Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс

Поиск

Преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода - победу и

Поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного

Полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения

Степени недостатка и богатства компенсаторного фонда. Но какой бы исход ни

Ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие,

Осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и

Психологический) созидания и пересозидания личности ребенка на основе

перестройки всех функций приспособления, образования новых - надстраивающихся,

Замещающих, выравнивающих процессов, порождаемых дефектом, и прокладывания

Новых, обходных путей развития. Мир новых, бесконечно разнообразных форм и путей

Развития открывается перед дефектологией. Линия дефект, - компенсация и есть

Лейтлиния развития ребенка с дефектом какого-либо органа или функции.

Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь

Не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но

тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в

Своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если

Слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то

Дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и

Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен

Повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс

Компенсации.

3.

Своеобразие в развитии дефективного ребенка имеет пределы. На основе

Нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на

Новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию.

Компенсация, как реакция личности на дефект, дает начало новым, обходным

Процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции.

Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает или свертывается

из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития. "Параллельно, с

Пробуждением моего сознания, - рассказывает о себе А. М. Щербина (13), -

Мало-помалу, можно сказать, органически вырабатывалось своеобразие моей психики,

Создавалась как бы вторая природа, и при таких условиях своего физического

недостатка непосредственно я ощущать не мог". (1916, с. 10). Но органическому

своеобразию, созиданию "второй природы" положены границы социальной средой, в

Которой протекает процесс развития. Прекрасно сформулировал эту идею по

Отношению к психологическому развитию слепых К. Бюрклен (14); в сущности, она

может быть распространена и на всю дефектологию. "У них развиваются, - говорит

Он про слепых, - такие особенности, которых мы не можем заметить у зрячих, и

Надо полагать, что в случае исключительного общения слепых со слепыми, без

всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода людей" (К.

Burklen, 1924, с. 3).

Мысль Бюрклена можно пояснить следующим образом. Слепота как органическая

Неполноценность дает толчок процессам компенсации, приводящим, в свою очередь, к

образованию особенностей в психологии слепого и перестраивающим все его

Отдельные функции под углом основной жизненной задачи. Каждая отдельная функция

Нервно-психического аппарата слепого обладает особенностями, часто очень

Значительными по сравнению со зрячим. Предоставленный сам себе, этот

биологический процесс образования и накопления особенностей и уклонений от

Нормального типа (в случае жизни слепого в мире слепых) с неизбежностью привел

бы к созданию особой породы людей. Под давлением же социальных требований,

Одинаковых для слепых и зрячих, развитие этих особенностей складывается так, что

Структура личности слепого в целом имеет тенденцию к достижению определенного

Нормального социального типа.

Процессы компенсации, созидающие своеобразие личности слепого ребенка, не

Текут свободно, а направлены на определенные цели. Эта социальная

Обусловленность развития дефективного ребенка складывается из двух основных

Факторов.

Во-первых, само действие дефекта всегда оказывается вторичным, не

Непосредственным, отраженным. Как уже сказано, своего дефекта ребенок

Непосредственно не ощущает. Он воспринимает те затруднения, которые проистекают

Из дефекта. Непосредственное следствие дефекта - снижение социальной позиции

Ребенка; дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все

Моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как

Участника-жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Органические,

Врожденные причины действуют, как подчеркивается в школе Адлера, не сами по

Себе, не прямо, а косвенно, через вызываемое ими снижение социальной позиции

Ребенка. Все наследственное и органическое должно быть еще истолковано пси

Хологически, для того чтобы можно было учесть его истинную роль в развитии

Ребенка. Малоценность органов, по Адлеру, приводящая к компенсации, создает

Особую психологическую позицию для ребенка. Через эту позицию, и только через

Нее, дефект влияет на развитие ребенка. Этот психологический комплекс,

Возникающий на основе снижения социальной позиции из-за дефекта, Адлер называет

Чувством неполноценности (Mindenwentigkeitsgefuhl). B двучленный процесс

"дефект-компенсация" вносится третий, промежуточный член: "дефект-чувство

малоценности - компенсация". Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно,

Через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть

Психологическая оценка собственной социальной позиции, легко пояснить на

примерах. В Германии поднят вопрос о переименовании вспомогательной школы.

Название Hilfsschule кажется оскорбительным и родителям, и детям. Оно как бы

налагает на учащегося клеймо неполноценности. Ребенок не хочет идти в "школу для

дураков". Социальное снижение позиции, вызываемое "школой для дураков", действует отчасти и на учителей, ставя их как бы на низшее место по сравнению с

Учителями нормальной школы. Лечебно-педагогическая, особая школа (Sonderschule),

Школа для слабоумных другие новые названия - таковы предложения Понсенса в О.

Фишера.

Попасть в "школу для дураков" - значит, для ребенка встать на затрудненную

Социальную позицию. Поэтому для Адлера и его школы первым и основным пунктом

Всего воспитания является борьба с чувством малоценности. Надо не дать ему

Развиться, овладеть ребенком и привести его к болезненным формам компенсации.

Основное понятие индивидуально-психологической лечебной педагогики, говорит А.

Фридман (15), - это ободрение (Ermutigung). Ее методы представляют технику

Ободрения. Ее область охватывает все, что угрожает человеку потерей мужества

(Entmu-tigung). Предположим, что органический дефект не приведет по социальным

Причинам к возникновению чувства малоценности, т. е. к низкой психологической

Оценке своей социальной позиции. Тогда не будет и психологического конфликта,

Несмотря на наличие органического дефекта. У некоторых народов, скажем

Вследствие суеверно-мистического отношения к слепым, создается особое почитание

Слепого, вера в его духовную прозорливость. Слепой там становится прорицателем,

Судьей, мудрецом, т. е. занимает вследствие своего дефекта высшую социальную

Позицию. Конечно, при таких условиях не может быть речи о чувстве малоценности,

Дефективности и т. д. Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по

Себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

Процессы компенсации тоже направлены не на прямое восполнение дефекта, которое

Большей частью невозможно, а на преодоление затруднений, создаваемых дефектом. И

Развитие, и воспитание слепо го ребенка имеют дело не столько со слепотой самой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.006 с.)