Раздел 1. Введение. Наука в философском ракурсе. Структура научного знания. Основные научные методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение. Наука в философском ракурсе. Структура научного знания. Основные научные методы



ИСТОРИЯ НАУКИ

 

(блок «Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин»;

раздел «Федеральный компонент»; основная образовательная программа

специальности «Культурология»)

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – предоставить студентам основные данные о генезисе и этапах развития науки, ее месте в структуре духовной культуры человечества, о качественном своеобразии наиболее значительных научных школах античности, средневековья, нового и новейшего времени.

Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач:

· дать представление о целостной научной картине мира;

· ознакомить учащихся с важнейшими концепциями, подходами и методами исследования истории науки;

· ознакомить студентов с историей и методологией научного поиска;

· показать студентам историческое изменение от эпохи к эпохе форм функционирования науки в зависимости от социокультурного контекста и соответственно трансформирование ее предмета, структуры, методов и основных проблем;

· снабдить студентов историко-научными знаниями, которые могли бы помочь им разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке;

· сформировать у студентов навыки самостоятельного исследования научно-исторического материала;

· позволить учащимся осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Курс читается в соответствии с основными позициями, сложившимися в истории науки и затрагивает важнейшие проблемы науки, а также методологические школы и направления. Для построения курса в качестве базовых избраны историко-философский и системный подходы, что позволяет выявлять и сопоставлять ключевые феномены в развитии философии науки и методологии.

Курс тесно связан с идеями синтеза знаний, что осуществляется через расширение предметных полей исследований, а также посредством формирования методологических технологий, способных играть роль инфраструктур познавательной деятельности во всех ее сферах. В курсе учтены перемены, совершившиеся в интеллектуальной культуре на рубеже XX-XXI вв., связанные с все более активным и непосредственным вовлечением человека в информационные процессы, что изменяет целый ряд устоявшихся стереотипов у философов и ученых.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- иметь представление о:

· том, как возникло разнообразие форм научного знания;

· том, как реально возникали научные идеи и как решались научные проблемы в ту или иную историческую эпоху;

· том, почему научное знание играет организующую роль в выработке интегрального образа мира;

· причинах и условиях перехода от одной научной картины мира к другой;

· месте человека в исторически сменяющихся картинах мира;

· том, в чем состоит историческая необходимость изменения языка и средств описания мира;

· целостном представлении о мире в научном знании и в культуре;

· современных проблемах историко-научного знания;

· гуманистической направленности истории науки;

· роли научного прогресса как движущей силы истории;

- знать:

· периодизацию развития науки, основные парадигмы, научные революции европейской науки;

· важнейшие феномены интеллектуальной культуры и достижения научной мысли;

· понятия парадигмы, научной революции;

· выдающихся ученых мировой истории и их вклад в развитие науки;

· пути развития как науки в целом, так и ее отдельных научных направлений;

· методологические подходы к анализу сложных историко-научных проблем;

- уметь:

· самостоятельно проводить историко-научные исследования;

· осуществлять комплексный анализ историко-научных проблем;

· совершать критическую оценку различных научных теорий.

 

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина «История науки», в определенном смысле, продолжение курсов «Концепции современного естествознания» и «Математика в истории мировой культуры». Материалы дисциплины «История науки» соотносятся с материалами дисциплин «История культуры», «История религии», «Философия», «Психология».

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Понятия, законы и методы анализа, с которыми студенты ознакомились в рамках настоящей дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин «История культуры», «Культура повседневности», «Философия культуры».

1.5. Методические рекомендации студентам

Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Важно умение записывать конспекты лекций, выделять основную мысль лектора, содержащиеся в лекции определения, понятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Рациональнее рассматривать события и персоны в истории науки в сопоставлении с событиями политической, военной истории, истории культуры, истории религии, истории частных наук. Для этого удобно использовать, например, синхронистические таблицы. Необходимо пытаться лекционный материал рассматривать сквозь призму культурологических, исторических, философских фактов и понятий.

Не следует относиться к лекциям как к материалу, достаточному для глубокого освоения курса. Это скорее инструкция, методические рекомендации, которые необходимо дополнить чтением специальной литературы. Необходимо активно работать на семинарских занятиях: семинары - форма учебных занятий, на которых можно научиться обосновать свою точку зрения, искать компромиссное решение в этически выраженной дискуссии.

Крайне важно написание контрольной работы, что развивает навыки самостоятельной научной деятельности, работе с источниками, в книгохранилищах, в электронных поисковых системах, правильному оформлению списка используемой литературы. Публичная защита контрольных работ вырабатывает привычку вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Дневная форма обучения, VI - VII семестры. Промежуточный контроль по дисциплине – зачет (VI семестр). Итоговый контроль по дисциплине – зачет (VII семестр).

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Всего часов самостоятельной работы  
Подготовка к практическим занятиям  
Изучение тем для самостоятельного изучения  
Подготовка контрольной работы  
Всего часов по дисциплине 100

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
лекции практические занятия
  Введение. Наука в философском ракурсе. Структура научного знания. Основные научные методы    
  Наука как социальный институт    
  Наука как культурно-исторический феномен    
  Генезис науки: от мифа – к логосу,от логоса – к преднауке    
  Традиционная наука в культуре древних цивилизаций    
  Наука в античной культуре    
  Наука эпохи Средневековья    
  Становление и основные парадигмы науки Нового времени (вторая половина XVII в.). Наука в культуре Просвещения (XVIII в.)    
  Триумф классической науки (XIX в.)    
  Зарождение неклассической науки (конец XIX - начало XX в.). Неклассическая наука (20 - 50-е гг. ХХ в.)    
  Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ в.)    
  История и современные проблемы российской науки    
Итого    

Лекционный курс

Литература для обязательного ознакомления и обсуждения на Коллоквиумах

1.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства

2.Поппер К. Открытое общество, его друзья и враги.

Том 1: - Письмо моим русским читателям (С. 7-17);

- Введение (С. 29-37);

- Миф о происхождении и предопределении (С. 37-41);

- Гл. 10 Открытое общество (С. 213-249)

Том 2: - Гл 23, Гл 24, Гл 25.

3. Тоффлер О. Третья волна

4. Кун Т. Структура научных революций

5. Конев В.А. Парадигмы философского знания

Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения

Научная школа Аристотеля

Основание в Афинах Ликея. Реализм Аристотеля. Критика учения об идеях. Учение Аристотеля о четырех первоначалах. Аристотелевское учение о материи и форме. Появление формальной логики. Использование классификации как научного метода. Классификация и описание видов животных. Учение Аристотеля о душе. Аристотелевское понимание истории науки.

  1. Технические достижения древних греков

Усовершенствование бронзового литья. Панцири и вооружение гоплита. Создание триеры и завоевание греками господства на морях. Потребности войны, торговли и мореплавания определяют развитие науки и техники. Первые механизмы: блок, ворот, полиспаст. Военная техника, баллисты и катапульты. Арсенал Дионисия Сиракузского. Агротехнические новшества. Культура оливковой пальмы. Виноградарство и изготовление вина. Ручная мельница. Минеральные удобрения.

  1. Римско-эллинистическая наука

Эволюция образа мира. Появление в Афинах школы стоиков. Зенон Китионский. Хризипп. Подразделение стоиками философии на этику, физику и логику. Концепция пневмы. «Вселенская симпатия». Скептицизм Пиррона: недостоверность знания. Особенности атомизма Эпикура: анизотропность пространства, спонтанные отклонения движения атомов. Александрийская научная школа. Технические достижения эллинистического периода. Особенности научного знания и образования в эпоху Римской империи. Завершение построения геоцентрической системы мира. Угасание отраслевой истории науки

Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения

Тема 2. Динамика науки

Социологическое и историческое измерения научного познания. Проблема реконструкции истории науки. Интернализм и экстернализм в истории науки. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Функционирование теорий. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом.

Изучение феномена науки в исследовательской программе Венского кружка. Карл Поппер как критик концепции Рудольфа Карнапа. Успехи и идейный кризис Венского кружка. Концепция науки и ее развития в работах Карла Поппера. Формирование нового подхода к изучению науки. Основные идеи «критического рационализма».

Критика концепции К. Поппера со стороны Томаса Куна. Модель науки в книге Т. Куна «Структура научных революций». Понятие парадигмы в науке. Нормальная наука, научная революция. Понятие и историческая типология научных революций. Проблема рацииональности и другие проблемы, связанные с концепцией Т. Куна. Технологические революции. Фундаментальные открытия. Диффузионизм и теория культурных кругов Ф.Гребнера. Функциональная школа Б.Малиновского.

Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Проблема несоизмеримости и «методологический анархизм» Поля Фейерабенда. Идейный кризис «критического рационализма». Концепция «неявного знания» Майкла Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки.

Рациональность оперативного уровня и концепции отталкивания (модель Байеса). Принципы сравнения и оценки научных теорий. «Рациональность науки Уильяма Ньютона-Смита и возможности рациональных моделей. «Наука и ценности» Лари Лаудана и сетевая модель научной рациональности. «Продвижение науки» Филиппа Китчера и модель саморегулирующегося процесса.

Этнографический подход к анализу науки: основные идеи концепции Бруно Латура и Стивена Вулгара. «Этнографическая революция» ХХ века и ее значение для формирования новых подходов в области изучения феномена науки.

Крупные и малые изменения в науке. Научная дисциплина как носитель крупных изменений. Непрерывная динамика и прогресс.

 

Тема «Византийская наука»

1. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. - М., 1977.

2. Гаврюшин Н.К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования. - Вып. 16. - М., 1983.

3. Герцман Е. Византийское музыкознание. - Л., 1988.

4. Гукова С.Н. Космография в системе византийской науки и образования в XI-XII вв. - городская культура. Средние века и начало нового времени. - Л., 1986.

5. История Византии. - Т. 1-3. - М., 1967.

6. Культура Византии. IV - первая половина VII в. - М., 1984.

7. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. - М., 1989.

8. Липшиц Е.Э. Византийский ученый Лев Математик: Из истории византийской культуры в IX в. // Византийский временник. Т. 2. – М., 1949.

9. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII-первая половина IX в.). - М.-Л., 1961.

10. Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма. - М., 1978.

11. Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и философское наследие античности. Проблемы ареопагитики. - Тбилиси. 1963.

12. Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. - М.-Л., 1951.

13. Удальцова З. В. Византийская культура. - М., 1988.

Тема «Наука Нового времени»

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - Т. 1-3. - М., 1986 - 1991.

2. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. - М., 1989.

3. Данилевский В.В. Очерки истории техники XVIII - XIX вв. - М.-Л., 1934.

4. Зомбарт В. Техника эпохи раннего капитализма. - М. 1925.

5. Кверава Г.К. Руджер Иосип Бошкович (1711-1787). - СПб., 1997.

6. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. - М., 1987.

7. Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. - Л., 1974.

  1. Косарева Л.А. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.

9. Кудрявцев П.С. Фарадей. - М., 1969.

10. Кузнецов Б.Г. Ньютон. - М., 1982.

11. Кузнецов Б.Г. Развитие научной картины мира в физике XVII-XVIII вв. - М., 1955.

12. Манту П. Промышленная революция в Англии в конце XVIII в., - М., 1937.

13. Пионеры машинной индустрии. - М.-Л., 1937.

Тема «Наука в России»

1. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. - М., 1963.

2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки истории астрономии в России. - М., 1956.

3. Горский В.С. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М., 1988.

4. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси. - М., 1947.

5. Естественнонаучные представления Древней Руси. - М., 1988.

6. Запарий В.В., Личман Б.В., Нефедов С.А. Технологическая интерпретация новой истории России // Регион-Урал. - 1999, №12.

7. История естествознания в России. Т. 1, 2. - М., 1957-1960.

8. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. - Л., 1986.

9. Кудрявцев Б.Б. М.В. Ломоносов. - М., 1955.

10. Кузаков В.К. Очерки развития естествознания на Древней Руси X-XVII вв. - М., 1976.

11. Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России. - М., 1989.

12. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М., 1988.

13. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - Киев, 1985.

14. Райнов Т.И. Наука в России XI-XVIII вв. - М., 1960.

Тема «Современная наука»

1. Вернадский В.И. Размышление натуралиста: Научная мысль как планетарное явление. - М., 1977.

2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. - М., 1989.

3. Информация и самоорганизация. - М., 1996.

4. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. - М., 1995.

5. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. - М., 1994.

6. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993.

7. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. - М.: Мир, 1979.

8. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. - М., 1996.

9. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. - М., 1992.

10. Подольный Р.Г. Нечто по имени Ничто. - М., 1983.

11. Пригожин И. От существующего к возникающему. - М., 1985.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.

13. Турсунов А. Человек и мироздание. - М., 1986.

14. Хакен Г. Синергетика. - М., 1980.

15. Холличер В. Человек в научной картине мира. - М., 1971.

Вопросы к зачету

 

  1. Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа.
  2. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Сущность оппозиции, основные отличия.
  3. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.
  4. Разработка проблемы гуманитарного знания в работах М.Вебера. Объяснение и понимание.
  5. Социологическое и историческое измерения научного познания. Проблема реконструкции истории науки.
  6. Изучение феномена науки в исследовательской программе Венского кружка.
  7. Концепция науки и ее развития в работах Карла Поппера и Томаса Куна.
  8. Взаимоотношения философии и науки. Функции философии в научном познании.
  9. Познание: понятие и основные виды.
  10. Структуры научного знания.
  11. Трехслойная схема науки: эмпирический, теоретический уровни и основания науки.
  12. Структура науки: проблематика, аксиоматика, теория, фактология, методология, прагматика.
  13. Функции науки как социального института.
  14. Институциализация науки.
  15. Научные коммуникации. Научное сообщество как социальная группа.
  16. Наука на производстве, в коридорах власти и в бизнесе.
  17. Вера и знание.
  18. Этика науки.
  19. Наука фундаментальная и прикладная.
  20. Научная картина мира. Понятие о научном мировоззрении.
  21. Наука как продолжение культурного проекта. Культурные основания науки.
  22. Ученый как культурный феномен и носитель научной субкультуры. Субкультуры в науке.
  23. Преднаука как феномен культуры.
  24. Техника первобытной эпохи.
  25. Изменения в организации труда при переходе к плужному земледелию.
  26. Промышленная революция XVI-XVII в.в. и становление классического естествознания.
  27. Профессионализация научного труда и возникновение научных учреждений.
  28. Естественно-научные открытия в преддверии научного переворота.
  29. Вторая научная революция. Научные открытия Ньютона и Лейбница.
  30. Естественно-научные воззрения ученых эпохи Просвещения.
  31. Третья научная революция.
  32. Теория эволюции.
  33. Технические изобретения XIX века.
  34. Важнейшие изобретения XIX столетия, оказавшие влияние на общество нового века
  35. Эволюционная теория: изменчивость, наследственность, естественный отбор.

 

ИСТОРИЯ НАУКИ

 

(блок «Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин»;

раздел «Федеральный компонент»; основная образовательная программа

специальности «Культурология»)

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – предоставить студентам основные данные о генезисе и этапах развития науки, ее месте в структуре духовной культуры человечества, о качественном своеобразии наиболее значительных научных школах античности, средневековья, нового и новейшего времени.

Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач:

· дать представление о целостной научной картине мира;

· ознакомить учащихся с важнейшими концепциями, подходами и методами исследования истории науки;

· ознакомить студентов с историей и методологией научного поиска;

· показать студентам историческое изменение от эпохи к эпохе форм функционирования науки в зависимости от социокультурного контекста и соответственно трансформирование ее предмета, структуры, методов и основных проблем;

· снабдить студентов историко-научными знаниями, которые могли бы помочь им разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке;

· сформировать у студентов навыки самостоятельного исследования научно-исторического материала;

· позволить учащимся осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Курс читается в соответствии с основными позициями, сложившимися в истории науки и затрагивает важнейшие проблемы науки, а также методологические школы и направления. Для построения курса в качестве базовых избраны историко-философский и системный подходы, что позволяет выявлять и сопоставлять ключевые феномены в развитии философии науки и методологии.

Курс тесно связан с идеями синтеза знаний, что осуществляется через расширение предметных полей исследований, а также посредством формирования методологических технологий, способных играть роль инфраструктур познавательной деятельности во всех ее сферах. В курсе учтены перемены, совершившиеся в интеллектуальной культуре на рубеже XX-XXI вв., связанные с все более активным и непосредственным вовлечением человека в информационные процессы, что изменяет целый ряд устоявшихся стереотипов у философов и ученых.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- иметь представление о:

· том, как возникло разнообразие форм научного знания;

· том, как реально возникали научные идеи и как решались научные проблемы в ту или иную историческую эпоху;

· том, почему научное знание играет организующую роль в выработке интегрального образа мира;

· причинах и условиях перехода от одной научной картины мира к другой;

· месте человека в исторически сменяющихся картинах мира;

· том, в чем состоит историческая необходимость изменения языка и средств описания мира;

· целостном представлении о мире в научном знании и в культуре;

· современных проблемах историко-научного знания;

· гуманистической направленности истории науки;

· роли научного прогресса как движущей силы истории;

- знать:

· периодизацию развития науки, основные парадигмы, научные революции европейской науки;

· важнейшие феномены интеллектуальной культуры и достижения научной мысли;

· понятия парадигмы, научной революции;

· выдающихся ученых мировой истории и их вклад в развитие науки;

· пути развития как науки в целом, так и ее отдельных научных направлений;

· методологические подходы к анализу сложных историко-научных проблем;

- уметь:

· самостоятельно проводить историко-научные исследования;

· осуществлять комплексный анализ историко-научных проблем;

· совершать критическую оценку различных научных теорий.

 

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина «История науки», в определенном смысле, продолжение курсов «Концепции современного естествознания» и «Математика в истории мировой культуры». Материалы дисциплины «История науки» соотносятся с материалами дисциплин «История культуры», «История религии», «Философия», «Психология».

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Понятия, законы и методы анализа, с которыми студенты ознакомились в рамках настоящей дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин «История культуры», «Культура повседневности», «Философия культуры».

1.5. Методические рекомендации студентам

Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Важно умение записывать конспекты лекций, выделять основную мысль лектора, содержащиеся в лекции определения, понятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Рациональнее рассматривать события и персоны в истории науки в сопоставлении с событиями политической, военной истории, истории культуры, истории религии, истории частных наук. Для этого удобно использовать, например, синхронистические таблицы. Необходимо пытаться лекционный материал рассматривать сквозь призму культурологических, исторических, философских фактов и понятий.

Не следует относиться к лекциям как к материалу, достаточному для глубокого освоения курса. Это скорее инструкция, методические рекомендации, которые необходимо дополнить чтением специальной литературы. Необходимо активно работать на семинарских занятиях: семинары - форма учебных занятий, на которых можно научиться обосновать свою точку зрения, искать компромиссное решение в этически выраженной дискуссии.

Крайне важно написание контрольной работы, что развивает навыки самостоятельной научной деятельности, работе с источниками, в книгохранилищах, в электронных поисковых системах, правильному оформлению списка используемой литературы. Публичная защита контрольных работ вырабатывает привычку вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Дневная форма обучения, VI - VII семестры. Промежуточный контроль по дисциплине – зачет (VI семестр). Итоговый контроль по дисциплине – зачет (VII семестр).

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Всего часов самостоятельной работы  
Подготовка к практическим занятиям  
Изучение тем для самостоятельного изучения  
Подготовка контрольной работы  
Всего часов по дисциплине 100

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
лекции практические занятия
  Введение. Наука в философском ракурсе. Структура научного знания. Основные научные методы    
  Наука как социальный институт    
  Наука как культурно-исторический феномен    
  Генезис науки: от мифа – к логосу,от логоса – к преднауке    
  Традиционная наука в культуре древних цивилизаций    
  Наука в античной культуре    
  Наука эпохи Средневековья    
  Становление и основные парадигмы науки Нового времени (вторая половина XVII в.). Наука в культуре Просвещения (XVIII в.)    
  Триумф классической науки (XIX в.)    
  Зарождение неклассической науки (конец XIX - начало XX в.). Неклассическая наука (20 - 50-е гг. ХХ в.)    
  Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ в.)    
  История и современные проблемы российской науки    
Итого    

Лекционный курс

Раздел 1. Введение. Наука в философском ракурсе. Структура научного знания. Основные научные методы

Понятие науки. Взаимоотношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Наука как объект полидисциплинарного изучения. Философия науки. Методология науки. Логика науки.

Познание: понятие и основные виды. Субъект и объект. Компоненты познания. Источники и виды знания. Знание явное и неявное. Основные черты научного знания. Динамизм и незавершенность науки. Единицы научного знания. Наука как специфический тип знания. Наука как познавательная деятельность. Характер, цели, предмет, средства и методы исследования, ценность научной деятельности.

 

Проблема определения истины. Проблема критериев истины. Поиски универсальной концепции истины. Проблема научного метода

Структуры научного знания. Формирование и функционирование научных понятий. Универсальность научных законов. Классификация и функции научных законов. Научное объяснение. Базис и структура как основания характеризации объяснений. Стандарты понимания. Прагматические факторы в структуре объяснений. Научное предсказание

Трехслойная схема науки: эмпирический, теоретический уровни и основания науки. Эмпирический и теоретический уровни познания: постановка проблемы, наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты, проблема независимости эмпирического уровня от теоретического, связи между уровнями и правила соответствия. Метатеоретический уровень научного познания.

Методологический арсенал науки. Методологические регулятивы. Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки. Структура эмпирического исследования. Описание. Систематическое и случайное наблюдение. Наблюдение и объективность. Измерение и гносеологическая функция приборов. Эксперимент. Структура эксперимента. Классификация экспериментов. Многофакторный эксперимент. Абстракция в структуре научного знания. Проблема индукции. Идеализация, формализация. Моделирование как познавательный процесс. Этапы в структуре эксперимента. Обобщение и обработка эмпирических данных. Фальсификация. Методология теоретического уровня: логические действия, подходы и методы. Рефлексия как основной метод метатеоретического научного познания. Наука как система с рефлексией. Методологические проблемы изучения систем с рефлексией.

Структура науки: проблематика, аксиоматика, теория, фактология, методология, прагматика. Основания науки. Критерии научности. Научная картина мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.112 с.)