Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляетСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет большинства дефектологических исследований. Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие Форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим Своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его Диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают Проблемы практические: как овладеть законами этого развития. В настоящей статье и сделана попытка критически наметить основные проблемы Современной дефектологии в их внутренней связанности и единстве под углом зрения Тех философских идей и социальных предпосылок, которые положены в основу нашей Теории и практик и воспитания. 2. Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, Есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и Формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, Слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает Трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное Положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для Выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не Может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно Включает учет компенсаторных- замещающих, надстраивающихся, выравнивающих Процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не Болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Туберкулез, например, характеризуется Не только стадией процесса и тяжестью заболевания, но и реакцией организма на Болезнь, степенью компенсации или декомпенсации процесса. Так, реакция организма И личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная Реальность, с которой В. Штерн давно указал на двойственную роль дефекта. Как у слепого Компенсаторно повышается способность различения при осязании не из Действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в Наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы Компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности Не монополизированы таким образом, что при ненормально слабом развитии одного Какого-либо свойства непременно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая Им задача; благодаря органическому единству личности другая способность Принимает на себя ее выполнение (W. Stern, 1921). Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и Осложненному развитию. Т. Липпс (10) видел в этом основной закон психической Жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит "затопление", т. е. Повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс Называл законом психической запруды (Stauung). Энергия концентрируется в пункте, Где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными Путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы, Возникшие благодаря запруде (Т. Липпс, 1907). А. Адлер (11) и его школа в основу своей психологической системы кладут Учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно Стимулирует повышенное развитие. Ощущение дефективности органов, по словам Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если Какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не Справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и Психический аппарат человека принимают на себя задачу компенсировать Затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или Функцией психологическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в слабом, Угрожаемом пункте. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, Вызванный несоответствием недостаточного органа или функции стоящим перед ними Задачам, что ведет к повышенной возможности заболевания и смертности. Этот же Конфликт создает повышенные возможности и стимулы к компенсации и Сверхкомпенсации. Дефект становится, таким образом, исходной точкой и главной Движущей силой психического развития личности. Он устанавливает конечную целевую Точку, к которой стремится развитие всех психических сил, и дает направление Процессу роста и формирования личности. Повышенная тенденция к развитию Создается дефектом, он развивает психические явления предвидения и предчувствия, А также их действующие факторы (память, внимание, интуицию, чувствительность, Интерес - словом, все обеспечивающие психологические моменты) в усиленной Степени (A. Adler, 1928). Можно и должно не соглашаться с Адлером в том, что он приписывает процессу Компенсации универсальное значение во всяком психическом развитии, но нет, Кажется, сейчас дефектолога, который отрицал бы первостепенное значение реакции Личности на дефект, компенсаторных процессов в развитии, т. е. той чрезвычайно Сложной картины положительных влияний дефекта, обходных путей развития, сложных Его зигзагов, картины, которую мы наблюдаем у каждого ребенка с дефектом. Самое Важное то, что вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к Его преодолению или выравниванию. Вот этих тенденций к повышенному развитию и не Замечала прежняя дефектология. А между тем именно они придают своеобразие Развитию дефективного ребенка; они создают творческие, бесконечно разнообразные, Иногда глубоко причудливые формы развития, равных или подобных которым мы не Наблюдаем в типическом развитии нормального ребенка. Нет надобности быть Адлерианцем и разделять принципы его школы, чтобы признать справедливость этого Положения. "Он будет хотеть все видеть, - говорит Адлер про ребенка, - если он близорук; Все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть налицо затруднение в речи или есть заикание... Желание летать будет выше Всего выражено у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие Затруднения. Противоположность органической недостаточности и желаний, фантазий, Снов, т. е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно На основании ее вывести основной психологический закон о диалектическом Превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации" (1927, с. 57). Прежде полагали, что у слепого ребенка вся жизнь и все развитие Будут строиться по линии слепоты; новый закон говорит, что развитие пойдет Против этой линии. Если есть слепота, то психическое развитие направлено от Слепоты, против слепоты. Рефлекс цели, по И. П. Павлову, нуждается для полного, Правильного, плодотворного проявления в известном напряжении, и существование Препятствий - главное условие достижения цели (1951, с. 302). Современная Психотехника склонна рассматривать такую центральную в процессе воспитания и Формирования личности функцию, как управление, в качестве частного случая Явлений сверхкомпенсации (И. Н. Шпильрейн, 1924). Учение о компенсации открывает творческий характер развития, направленного по Этому пути. Недаром на указанном учении частично основывают происхождение одаренности такие психологи, как Штерн и Адлер. "То, что меня не губит, делает меня сильнее", - формулирует эту идею Штерн; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков - способности" (W. Stem, 1923, с. 145). Было бы Ошибкой полагать, что процесс компенсации всегда непременно кончается удачей,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.56 (0.008 с.) |