Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических частей, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции. Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность деятельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить их взаимодействие, т.е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет рассматривать театрализованное действие как идеологический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее - в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем. Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории. Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации. Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории - участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия. Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются: - вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; - физическая активизация, побуждающая массы к движению и другим физическим действиям; - художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность. Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя. На поведение (людей) участников массового праздника активно сказывается общественное настроение, порождающее своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение - это умеренная эмоция, сохраняющая в силу энергии нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется механизм мажорного состояния, без которого нет полноценного праздника. Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников. Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем нельзя очевидно, недоучитывать, что праздник - явление комплексное и некоторые его составные части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности. Если видеть массовое театрализованное представление как механическое объединение различных искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление. Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т. е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник обрядностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мировоззрению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно сочетание двух линий - документальной публицистики и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать. Документальность не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, лекциях, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и в клубах. В основе большинства сценариев обычно лежат не драматургические построения, а те или иные режиссерско-постановочные приемы. Так называемый сценарный ход, призванный определять единство действия, стать стержнем предстоящего мероприятия, чаще всего строится либо на том или ином приеме конферанса. Скудность, а порой отсутствие сценария, нередко пытаются компенсировать всякого рода внешними эффектами, включением в представление или в праздник тех или броских костюмов. Театрализация жизненного материала, предполагающая прежде всего драматургическую его организацию, подменяется халтурой запеть, заиграть содержание. Поэтому сценаристу необходимо научиться не сливать воедино, а последовательно осуществлять две одинаково важные стадии работы: подбор материала и написание сценария. Эта задача особенно важна! Драматургия массовых форм организации досуга основана обычно на реальных, конкретных фактах, которые в своем многообразии бесконечны и обладают богатейшими возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность создают основу для психологического и педагогического воздействия на зрительскую аудиторию. Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего влияния на аудиторию. Здесь возникает вопрос о соотношении художественного и документального материала в образном решении массового праздника. Использование в сценарии двух линий - художественной и документальной - придает ему масштабность, выразительность и глубину. Использовать конкретные факты - это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии. Только образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества. В образном решении массового праздника линия художественных образов может не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица. Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и нравственности. Рассмотрим основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действия. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего представления или спектакля. Тема - это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, становившийся нередко только «громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи. При всех специфических особенностях массового праздника самым важным и решающим фактором в нем, как и в любом другом виде искусства, является гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в спектакле не только факты, но и свое личное к ним отношение, свою убежденность. Итак, поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Массовые праздники - это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением и чувством ответственности. Лишь с этой позиции необходимо говорить о многообразии способов решения темы, о тех выразительных средствах, которые используются при постановке театрализованного представления и из которых нужно отобрать самое важное, интересное, живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности. Сюжет должен быть воплощен от события к событию. Наиболее распространенными способами такого построения сюжета для театрализованного действа является хронологический и ретроспективный. Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие в виде драматического конфликта. Конфликт-основа любого драматического произведения, определяющая сюжетное построение, композицию. Иначе он не сможет воплотить нужное действие, сделать яркими образы своих героев. Конфликт в драматургии массового праздника - это не всегда столкновение антогонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей, в столкновении человека с окружающей средой. Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение действия должно иметь так же сюжетный ход, красной нитью проходящий через все действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал. Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссера массового действа. Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым и радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент. Они чередуются с публицистическими выступлениями, массовым действием участников. Когда выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход и найден сюжет, речь идет о композиции. Под ней понимается реализация конфликта, сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а, значит, соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, т.е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его. Еще Аристотель выражал требование к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, середина, так и конец. Это и сегодня главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника. В сценарии нужна экспозиция - действие, которое рассказывает о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Оно обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно лаконичными, они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредотачивают внимание зрителей, подготавливают его к восприятию, настраивают на определенный лад. Следующая часть - основное действие, т.е. изображение процесса борьбы, ее перепитии, цепей событий, столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим требованиям: Строгая логичность построения темы. Нарастание действия. Законченность каждого эпизода. Контрастность построения. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, так как наивысшей точкой является именно она. В момент кульминации находит выражение основная идея театрализованного представления. После кульминации должна наступить развязка, финал. Это то же важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности. Распространенной формой финала являются объединенные выступления исполнителей, коллективное исполнение песни. Чтобы выстраиваемый материал не страдал излишней пестротой, вылился бы в стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в себя и развивали идеалы добра и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств. Русская народная драма и народное театральное искусство - интереснейшее и значительное явление культуры. Драматические игры и представления составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы. Ф.М. Достоевский писал: «У нас в отдельных городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому не известны…, но которые сами собой откуда-то явились и составляют необходимую принадлежность всякого народного театра в известной полосе России… Я верить не хочу, чтоб все, что я потом видел у нас, в нашем острожном театре, было выдумано нашими арестантами. Тут необходима приемственность предания, раз установленные приемы и понятия, переходящие из рода в род и по старой памяти». География распространения народной драмы обширна. Своеобразные театральные «очаги» собиратели наших дней обнаружили в Ярославской и Нижегородской областях, русских селах Татарии, на Вятке и Каме, в Сибири и на Урале. Народная драма, вопреки мнению некоторых ученых- естественное порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев народа. На поздних порах этот опыт обогатился заимствованиями из профессиональной и лубочной литературы и демократического театра. Формирование известнейших народных пьес произошло в эпоху социальных и культурных преобразований в России конца XVIII века. С этого времени появляются и широко распространяются лубочные листы и картинки, которые были для народа и злободневной «газетной» информацией и источником знаний по истории, географии, и развлекательным «театром» с комическими героями. Возникшая на стыке фольклорных и литературных традиций народная драматургия долгое время вызывала неприятие исследователей своей непохожестью на «классические» нормы фольклорной поэтики. Прежде всего это проявляется в речевом стиле. Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором-комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и в конце представления. Песенный репертуар народных драм состоял преимущественно их авторских популярных во всех слоях общества песен. Просуществовав относительно недолго, народные представления, городские и ярмарочные гуляния оставили неизгладимый след и отразились на творчестве многих людей искусства, как в театрализации, так и в других областях творчества. Но и для тех, кто имел счастья видеть эти праздники в живом бытовании, они служат бесценным источником тем, образов, приемов, являются сокровищницей народного юмора, примером смехового отношения к себе и к жизни, своеобразной культурой, которой так не хватает сегодня. Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Знакомя детей со сказками, мы приобщаем их тем самым к общечеловеческим нравственным ценностям, сохраняя особенные черты русского характера, это представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Особо важными представляются следующие два момента. Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности. Уникальная воспитательная важность праздника, состоящая в обеспечении им широкой разнообразной самодеятельности и способствующая активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие. Конович А.А. Театрализация как метод активизации участников массововй культурно-просветительской работы. Понятие «театрализация» очень объемно. Оно включает в себя множество компонентов. В частности, это творческая, воспитательная работа, особенность которой состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни. Драматургия театра позволяет автору смоделировать канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших социальных и художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия театрализации выполняет конкретную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными - это всегда конкретные люди. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечал сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев театрализации будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые вызвали бы у них потребность «примерить» судьбу этих героев на себя. Культурно-досуговая театрализация предполагает наличие множества форм: - обрядовые действия, - митинги, - шествия, - парады, - представления, - инсценировки и другие формы театрализации. спортивно-игровые формы: - викторины, - лотереи, - дискотеки, - конкурсы; фольклорные формы. Говоря о театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления и т.д., а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства. В искусстве театрализованного праздника оригинальность, неповторимость сценария - первый залог успеха и заинтересованности участников праздника, обряда. Зрелищность является в них именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников действия. Искусство театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Главным компонентом здесь выступает замысел сценария. Именно с него начинается выстраивание целостной драматургии театрализации. Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Важным также является требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен так ярко, как в пьесе, киносценарии. Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий театрализации должен иметь композиционное решение, монтаж материала. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части. Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы: - экспозицию или пролог, - завязку действия, - само действие, - его кульминацию и - развязку, финал. Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария - дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария театрализации. Высшей эмоциональной точкой развития основного действия является кульминация, заостряющая идею всего театрализованного действа, поставленную проблему. Это может быть самым сильным по своему эмоциональному действию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие. Кульминация в театрализации обычно перестает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен, поколений. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, и др. Определяя особенности драматургии театрализации, необходимо оговориться, что, несмотря на единые законы драматургии, в каждом из них должно присутствовать авторское «Я», творческая индивидуальность, гражданская позиция, личностные качества организаторов театрализованного действия. Сочетание документальной публицистичности и художественной образности придает театрализованному сценарию масштабность, выразительность, глубину. К документальному материалу следует относить кино и видеофильмы, кадры, фотокадры, фонограммы и др. Так, символическая образность предполагает поиск условно-знаковой темы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме. Историческая образность основывается на поиске ассоциаций, имеющих в своей основе близкие аудитории аналоги в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмировано, художественно-спортивные состязания. Наконец, следует, остановится на персонифицированной образности, дающей возможность апробировать себе как личность в различных ролях, подражая избранным героем. Большое значение в театрализации имеет соотношение художественного и документального материала. Практика театрализованной драматургии показывает, что реализация воспитательных возможностей праздников находится в прямой зависимости от совершенства сценария как программы педагогического управления общностью участников и явления искусства. Именно в недооценке этих аспектов обнаруживаются ошибки, которые губительно сказываются на практике конкретных культурно-досуговых мероприятий, оставляя неудовлетворительными их участников. В драматургии театрализованного праздника чрезвычайно важен момент неожиданностей, эмоциональных потрясений, хочется подчеркнуть еще раз, что драматургия театрализации -системный подход к анализу самой театрализации с педагогических и художественно-эстетических позиций. Театрализация культурно-досуговых форм - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законом драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.109 (0.011 с.) |