ТОП 10:

Возникновение древнерусской литературе и её особенности (9-10вв,11 в-письм памятники)



Возникновение древнерусской литературе и её особенности (9-10вв,11 в-письм памятники)

Невозможно с точностью определить время возникновения у нас письменной литературы. Есть все основания полагать, что она существовала на Руси еще во второй трети 11 в. - времени, когда можно датировать первые дошедшие до нас памятники русской письменности. В 9-10 вв. она у нас, несомненно, существовала.

Прибл. шесть с половиной веков существования.

Древнейший период развития русской литературы до начала 13 в. связан с Киевской Русью. Он называется "киевским периодом". Киевская Русь представляла собой государство с обширной территорией, включавшей в себя Киевскую, новгородскую, суздальскую и ростовскую земли. Постепенно, к концу 11 в., происходит распадение Киевской Руси на отдельные самостоятельные княжества - Киевское, Черниговское, Новгородское и т.д. Начинается феодальное раздробление.

"ПВЛ" - древнерусская литра. Д. литра - 11-17 в.

Письменность, устное народное творчество à возникновение литры. Прежде всего, переписывались церковные книги. Из Византии пришло христианство à важно его значение.

Периодизация (11-17 вв):

1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность.

2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный.

3) 17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века

 

Первые книги на Руси (Библия, жития, сборники изречений, прологи, патерики и т. д.)

Христианство возникло на Руси в 988 году. Христианство давало возможность верить в единого бога. На Руси при Владимире Святославиче христианство стало государственной религией.

Г - Кириллица (Кирилл и Мефодий) - послужило толчком к развитию письменности.

Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились хроники, поучения, жития. В 11-12 веках пришла церковная литература из Византии, + стали появляться воинские повести, светские повести. Основной источник для книг -фольклор. Он давал жанры, сюжеты, образы, народную идеологию.

Книги:

Богослужебные (самая первая книга, дошедшая до нас на старославянском - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием с 1056-1057 годы)

В 1499 году Библия была переведена целиком. Библия - достояние всей мировой культуры. Библия - церковная книга. Она отразила нравы многих народов. Там представлены многие жанры (песнопения, богословские трактаты, произведения ораторского искусства).

Библия:

Книга Ветхого Завета (история еврейского народа)

Книга Нового Завета (Апостольские писания и послания). 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

«Апокалипсис» - книга о страшных пророчествах.

Житийная литература (агиографическая) - жизнеописания святых. Житие сочетает в себе занимательный сюжет и назидательность. В центре - христианский герой, следующий Христу.

Расцвет житийной литературы - 8 -11 вв. В Византии.

«Панегирик» - особая разновидность. Это не вся жизнь святых, а лишь наиболее важные их подвиги.

 

3. Апокрифическая литература. «Хожение Богородицы по мукам»

Слово "апокриф" в переводе с греческого - "тайный", "сокровенный". Так называли книги, не вошедшие в состав Библии, но развивающие или дополняющие отдельные ее сюжеты. Отличались драматизацией сюжета. Наиболее значительные из ветхозаветных апокрифов - Книги Еноха, Юбилеев, псалмов Соломона.

В апокрифах отразилась своеобразная христианская мифология, впитавшая в себя многое из сказок, легенд и мифов народов древности. Библейские персонажи обретали в них плоть и кровь.

До XIV в. апокрифы заносились на Русь преимущественно паломниками (каликами), которые в XII-XII вв. целыми дружинами ходили в Константинополь и Иерусалим.

Из традиционных греческих апокрифов на Руси переписывали "Завет 12-ти патриархов", "Успение Моисея", "Суды Соломона", "Повесть о Соломоне и Китоврасе", Книгу Еноха.

Широкое распространение на Руси получили апокрифы о Богородице, считавшейся покровительницей страны. "Хождение Богородицы по мукам" - рассказ о том, как архангел Михаил ведет Богородицу в ад, показывает ей муки грешников, поклонявшихся Перуну, Велесу... Богородица горько плачет, и говорит поделом. Она молит Бога за грешников,и он на время освобождает их от мучений.

 

Особенности жанра жития в литературе XI-XII вв. «Житие Феоосия Печерского» или «Житие Алексея Человека Божия»

Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. Житие – не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые составитель и читатели считали истинными, не вымышленными. Сверхъестественные события: воскрешение мертвых, внезапное исцеление больных и т.д. – для др. книжников было реальностью.

Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные истории святых – пример для подражания. Напр. Феодосий Печерский – одно из первых русский житий. Он отдавал тело на ночь на поедание комарам и оводам.

Житие должно вызывать в читателе чувство умиления самоотречением и духовной чистотой, кротостью и радостью, с которыми святой переносил страдания и лишения во имя Бога.

Житие лишь внешне напоминает биографическое произведение. Автор стремится раскрыть характер героя.

В житиях всегда существуют два мира. Это повседневная земная жизнь и высшая, потусторонняя, Божественная реальность. Деяния персонажей напоминают действия Христа. Совершаемые ими чудеса (исцеления, экзорцизм) уподобляются чудесам Христа.

Образ святого в житии напоминает иконописное изображение.

Жития писали на церковно-славянском языке, считавшимся священным.

Жанр жития возник в IV в., Византия. Самая популярная литература вплоть до XIII в.

2 метода изображения: фактографическое и идеальное.

Переводные памятники житийной литературы появились на русской почве в древнейшее время, в XI-XII вв.

Компоненты жития: похвала святому и плач о его смерти. Монолог святому. Житийная литература статична, идеализирована, в ней нет живых черт. В отличие от византийских житий(писавшихся о святых), русские писались о светских людях, в них больше историзма.

Жития о тех людях, которые прославились подвигами.

Создавая идеальный образ святого, авторы хотели преподать нравственные уроки людям, которые должны очищаться молитвами. Они не д.б. богаты, часто обращаться к «Св. писанию».

Образы.

Ольга.Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Отважная воительница, первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.

Святослав, сын Ольги. Он, по летописи, «легко ходя, аки пардус, войны многи творяше». Едва ли не самый воинственный русский князь.Война – его обычная стихия. Одним именем своим наводит страх на врагов: печенеги разбегаются в разные стороны, узнав, что на них идет Святослав. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден: предупреждает страны о нападении.Заключив мир с побежденными греками, он обещает не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению.

Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским.

По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц(800). Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев.

Разочаровался в язычестве, стал христианином. Ослеп, царица византийская сказала принять веру, чтоб избавиться от болезни, и он мог на ней жениться.

Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян.

Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, сошлись люди без числа и плакали по нем.

Редакции.

1-я редакция, не дошедшая до нас – около 1113 г., Нестор. Восхваление Святополка. Выдубецкий монастырь переработал несторову редакцию «ПВЛ» насчет Святополка.

2-я редакция – несторовская + собственные сведения. Выдубецкий монастырь.

3-я редакция – В Киево-Печерском монастыре.

Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. Многоплановая, многожанровая повесть о больших просторах Руси. От Угорских гор до Волги. От Ладоги до Керчи.

Наряду с устными преданиями «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, откуда «ПВЛ» почерпнула легенды, рассказанные на первых страницах летописи, - о разделении земли между сыновьями Ноя, сведения о быте и нравах разных народов, о фактах Византийской истории и т.д. Из не дошедшего до нас мораво-паннонского источника извлечены сведения о Поляно-Руси и о переложении книг на славянский язык. Из жития Василия Нового заимствованы сведения о походах Игоря на Царьград в 941 г. и 944 г. К греческому источнику восходит рассказ о крещении Владимира в Корсуне.

Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды. Некоторые события передаются в летописи во впечатлениям очевидцев и воспоминаниям редактора свода.

 

Поэтический стиль

Поэтический стиль находился в зависимости как от книжной, письменной литературы, так и от литературы устной.

Особенности стиля:

1) Наличие символики. Она разнообразна и красочна. Движение половецких войск символизируется здесь в образе черных туч, стремящихся прикрыть 4 солнца, т.е. 4-х князей, участников похода.

2) С символом неразрывно связана и метафора. Беда «пасет птиц по дубию».

3) Эпитеты. Образная насыщенность «Златой» с его производными – один из излюбленных эпитетов, «серебренный»

Пользуется автор и метафорическими эпитетами: «вещие персты», «железные полки», «злато слово», «живые струны».

4) Монологи и диалоги.

5) Риторические восклицания и вопросы.

6) Приемы сравнения и параллелизма. Боян – Соловей. «Поганый половчин» - черный ворон. Боян растекается серым волком по земле, сизым орлом под облаками. С серым волком сравниваются также князья, дружина и Кончак. Князья сравниваются с солнцем, с месяцем, с соколами, дружина – с теми же соколами и со стадами галок, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с горностаем, Всеслав – с лютым зверем, половцы – с барсовым гнездом. Природа в «Слове» - не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем. Даже неодушевленные предметы издают звуки: кричат телеги, говорят боевые знамена. Звуками, звоном, пением переполнено вообще все «Слово»: звенит слава, звон идет от битвы, поют копья.

Природа и человек неразрывно связаны.

7) Антитезы

8) Ритмическая организация речи (повторы, единоначатия).

Фольклор. Много общего между «Словом» и народной поэзией.

Автор «Слова» был хорошо знаком с русской устной словесностью. Глубокая насыщенность «Слова» - результат органической связи автора с устным поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гиперболизированное изображение силы, могущества и воинской доблести князей, напоминающих былинных богатырей. В «Слове», как и в народной песне, явления природы фигурируют без символических истолкований в духе христианского вероучения. В «Слове» попадаются такие эпитеты, каких нет в соответствующих памятниках русской письменностиО том же говорят и отдельные совпадения образов «Слова» с образами народной поэзии.

Сравнение битвы с пиром в «Слове» находит себе параллель в одной из былин об Илье Муромце.

Плач Ярославны сближается с народным свадебным причетом, где обычен образ кукушки, символизирующий молодую женщину, тоскующую в разлуке со своими родными.

 

Повести о нашествии татар на Русь. «Повесть о разорении Рязани Батыем».жанр воинской повести. 1237г.(авт неизв).

4 ч:появл. Батыя(гибель Федора);защита Рязани Юр Ингор; подвиг Евп Коловрата; Обновл Рязани Ингварем Игноревичем

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием для русского народа. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестников апокалипсиса.

Мск великие князья ведут свое происхождение от Августа-кесаря, они являются наследниками Византийской империи(дар греч императора Конст Мономаха киевскому князю Вл Всеволодовичу(Мономаху) – царского венца

Во второй половине XV – начале XVI в. создаются в Москве и другие повести на тему политический преемственности Русью византийского наследства.

Повести эти сложились в Византии для обоснования идеи преемственности Византией всемирно-исторической царской власти, средоточием которой считался ранее Вавилон. На Русь повести о Вавилонском царстве пришли в устной передаче в конце XV в. Это была пора зарождения идеи Москвы – третьего Рима.

В послании к Василию III, относящемуся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства (пышный и торжественный стиль).

Уже на русской почве в качестве действующего лица упоминается русский человек, принимающий участие в добывании для греческого царя Василия знаков царского достоинства.

«Сказание о князех Владимирских» - продолжение повестей о Вавилонском царстве. Это «Сказание» легло в основу.

Опираясь на сказание, как на исторический доумент,И Грозный объявил себя царем и венчался на царство в 1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от Августа-кесаря.

«Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает своего брата Пруса на берега Вислы, в страну, которая потом по его имени была названа Прусской. Потомками римлянина Пруса считали себя русские князья >Грозный ведет свой род от Августа-кесаря.

Некий воевода Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда князя, и из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик и становится князем. Его братья Трувор и Синеус тоже становятся князьями. Спустя время русский князь Владимир Всеволодович решил пойти на Византию (Царьград). Пленив многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был Константин Мономах. венчает Вл венцом Константина и с тех пор называется Мономахом.

 

23. Новгородская областная литература («Повесть о новгородском белом клобуке») Новгород. Областная литература

24. Покорение Новгорода Москвой.

В 14-15 вв Новгород был крупнейшим полит, эко и культ центром сев-зап Руси. Типичная феодальная республика Ранняя новгородская летопись – фактична, не содержала в себе тех поэтических черт, которые были характерны для летописей южных. Остальная новгородская литература отличалась той же склонностью к документальности и к дидактизму.

В XV веке, в связи с тенденцией Москвы к подчинению себе Новгорода, в Новгороде возникает ряд произведений легендарно-повествовательного и житийного характера. Эти произведения отражают идеологию новгородского боярства, заинтересованного в неприкосновенности своих крупных земельных владений и богатого купечества.

Политическая и идейная борьба между сторонниками литовской и московской ориентаций нашла живое отражение в новгородской литературе, особенно усилившись ко времени окончательного покорения Новгорода Москвой.

«Повесть о новг белом клобуке»состоит из 3 частей:

1.История возникновения клобука: в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни и за «просвещение»(в христианство) Константин нарек Сильвестра папой, подарил ему клобук, отдал Рим (себе основал Константинополь), разделив власть светскую и церковную

2.Переход клобука из Рима в Константинополь. При нечестивом папе Формозе и царе Каруле после разделения церкви в Риме перестали почитать клобук. Другой папа хотел отправить его в дальние страны: «опоругати и изтребити». По грозному повелению ангела нечестивый папа вынужден отправить клобук в Царьград, к патриарху Филофею.

3.Из Византии в Великий Новгород. По велению «светлого юноши», который поведал Филофею историю клобука, а также Сильвестра и Константина, явивш патриарху в «тонком» сне, Ф отправляет клобук в Новгород, поскольку «благодать отимется» от Царьграда «и вся святая предана будет от бога великой Рус земли». В Н. клобук встречает архиепископ Василий, предупр ангелом о его прибытии.

Автор Исследователи предполагают:толмач(переводчик устн речи) Дм.Герасимов, кот переводил Библию под рук-вом Геннадия, ездил по поручению архиепископа в Рим. И там писание о клобуке вымолил римскую копию (греч уничтожили).

Центральное место в повести отведено вымыслу подчиненному общей историко-философской и полит.концепции перехода символа мир церк власти из «ветхового Рима»,отпавшего «от веры Христовы», вот второй Рим – Константинополь, где «христианская вера погибнет» «насилием агаряеским», а потом в третий Рим, «еже есть на Руской земли».

Первые послания адресатов.

Послание Курбского. В первом же послании Грозному (1564) и переданном ему через слугу Василия Шибанова, Курбский обличает царя в жестокостях по отношению к боярам. Он обращается к нему с гневной речью, построенной в форме риторических вопросов и восклицаний. Далее Курбский перечисляет все преследования, которые он претерпел от Грозного, Укоряет царя. Это свое писание Курбский обещает положить с собой в гроб, отправляясь на суд Божий. Рассказывает о причинах своего бегства в Литву: «Какого гонения и зла я от тебя не претерпел?!». Четкость композиции.

стиля. Хотел донести до современников свою точку зрения.

Получив вскоре в ответ на свое стройное послание многословное, пересыпанное обширными цитатами, послание Грозного, Курбский отзывается о стиле Грозного. Это «широковещательное», «многошумящее», «гневное» послание. Курбского удивляет, что Грозный решился послать столь нескладное послание в чужую землю.

Обида Курбского на Грозного была тем сильнее, что К. сознавал себя одним из тех преследуемых Грозным княжат, которые, как и царь, происходили «от роду великого Владимира», о чем опальный князь и напоминал своему гонителю. Курбский отрицательно оценил литературный стиль Грозного. Он враждебно настроен к царю. Пытается его скомпрометировать не только как государя, человека, но и как писателя, ведь это письмо для широкого круга людей, а народ их образован.

Послание Грозного. С ответом не замедлил. Письмо его адресовано не только опальному князю, но и всей Русской земле. Поражают воображение размеры -почти в 20 раз больше письма его противника. Начинается оно длинным перечислением православных владетелей земли Русской. Далее, бесконечные обвинения князя в измене, обширные цитаты из ап Павла.

Грозный был человеком начитанным, но ему было чуждо академически выдержанное красноречие К. Речь Грозного отличалась своеобразием, которое обуславливалось его способностью свободно распоряжаться богатствами языковых средств, книжных и просторечных. В писаниях Грозного ярче сказались непосредственность и непринужденность его речи, и еще горячий писательский темперамент.

Грозный был воспитан на иосифлянских литературных традициях. Решительно возражает против того, чтобы царь делил свою власть с боярами и против того, чтобы они вмешивались в его распоряжения. Царская власть, по мнению Грозного, не подлежит критике со стороны подданных, как не подлежит критике и божеская власть. Ссылаясь на апостола Павла, он утверждает, что всякая власть учинена Богом и потому противящийся власти противится Богу. За свои поступки царь несет ответ перед Богом, а не перед своими «холопами». С гневом и раздражением Грозный перечисляет все утеснения и обиды, какие он терпел от бояр во времена своего малолетства. В своих посланиях он обнаружил типичные особенности стиля своих учителей – иосифлян. Велеричавость, напыщенность, склонность к торжественной церковно-славянской фразе вперемешку с просторечиями, грубыми и бранными словами, прозаическими бытовыми деталями, образными выражениями.

Переписка. Курбский осмеял форму письма, язык и стиль Грозного.Такие эпитеты, как «широковещательное», «многошумящее». Укоряет Грозного в смешении стилей. Князь упрекает царя, что негоже отсылать варварское послание в чужую страну, где люди над таким письмом могут лишь посмеяться.(ведь его народ образованный)

(Второе послание Грозного к Курбскому (1577) во много раз кратче первого (Краткость – свет, - прим. авт.), написано проще и яснее, разговорно. Выразительный и картинный язык. Встречаются просторечные фразы. Грозный иронически торжествует над князем-беглецом.

Курбский отправляет Грозному третье послание. Жизнь за рубежом родной земли наложила свой отпечаток на язык и стиль писем Курбского. В письмах все больше полонизмов. Послания строятся под влиянием латинских риторик (учебников ораторского искусства).)

Послание Грозного, помимо своего стиля, очень образного и эмоционально насыщенного, ценно как памятник, наглядно рисующий бытовой уклад жизни.

 

Личность Грозного. Эпоха его царствования как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Грозный был воспитан на иосифлянских литературных традициях. До предела осознав себя единоличным, самодержавным властителем, он утвердился в представлении о себе как о потомке Августа-Кесаря и , по учению иосифлян, как о наместнике бога на земле. Царская власть не подлежит критике со стороны подданных, и они вольны награждать своих холопов, вольны и казнить.

Ответ Грозного раскрывает сложный и противоречивый характер незауряднорй личности. Послание обнаруживает недюжинный ум, широкую образованность, начитанность и в то же время озхлобленную, мятущуюся душу. Свой ответ он адресует не только Курбскому, но и на все «Российское царство». Его письмо полно обличительного пафоса против бояр-иззменников и пафоса утверждения, обоснования и защиты прав самодержавной власти. С гневом и раздражением Грозный перечисляет все утеснения и обиды, какие он терпел от бояр во времена своего малолетства.

Стиль. В своих посланиях Грозный обнаружил типичные особенности стиля своих учителей – иосифлян. Велеречивость, напыщенность, склонность к торжественной церковнославянской фразе сочетаются с просторечиями, грубыми и бранными словами, прозаическими бытовыми деталями, образными выражениями (как у митрополита Даниила). «Высокий» стиль сочетается с «низким». Не стесняется употреблять простонародные выражения: «маленько», «я на то плюнул», и даже бранные слова – «собака», «собачий», «пес», «окаянный». Для литературы XVI в. такое «смешение стилей» - обычное явление. Грозный явно следовал вполне определенным литературным образцам того времени.

Из «Домостроя».

- Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь.

- Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою ислезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать.

- В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом.

- Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа,

- Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.

- Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

- Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

 

Повести Смутного времени

1. Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.

2. « Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.

3.Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.

4. Причины смуты и « настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова , который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.

5. Повесть затем была переработана в « Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.

6. Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.

7. «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611

8. Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.

9. Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.

10. Идеал патриота - патриарх Гермоген.

11. В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

12. « СКАЗАНИЕ « АВРААМА ПАЛИЦЫНА.

13. Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

14. 1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

15. 2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

16. 3. Последние месяцы правления Шуйского.

17. В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.

18. Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.

В целом же « Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.

 

Проблематика и композиция.

«Житие» представляют собой необычное явление. Речь его живая, русская. Она либо перебивает речь книжную, церковно-славянскую, либо в большинстве случаев совершенно ее вытесняет. Сам он свой язык характеризует как «просторечие» и «вяканье», т.е. свободную, непринужденную беседу. Аввакум не проводит ясной границы между языками русским и церковно-славянским. Обыденную и домашнюю речь он предпочитает речи книжной, торжественно приподнятой. Аввакум вводит в речь диалектические особенности своего родного григоровского говора. Начинает изложение своего «жития» чистой церковно-славянской речью, вскоре меняет на живую русскую.С церковнославянизмами контрастируют обильные вульгаризмы, присущие речи Аввакума. Они проявляются в бранных эпитетах(Товарищи! Как вам эпитеты вроде «блядь», «блядин сын» и «выблядок»? Вот она – великая древнерусская литература! -)))) – прим. благодарного студента), которые он расточает противникам; в откровенном описании физиологических отправлений, и в непривычных сочетаниях слов.

«Житие» с элементами поучения насквозь проникнуто полемикой. В своем полемическом задоре Аввакум расточает противникам обличения. По отношению к единомышленникам он деликатен и ласков. К страдающим иногда посылает обращения, облеченные в торжественно-витиеватую церковно-славянскую форму. С задушевно лирическими воспоминаниями Аввакум обращается не только к людям, но и к собачке, навещавшей его в Братском остроге, и к черненькой курочке, несшей, как он говорит, 2 яичка в день. Эпизод с курочкой.

Ирония, сарказм и шутка нередки в сочинениях Аввакума. Для оживления речи он вводит в нее поговорки, пословицы, часто Той же цели служат диалоги, они живо передают реальные черты персонажей, существенные особенности характера.

Возникновение древнерусской литературе и её особенности (9-10вв,11 в-письм памятники)

Невозможно с точностью определить время возникновения у нас письменной литературы. Есть все основания полагать, что она существовала на Руси еще во второй трети 11 в. - времени, когда можно датировать первые дошедшие до нас памятники русской письменности. В 9-10 вв. она у нас, несомненно, существовала.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.027 с.)