатки интеграции смежных наук в социальной работе.

 

4. Проблемы планирования научных исследований в практике социальной работы.

Методические указания: описать функцию планирования и специфику планирования социальных исследований. Обозначить проблемные этапы планирования в практике социальной работы, акцентируя внимание на вопросах исследовательской деятельности.

 

Качественный подход к организации исследовательских работ в социальной сфере: этический компонент.

Методические указания: роль гипотезы в проведении исследования. Возможности исследователя. Последствия научного исследования для исследователя, исследуемых. Критерии качества научного исследования в социальной работе.

 

6. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития социальной активности молодежи.

Методические указания: рассмотреть социальный аспект научно - исследовательской деятельности, какие требования предъявляются к социальной активности молодого поколения, роль научно - исследовательской деятельности в развитии социальной активности молодежи (студенчество в процессе обучения).

 

7. Эксперимент как комплексный метод исследования: программа эксперимента и зависимость от предмета исследования в социальной работе.

Методические указания: описать эксперимент и его составляющие, значение использования в эксперименте комплекса методов исследования. Раскрыть роль предмета исследования в составлении программы эксперимента по социальной работе.

 

Возможности психолого-педагогических методов исследования в диагностике профессиональных предпочтений выпускников школы.

Методические указания: рассмотреть классификацию психолого-педагогических методов исследования, раскрыть возможности применения одного метода в качестве диагностики на конкретном примере.

 

9. Достоинства и недостатки социологических методов в исследовании степени удовлетворенности женщин услугами Центров планирования семьи.

Методические указания: рассмотреть классификацию социологических методов исследования, выделить достоинства и недостатки одного метода по исследованию степени удовлетворенности женщин услугами Центров планирования семьи.

 

10. Секреты успешного публичного выступления: практические рекомендации.

Методические указания: раскрыть особенности научной значимости публичного выступления и привести примеры успешных выступлений.

 

11. Экспериментальный контроль адаптации молодых специалистов по социальной работе в учреждениях пенитенциарной системы.

Методические указания: обозначить основные составляющие экспериментального контроля, представить систему контроля исследования в отношении адаптации молодых специалистов к новым профессиональным требованиям и условиям.

 

12. Самоэкспертиза научного исследования: необходимость осуществления и требования к содержанию процедуры.

Методические указания: описать содержание самоэкспертизы, ее влияние на качество исследования. Самоэкспертиза и развитие научного мышления.

Требования к построению научного аппарата исследования на теоретическом и эмпирическом этапах исследования.

Методические рекомендации: необходимо рассмотреть не только логику построения научного аппарата исследования, но и наличие определенных навыков у исследователя, способствующих предвидению результатов научной работы.

 

Механизм взаимодействия теории и практики социальной работы, способствующий развитию научных исследований в социальной сфере.

Методические рекомендации: каким должен быть механизм взаимообогащения теории и практики, способствующий развитию научно – исследовательских работ. Рассмотреть проблематику по данному вопросу.

Диагностические умения специалиста как важнейший компонент профессиональной компетентности.

Методические рекомендации: рассмотреть диагностические умения как исследовательский компонент деятельности специалиста. Составляющие профессиональной компетентности в социальной работе и значимость диагностических умений специалиста.

Вопросы для зачета (очное отделение)

1. Особенности методологии в социальной работе?

2. Междисциплинарный характер научных исследований в социальной работе?

3. Соотношение методологии, методики, метода, технологии в социальной работе?

4. Общенаучные принципы познания научного исследования?

5. Требования к планированию научного исследования?

6. Этапы составления программы исследования?

7. В чем заключается логика научного аппарата исследования?

8. Классификация теоретических методов научного исследования?

9. Классификация эмпирических методов научного исследования?

10. Требования к программе эксперимента?

11. Условия эффективности организации эксперимента?

12. Этические требования к организации научного исследования в социальной работе?

13. Достоинства и недостатки метода беседы в социальном исследовании?

14. Количественные и качественные показатели в научном исследовании?

15. Сущность самоэкспертизы научного исследования?

Вопросы для экзамена (очное отделение)

1. Особенности научного мышления?

2. Сущность, структура и функции познания в сфере социальной работы?

3. Методология, принципы, методы и методика познания в социальной работе, их соотношение?

4. Понятие научного исследования. Типы и виды научных исследований в социальной работе?

5. Структура исследования в социальной работе (общая характеристика)?

6. Научный аппарат исследования в социальной работе?

7. Каковы требования к формулировке объекта и предмета теоретической и эмпирической части исследования?

8. Из каких смежных наук заимствованы эмпирические методы исследования в социальной работе, этические проблемы использования методов на практике?

9. Привести классификацию эмпирических методов исследования в психологии?

10. Привести классификацию эмпирических методов в психологии?

11. Привести классификацию эмпирических методов в социологии?

12. Возможно, ли представить технологию разработки метода беседы? (на конкретном примере)

13. Методика проведения наблюдения, достоинства и недостатки?

14. Методы опроса (очный и заочный вариант)?

15. Метод изучения документации и продуктов деятельности, социальная значимость метода?

16. Метод эксперимента и его особенности в социальной работе?

17. Каковы особенности составления программы эмпирического исследования в социальной работе?

18. Научные требования к структуре теоретической и практической частям научного исследования?

19. Теоретические методы исследования в социальной работе. Метод изучения социологической и другой литературы. Анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция?

20. Теоретические методы исследования в социальной работе. Метод изучения литературы. Анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция?

21. Теоретические методы исследования в социальной работе. Моделирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент. Генетический, исторический и сравнительные методы?

22. Характеристика зависимых и независимых переменных в научном исследовании?

23. Соотношение в социальной работе диагностирования и научного исследования?

24. Необходимость общего и рабочего плана исследования?

25. Качественный подход в подтверждении гипотезы научного исследования?

26. Экспертиза проведенного исследования и литературное оформление его результатов?

Вопросы для зачета (заочное отделение)

1. Методология, методика и методы познания в социальной работе. Значение знания научной методологии для деятельности специалиста социальной работы.

2. Понятие о науке, цель научного исследования, отличия научного мышления от обыденного.

3. Специфика объекта и процесса исследования в социальной работе.

4. Гносеологические принципы познания (принцип единства теории и практики, исторического и логического).

5. Онтологические принципы познания (принципы объективности, противоречивости, системности, развития, детерминизма).

6. Этические проблемы исследования в социальных науках.

7. Типы и виды научного исследования в социальной работе. Исследовательская деятельность и научное исследование.

8. Структура исследования в социальной работе (общая характеристика).

9. Построение программы исследования в социальной работе.

10. Научный аппарат исследования в социальной работе.

11. Научные методы исследования в социальной работе: классификация, основные особенности.

12. Эмпирические методы исследования в социальной работе: классификация и характеристика.

13. Методика проведения наблюдения в социальной работе.

14. Методика проведения эксперимента в социальной работе.

15. Социологическое исследование в социальной работе: специфика, структура, этапы, основные виды.

16. Методика проведения разных видов опросов в социальной работе.

17. Анкета как инструментарий эмпирического исследования. Методика составления анкеты.

18. Беседа как метод исследования в социальной работе.

19. Методика проведения анализа документов.

20. Возможности использования метода тестирования в социальной работе.

21. Методы анализа данных: качественные и количественные методы.

22. Экспертиза проведенного исследования и литературное оформление его результатов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Специалист должен знать:

- Основы познания вообще и специфики познания в социальной работе;

- Основы методологии познания, его методы и методику;

- Логику (структуру) исследования в социальной работе, требования к его экспертизе и литературному оформлению в социальной работе;

- Особенности составления программы исследования;

- Основные методы исследования и особенности их применения специалистом социальной работы в зависимости от особенностей клиента.

2. Специалист должен владеть:

- Философскими, общенаучными и специально-научными методами и методиками познания в социальной работе.

3. Специалист должен уметь:

- Используя разного рода методы познания, критически перерабатывать научную и другого рода информацию, производить новую информацию;

- Творчески решать проблемы выхода клиентов из трудных жизненных ситуаций;

- Определять составляющие научного аппарата исследования (противоречие, проблему, объект, предмет и т.д.) и выстраивать его логику.

Критерии оценивания студентов на зачете

До зачета допускаются студенты, которые:

1. Присутствовали на всех занятиях

2. Вовремя выполняли все контрольные работы и получили за них положительную отметку (отметку «зачтено» - для студентов заочной формы обучения)

3. Своевременно отчитались по темам, предназначенным для самостоятельного изучения (график уточняется преподавателем в зависимости от графика учебного процесса)

4. Прошли тестовый контроль в конце семестра

 

 

Отделение Отметка «зачтено» ставится, если: Отметка «не зачтено» ставится, если:
Очное Студент: ü Свободно владеет понятийным аппаратом науки ü Раскрывает особенности междисциплинарного характера научных исследований ü Знает соотношение методологии, методики, метода, технологии в социальной работе ü Способен привести классификацию общенаучных принципов познания научного исследования ü Представляет логику научного аппарата исследования ü Разводит классификацию теоретических и эмпирических методов исследования ü Ориентируется в этических требованиях к организации научного исследования ü Может привести пример достоинств и недостатков какого – либо эмпирического метода Студент: ü С трудом воспроизводи основные понятия методологии социальной работы ü Путает классификации теоретических и эмпирических методов исследования ü Затрудняется в знании требований к программе эксперимента исследования ü Не понимает значимости этических правил организации и проведения эксперимента ü Не способен выделить достоинства и недостатки использования эмпирических методов на практике ü Не имеет представлений о логике научного исследования.    
Заочное Студент: ü знает основы методологии исследований ü владеет методикой изучения различных категорий клиентов ü воспроизводит логику исследования ü знаком со структурой исследования ü на примере может объяснить необходимость применения конкретного метода исследования в социальной работе ü знает отличие между методами познания и практическими методами работы, между методом исследования и инструментарием Студент: ü демонстрирует частичные знания по темам дисциплины ü не может на примере объяснить необходимость применения конкретного метода исследования в социальной работе ü не различает познавательные методы от методов практической работы ü затрудняется с воспроизведением структуры и логики исследования    

 


Критерии оценивания ответов студентов на экзамене (для очного отделения)

№ п/п Отметка Критерии
1. Отлично Свободное владение понятийным аппаратом; Знание теоретических и эмпирических методов научного исследования; Способность соотносить технологию, метод, методику, научное исследование, методологию. Раскрывать сущность научных методов в педагогике, психологии, социологии, философии, а также владение требованиями к их использованию. Владение приемами составления методик эмпирических методов исследования Способность приводить примеры, относящиеся к научному аппарату исследования Объяснение особенностей эмпирических методов исследования из смежных наук Знание этапов программы эмпирического исследования Раскрытие особенностей этического компонента проведения научных исследований на практике Ориентируется в проблемах социальной диагностики научных исследований
2. Хорошо Имеет четкое представление о методологии, методах, методике и технологии научных исследований в социальной работе Возникают сложности с характеристикой общенаучных принципов исследований в социальной работе Четкое выстраивание логики научного аппарата исследования и описание их характеристик Затруднение по вопросам основных этапов программы эксперимента Знание требований к количественной и качественной обработке результатов исследования Сложности определения роли социальной диагностики в научном исследовании Описание основ самоэкспертизы исследования и его роли в социальном исследовании
3. Удовлетворительно Не полное представление о методологии социальной работы Не знание основных классификаций теоретических и эмпирических методов Затруднения со знанием основных требований к составлению программы эмпирического исследования Не умение представить логику научного аппарата Описание основных этических компонентов в организации научного исследования
4. Неудовлетворительно Отсутствие знаний по предмету Не понимание значимости дисциплины

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Байлук, В.В. Человекознание. Кн.4. Базовые методологические принципы творческой самореализации педагога и студента [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Байлук.; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и. ], 2003. – 223 с. 3 шт.

2. Безрукова, В. С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Издат – во Дома учителя, 2001. – 236 с. 1 шт.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 031000 – педагогика и психология / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - М.: Академия, 2001. – 208 с. 18 шт.

4. Новикова, С.С., Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с. 2 шт.

5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого - педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с. 43 шт.

6. Положение о выпускной квалификационной работе для студентов, обучающихся по специальности 040101 – «социальная работа» [Текст]: методическое пособие для студентов вузов / отв. ред.В.А. Дегтерев, - Екатеринбург: [б. и.], 2009.

7. Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЖ: Инфра – М, 2001. – 203 с. 1 шт.

8. Фирсов, М.В., Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Т. Студенова - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с. 7 шт.

Дополнительная литература

1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методология и методы психологического исследования [Текст]: учебно-практическое пособие / Б.С. Волков. - М.: Академ. проект, 2005. – 352 с. 7 шт.

2. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника [Текст]: уч. пособие / Г.А. Герцог. - Челябинск, [б.и ], 2003. – 352 с 1 шт.

3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого - педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Давыдов. - М.: Логос, 2006. – 128 с. 10 шт.

4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]: / И. Ф. Девятко. - Урал. гос. пед. университет Екатеринбург, [б и ], 1998. – 208 с. 12 шт.

5. Дзикики, А. Творчество в науке [Текст]: А. Дзикики. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 240 с. 1 шт.

6. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 544 с. 4 шт.

7. Поппер, К. Логика научного исследования [Текст]: / К.М. Поппер. – М.: Республика, 2004. – 447 с. 1 шт.

8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. [Текст]: / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 349 с. 1 шт.

9. Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии [Текст]: Курс лекций / Ю.Н. Толстова. - М.: Инфра – М., 1998. – 224 с. 13 шт.

10. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст]: учебник для студентов в высш. учеб. заведениях М.: Добросвет, 2000. - 596 с. 3 шт.

11. Устьянцева, Л.Д. Основы исследовательской деятельности. [Текст]: учеб.пособие / Л.Д. Устьянцева. – Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, [б и ], 2004. – 202 с. 1 шт.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.008 с.)