Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постепенностью органического развития.

Поиск

Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологического типа человека,

Вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов, более

Или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому

Типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания

Ребенка в культуру. Ведь культура приноровлена к нормальному, типическому

Человеку, приспособлена к его конституции, и атипическое развитие, обусловленное

Дефектом, не может непосредственно и пр ямо, как это имеет место у нормального

Ребенка, врастать в культуру.

Глухота как органический дефект, рассматриваемый исключительно со стороны

Физического развития и формирования ребенка, не является недостатком особенно

Тяжелым. Большей частью этот недостаток остается более или менее изолированным,

Его прямое влияние на развитие в целом сравнительно невелико; он не создает

Обычно каких-либо особо тяжелых нарушений и задержек в общем развитии. Но

Вызываемая этим дефектом немота, отсутствие человеческой речи, невозможность

Овладения языком создают одно из самых тяже лых осложнений всего культурного

Развития. Все культурное развитие глухого ребенка будет протекать по иному

Руслу, чем нормального; не только количественная значимость дефекта различна для

обоих планов развития, но, что самое главное, качественный хар актер развития в

обоих планах будет существенно различным. Дефект создает одни затруднения для

органического развития и совершенно другие - для культурного; поэтому оба плана

Развития будут существенно расходиться Друг с другом; степень и характер рас

Хождения будут определяться и измеряться всякий раз различным качественным и

количественным значением дефекта для каждого из. этих двух планов.

Часто бывают нужны особые, специально созданные культурные формы для того,

Чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка. Наука знает

Множество искусственных культурных систем, представляющих теоретический интерес.

Наряду со зрительным ал фавитом, которым пользуется все человечество, для слепых

Создан особый осязательный алфавит, точечный шрифт. Наряду со звуковым языком

Всего человечества создана дактилология, т. е. пальцевая азбука и

Жестикулярно-мимическая речь глухонемых. Процессы овладения и пользования этими

Культурными вспомогательными системами отличаются глубоким своеобразием по

Сравнению с пользованием обычными средствами культуры. Читать рукой, как делает

Слепой ребенок, и читать глазом - различные психологические процессы, несмотря

На то, что они выполняют одну и ту же культурную функцию в поведени и ребенка и

Имеют в основе сходный физиологический механизм.

Постановка проблемы культурного развития дефективного ребенка как особого

плана развития, подчиненного особым законам, обладающего особыми трудностями и

Особыми средствами их преодоления, составляет серьезное завоевание современной

Дефектологии. Основ ным здесь является понятие примитивности детской психики.

Выделение особого типа детского психологического развития, именно

Ребенка-примитива, не встречает, кажется, сейчас возражения ни с чьей стороны,

Хотя в содержании этого понятия есть еще кое-что спорное. Смысл понятия

Заключается в противоположении примитивности - культурности. Как дефективность -

Есть отрицательный полюс одаренности, так примитивность - есть отрицательный

Полюс культурности.

Ребенок-примитив - это ребенок, не проделавший культурного развития, или,

Точнее, находящийся на самых низших ступенях культурного развития. Примитивная

Психика - здоровая психика; при известных условиях ребенок-примитив проделывает

Нормальное культур ное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного

Человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Последнее - есть результат

Органического дефекта, слабоумный ограничен в естественном интеллектуальном

Развитии и вследствие этого не проделыв ает обычно полностью развития

Культурного. Примитив же в естественном развитии совершенно не уклоняется от

Нормы, его практический интеллект может достигнуть очень высокой ступени, он

Остается только вне культурного развития. Примитив - это тип чистог о,

Изолированного естественного развития.

Очень долгое время примитивизм детской психики принимали за патологическую

Форму детского развития и смешивали со слабоумием.

В самом деле, их внешние проявления часто чрезвычайно схожи. Бедность

Психологической деятельности, недоразвитие интеллекта, неправильность

Умозаключений, нелепость понятий, внушаемость и т. д. могут быть симптомами того

И другого. При существующих в настоящее время методиках исследования (Бине и

Др.) ребенок-примитив может дать картину, сходную с умственной отсталостью; ну

Жны особые приемы исследования для того, чтобы вскрыть истинную причину

Болезненных симптомов и различить примитивизм и слабоумие. В частности, методы

Исследования практического, естественного интеллекта (naturliche Inteliigenz)

Могут легко вскрыть пр имитивизм при вполне здоровой психике. А. Е. Петрова

(32), давшая прекрасное исследование детской примитивности и наметившая ее

Важнейшие типы, показала, что примитивизм может одинаково сочетаться с

одаренной, средней и патологической детской психикой (Дети - примитивы. - В кн.:

Вопросы педологии и детской психоневрологии. М., 1925, вып. 2).

Для дефектологического исследования чрезвычайно интересны случаи сочетания

Примитивности с той или иной патологической формой развития, так как это

Сочетание встречается чаще всего в истории культурного развития дефективного

Ребенка. Примитивность пси хики и задержка в культурном развитии могут,

например, очень часто сочетаться с умственной отсталостью; правильнее было бы

Сказать, что вследствие умственной отсталости возникает задержка в культурном

Развитии ребенка. Но и при такой смешанной форме п римитивизм и слабоумие

Остаются двумя различными по природе явлениями. Точно так же врожденная или рано

Приобретенная глухота обычно сочетается с примитивным типом детского развития.

Но примитивизм может встречаться без дефекта, может сочетаться даже с

Высокоодаренной психикой, как и дефект не обязательно приводит к примитивизму,

Но может сочетаться и с типом глубоко культурной психики. Дефект и примитивность

Психики - две совершенно различные вещи, и там, где они встречаются вместе,

Необходимо их разделять и различать каждую в отдельности.

Особенный теоретический интерес представляет мнимая патология на фоне

Примитива. Петрова, анализируя примитивную девочку, говорившую одновременно на

Татарском и русском языках и признанную психически ненормальной, показала, что

Весь симптомокомплекс, заставивший заподозрить болезнь, определялся в основном

Примитивностью, обусловленной в свою очередь отсутствием твердого владения

каким-либо языком. "Наши многочисленные наблюдения доказывают, - говорит

Петрова, - что полная замена одного неокрепшего языка другим, также,

Незавершенным, не проходит безнаказанно для психики. Эта замена одной формы

Мышления другою особенно понижает психическую деятельность там, где она без того

небогата" (там же, с. 85). Этот вывод позволяет установить, в чем именно

Заключается с психологической стороны процесс культурного развития и отсутствие

Чего создает примитивность детской психики. В данном случае примитивность

Обусловлена неполным овладением языком. Но и вообще процесс культурного развития

Сводится в основ ном к овладению культурно-психологическими орудиями, созданными

Человечеством в процессе исторического развития и аналогичными по

Психологической природе языку; примитивность же сводится к неумению пользоваться

Подобного рода орудиями и к естественным формам проявления психологических



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.006 с.)