Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции философии науки XX века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия науки зародилась во второй половине XIX века, но развитие получила в XX столетии. В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Главные его идеи – это: · отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии; · философские проблемы – неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции. Формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основатель – Мориц Шлик, представители – Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Курт Гёдель и др. Утверждали, что все выходящее за рамки анализа языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки, который должен быть направлен на устранение метафизики и исследование строения научного знания с целью выявления эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание необходимо свести к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация (понятие Л.Витгенштейна) – проверка научных высказываний на предмет их истинности путем эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям» (протокольным предложениям), фиксирующим данные «чистого опыта». В 50-70-е годы XX века в процессе критики программы неопозитивизма возник постпозитивизм. Главные его отличия от неопозитивизма:
Карл Поппер. Главные его работы – «Логика научного исследования» и «Предположения и опровержения». Он критиковал логический позитивизм:
Подтвердить фактами можно любую абсурдную теорию, критерий должен быть другой – фальсификация – принцип опровержения: если теорию невозможно опровергнуть, она ненаучна. Фальсификация – это установка на критический анализ содержания знания, пересмотр достижений науки. Ее развитие – процесс динамический: изменения постоянны, но не обязательно прогрессивны и кумулятивны. Научные теории независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а опровергают друг друга. В науке происходит непрерывный процесс перестроек и смены теорий, она переходит от одних проблем к другим, но от этого теории не становятся более истинными, возрастает лишь степень их правдоподобия (принцип фаллибилизма – приблизительности знания). ТОМАС КУН. Главный его труд – «Структура научных революций». Ввел понятие научное сообщество, объединяющим началом которого является научная парадигма – признание определенных фундаментальных теорий, принципов их построения, методов исследования, единый стиль мышления. Парадигма дает модель постановки проблем и предлагает способы их решения. Нет фактов, независимых от парадигмы, ученые «видят мир» сквозь ее призму. Теории создаются в рамках парадигм, теории из разных парадигм не сопоставимы, одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без переосмысления. Развитие науки – это революционный процесс смены парадигм: · нормальная наука – развитие в рамках принятой парадигмы; · аномалии – неразрешимые проблемы, необъяснимые факты рушат ее; · научная революция – новые парадигмы и победа одной из них; · новая нормальная наука – развитие в рамках новой парадигмы. При смене парадигм невозможен перенос теорий из одной парадигмы в другую. Преемственности в развитии науки нет: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения. Накопление знания происходит только в рамках «нормальной науки», после революции все начинается заново. ИМРЕ ЛАКАТОС. Главный труд – «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Структура программы: · «жесткое ядро» – совокупность фундаментальных положений; · «защитный пояс» – состоит из гипотез, суждений, которые связывают «ядро» с эмпирическими данными и предохраняет его от опровержения; · «негативная эвристика» – непредпочтительные пути исследования; · «позитивная эвристика» – предпочтительные пути исследования. В развитии программы выделяется две стадии – прогрессивная и вырожденная. На первой «позитивная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. В дальнейшем ее развитие замедляется, «позитивная эвристика» ослабевает, возрастает число гипотез, применимых лишь к отдельным случаям. Развитие науки – это борьба и смена конкурирующих программ, соревнующихся на основе объяснительно-предсказательной силы. Программы бывают прогрессирующие и регрессирующие. Первая – ее теоретический рост опережает эмпирический рост (может предсказывать новые факты). Регресс наступает, когда программа дает запоздалое объяснение фактов, предсказанных конкурирующей программой, регрессирующая вытесняется из сообщества ученых. ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Главный труд – «Против метода»; выдвинул концепцию «эпистемологического анархизма» (главная идея – «все дозволено»). Первый ее принцип – пролиферация: ученые должны создавать теории, несовместимые с признанными. Научное познание – это спектр увеличивающегося числа альтернатив, взаимная критика и конкуренция ускоряют развитие науки. Второй принцип – несоизмеримости:альтернативные теории нельзя сравнивать, каждая устанавливает свои нормы, ученый может разрабатывать теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется рациональным нормам. Развитие науки иррационально: теории побеждают не вследствие рационального выбора, не потому, что они ближе к истине и лучше соответствую фактам, а благодаря успешной пропаганде их сторонников.
Наука и общество. Наука как социальный институт. Оформление науки как социального института произошло в XVII-начале XVIII веков, когда в Европе возникла первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. В сформировавшемся научном сообществе сложились специфические нормы и ценности, возникли специальные формы коммуникации. Помимо научных изданий это – конференции, симпозиумы и др. Возникновение сети Интернет в конце XX века в очень значительной степени облегчило взаимодействие ученых разных стран. Современная наука тесно связана со всеми социальными институтами, пронизывает не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, управленческую, военную сферу, становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, вследствие чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Особое значение имеет система «наука – образование – производство». Наука как непосредственная производительная сила общества. До конца XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству, выполняя обслуживающую функцию. В XX веке развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, наука создает задел знания для будущего использования (опережающая функция). Складывается система «наука – техника – производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. Новая техника и технологии создаются на основе результатов фундаментальных научных исследований, возникают отрасли производства, которые вообще не могли развиться из предшествующей практики – ядерная энергетика, микроэлектроника, лазерная техника и др. Резкое усиление социальной роли науки проявляется в ходе НТР второй половины XX века: наука является ее главной движущей силой. По вопросу взаимодействия науки и общества имеется две проблемы: Во-первых, какие факторы развития науки являются решающими: · интернализм – направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внутренние, интеллектуальные, собственно научные факторы. Интернализм делает акцент на творческих аспектах развития науки, недооценивая роль социальных потребностей. · экстернализм – направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внешние, социальные (экономические и политические) факторы. Экстернализм недооценивает творческую, внутреннюю составляющую развития науки, интеллектуальную сферу. Во-вторых, какую роль играет наука в развитии общества:
Тема 6. Человек – культура – ценности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.008 с.) |