Основные особенности эпохи бронзы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные особенности эпохи бронзы



Степи Евразии в эпоху бронзы стали особой зоной, оказавшей значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного скотоводства в его специфических формах: преимущественное разведение наиболее приспособленного к степным ландшафтам мелкого рогатого скота при значительной роли и даже господстве охоты. Определенное значение имел природно-климатический фактор: аридность степной зоны в начале палеометаллической эпохи и вызванный этим кризис присваивающего хозяйства.

В эпоху бронзы сложились уже не эпизодические, а устойчивые контакты по всей территории степей. широкое распространение колесного транспорта и верховой езды начавшееся экстенсивное развитие скотоводства как формы хозяйства с наиболее быстрым воспроизводством; успехи в развитии горного дела, металлургии и металлообработки. В эпоху бронзы действовали все известные горно-металлургические центры и области: Кавказ, Урал, Казахстан, Саяны. в степях сложился принципиально новый, по сравнению с энеолитическим, тип неполивного земледелия. Для земледелия стали использоваться приречные долины степных рек и неорошаемые поля. Это было важным новшеством, впервые земледелие, как и скотоводство, вырвалось за рамки ограниченности, характерной для поливного земледелия. появились новые орудия: бронзовый кельт как универсальное орудие (топор, наконечник мотыги и заступ, бронзовый серп, кинжал и втульчатый наконечник копья листовидной формы,бронзовые удила. Многие новации в животноводстве, транспорте, освоении степныхи горно-долинных ландшафтов Евразии в эпоху бронзы принадлежат индоиранцам степной зоны. В ту эпоху они в степях были носителями передовых идей в хозяйстве, мировоззрении и являлись лидирующим этносом. Для эпохи бронзы характерна определенная нивелировка в наборе артефактов и в конструкции археологических объектов. Характерным для степных культур становится курган, сооруженный из земли и камней. Много общего в устройстве погребальной камеры, обряде погребения. Для этой зоны характерны так называемые скорченные погребения эпохи бронзы.

Культуры раннего бронзового века

Майкопская культура, археологическая культура 2-й половины 3-го тысячелетия до н. э., распространённая в предгорьях Северного Кавказа. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897. М. к. представлена многочисленными курганами, иногда укрепленными поселениями. На позднем этапе М. к. появляются каменные гробницы, в том числе дольмены. Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий. Различные украшения указывают на связи племён М. к. с Востоком. Керамика М. к., сделанная частично на гончарном круге, — преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Ведущие формы хозяйства — скотоводство и земледелие. Обществ, строй племён М. к. — первобытнообщинный. Богатый погребальный инвентарь некоторых курганов свидетельствует о далеко зашедшем имущественном неравенстве.имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа

 

медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев.

История

Ямная культура берёт начало в среднем течении Волги в среднем течении Днепра. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры.

В развитии ямной культуры выделяют три периода.Первый (ранний) этап (1-я половина - середина 3-го тыс. до н.э.)На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

Второй этап (3-я - начало 4-ой четверти 3-го тыс до н.э.)

Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения Третий этап (кон. 3-го - нач. 2-ого тыс. до н.э.)

Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами.

Катакомбная кио

Во II тысячелетии до н. э. памятники катакомбной культуры занимали значительную территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные известны в степях Крыма, а самые северные — около Курска и Ельца. Среди памятников больше всего могильников. Они-то и дали, благодаря своим особенностям, название культуре. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах — катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.

Катакомбные поселения известны на Дону, близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетенных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища — небольшие землянки с деревянной крышей. Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи, сделанные из кремневых ножевидных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они, так же как и некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры.

Катакомбная глиняная посуда разнообразна и принципиально отличается от примитивней и однообразной по форме посуды предшествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато Украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента Различны: треугольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах,

Входившие в катакомбную общность племена занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная оседлость, земледельческая идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли. Вместе с тем быстро развивалось и скотоводство, которое достигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенным встречаются кости овцы, козы, коровы и лошади. Причем в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных преобладали кости коровы и свиньи. Вместе с тем на всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.

Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Несомненно, многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, однако возникла она в результате распространения на территории восточноевропейских степей значительных групп нового населения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа

Таким образом, трудно признать решенным вопрос о происхождений каТакомб культуры. много привнесенных элементов, характерных для начительной территории Европы. Однако в ряде мест влияние предшествующей древнеямной культуры было все же значительным.

Абашевская культура

Обширную территорию Поволжья — от Ярославля до Казани и далее на восток до Урала —заселяли во второй половине II тысячелетия до н. э. скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры (по названию с. Абашево в Чувашии). Могильников абашевской культуры исследовано много: Абашево, Пикшик, Виноватово и др. На окраине этой обширной территории племена жили, очевидно, бок о бок с другими племенами. Основными памятниками абашевской культуры являются круглые и овальные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Некоторые могилы укреплены деревом, дно их выстлано берестой. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах этой культуры найдены сосуды, медные украшения, ножи, кремневые скребки, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных. По остаткам костей установлено, что абашевцы разводили коров, лошадей и свиней.

Особенностью абашевской культуры является сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с полушарными бляшками, медными спиралями, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся желобчатые браслеты и спиральные перстни. Из орудий труда известны плоские бронзовые топоры, копья с ввернутой длинной втулкой, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки. Своеобразна глиняная посуда. Выделяется несколько ее основных форм: острореберные плоскодонные и выпуклодонные, похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые сосуды баночной формы и выпуклодонные различных размеров сосуды с овальными боками и отогнутым наружу венчиком, украшенные орнаментом и без орнамента. Абашевские сосуды украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными вертикальными линиями и вдавлениями. По мере накопления материалов выявляются различия в форме посуды, орнаменте, наборе инвентаря на разных территориях огромного абашевского мира. Поэтому оправданным представляется выделение ряда местных археологических культур. При этом абашевская культура — носитель основного набора признаков — рассматривается как историко-археологическая общность на востоке Восточной Европы. Проблему происхождения абашевской культуры в Приуралье и Поволжье пока нельзя считать решенной. По ряду признаков она близка к предшествовавшей волосовской и другим культурам.

Распространено мнение, что абашевские племена были финно-угроязычными.

В развитии культур эпохи бронзы лесной зоны Восточной Европы большое значение имел уральский горно-металлургический центр, который, вероятно, начал активно функционировать во II тысячелетии до н. э.

Фатьяновская культура

В результате вторжения с юго-запада нового населения в начале II тысячелетия до н. э. на Оке и Верхней Волге складывается фатьяновская культура. Близкие этой культуре памятники известны в Белоруссии и Прибалтике. Это могильники, получившие название фатьяновских по открытому в конце XIX в. могильнику у села Фатьяново близ Ярославля. Фатьяновские племена занимали почти всю центральную часть европейской территории России, Каждый из этих районов имеет свои характерные особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники. В конце фатьяновской культуры на Средней Волге появляются курганные погребения. Наиболее хорошо изучены Фатьяновский, Волосово-Даниловский, Воронковский, Протаговский, Могилы овальные, некоторые укреплены срубом. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами.

Характерными для фатьяновской культуры являются выпуклодонные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшались орнаментом, состоящим из разнообразных геометрических элементов: ромбов, треугольников, косой штриховки.

Наиболее характерными для фатьяновской культуры являются каменные сверленые топоры-молотки, клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки, названные так потому, что в профиль они похожи на ладью, шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, особые булавы, терочники, полированные плиты, костяные острия и проколки. Среди находок преобладают изделия из камня. Но наряду с ними встречаются костяные, медные и бронзовые предметы. Известны костяные украшения, шилья, мотыги.

Металлические изделия представлены копьями, ножами, топорами, обоюдоострыми шильями и различными украшениями: браслетами, бусами и спиральными кольцами.

Большинство исследователей относит существование фатьяновской культуры к первой половине —середине II тысячелетия до н. э. (1700—1300 гг. до н. э.). Фатьяновскую культуру оставили племена, основой хозяйства которых было лесное скотоводство. В период сложения культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. На памятниках же периода расцвета культуры наблюдается прочная оседлость, развитие свиноводства и огневого земледелия в условиях лесной полосы. Нерешенным пока остается вопрос о происхождении фатьяновской культуры. Ясно, что фатьяновская и очень близкая ей балановская культуры были частью обширной историко-культурной области эпохи бронзы, располагавшейся в Восточной Европе. Отличительными особенностями этой общности были боевые топоры и шаровидная керамика со шнуровым орнаментом. Вместе с тем племена фатьяновской культуры создали основу протобалтийского этноса.

 

Срубная кио

Из Заволжья началось передвижение живших там племен на запад, по степным просторам к Среднему Дону и Днепру, что привело к частичному вытеснению представителей катакомбной культуры на Северный Кавказ и в лесостепные районы, где заметно усиливается их влияние. Сложилась новая срубная культура. Распространившиеся из Заволжья племена своим происхождением были связаны с потомками древнеямной культуры и продолжавших развивать свои традиции. Раннесрубные Могильники Новоболгарский и Герасимовские были раскопаны в Оренбургской области. Считается, что процесс формирования срубнойкультуры завершился в середине II тысячелетия до н. э. В результате на огромном пространстве от Днепра на западе и до Урала на востоке, от берегов Черного моря на юге и до левобережья Камы на севере сложилась срубная культурно-историческая общность. Название ее условно, оно связано с особенностями устройства могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху закрывались бревнами. В некоторых курганах делались довольно сложные сооружения: бревнами обкладывалась насыпь кургана, иногда над центральной могильной ямой сооружалась двускатная крыша. Курганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов были родовыми кладбищами.

Умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, несколько реже клали бронзовые и каменные изделия. Были распространены плоскодонные сосуды и сосуды баночной формы. Они имеют почти отвесные стенки и по своей форме похожи на банки. Сосуды баночной формы обычно не были украшены орнаментом. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии. Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также широкое развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности.

Поселки срубной эпохи располагались на берегах малых и средних рек. Пойменные земли были достаточно увлажнены и удобны для возделывания.

Известны обширные, вырытые в земле помещения в виде землянок и глубиной около 1,5 м. В центре помещения находился очаг, а вдоль стен стояли поддерживавшие крышу столбы. Внутри жилища разделялись срубом на две половины: одна из них имела коническую крышу, вторая, возможно, предназначалась для зимнего содержания скота и имела плоскую крышу из жердей, соломы и камыша.

Высокого развития достигает металлургия бронзы, из которой делали большое количество предметов. Прежде всего выделяются бронзовые земледельческие орудия труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Кельты представляют собой полый внутри металлический клин с заостренным лезвием. Они получили широкое распространение благодаря их универсальному применению. В зависимости от того, в каком положении они надевались на деревянную ручку, кельты могли выполнять роль топора, тесла или мотыги. Разнообразнее стало бронзовое оружие: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист лезвием.

Широкое освоение бронзы было большим культурно-техническим достижением населения срубной культуры. Находки на поселениях и даже в курганах литейных форм и металлических шлаков показывают, что плавка металла и литье производились почти повсеместно. Однако такое сложное дело, как металлургия, требовало специализации, о чем свидетельствуют многочисленные клады бронзовых заготовок и предметов. Интересно, что почти все предметы не были обработаны после отливки. Хотя литейное производство было местным, оно развивалось на привозном сырье. Металл поступал из богатых медью районов, скорее всего с Северного Кавказа, Урала, из Казахстана, а западные племена срубной культуры получали медь и готовые изделия от племен, живших на территории современных Венгрии, Чехии и Словакии.

Основу хозяйства составляли скотоводство и мотыжное земледелие, которые благодаря развитию бронзолитейного производства и появлению новых орудий труда стали более продуктивными. Значительное развитие получило скотоводство. Показательны находки на поселениях костей домашних животных. Кости являются естественными отбросами, накапливающимися в течение длительного времени, и свидетельствуют о составе стада. Среди костных материалов примерно половина принадлежит крупному рогатому скоту, который, надо полагать, в то время был основным источником получения молока и мяса.

Многочисленны также кости овец, свиней, лошадей. Кости диких животных представлены в ничтожно малом количестве. На поселениях срубной культуры часто встречаются орудия обработки кожи и шкур: лощила, специальные скребки, шилья и проколки для сшивания кожи и шкуры.

Обращает на себя внимание появление в конце срубной культуры крупных курганов, в которых были погребены племенные вожди. Один такой курган был раскопан в урочище Три Брата около г. Степного. Он поражает своей 15-метровой высотой, возвышаясь среди курганов общинников, и свидетельствует об особом положении погребенного в нем человека.

Андроновская кио

К востоку от катакомбной общности на обширной территории от южного Зауралья и Западного Казахстана и до Енисея на востоке во 2 тысячелетии до н. э. сложилась андроновская культурно-историческая общность. Характерными для этой общности являются прежде всего сосуды — горшки правильных форм с красивым профилем шейки и тулова, отогнутым венчиком и подчеркнутым дном. Поверхность их покрыта сложнейшими геометрическими узорами из треугольников, ломаных линий и элементов свастики. Вторым общим элементом являются немногочисленные бронзовые предметы: серпы, листовидные кинжалы, листовидные втульчатые наконечники стрел и копий. Андроновская общность — это несколько территориально и хронологически различных археологических культур на обширной территории восточной части степного мира. Название культуры и всей общности дал могильник, раскопанный в 1913 г. у деревни Андроново к югу от Ачинска. В Сибири, на Енисее известны могильники Орак I, Новая Черная II, Сухое озеро. Здесь имеются погребальные сооружения в виде каменных круглых оградок, внутри которых фунтовые ямы с ящиками, сделанными из поставленных вертикально каменных плит.

Сверху их также покрывали каменными плитами. Наблюдается некоторая связь устройства погребальных сооружений с природными условиями. Для лесостепных районов характерны небольшие земляные насыпи (курганы), а грунтовые ямы укреплены деревянным срубом и сверху покрыты бревнами. Для более западных степных районов Алтая и Казахстана наряду с курганными сооружениями характерны фунтовые могильники без признаков сооружений на поверхности. В ямах погребены по одному-два умерших, которые лежат на левом боку, с согнутыми ногами (скорченная поза). Основной инвентарь —керамические сосуды двух типов: банки с прямыми расширяющимися кверху Или слегка выпуклыми стенками и нарядные горшки. Банки украшены °бычно фубоватыми насечками по сырой глине, образующими елочку, и оттисками зубчатого штампа. Банки имеют более толстые стенки, Чем нарядно украшенные профилированные горшки.

Андроновская культура на Енисее по современным представлениям относится к XIV—XI вв. до н. э. Вопросы периодизации и хронологии памятников андроновских культур получили особое развитие. Эти выводы подтверждают и раскопки поселений Усть-Кепетай в Центральном Казахстане и Бишкуль IV в Северном Казахстане. В последнее время много памятников андроновской эпохи было исследовано в урало-казахстанских степях. Это поселения Никольское I, Петровка II, где исследована серия прямоугольных и овальных жилищ, На основании различий в керамических комплексах и стратиграфии поселений эпохи бронзы андроновской культурно-исторической общности в Казахстанском и Южноуральском регионах выделяется петровская, алакульская, федоровская, саргаринская, черкаскульская, межовская и бегазинская группы. Таким образом, культурно-историческая общность, состоявшая изкультур так называемого андроновского типа, объединяла, видимо разные племена, имевшие схожие типы хозяйства и идеологию. Основными памятниками андроновской общности являются могильники и поселения. В андроновской общности был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяйстве находили так называемые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной рукояткой, которые использовались как косари для расчистки полей от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также настоящие серпы с отверстием на ручке и кельты. На вооружении андроновцы имели литые втульчатые наконечники копий турбинско-сейминского типа с листовидным пером, бронзовые кинжалы с выемкой около черенка, характерные для эпохи бронзы в Евразии.

На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основная масса их принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту, а также лошади. Коровы разводились двух пород — малорослой и крупной. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища —загоны.

Другим основным занятием андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетельствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвенных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки сгеблей злаков на одном из серпов из поселения Малокрасноярка в Казахстане. Земля обрабатывалась вручную — мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к рукоятке. Урожай собирался бронзовыми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, использовавшихся под посевы. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. С земледельческой идеологией связан орнамент на сосудах горшковидной формы, свастики на днищах сосудов и бронзовые круглые солярные бляшки из могильников.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.009 с.)