ТОП 10:

Личность Курбского, особенности стиля.



Курбский – потомок князей ярославских, возводивший свой род к Владимиру Святославичу. Бежал в 1563 г в Вольмер. В своем первом письме К. выступает в роли прокуратора, предъявляющего свои обвинения царю от имени все невинно погибших, избиенных и прогнанных без правды бояр. Курбский обвиняет Грозного в несправедливых гонениях бояр, являющихся опорой гос-ва, обвиняерт царя в злоупотреблении самодержавной властью. Но он понимает, что вернуть старые порядки невозможно, он стремится к ослаблению единодержавной власти царя, считая необходимым разделение власти между царем и боярством. К. не был идеологом того удельного княжья, которое мечтало о возврате к порядкам, бывшим при его предках, он не отрицал исторической роли Русского гос-ва, но стремился к сохранению известной доли былых преимуществ и к оформлению господствующего положения крупных землевладельцев.Стиль.Стиль Курбского обнаруживает в нем искусного оратора, умеющего сочетать патетичность речи со стройность. и строгой формальной логичностью ее построения. Он унаследовал литературные традиции своих учителей – заволжских старцев, Максима Грека. В первом письме его речь звучит строго и размеренно, она построена по все правилам риторики и грамматики, множество риторических восклицаний и вопросов. Он не может принять стиля широковещательного и многошумного послания Грозного. В писаниях Курбского с академически выдержанным красноречием отсутствует непринужденность его индивидуальной речи.

 

 

История о Казанском царстве». Проблематика и художественные особенности

Апология могущества и величия Московского царства и его главы Ивана Грозного характерна и для такого популярного памятника, как «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец», где излагается судьба Казанского царства со времени основания волжскими болгарами до завоевания его Грозным в 1552 г.

Заключает в себе большое количество исторического материала, почерпнутого из летописных и других письменных источников, основанного также на собственных наблюдениях и устных рассказах очевидцев событий. «История» отразила торжественную стилистику произведений макарьевского периода и использовала в немалом количестве приемы и стиль устной поэзии, легенды и предания казанских татар.

1564-1665 гг. – возникновение «Истории». Автор – русский, попавший в плен к казанцам, пробывший там 20 лет. Горячий приверженец Грозного. Сам он во вступлении к «Истории» называет ее «красной, новой и сладкой повестью».

«История» написана человеком, отличавшимся незаурядным поэтическим вкусом и любовью к образной, художественно украшенной речи.

Близко к стилю жития Алексея человека божия передается скорбь царицы Анастасии, проводившей своего мужа-царя в поход на Казань. С большой экспрессией изображает «История» былые насилия Казанцев над Русской землей. В типичном стиле повести о взятии Царьграда Нестора-Искандера автор описывает неоднократные приступы, которыми сопровождалась осада Казани

Очень красочно изображается в повести воинский пыл русских войск. Очень картинно нарисован апофеоз, который устраивается Грозному, когда он возвращается в Москву после победы над Казанью. Все московское население во главе с духовенством, послами и всей знатью выходит навстречу царю. С реалистическими подробностями показано, как московский народ любуется этим шествием Грозного.

Покорение русскими Казани было как бы завершительным торжеством царской московской политики.

Стиль. Элементы устно-поэтического стиля в «Истории» дают себя знать в таких эпитетах, как реки «медвяны», «земля-мати», «поле чистое», девицы «красные», кони «добрые», светлицы «высокие» и т.д. Отголосок устной поэзии слышится и в таких выражениях, как «род и племя», враги – «гости немилые», богатства – «гора златая», «пьет чермно вино и меды сладкие», а также в изображении торжественного въезда Грозного в город. Очень редки случаи искусственного словообразования вроде «мужесовершенние», «храбросерд», «скотопажие», «грямовение», «крепкорук». Часто попадаются выражения из обыденной разговорной речи: «стар да мал», «брань не худа» и др.

 

Обобщающие произведения XVI в. и их значение

Немного о произведениях той эпохи. Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей подвести итоги прошлого с точки зрения официальной московской идеологии. Во-первых, окружить ореолом это прошлое. Во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. В этом отношении д.б. отмечено прежде всего широкое и интенсивное развитие в Москве летописного дела.

Из московских сводов XVI в. наибольшее значение имеют Воскресенская летопись, доводящая изложение событий до 1541 г. и Патриаршая, или Никоновская летопись – переработка и расширение летописи Воскресенской. Название обоих сборников связано с именем патриарха Никона. Русское государство рассматривается как вотчина московских князей. Сухие фантастические известия здесь прерываются обширными статьями, написанными в приподнято-торжественном стиле.

Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатор и руководитель – митрополит Макарий.

В XVI в. начинается усиленный рост житийной литературы. Официозно закрепляется представление о Москве как о «третьем Риме», средоточии православной святыни.

Домострой. В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI в. стоят такие внелитературные предприятия середины века, как «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник», насквозь пропитанные той же официальной идеологией, что и памятники. «Домострой» ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, семейной и государственно-общественной. «Стоглав» заключал в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разным вопросам религиозного и житейского быта. «Азбуковник» стремился в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя.

начертан положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым д. руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующая принципом монастырского общежительного устава.

«Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни. «Домострой» выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Указания на то, как надо чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг; как должна себя вести в быту домохозяйка. «Домострой» охватывает все стороны жизни в общих принципиальных основах и в повседневности. Запечатлел реальную обстановку того времени.

Написан «Домострой» в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов.

Из «Домостроя».

- Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь.

- Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою ислезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать.

- В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом.

- Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа,

- Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.

- Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

- Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

 

Повести Смутного времени

1. Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.

2. « Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.

3.Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.

4. Причины смуты и « настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова , который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.

5. Повесть затем была переработана в « Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.

6. Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.

7. «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611

8. Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.

9. Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.

10. Идеал патриота - патриарх Гермоген.

11. В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

12. « СКАЗАНИЕ « АВРААМА ПАЛИЦЫНА.

13. Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

14. 1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

15. 2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

16. 3. Последние месяцы правления Шуйского.

17. В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.

18. Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.

В целом же « Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.220 (0.008 с.)