Искусствоведческая мысль в античной культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусствоведческая мысль в античной культуре



 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Место изобразительного искусства в общественной жизни и системе искусств Древней Греции. Особенности понятия искусства. Мусические и технические искусства. Созерцательность античной эстетики (созерцание прекрасного как высшая цель воспитания философа у Платона и Аристотеля). Проблема отношения искусства к действительности. Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»).

Понимание искусства в Древнем Риме. «Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства. Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории.

 

Искусствоведческая мысль в культуре средних веков

 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Зачатки искусствоведения в Западной Европе и Византии. Отношение к античному наследию. Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский), ведущая эстетическая идея: Бог – источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики. Идея «первообраза». Дуализм средневекового мировоззрения. Проблемы искусства и творчества в полемике иконоборцев и иконопочитателей.

Особенности средневековой литературы об искусстве. Практически-технологические, рецептурные руководства: «Руководство живописцев» с горы Афаонской Дионисия Фурнаграфиота, «О красках и искусствах римлян» Гераклия, «Схедула» (Schedula – Ученьице) Теофила. Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых.

 

Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения

 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Своеобразие ренессансного этапа развития искусства. Новое отношение к античности (изучение памятников античности). Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки.

Формирование тенденции к исторической и критической интерпретации явлений искусства: «Комментарии» Лоренцо Гиберти Трактаты по специальным вопросам – градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро дела Франческа). Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Батиста Альберти («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубл. в 1485), Леонардо да Винчи («Трактат о живописи», опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера («Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Ревизия и критика архитектурной теории Витрувия в «Десяти книгах о зодчестве» (1485) Леона Батиста Альберти. Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562).

«Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения. Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма. Палладио и палладианство. Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях.

Интерес к творческой личности художника - почва для развития биографического жанра и ранних ростков художественной критики. «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. Теоретические основы трех искусств «рисунка»: живописи, скульптуры и архитектуры. «Книга о художниках» Карела Ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи.

 

Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века

 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Основные центры развития искусства и мысли об искусстве. Художественно-критическая мысль как средоточие борьбы различных, стилевых течений. Отношение к ренессансным традициям, маньеризму. Сложение эстетических систем барокко и классицизма.

Проблема оценки «древнего» (античного) и «нового» (современного) искусства в итальянской и французской художественно-критической мысли. Постановка проблемы «Размышления о живописи» и «Путешествие по Риму». Спор о древних и новых в Парижской Академии. Рационализм и академизм художественной теории сеиченто, отрыв теории от художественной практики.

Элементы барочной эстетики в работах Марко Боскини «Карта живописного мореплавания», «Богатые рудники венецианской живописи». Формулировка принципов барочной скульптуры и архитектуры Джанлоренцо Бернини.

Классицистская теория Никола Пуссена. Джованни Пьетро Беллори и сложение академической доктрины. Теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» Никола Буалло (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А.Фелибена (1666-1688). «Метод» Шарля Лебрена. Разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией. Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже. «Курс архитектуры» Франсуа Блонделя (1675-1683). Переводы Витрувия и собственные сочинения Клода Перро («Ордер пяти видов колонн согласно методе древних»): выступление против догматического классицизма.

Литература об искусстве в Германии, Фландрии, Голландии и др. европейских странах (Иоахим Зандрарт, Франц Юниус и др.).

 

Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения

 

а) Изобразительное искусство и архитектура

 

Главные центры развития искусства и мысли об искусстве в Европе XVIII века. Особенности просветительского этапа развития науки об искусстве. Сенсуализм просветительской эстетики, понятие вкуса.

Развитие художественной критики во Франции. Роль Салонов во французской, художественной жизни. Обзоры Салонов как ведущие формы критической литературы об изобразительном искусстве. Споры о задачах художественной критики (оценка творчества или просвещение публики). «Салоны» Дени Дидро (1759-1781) и становление профессиональной художественной критики.

Компромиссно-синтезирующий характер английской просветительской мысли об искусстве. Сочетание идей барокко, классицизма и реализма в трактате Уильяма Хогарта «Анализ красоты» (1753). Увлечение античной классикой и утверждение ценности национальной готики, признание значения фантазии художника и стремление вывести абсолютные законы искусства (линия красоты).

Господство доктрины классицизма в Италии. Собирание и систематизация исторического материала («Словарь живописцев» Орланди (1704), «Истории итальянской живописи» аббата Ланци (1789) и др.).

Особенности немецкого искусствознания. Вклад в теорию изобразительного искусства Готхольда Эфраима Лессинга. Трактат «Лаокоон» (1766) и проблема границ живописи и поэзии. Введение понятия «изобразительные искусства» вместо «изящные искусства» (перенос акцента с красоты на правду и выделение изобразительно-реалистической функции искусства). Значение деятельности Иоганна Иоахима Винкельмана для развития исторической науки об искусстве. Винкельмановская концепция античного искусства и периодизация его развития.

И.И.Винкельман как родоначальник историко-генетического изучения искусства

Значение деятельности Винкельмана для развития исторической науки об искусстве, его книга «История искусства древности» (1764): структура и содержание. Новая концепция античного искусства и ее влияние на становление неоклассицизма в Германии и других странах. Появление термина «готический» как антонима слова «классический».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.008 с.)