Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы»



Введение

Глава 1 Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы».

1.1 Генезис и история возникновения праздника

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Глава 2 Праздник Победы на современном этапе.

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода

2.2. Традиции и новации в праздновании Дня Победы

Заключение

Приложение

Сценарии праздника Победы

Список литературы

 

 

Введение

На сегодняшний момент у молодежи сложилось неоднозначное отношение к истории нашего народа. Порой можно заметить неуважение к участникам великих боев.

День Победы – это день, в который советская армия одержала победу над германскими войсками в Великой Отечественной войне. Это воистину праздник со слезами на глазах. В этот день радость и скорбь - рядом. Нет семьи, которую бы война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто налаживал мирную жизнь. И, конечно, поздравляют ветеранов, которые пережили эти тяжелые четыре года. Указом Президента Республики Беларусь №157 от 26.03.1998 г. День Победы установлен как государственный праздник.

Все дальше и дальше неумолимое время отделяет нас от самой большой трагедии в истории, унесшей миллионы человеческих жизней, - Второй мировой войны. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостный! Праздник в честь всех тех, кто подарил мир на этой земле.

Уходят годы, уходят люди, ковавшие эту победу, но 9 Мая остается для всех поколений нашей страны самым светлым и радостным праздником.

Цель исследования – раскрыть разные формы патриотического воспитания человека в рамках Праздника Победы.

Задачи:

- изучить исторические аспекты праздника;

- выделить нововведении праздника;

 

Методы исследования:

- изучение литературы о Великой Отечественной войне;

- беседа с ветеранами Великой Отечественной войны о проведении праздника Победы;

- анализ сценарно-режиссерских разработок праздника Победы;

-этнографические наблюдения и анализ проведения праздника Победы в разных регионах Республики Беларусь;

- участие в проведении праздника Победы.

Анализ литературы:

1. Голевнев А.И. «Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны».

В этой книге содержатся воспоминания ветеранов НАН Беларуси – бывших воинов Советской Армии, подпольщиков и партизан об их боевых действиях за честь, свободу и независимость своей Родины и своего народа, рассказывается об их патриотизме и героизме, о победных радостях, тяжелых испытаниях, выпавших на долю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Довбуш М.Д. “Советские традицыи, праздники и обряды”

В книге описаны основные праздники и обряды Советского Союза, даны рекомендации по их подготовке и проведению. Подробно описаны основные традиции Праздника Победы.

3. Курочкин П.А. «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах»

В этой книге ведется рассказ об основных боевых операциях, о массовом героизме советских воинов, о мужестве партизан и подпольщиков, - о великом подвиге всего нашего народа. Описано победоносное завершение войны, подъем всенародной борьбы против фашистских поработителей.

4. «Сорокалетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Документы и материалы.

В эту книгу включены документы и материалы, посвященные празднованию 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

5. Черняк Ю.М. “Режиссура праздников и зрелищ”.

В книге изучены основные аспекты праздничных действ, образный строй праздников и зрелищ.процесс создания празднецтв рассмотрен на конкретных примерах.

Структура работы:

Введение

Глава 1 Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы»:

1.1 Генезис и история возникновения праздника.

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Глава 2 Праздник Победы на современном этапе.

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода.

2.2. Традиции и новации в праздновании Дня Победы

Заключение

Приложение

Сценарии праздника Победы.

 

 

Глава 1

Праздник в Европе и США

США, Великобритания и большинство стран Западной Европы отмечают День Победы во второй мировой войне — 8 мая — день, когда по центральноевропейскому времени была подписана капитуляция нацисткой Германии. По московскому же времени капитуляция была подписана уже 9 мая, что объясняет отличие в дате праздника. В Америке этот праздник называется V-E Day, или Victory in Europe Day. 15 августа отмечается как день победы над Японией (англ. V-J Day).[1, c. 198]

 

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Общегражданский праздник 9 мая – День Победы, на долгие годы определившего судьбы участников Великой Отечественной, немыслим сегодня без встреч и шествий ветеранов к мемориалам памяти и обелискам славы. Сложились сопутствующие им ритуалы, в которых обязательно участие юношеских и молодежных групп.

9 мая 1970 года. Мемориальный комплекс в Казани. Поздний вечер. Тысячи людей заполнили площадь у памятника Павшему воину. Медленно гаснет обычное освещение. Наливаются красным венки у основания стеллы и стяги на окружающих площадь флагштоках.звучит торжественное музыкально-поэтическое вступление, и сегодняшняя ночная площадь превращается … в пограничное мирное утро 22 июня 1941 года. Ярким зеленым светом залиты окружающие деревья, на их ветвях громко поют птицы. Издалека в небе слышен гул приблежающихся самолетов. Слева, на западе – шум танков, выстрелы. Самолеты над головами. Их “ищут” в небе мерцающие голубизной лучи зенитных прожекторов. Вой падающих бомб. “Взрываются” они в роще и на площади, среди зрителей, сметая напрочь и песню соловьев, и яркий зеленый свет. Грохот танков нарастает. Справа в богровых отсветах – писк марзянки и голос радиста: “Говорит Брестская крепость…” Первые залпы пограничников. На площадь вторгается война. Голдос Левитана: “Сегодня, 22 июня…”

Муса Джалиль. Растрелянная песня.

Площадь погрузилась в темноту. Ее окружили крики немецких охранников, лай овчарок. Прямо по зрителям бродит луч со “сторожевой вышки”. Звуки слева – крупным планом выделяется камера Джалиля в Моабите. Он пишет стихи, мысли его на Родине. Роща справа залита зеленым светом, слышен плеск воды, перещелк соловьев. Звучит прекрасная татарская песня. Грохот засова обрывает и стихи, и песню. Гаснет роща…

На площади слышны шаги Джалиля и его плача. Поэта уводят на казнь. Но осталось его слово. Прямо среди зритетей раздаются бессмертные строки:

В песне зажег я огонь, исполняя

Сердца приказ и народа приказ…

Луч прожектора со сторожевой вышки “ищет” голос и, найдя его, расстреливает: звук от той же вышки длинной пулеметной очереди. Но голос поэта не обрывается. Где-то, таперь уже сзади, сново слышно:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть не велит…

Метнувшийся луч прожектора – и очередь. А стих уже звучит от имени Вечности! От имени павших словами Джалиля говорит Неизвестный солдат (памятник воину). Пулеметы бессильны…

Мемориалы – это вечная пам'ять в камне. Белорусские режиссеры В.Лейдман, В.Колесов, В.Пашко и другие на знаменитом мемориальном комплексе “Мамаев курган” создали двухчастную композицию, в которой рота молодых солдат, переодетых в форму 1942 года, и артисты театра пантомимы “Рух” воссоединились с запечатленными в граните героями скульптора Е.Вучетича.

… Между двумя беломраморными скульптурами – “Родины-матери” с вознесенным мечом на вершине холма и сияющей в противоположном конце дороги, у зала воинской славы, “Скорбящей матери” над умирающим на ее руках солдатом – сияет голубезною “Озеро слез”. Его обступили фигуры бойцов, вышедших из ада Столинградской битвы. Обессиленные от ран, окровавленные и почерневшие от копоти, они поддерживают друг друга, не выпуская оружия. “Стоять насмерть!” – эти слова стучат в висках, когда всматриваешься в каждую скульптурную группу.

В сгустившихся над туманом сумерках, когда скульптуры стали отражаться в потемневшей воде, у входа в Зал воинской славы вырос батальон.солдаты его, измученные, но готовые принять новый бой, выглядели “двойниками” Вучетича. Их поход прикрывала мгла. Лишь карманные фонарики резали темноту, и им немедленно отвечали сотни таких же со склона, где разместились зрители-витераны. Гулко печатались шаги солдат по каменным плитам. Ботальон, собрав остатки сил, уходил в ноч – в бессмертие… а с трибун ему в след смотрели соратники по оружию, однополчане.

Еще не умолкли шаги, как зазвучала музыка, и на белых ступенях под монументом Родины-матери, охваченным “сполохами” алых стягов, появились мимы в красных трико. Краткая по времени, но емкая по содержанию пластическая композиция “Сердце солдата” продолжала рассказ о безымянных героях: перенеся безмерные тяготы, не сдавшись в смертельном бою, солдат умирал, оставляя потомкам свое полыхающее сердце. В этот момент действия по обе стороны “Скорбящей матери” загорелись “красные гвоздики”.

В Беларуси летом 1984 года, в озноменование 40-лелия партизанского движения и прорыва блокады 16-ти партизанских бригал Полоцко-Лепельской зоны, на мемориальном комплексе “Прорыв”, созданном А. Аникейчиком в Ушачском районе под Полоцком, состоялся митинг-реквием “Заклинаю вас, помните!”. Режиссер П.А.Гуд.

… Темная каменная стена на холме, “разорваная” титаническим усилием, словно раздвинулись, образовав свет – вход на площадку. В просвете в динамике движения “застыла” в стоп-кадре могучая фигура Партизана с автоматом в левой руке.

Три компонента театрализации объединились, чтобы создать иллюзию боя и максимально обострить восприятие зрителя: фонограмма, пиротехника и фигура партизана, которую ни один из присутствующих не мог исключить из поля зрения. За них, высеченным из камня, виделась маса других, в безудержном натиске устремившихся на фашистов.

Вот воссоздание “прорыва блокады”. В фонограмме – звуки затихающего боя, из которых выплывает тикание часов. В шипящем репродукторе на фоне белорусской народной песни “Перепелочка” звучит призыв немецкого командования сдоваться. Звук орудийного выстрела и синхронно – пиротехнический взрыв. Мелодия “Перепелочка” обрывается.

- Товариш командир! Бригады для прорыва сосредоточены. Разведчики для ориентиров посланы поджечь сарай.

Тиканье часов.

- Что ж они медляд?

Тиканье часов. За мемориальным комплексом на месте бывшего сарая загорается красная дымовая шашка.

- Товариш командр, шашка горит!

- К бо-о-ою!

С двух сторон плоўадки взлетают сигнальные ракеты. В фонограмме – топот бегущих ног, возникает, наростая, “Ура!”. Мощный шквал пулеметного, автоматного и минометного огня. Перотехнические взрывы перекрывает грохот немецких танков… П.А.Гуд приглашает на мемориал реальных участников операции “Прорыв”. Это бывший командир партизанского соединения Полоцко-Лепельской зоны, герой Советского Союза Лабанок, выступающий на закрытии митинга; это 40 партизан – непосредственных участников боя, и, наконец, жена одного из павших и похороненных здесь героев прорыва, которой режиссер придал собирательный образ Родины-Матери. Встреча с ними молодежи, представляющей все шесть областей Беларуси, а также роты молодых солдат была подлинной и глубоко волнующей. Ярче всего это обнаружилось в развитии событий ритуала Памяти. Так, движение группы партизан предупреждалось рассыпанием на их пути живых цветов. А Мать в черном наряде с большим букетом алых роз проходила дорогой Скорби и Славы. Этот эпизод начинался ударами сердца в фонограмме, переходящими в плач-вокализ. Мать появлялась на его фоне и, проходя мимо бронзавых плит, внимательно вчитывалась в надписи, у каждой плиты оставляя алую розу. Перед ней приспускализь знамена партизанских бригат, а солдаты-факелоносцы образовывали огненную аллею Славы. Так приближалась она к манументу Партизана и, возложив у подножия цветы, опускалась на колени в скорбном молчании…

А над мемориалом звучал голос диктора – голос нынешних 20-летних:

Нам руки даны, чтобы землю обнять

И сердцем ее обогреть.

Нам пам'ять дана, чтобы павших поднять

И вечную славу им петь.

В 1985 году на мемориале “Высота героев” возле деревни Лудчица Быховского района в ночное время происходило первое свето-звуко-перотехническое представление на территории Беларуси. Отдельные эпизоды его разыгрывались на пространственно отдельных друг от друга площадках, - так происходила привязка к различным фрагментам мемориала.

В центральной части на отвесной стене прожектора высвечивали шесть борельефных ликов героев, павших при взятии Лудчицкой высоты. Под стеной – цветники вдоль белокаменной аллеи. Над стеной возвышается фигура Гусляра – летописца пламенных страниц войны, от имени которого ведется повествование. Левее цента, уходя вдаль к горизонту, - курган Памяти, на склонах которого разворачивались основные эпизоды действа “Дорога в бессмертие”.на подходах к “Высоте героев” и на главгой аллее мемориала были рассредоточены динамики. И вот раздались голоса:

- … Товариш полковник! Рата старшего лейтенанта Мартынова прошла минное поле.

- К бою!

В воздух взмылись три красные ракеты. Гаснут прожектора. Слышны громовые раскаты “Ура-а-а!”

И с этого момента эффект сиюминутного присутствия, соучастия в событиях не покидает собравшихся.звуко-перотехнический бой, нагнетающий атмосферу атаки красноармейцами Лудчицкой высоты, захватывает своей динамикой всех.

Семи “минных полей” разряжают заряды разных мощностей, вверх взлетают сигнальные и осветительные ракеты, поле за мемориальным комплексом заволакивает дым.

На склоне кургана Памяти, слева от фигуры Гусляра, возникает выхваченный прожектором из темноты макет ДОТа. Справа от фигуры Гусляра появляется группа красных звездочек, движущихся по склону вверх. Пульсирующие очереди ДОТа и ползущая навстречу Красная Звезда. То вспыхивая, то погасая, она медленно приближается к огненному несмолкающему “рту” и превращается как бы в вытянутую пружину. Сжатие… Бросок! – и Красная Звезда закрывает огнедышащий “рот”. Наступает мгновенная тишина…затем крики “Ура-а-а!”, автоматные очереди. По склону кургана “бегут” красные звезды, их все больше, больше…

В световой полосе по полю движутся танки и пехота. В эфире – напряженная динамичная музыка, в которую врывается лязг траков, вой пикирующих бомбардировщиков, взрывы…

Звукоперотехнический бой достигает апогея. Загораются дымовые шашки, заливающие фигуру Гусляра.

В сполохах взрывов то гаснут, то вспыхивают вновь красные звездочки. По небу шарят лучи прожекторов, останавливаясь на вражеском “самолете”, их сопровождает яросная мелодия борьбы. Наконец свет прожекторов выводит из дымовой завесы Гусляра, и его музыкально-поэтический сказ продолжает действие.

В Беларуси одним из ярких и запоминающихся шествий стало действо на улицах и площадях Минска 9 мая 1987 года, названное “Дорогой памяти”. Автор сценария и режиссер-постановщик П.А.Гуд. шествие началось в 9.00 по маршруту: площадь Ленина – проспект Ленина – площадь Победы. Вдоль проспекта, на пересекающих его улицах, проходили инсценировки событий военных действий на территории Беларуси.

Эпизод 1. При переходе с площади на проспект, у гостиницы “Минск” – картина “Проводы на фронт”. В исполнении хора с оркестром звучит песня Б.Александрова “Священная война”, идет прощание новобранцев с близкими.

Эпизод 2. У Главпочтамта разыгрывается отрывок из спектакля по книге Смирнова “Брестская крепость”. Разворачивается бой за крепость.

Эпизод 3. Сквер им. Дзержинского – “Минское подполье”. Исполнители групповой пантомимы “печатают” на гектографе листовки и передают их участникам шествия. Звучат сводки Совинформбюро, обсуждаются новости и планы противодействий врагу.

Эпизод 4. “Белорусская партизанская”. На площадке перед ГУМом – партизанский лагерь: костры, шалаши. Выступление партизанской концертной бригады.

Эпизод 5. Лестница с площади перед Домом офицеров на проспект – “Освобожденная Европа”. Группы артистов в костюмах разных народов приветствуют шествие цветами, песнями, национальными танцами. Подъезжают грузовики с воинами Советской армии.

Эпизод 6. Площадка у входа в цирк. Фасад декорирован под Рейхстаг. Идет “последний бой” - между воинами Советской армии и “фашистами”. Водружение красного флага.

Эпизод 7. Мост через реку Свислочь. “Встреча победителей”.

Эпизод 8. Дорога от реки у площади Победы – “Спасенное детство”. Выступления детских хоров, ансамблей танцевалбных и музыкальных. Дети дарят ветеранам свое творчество и цветы.

Эпизод 9. Площадь Победы. Митанг-реквием и возложение цветов к обелиску славы.[5, c. 64]

Таким образом, можно подвести следующий итог, что во времена Советского Союза большое внимание уделялось подготовке и проведению Праздника Победы. За время его существования сложились определенные традиции, распространенные по всей территории бывшего Советского Союза. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостны

 

Глава 2

Заключение

На долю воинов, партизан, всех людей, опаленных войной, выпала нелегкая судьба – защищать с оружием в руках честь, достоинство, свободу и независимость своей Родины. И люди, проявив невиданный героизм и пожертвовав миллионами жизней, выстояли, победили.

Грозные годы Великой Отечественной войны прервали развитие советских праздников, ставших столь разнообразными по характеру, видам и жанрам. Но уже в дни грандиозного всенародного торжества, связанного с объявлением конца войны, возник стихийный праздник, который вряд ли смог бы организовать самый талантливый режиссер. Прекрасными, порой импровизированными являлись манифестации на площадях и улицах городов и сел страны, митинги на вокзалах, где происходили торжественные встречи возвратившихся с фронта бойцов. Ораторов и поэтов в атмосфере всеобщего ликования сменяли коллективные танцы, массовые песни под неистовую россыпь баянов и гармоней.

Окончание войны ознаменовалось всенародным Праздником Победы советского народа. Кульминацией праздничных торжеств стал Парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве. В нем организаторами было найдено сочетание глубоко символичного церемониального действия, демонстрирующего мощь и силу Советской Армии, низвергнувшей фашизм, с яркой эмоциональностью приобщения к происходящему каждого гражданина нашей страны.

Парад Победы явился театрализованным действием, реализовавшим потребность советских людей в праздновании ярчайших событий, близких сердцу каждого гражданина. Однако до середины 50-х годов наряду с такими праздниками, которые действительно нельзя было вычеркнуть из летописи страны, продолжали осуществляться задуманные руководством страны грандиозные, дорогостоящие мероприятия. И это несмотря на трудности восстановления народного хозяйства.

В этот день проводятся шествия ветеранов, их чествование, возложение венков к обелиску Победы и другим памятным местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Устраиваются гуляния, праздничные концерты, встречи боевых товарищей, праздничные салюты. Среди подрастающего поколения проводятся семинары, классные часы, интегрированные уроки, праздники с участием ветеранов войны и труда, экскурсии. В музеях и библиотеках организуются выставки, тематические экспозиции художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям Отечества.

Приложение

Сценарий

Метроном

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!!!

(Под музыку и дикторский текст проходит возложение

Фанфары

Диктор: Мы в памяти своей храним

Весь ратный путь отцов и дедов,

И низко кланяемся им

За ту бессмертную Победу.

 

«Весна 45-го» - исп. вокальный ансамбль УО «Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей»

Звучит фоновая музыка

Ведущий: Дорогие калинковичане! Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны!

Сегодня мы отмечаем самый большой и волнующий день нашей страны – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!!!

Митинг, посвященный 69-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявляется открытым.

 

Звучит фоновая музыка.

Дикторский текст. Дорога к Победе была очень тяжелой. Весну 45-го года приближали фронтовики и труженики тыла, партизаны и разведчики, герои подполья.

С беспримерным мужеством и стойкостью, плечом к плечу с братьями по оружию белорусы защищали Москву и Сталинград, изгоняли захватчиков из Киева и Минска, прошли освободительным походом многие страны Европы.

(В это время из толпы со стороны исполкома идут солдаты

«с поля боя».

Выходит почтальон.)

Почтальон: 29 гвардейский стрелковый полк?

Солдаты: Так точно!

Почтальон: Здравствуйте, товарищи красноармейцы! Смотрите, сколько писем! И все они – вам! Кому - от друга, кому - от матери, от отца, а кому - и от любимой девушки. Разбирайте и читайте!

Включает.

Диктор: Вальс 41 – го года… Твою мелодию оборвала война. Но в беспокойных фронтовых снах он снова кружил вас вечерами, в теплых летних парках и возвращал в мирную юность. С неугасимой верой в Победу вы ждали встречи с ним. И приближали эту встречу, как могли…

Список литературы

1.Головнев А.И. «Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны», Мн. «Беларуская навука», 2004г.

2. Довбуш М.Д. “Совецкие традицыи, праздники и обряды”, М. ПРОФИЗДАТ, 1986г.

3. Курочкин П.А. «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах»,

4. «Сорокалетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Документы и материалы, М. Издательство политической литературы, 1985г.

5. Черняк Ю.М. “Режиссура праздников и зрелищ”, Мн. ТетраСистемс, 2004г.

 

 

Введение

Глава 1 Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы».

1.1 Генезис и история возникновения праздника

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Глава 2 Праздник Победы на современном этапе.

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода

2.2. Традиции и новации в праздновании Дня Победы

Заключение

Приложение

Сценарии праздника Победы

Список литературы

 

 

Введение

На сегодняшний момент у молодежи сложилось неоднозначное отношение к истории нашего народа. Порой можно заметить неуважение к участникам великих боев.

День Победы – это день, в который советская армия одержала победу над германскими войсками в Великой Отечественной войне. Это воистину праздник со слезами на глазах. В этот день радость и скорбь - рядом. Нет семьи, которую бы война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто налаживал мирную жизнь. И, конечно, поздравляют ветеранов, которые пережили эти тяжелые четыре года. Указом Президента Республики Беларусь №157 от 26.03.1998 г. День Победы установлен как государственный праздник.

Все дальше и дальше неумолимое время отделяет нас от самой большой трагедии в истории, унесшей миллионы человеческих жизней, - Второй мировой войны. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостный! Праздник в честь всех тех, кто подарил мир на этой земле.

Уходят годы, уходят люди, ковавшие эту победу, но 9 Мая остается для всех поколений нашей страны самым светлым и радостным праздником.

Цель исследования – раскрыть разные формы патриотического воспитания человека в рамках Праздника Победы.

Задачи:

- изучить исторические аспекты праздника;

- выделить нововведении праздника;

 

Методы исследования:

- изучение литературы о Великой Отечественной войне;

- беседа с ветеранами Великой Отечественной войны о проведении праздника Победы;

- анализ сценарно-режиссерских разработок праздника Победы;

-этнографические наблюдения и анализ проведения праздника Победы в разных регионах Республики Беларусь;

- участие в проведении праздника Победы.

Анализ литературы:

1. Голевнев А.И. «Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны».

В этой книге содержатся воспоминания ветеранов НАН Беларуси – бывших воинов Советской Армии, подпольщиков и партизан об их боевых действиях за честь, свободу и независимость своей Родины и своего народа, рассказывается об их патриотизме и героизме, о победных радостях, тяжелых испытаниях, выпавших на долю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Довбуш М.Д. “Советские традицыи, праздники и обряды”

В книге описаны основные праздники и обряды Советского Союза, даны рекомендации по их подготовке и проведению. Подробно описаны основные традиции Праздника Победы.

3. Курочкин П.А. «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах»

В этой книге ведется рассказ об основных боевых операциях, о массовом героизме советских воинов, о мужестве партизан и подпольщиков, - о великом подвиге всего нашего народа. Описано победоносное завершение войны, подъем всенародной борьбы против фашистских поработителей.

4. «Сорокалетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Документы и материалы.

В эту книгу включены документы и материалы, посвященные празднованию 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

5. Черняк Ю.М. “Режиссура праздников и зрелищ”.

В книге изучены основные аспекты праздничных действ, образный строй праздников и зрелищ.процесс создания празднецтв рассмотрен на конкретных примерах.

Структура работы:

Введение

Глава 1 Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы»:

1.1 Генезис и история возникновения праздника.

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Глава 2 Праздник Победы на современном этапе.

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода.

2.2. Традиции и новации в праздновании Дня Победы

Заключение

Приложение

Сценарии праздника Победы.

 

 

Глава 1

Возникновение, развитие и традиции праздника «День Победы»

 

1.1 Генезис и история возникновения праздника

 

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. По стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В гигантских сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Беларуси, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе.

В огне войны сгорели жизни и судьбы каждого третьего белоруса. Более 800 тысяч солдат и офицеров из Беларуси погибли на фронте. Гитлеровцы уничтожили более 2 миллионов 200 тысяч жителей республики. Свыше 380 тысяч угнали в рабство. Оккупанты полностью разрушили более пяти тысяч населенных пунктов, 209 из 270 городов, в том числе Минск, Гомель и Витебск. 628 деревень сожгли дотла вместе с их жителями. Таков вклад белорусов в Победу над фашизмом и освобождение от коричневой чумы народов Европы.[4,c. 53]

На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством развития преемственности традиций между различными поколениями.

Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

29 апреля начались бои за Рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. После нескольких атак подразделениям 171-й и 150-й стрелковых дивизий удалось занять здание. 30 апреля в 14 часов 25 минут сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над Рейхстагом Знамя Победы.

7 мая в 2:41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали: генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров (в качестве свидетеля) за СССР и генерал Франсуа Севез за Францию. От Германии его подписали адмирал Фридебург и генерал Йодль.

8 мая в 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия, подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Великая Отечественная война, к великой радости всего советского народа, закончилась.

По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Тем не менее, в западной историографии подписание капитуляции германских вооруженных сил, как правило, связывается с процедурой в Реймсе, а подписание акта о капитуляции в Берлине именуется его «ратификацией».

Но еще до этого момента, Сталиным был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что отныне 9 мая становится государственным праздником Днем Победы и объявляется выходным днем. В 6 часов утра по московскому времени, этот Указ по радио был зачитан диктором Левитаном.

Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.

9 мая, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.

Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне прошедшей 24 июня 1945 года на Красной площади. В нем организаторами было найдено сочетание глубоко символичного церемониального действия, демонстрирующего мощь и силу Советской Армии, низвергнувшей фашизм, с яркой эмоциональностью приобщения к происходящему каждого гражданина нашей страны.[3, c. 430]

Решение о проведении Парада Победы на Красной площади было принято Сталиным в середине мая 1945-го, практически сразу после разгрома последней оказывающей сопротивление группировки немецко-фашистских войск 13-го мая.

22 июня 1945г. газета "Правда" опубликовала приказ верховного главнокомандующего И.В. Сталина за № 370:
"В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади Парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы. На Парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.

Первый Парад Победы готовили очень тщательно. По воспоминаниям ветеранов, репетиции проходили полтора месяца. Солдат и офицеров, за четыре года привыкших ползать по-пластунски и передвигаться короткими перебежками, нужно было научить чеканить шаг с частотой 120 шагов в минуту.

Сначала на асфальте начертили полоски по длине шага, а потом даже натянули веревочки, помогавшие задавать высоту шага. Сапоги покрыли специальным лаком, в котором как в зеркале отражалось небо, а на подошвы прибили металлические пластины, помогавшие чеканить шаг.

Начался Парад в десять часов утра, почти все это время лил дождь, временами переходящий в ливень, что зафиксировали кадры кинохроники. Участвовало в Параде около сорока тысяч человек. Жуков и Рокоссовский выехали на Красную площадь на белом и вороном конях соответственно. Сам Иосиф Виссарионович с трибуны Мавзолея Ленина лишь наблюдал за Парадом. Сталин стоял на трибуне мавзолея слева, уступив середину фронтовым генералам - победителям. На трибуне также присутствовали Калинин, Молотов, Будённый, Ворошилов и другие члены Политбюро ЦК КПСС.

Жуков "принял" Парад у Рокоссовского, вместе с ним проскакал вдоль бойцов, выстроенных в шеренги и приветствовавших их троекратным "ура", затем поднялся на трибуну Мавзолея и зачитал приветственную речь, посвященную победе СССР над фашистской Германией.

По Красной площади торжественно прошагали сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы.

За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли знамена и штандарты поверженной фашистской Германии, которые бросили к подножью Мавзолея и подожгли.

Далее по Красной площади прошли части Московского гарнизона, затем проскакали кавалеристы, проехали легендарные тачанки, проследовали соединения ПВО, артиллерия, мотоциклисты, легкие бронемашины и тяжелые танки. В небе пронеслись самолеты, пилотируемые прославленными асами.

Параду Победы посвящён одноимённый фильм Ефима Учителя, снятый в 1945 году, один из первых цветных фильмов в СССР.

Парад Победы явился театрализованным действием, реализовавшим потребность советских людей в праздновании ярчайших событий, близких сердцу каждого гражданина. [1, c.198]

В последующие годы проводилась огромная работа по подготовке праздника:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.196.161 (0.146 с.)