Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность Курбского, особенности стиля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Курбский – потомок князей ярославских, возводивший свой род к Владимиру Святославичу. Бежал в 1563 г в Вольмер. В своем первом письме К. выступает в роли прокуратора, предъявляющего свои обвинения царю от имени все невинно погибших, избиенных и прогнанных без правды бояр. Курбский обвиняет Грозного в несправедливых гонениях бояр, являющихся опорой гос-ва, обвиняерт царя в злоупотреблении самодержавной властью. Но он понимает, что вернуть старые порядки невозможно, он стремится к ослаблению единодержавной власти царя, считая необходимым разделение власти между царем и боярством. К. не был идеологом того удельного княжья, которое мечтало о возврате к порядкам, бывшим при его предках, он не отрицал исторической роли Русского гос-ва, но стремился к сохранению известной доли былых преимуществ и к оформлению господствующего положения крупных землевладельцев. Стиль. Стиль Курбского обнаруживает в нем искусного оратора, умеющего сочетать патетичность речи со стройность. и строгой формальной логичностью ее построения. Он унаследовал литературные традиции своих учителей – заволжских старцев, Максима Грека. В первом письме его речь звучит строго и размеренно, она построена по все правилам риторики и грамматики, множество риторических восклицаний и вопросов. Он не может принять стиля широковещательного и многошумного послания Грозного. В писаниях Курбского с академически выдержанным красноречием отсутствует непринужденность его индивидуальной речи.
История о Казанском царстве». Проблематика и художественные особенности Апология могущества и величия Московского царства и его главы Ивана Грозного характерна и для такого популярного памятника, как «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец», где излагается судьба Казанского царства со времени основания волжскими болгарами до завоевания его Грозным в 1552 г. Заключает в себе большое количество исторического материала, почерпнутого из летописных и других письменных источников, основанного также на собственных наблюдениях и устных рассказах очевидцев событий. «История» отразила торжественную стилистику произведений макарьевского периода и использовала в немалом количестве приемы и стиль устной поэзии, легенды и предания казанских татар. 1564-1665 гг. – возникновение «Истории». Автор – русский, попавший в плен к казанцам, пробывший там 20 лет. Горячий приверженец Грозного. Сам он во вступлении к «Истории» называет ее «красной, новой и сладкой повестью». «История» написана человеком, отличавшимся незаурядным поэтическим вкусом и любовью к образной, художественно украшенной речи. Близко к стилю жития Алексея человека божия передается скорбь царицы Анастасии, проводившей своего мужа-царя в поход на Казань. С большой экспрессией изображает «История» былые насилия Казанцев над Русской землей. В типичном стиле повести о взятии Царьграда Нестора-Искандера автор описывает неоднократные приступы, которыми сопровождалась осада Казани Очень красочно изображается в повести воинский пыл русских войск. Очень картинно нарисован апофеоз, который устраивается Грозному, когда он возвращается в Москву после победы над Казанью. Все московское население во главе с духовенством, послами и всей знатью выходит навстречу царю. С реалистическими подробностями показано, как московский народ любуется этим шествием Грозного. Покорение русскими Казани было как бы завершительным торжеством царской московской политики. Стиль. Элементы устно-поэтического стиля в «Истории» дают себя знать в таких эпитетах, как реки «медвяны», «земля-мати», «поле чистое», девицы «красные», кони «добрые», светлицы «высокие» и т.д. Отголосок устной поэзии слышится и в таких выражениях, как «род и племя», враги – «гости немилые», богатства – «гора златая», «пьет чермно вино и меды сладкие», а также в изображении торжественного въезда Грозного в город. Очень редки случаи искусственного словообразования вроде «мужесовершенние», «храбросерд», «скотопажие», «грямовение», «крепкорук». Часто попадаются выражения из обыденной разговорной речи: «стар да мал», «брань не худа» и др.
Обобщающие произведения XVI в. и их значение Немного о произведениях той эпохи. Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей подвести итоги прошлого с точки зрения официальной московской идеологии. Во-первых, окружить ореолом это прошлое. Во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. В этом отношении д.б. отмечено прежде всего широкое и интенсивное развитие в Москве летописного дела. Из московских сводов XVI в. наибольшее значение имеют Воскресенская летопись, доводящая изложение событий до 1541 г. и Патриаршая, или Никоновская летопись – переработка и расширение летописи Воскресенской. Название обоих сборников связано с именем патриарха Никона. Русское государство рассматривается как вотчина московских князей. Сухие фантастические известия здесь прерываются обширными статьями, написанными в приподнято-торжественном стиле. Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатор и руководитель – митрополит Макарий. В XVI в. начинается усиленный рост житийной литературы. Официозно закрепляется представление о Москве как о «третьем Риме», средоточии православной святыни. Домострой. В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI в. стоят такие внелитературные предприятия середины века, как «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник», насквозь пропитанные той же официальной идеологией, что и памятники. «Домострой» ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, семейной и государственно-общественной. «Стоглав» заключал в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разным вопросам религиозного и житейского быта. «Азбуковник» стремился в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя. начертан положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым д. руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующая принципом монастырского общежительного устава. «Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни. «Домострой» выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Указания на то, как надо чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг; как должна себя вести в быту домохозяйка. «Домострой» охватывает все стороны жизни в общих принципиальных основах и в повседневности. Запечатлел реальную обстановку того времени. Написан «Домострой» в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов. Из «Домостроя». - Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. - Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою ислезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать. - В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом. - Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, - Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. - Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. - Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.
Повести Смутного времени 1. Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе. 2. «Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря. 3. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом. 4. Причины смуты и «настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских. 5. Повесть затем была переработана в «Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере. 6. Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения. 7. «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611 8. Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков. 9. Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3. 10. Идеал патриота - патриарх Гермоген. 11. В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом. 12. «СКАЗАНИЕ «АВРААМА ПАЛИЦЫНА. 13. Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений: 14. 1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского. 15. 2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев. 16. 3. Последние месяцы правления Шуйского. 17. В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618. 18. Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл. В целом же «Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.008 с.) |