Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники скифского времени в лесостепном подонье

Поиск

Известно о проникновении киммерийцев на запад, на территорию современной Румынии и Болгарии. В лесостепной зоне Восточной Европы в предскифский период возникает чернолесская культура.

Для этой культуры характерно распространение погребений с трупосожжением в урнах или в ямах; имеются и трупоположения.

Погребения известны как в курганах, так и в грунтовых могильниках. Значительный материал дали раскопки Жаботинского и Вельского поселений. На жаботинском этапе появляются наземные глинобитно- каркасные дома, глинобитные жертвенники, характерная лощеная керамика, конические миски с прямым или загнутым внутрь краем. Часть керамики украшена заштрихованными треугольниками, ромбами и зигзагами, встречаются бронзовые орудия труда, предметы вооружения и браслеты, сделанные из бронзы. Прослеживается влияние культуры фракийско-балканского мира.

К западу от Днепра жила часть франсийцев воспринявших многие особенности скифской культуры. Между Днестром и Днепром жили скифы-пахари, в степях Причерноморья — скифы-кочевники и царские скифы. Левобережное лесостепное Приднепровье занимали скифы земдедельцы, постепенно расширявшие свою территорию в южном направлении.

Интерес к скифским археологическим памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в 1763 г. А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, с изображением стреляющих из луков львов и крылатых быков с человеческими лицами. Эти изображения очень близки к произведениям ассиро-вавилонского искусства. Несмотря на то что большинство скифских курганов было ограблено еще в древности, они дали неподражаемые образцы ювелирного искусства. В кургане Куль-Оба, расположенном около Керчи, среди предметов, найденных в гробнице и в тайнике, интересен сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках, одетые в кафтаны и длинные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненому ногу, третий —удаляет товарищу зуб.

Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов —Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность — 350 м. Внутри кургана оказалось два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Среди множества предметов быта и украшений особый интерес представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части помещена композиция, изображающая скифов, ловящих и спутывающих лошадей.

Не менее интересен другой большой курган — Солоха (около Никополя), раскопанный в начале XX в. Н.И. Веселовским. Внутри его тоже было два погребения: центральное, которое было ограблено, и боковое, оставшееся нетронутым. Могилы имели форму колодца с двумя камерами по сторонам. В особой камере были захоронены пять коней и конюх. На скелете вождя было множество золотых бляшек с геометрическим орнаментом и изображениями зверей. Очевидно, они были нашиты на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенный золотыми изображениями зверей.

На правой руке вождя красовался золотой браслет с львиными головками на концах, а около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. Рядом с погребенным лежала булава — знак власти и стояли шесть серебряных сосудов. Около стены камеры лежал скелет в панцире, рядом с ним — наконечники стрел и меч. Вероятно, это был оруженосец. У входа в камеру обнаружен скелет подростка, должно быть, слуги. В особом углублении, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лошадиными, коровьими и бараньими костями внутри, большой медный таз, ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревяных сосудов. В другой нише стояли греческие амфоры, в которых, вероятно, хранились вино и масло. Из многочисленных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение всадника и двух пеших воинов.

В 70-х годах в Днепропетровской области был раскопан еще один царский курган —Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой гробнице лежал скелет молодой скифянки. Ее одежду и покрывало украшали орнаментированные золотые пластинки, а шею —массивная литая гривна с фигурами львов, охотящихся за оленями. На висках погребенной были подвески с изображением сидящей на троне богини, на руках —широкие золотые браслеты и 11 перстней. Рядом с ней в алебастровом саркофаге был погребен ребенок, принесенный в склеп позднее через специальный вход. На его скелете также обнаружены золотые бляшки, перстни, браслеты. Рядом лежали миниатюрные атрибуты царской власти, сосуды для вина и широкий золотой пояс.

Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта скифской знати, но они мало говорят о жизни рядовых скифов. О том, как жили простые люди, сведения дали их погребения и раскопки поселений.

Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми расположены скромные погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьги, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел.

Сарматская культура

Сарматская культура (III в.до н.э.-III в.) - сменила савроматскую сначала в Приуралье. распространилась на территорию Нижнего Поволжья и далее на запад, в волго-донские степи, на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. Сарматская культура подразделяется на три хронологических периода, каждый из которых часто рассматривается исследователями в качестве самостоятельной культуры. Для всех трёх периодов был характерен кочевой уклад жизни населения. Однако в некоторых районах произошло оседание части сарматского населения. Особенно значителен этот процесс был на территории Северного Кавказа. 1-й период - раннесарматский прохоровский Характеризуется значительными изменениями в погребальном обряде, появлением новых форм вещей (мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю, круглодонная керамика). Памятники периода распространены на территории от Приуралья до Днепра, включая и Северный Кавказ. Второй период - среднесарматский (сусловский). Памятники I в. были открыты в Румынии и Венгрии, что подтверждает свидетельства античных авторов о продвижении языгов и роксолан за пределы Северного Причерноморья. При сохранении многих черт погребального обряда, характерных для захоронений 1-го периода, заметны изменения в вещевом комплексе 2-го периода. Распространились железные черешковые наконечники стрел, мечи и кинжалы с кольцевым навершием, маленькие зеркала, фибулы и т.д. Характерно большое количество импортных изделий: разнообразные керамические сосуды, полученные главным образом из греческих городов Северного Причерноморья; серебряная и бронзовая посуда италийских и провинциальных римских мастерских и др. Отличительной чертой является широкое распространение ювелирных изделий, украшенных вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла ("полихромный" стиль). Период выделяется среди др. большим числом захоронений. К нему же относится и серия богатых погребений сарматской знати. 3-й период - позднесарматский (аланский). В этот период наблюдается важное изменение в погребальном обряде, южная ориентировка, характерная для прохоровского и сусловского периодов, заменяется на северную. Распространяется обычай деформации черепов. Мечи с кольцевым навершием продолжают употребляться, но постепенно вытесняются мечами без навершия и перекрестия. Сарматская культура оказала сильное влияние на культуру окружавших её народов. Памятники сарматской культуры исчезли после вторжения готов.

Как и скифы, сарматы были кочевыми скотоводами. Основным занятием являлось коневодство и овцеводство — кости этих животных преобладают среди остеологического материала из сарматских памятников. Сарматские всадники были грозным противником.. Основными археологическими памятниками сарматов на нашей территории являются курганы — их могилы. Кочевники не имели долговременных поселений, следы которых можно было бы отыскать. Согласно их верованиям, в могилы помещали все, чем покойный пользовался при жизни: воину—оружие и конскую упряжь, женщине — посуду и украшения, предметы туалета. Изучая эти вещи, мы реконструируем историю сарматов.

Основной силой сарматского войска была легкая конница. Всадники были вооружены длинными и короткими мечами, копьями, луками и стрелами. Представители аристократии составляли тяжелую конницу катафрактариев. Конь был для сармата всем. Конь давал пищу, питье, одежду, конь давал силу и богатство, конь спасал жизнь. Одним из главных религиозных культов сарматов — культ коня. Коням приносили жертвы, и коней приносили в жертву. Правда, чаще всего сарматы, жалея своих четвероногих друзей, клали в могилу хозяина не коня, как скифы, а его символ — узду. Именно этот погребальный обычай сохранил для нас облик сарматского конного снаряжения.

Простая сарматская уздечка состояла из оголовья с нахрапным ремнем и железных удил. Удила обычные двухколенчатые, иногда с трензельными кольцами, вполне современного вида, а чаще функцию колец выполняли псалии — прямые или фигурные стержни, вокруг которых были подвижно закреплены концы грызл. За псалии удила крепились к оголовью.

В позднесарматское время (II—III вв. н. э.) в моду вошли круглые и сердцевидные бляхи. Сцены в зверином стиле исчезают, уступая место геометрическому орнаменту.

IV в. н. э. сарматы оказались на пути гуннов. Гунны окончательно разгромили сарматов, и они сошли с исторической арены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.01 с.)