Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дюпре (22) назвал ее debilitetmotrice, Т. Е. Моторной дебильностью, по аналогииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С интеллектуальной дебильностью; Т. Геллер (23) - моторной отсталостью, а в Крайних формах - моторной идиотией; К. Якоб (24) и Ф. Гомбур гер - моторным Инфантилизмом; М. О. Гуревич - двигательной недостаточностью. Сущность явлений, Скрывающихся за различными обозначениями, сводится к более или менее ярко Выраженной недостаточности развития моторной сферы, во многом аналогичной Интеллек туальной недостаточности при олигофрении. Моторная недостаточность в огромной мере допускает компенсацию, упражнение Моторных функций, выравнивание дефекта (Гомбургер, М. Надолечный (25), Геллер). Моторная отсталость часто и легко поддается, в известных, конечно, пределах, Педагогическому и л ечебному воздействию. Поэтому взятая сама по себе моторная отсталость нуждается в 'двойной характеристике по схеме "дефект-компенсация". Динамика этой формы недостаточности, как и всякой другой, раскрывается только При учете вызываемых ею положительных ответных реакций организма, компенсирующих Дефект. Глубокое принципиальное значение, которое имело введение в инвентарь науки Этой новой формы недостаточности, заключается не только в том, что наше Представление о детской дефективности расширилось и обогатилось знанием Дефектологии - теоретической и практической - факт, что эта форма дефективности не связана необходимо с интеллектуальной отсталостью. "Этого рода Недостаточность, -говорит Гуревич, - нередко сочетается с интеллектуальной, но иногда может быть выражена самостоятельно, так же как и интеллектуальная недостаточность может быть налицо при хорошо развитом двигательном аппарате" (в Кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии, 1925, с. 316). Поэтому Исключительную важность при изучении дефективного ре бенка представляет его Моторная сфера. Моторная отсталость может в различных степенях комбинироваться с Умственной отсталостью всех.видов, придавая своеобразную картину развитию и Поведению ребенка. Часто наблюдают эту форму дефективности у слепого р ебенка. Наудачер дает цифры для характеристики комбинации этой формы недостаточности с другими формами: моторная дебильность - у 75% исследованных идиотов, 44% имбецилов, 24% дебилов и 2% нормальных детей (там же). Принципиально важным и решающим является не статистический расчет, а Несомненное положение, что моторная отсталость может быть относительно широко Независима от интеллектуального дефекта; она может отсутствовать при умственной Отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии интеллектуального дефекта. В случаях комбинированной моторной и интеллектуальной недостаточности каждая Форма имеет свою динамику и компенсация в одной сфере может протекать в ином Темпе, в ином направлении, чем в другой, в зависимости от чего создается Чрезвычайно интересное соотношение этих сфер в развитии дефективного ребенка. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных Функций и легко управляемой, моторная сфера, представляет часто ц ентральную Сферу для компенсации интеллектуального дефекта и выравнивания поведения. Поэтому при изучении ребенка мы должны требовать не только двойной Характеристики (моторной и интеллектуальной), но и установления отношения между Той и другой сферой развития. Очень часто это отношение бывает результатом Компенсации. Во многих случаях, по мысли К. Бирнбаума, даже настоящие, заложенные в Конституциональных особенностях дефекты интеллектуального поведения в известных Пределах могут быть компенсированы тренировкой и развитием замещающих функций, например столь ценным теперь "моторным воспитанием". Это подтверждают Экспериментальные исследования и школьная практика. М. Крюнегель, производивший Последнее по времени экспериментальное исследование моторной одаренности Умственно отсталых детей (М. Kriinegel, 1927), при менил метрическую шкалу Моторной одаренности Н. И. Озерецкого (26), который поставил задачу создания градуированного по возрастным ступеням метода определения моторного развития. Исследование показало, что моторная одаренность, высшая по сравнению с и нтеллектуальной на 1-3 года, была найдена у 60% всех обследованных детей; совпадала с интеллектуальным развитием в 25% и отставала от нее в 15%. Это Означает, что моторное развитие умственно отсталого ребенка большей частью Опережает его интеллектуальное развитие на 1-3 года и то лько в четверти случаев совпадает с ним, На оснований опытов Крюнегель приходит к выводу: около 85% всех Обучающихся во вспомогательной школе слабоумных детей способны при Соответствующем воспитании к труду (ремесленному, индустриальному, техническому, Сельскохозяйственному и т. д.). Легко представить себе большое практическое Значение развития моторной одаренности, компенсирующей до известной степени Интеллектуальный дефект у слабоумных детей. М. Крюнегель вместе с К. Бартшом Требуют создания осо бых классов, для трудового обучения, для проведения Моторного воспитания умственно отсталых детей (там же). Проблема моторной недостаточности - прекрасный пример того единства в Многообразии, которое наблюдается в развитии дефективного ребенка. Личность Развивается как единое целое, как единое целое реагирует она на дефект, на Создаваемое им нарушение равно весия и вырабатывает новую систему приспособления И новое равновесие вместо нарушенного. Но именно благодаря тому, что личность Представляет единство и действует как единое целое, она в развитии Непропорционально выдвигает те или иные функции, многооб разные и относительно Независимые друг от друга. Эти положения - многообразие относительно независимых В развитии функций и единство всего процесса развития личности - не только не Противоречат друг другу, но, как показал Штерн, взаимно обусловливают друг друга. В усиленном и повышенном развитии одной какой-либо функции, например Моторной одаренности, находит выражение компенсаторная реакция всей личности, Стимулируемая дефектом в другой сфере. 5. Выраженное в учении о моторной одаренности представление о многообразии Отдельных функций личности и о сложности ее структуры проникло в последнее время Во все области развития. Не только личность в целом, но и отдельные ее стороны При внимательном ис следовании обнаруживают то же единство в многообразии, ту же Сложную структуру, то же взаимоотношение отдельных функций. Можно сказать, не Опасаясь впасть в ошибку, что развитие и углубление научных идей о личности в Настоящее время движется в этих дв ух, с первого взгляда противоположных, Направлениях: 1) раскрытия ее единства и 2) сложной и многообразной ее Структуры. В частности, новая психология, идя в этом направлении, почти Окончательно разрушила прежнее представление о единстве и однородност и Интеллекта и той функции, которую по-русски не совсем верно обозначают термином "одаренность" и которую немецкие авторы называют Intelligenz*. (* Н. Е. Румянцев переводит это слово как "интеллигентность". В дальнейшем мы употребляем в этом смысле не вполне точно передающий значение термин "интеллект".) Как и личность, интеллект, несомненно, представляет единое целое, но не Однородное и не простое, а многообразное и сложное структурное единство. Так, Линдворский сводит интеллект к функции восприятия отношений; эта функция, Отличающая в его глазах чел овека от животных, и есть то, что делает мысль Мыслью; эта функция (так понимаемый интеллект) присуща Гёте н(r) в большей мере, Чем идиоту; вся огромная разница, которую мы наблюдаем в мышлении различных Людей, сводится к жизни представлений и памяти (L. Lindworsky, 1923). Мы позже Вернемся к этой парадоксально выраженной, но очень глубокой концепции Линдворского. Сейчас нам важен вывод, который этот автор на II немецком Конгрессе по лечебной педагогике сделал из такого понимания интеллекта. Всякий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.006 с.) |