Тема 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента



Кафедра менеджмента

 

 

Челомбицкая О.В.

Сравнительный менеджмент: Учебно-метод. комплекс. – Ростов н/Д: ЮРИ РАНХиГС, 2012. – 26 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан с учетом рекомендаций и ООП ВПО по специальности, профилю подготовки и учебного плана: 080507.65 Менеджмент организации.

Предназначен для студентов Южно-Российского института филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: специальности 080507.65 Менеджмент организации (для всех форм обучения).

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе …………………………………………………………………  
Учебно-тематический план………………………………………………………………  
Программа курса………………………………………………………………………….  
Планы семинарских занятий…………………………………………………………….  
Вопросы к зачету……………………………………………….…………………………  
Тесты ………………………………………….….……………………………………….  
Темы контрольных работ…..………………….…………………………………………  
Глоссарий………………………………………………………………………………….  
Рекомендуемая литература……………………………………………………………….  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Дисциплина «Сравнительный менеджмент – это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента.

Предметом сравнительного менеджмента являются национальные модели менеджмента, сходства и различия в которых определяются культурно-институциональными особенностями стран и регионов. Кроме этого, сравнительный менеджмент выступает основой для изучения международного менеджмента, поскольку одним из условий его освоения является всестороннее изучение феномена культуры в сравнительном контексте, анализ и оценка возможностей ограничений, которые несут в себе культурные аспекты

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов компетенций, связанных с выработкой современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства государства.

Задачи дисциплины «Сравнительный менеджмент» – изложить систему научных знаний, составляющую теоретические и практические основы сравнительного менеджмента, формирующую практические навыки менеджера в управлении организацией, в которой работают работники разных национальностей и культур. При изучении студентами теории и практики сравнительного менеджмента, освоении функций, методов, принципов и элементов системы сравнительного менеджмента происходит развитие навыков решения управленческих проблем, практического интеллекта и формирование личности будущего менеджера. Важной задачей изучения дисциплины «Сравнительный менеджмент» также является развитие навыков анализа актуальных литературных источников, письменного изложения современных взглядов на основные проблемы сравнительного менеджмента и эффективных путей развития организации в рамках выполнения реферата.

В результате изучения дисциплины студент должен:

• знать: объект и предмет сравнительного менеджмента, его основные принципы и функции; основные понятия, виды и концепции менеджмента; эволюцию сравнительного менеджмента; теорию культуры, стиля руководства и управление мотивацией в сравнительном менеджменте; институциональный подход в сравнительном менеджменте; особенности коммуникаций в сравнительном менеджменте; модели экономической развития и роль государства в ведущих странах мира; национальные модели менеджмента организации.

• уметь: провести самостоятельный анализ основных теорий и моделей национального менеджмента; применять на практике теоретические методы и стратегии современного менеджмента с учетом мирового опыта; системно мыслить, диагностировать проблемы организации; проектировать коммуникационные процессы в организации, управлять и мотивировать персонал с учетом их национально-культурных особенностей; оценивать эффективность управленческих действий по развитию организации с учетом национальных моделей менеджмента.

• владеть: методами организации, координации и контроля процессов управления в организации с учетом моделей национального менеджмента; навыками постановки и решения задач с позиции сравнительного менеджмента; навыками стратегического подхода к управлению организацией с учетом национальной модели менеджмента; методами руководства и лидерства в рабочих группах и командах с учетом особенностей персонала; способами построения и развития корпоративной культуры в организации с учетом национально-культурных особенностей персонала; навыками моделирования ситуаций и принятия решений на основе национальных моделей менеджмента.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
  Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента            
  Культура в сравнительном менеджменте    
  Культура и стили руководства    
  Управление мотивацией в сравнительном менеджменте      
  Коммуникации в системе сравнительного менеджмента    
  Менеджмент США            
  Менеджмент в Европе    
  Японская модель менеджмента    
  Китайский менеджмент    
Итого: 18/18 4/6 2/4
Самостоятельная работа, в том числе: - курсовая - контрольная работа - виды работ, предусмотренные приказом о нормах времени      
     
     
     
Зачет      

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента

 

Предмет и задачи курса «Сравнительный менеджмент». Сравнительный менеджмент как дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Социально- экономический подход в сравнительном менеджменте, его специфика. Экологический подход, его возникновение. Гипотеза Р.Фармера и Б.Ричмена, ее дееспособность. Недостатки экологического подхода. Поведенческий подход в сравнительном менеджменте. Модель А.Негандхи и Б.Естефана, ее основные блоки. Модель Х.Перлмуттера. Преимущества бихевиористского подхода к сравнительному менеджменту. Эмпирический подход в сравнительном менеджменте, его достоинства и недостатки. Характеристика основных этапов развития сравнительного менеджмента. Понятия «Международный менеджмент» и «Кросс-культурный менеджмент», их цели и задачи. Межпредметность и междисциплинарность в сравнительном менеджменте.

 

Тема 3. Культура и стили руководства

 

Теоретические модели управления. Модель Р.Фармера и В.Ричмена, выявление факторов, влияющих на поведение менеджеров: внешние ограничения, элементы процесса управления, философия менеджмента, факторы внешней среды и т.д. Недостатки данной теории. Факторы формирования стиля руководства. Система ценностей как фактор формирования поведения. Влияние информации на формирование системы ценностей. Различие в системе ценностей на национальном уровне. Менеджмент и система ценностей. Интенсивность потребностей. Влияние различий в интенсивности потребностей на формирование стиля руководства. Конструирование в разных культурах социальной реальности, специфика этого процесса. Изучение влияния процесса познания на формирование национальной модели менеджмента. Выделение двух типов парадигм: универсальной причинной и взаимной обусловленности. Характеристика парадигм универсальной причинности и взаимной обусловленности. Изучение фактора «отношение к риску» и восприятие данного фактора в разных национальных моделях менеджмента. Особенности отношение в разных национальных моделях менеджмента к карьерному пути. Отношение к данному фактору в США, Японии, России, Индии и др. Специфика отношения в разных странах к стилю руководства. Специфика стиля руководства в менеджменте европейских и азиатских странах. Воздействие на стиль руководства таких понятий, как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения.

Тема 6. Менеджмент США

 

Специфика экономико–географической характеристики. Особенности экономического развития США. Финансовые законы. Структурная перестройка экономики. Социальная политика. Региональная политика. Новая экономика, ее основные черты. Глобализация бизнеса. Революция информационных технологий. Регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Тейлоризм, его сущность. Гуманистическое направление американского менеджмента (школа человеческих отношений). Идеи Ч.Барнарда о роли менеджмента в крупных организациях. Концепция человеческих ресурсов (теория А.Маслоу, идеи Д.Макгрегора и др.). Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Модели университета штата Огайо и Мичиганского университета. Теория конкурентоспособности наций М.Портера. Четыре свойства, влияющие на конкурентоспособность фирмы: факторные условия, условия внутреннего спроса, наличие смежных и обслуживающих отраслей, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

 

Тема 7. Менеджмент в Европе

Модели экономического развития и роль государств в экономике стран Европейского союза. Модели деловых культур и менеджмента в Европе. Классификация европейских систем менеджмента по Лессемму и Нойбауэру. Противоречия в анализируемых системах менеджмента. Основные критерии данного подхода: прагматизм, рационализм, холизм, гуманизм, их характеристика. Типы организационной культуры: классификация Тромпенаарса. Стили менеджмента и типы культур, характерные для высшего звена управления. Концепция европейского менеджмента. Основы европейской модели менеджмента составляют следующие ценности: потребность в научном, рациональном обосновании принимаемых решений; потребность менеджеров в разработке специфических и прагматических стратегий адекватных определенным ситуациям, а не следование универсальным теориям; деидеологизация процесса принятия решений; потребность в эмоциональном участии при выполнении работы по собственной инициативе, что предполагает серьезное отношение сотрудников к будущим возможностям. Анализ специфики европейского менеджмента в работах Р.Калори, рабочей группы Европейского круглого стола промышленников. Критика концепции евроменеджмента. Характеристика основных возражений по поводу данной модели. Профиль евроменеджера.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам.

Вопросы для обсуждения

 

1.Что изучает сравнительный менеджмент?

2.Каковы основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе?

3.Чем вызвана необходимость сравнительного анализа национальных моделей менеджмента?

4.Каковы причины возникновения сравнительного менеджмента в России?

Доклады

1. Этапы развития сравнительного менеджмента.

2.Экологический подход, его достоинства и недостатки.

3.Преимущества бихевиористского подхода к сравнительному менеджменту.

4.Понятия «Международный менеджмент» и «Кросс-культурный менеджмент», их цели и задачи.

 

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1. Корпоративный менеджмент.

2. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. В чем состоит феномен культуры и что характерно для сочетания исторических и национальных оснований его развития?

2. Верно ли утверждение, что культура базисно влияет на национальные модели менеджмента?

3. В чем особенности подхода Рокича к изучению феномена культуры?

 

 

Доклады

1. Типы культур: моноактивные культуры, полиактивные культуры, реактивные культуры.

2. Идеи Д.Мэрдока, ориентация менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре.

3. Конвергенция и дивергенция, их роль в менеджменте.

4. Культура достижений и культура принадлежности к группе.

 

Основная литература

1. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2. Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Вопросы для обсуждения

 

1.Какие факторы определяют национальные различия в стиле руководства?

2.Каков механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?

3.Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности менеджера в условиях риска?

Доклады

1.Факторы формирования стиля руководства.

2.Система ценностей как фактор формирования поведения.

3.Влияние информации на формирование системы ценностей.

4.Различие в системе ценностей на национальном уровне.

5.Менеджмент и система ценностей.

6.Влияние различий в интенсивности потребностей на формирование стиля руководства.

7. Особенности отношение в разных национальных моделях менеджмента к карьерному пути. Отношение к данному фактору в США, Японии, России, Индии и др.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Вопросы для обсуждения

1.Почему законодательная практика европейских государств препятствует решению задач управления мотивацией.

2.Какие средства мотивационного роста может использовать международный менеджер?

3.На чем базируется индивидуальная программа мотивирования?

4.Как реализуется принцип социальной справедливости в мультикультурной среде?

 

Доклады

 

1.Специфика трудового законодательства некоторых стран и ее влияние на развитие национального менеджмента.

2.Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.

3.Разрешение мотивационных проблем в сравнительном менеджменте.

4.Кросс-культурное взаимодействие как интенсивные коммуникации и совместная деятельность представителей различных национальных культур.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Вопросы для обсуждения

1.Каким образом культура влияет на процесс восприятия в коммуникации?

2.Роль культурных различий в коммуникации.

3.Каким образом современные информационные и коммуникационные технологии позволяют преодолевать барьеры в кросс-культурной коммуникации?

4.Какие способы преодолевать языковых барьеров являются наиболее подходящими для международных компаний?

 

Доклады

1.Использование данных типов невербальной коммуникации в практике международного бизнеса.

2.Основные способы управления кросс-культурной коммуникацией.

3.Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.

4.Специфика стилей коммуникации в разных странах и разных культурах.

5.Специфика неформальной коммуникации в разных национальных моделях менеджмента.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Семинар 6. Менеджмент США

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Начинать изучение данной темы следует определения особенностей экономического развития США. Далее необходимо рассмотреть историю развития управленческой мысли в США, возникновение основных школ менеджмента; теорию конкурентоспособности наций М. Портера. Обратить внимание на четыре свойства, влияющие на конкурентоспособность фирмы: факторные условия, условия внутреннего спроса, наличие смежных и обслуживающих отраслей, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

 

Вопросы для обсуждения

1.Каковы особенности регулирования рынка труда в США?

2.Каково влияние аутсорсинга на развитие экономики США в начале 21 века?

3.Каким образом природно-климатическое и географическое положение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса оказали влияние на становление и развитие системы американского менеджмента?

4.Какова роль государства в современной американской экономике? Как стро­ятся взаимоотношения бизнеса и государства?

5.Четыре стадии эволюции американского менеджмента.

6.Какие характерные черты американской модели развития экономики и аме­риканского менеджмента, по вашему мнению, могли бы быть полезными в России? Что из американского опыта управления для нашей страны не­приемлемо и почему?

Доклады

1.Возникновение основных школ менеджмента.

2.Теорию конкурентоспособности наций М. Портера.

3.Сравнительный анализ моделей менеджмента в США и Японии.

 

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

Вопросы для обсуждения

1.Модели экономического развития, характерные для «старых стран» Европейского союза. Влияние данных моделей на национальную специфику управления в странах ЕС.

2.В чем проявляется многообразие деловых культур в Европе?

3.Сравнительный анализ европейского менеджмента в различных исследования.

4.Что представляет собой концепция евроменеджмента?

 

Доклады

1.Модели экономического развития и роль государств в экономике стран Европейского союза.

2.Модели деловых культур и менеджмента в Европе.

3.Классификация европейских систем менеджмента по Лессемму и Нойбауэру.

4.Анализ специфики европейского менеджмента в работах Р.Калори, рабочей группы Европейского круглого стола промышленников.

5.Критика концепции евроменеджмента.

6.Профиль евроменеджера.

 

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1.Погорлецкий А.И., Шеров-Игнатьев В.Г., Цыцырева А.Ю. Мировая экономика. – СПб., 2003.

2.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3.Цукалн Л. Новая европейская экономика: попытка переосмысления. – СПб., 2005.

Вопросы для обсуждения

1.Плюсы и минусы японской системы менеджмента.

2.В чем уникальность японской экономики и деловой культуры Японии?

3.С чем связан высокий уровень инновационности современного японского общества?

4.Каковы перспективы развития экономики Японии и японского менеджмента в 21веке?

5.Каковы новые тенденции в эволюции японского менеджмента?

6.Каковы возможности использования японской модели менеджмента в других странах?

Доклады

 

1.Культурный детерминизм в объяснении японской системы менеджмента.

2.Технологический детерминизм в объяснении японской системы менеджмента.

3.Характерные признаки и особенности японской системы управления.

4.Производственное обучение в Японии, его характеристика.

5.Принятие решений в японских фирмах.

6.Роль менеджеров в японской системе управления.

7.Возможности использования японской модели менеджмента в других странах.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

4.Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2005.

Дополнительная литература

1.Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3.Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Вопросы для обсуждения

1.Преимущества и недостатки китайской модели экономического развития.

2.Особенности китайской деловой культуры.

3.Особенности китайского семейного предпринимательства.

4.Оценка системы подготовки управленческих кадров в Китае.

Доклады

1.Профиль китайского современного менеджера.

2.Особенности современного экономического развития КНР.

3.Конкурентные позиции Китая на мировом рынке высокотехнологической продукции.

4.Тенденции развития китайской модели менеджмента.

Основная литература

1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2.Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

3.Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – М.: Европа, 2005.

4.Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Сравнительный менеджмент и кросс-культурный менеджмент.

2.Особенности феномена «культура».

3.Влияние культуры на национальные модели менеджмента.

4.Подход Д.Рокича к изучению феномена культуры.

5.Теория внутреннего содержания личности.

6.Особенности низкоконтекстных культур.

7.Специфика высококонтекстных культур.

8.Классификация культур по Р.Льюису.

9.Классификация деловых культур по типу обработки информации.

10.Этапы исследований Г.Хофстеде, их результаты.

11.Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом.

12.Понятие «кластер». Кластеризация культур.

13.Факторы, определяющие национальные различия в стиле руководства.

14.Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

15.Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.

16.Практика стимулирования труда в различных странах.

17.Коммуникация в системе сравнительного менеджмента.

18.Межкультурная коммуникация.

19.Способы преодоления языковых барьеров в сравнительном менеджменте.

20.Роль невербальной коммуникации в деятельности МНК.

21.Способы управления кросс-культурной коммуникацией.

22.Улучшение системы обратных связей в МНК.

23.Модель американского менеджмента, ее специфика.

24.Возможности использования некоторых особенностей американской модели менеджмента в других странах.

25.Модель европейского менеджмента.

26.Критика концепции евроменеджмента.

27.Профиль евроменеджера.

28.Немецкая модель менеджмента, ее специфика.

29.Сопоставление немецкой модели менеджмента с другими европейскими моделями менеджмента.

30.Французская модель менеджмента.

31.Стиль лидерства во французском менеджменте.

32.Модель менеджмента в Великобритании, ее особенности.

33.Российская модель менеджмента.

34.Шведская модель менеджмента.

35.Шведская модель менеджмента и международная практика.

36.Японская модель менеджмента, ее характерные черты. 37.Управление в зарубежных подразделениях японских МНК, столкновение национальных деловых культур.

38.Специфика корейской модели менеджмента.

39.Особенности китайской модели менеджмента.

40.Значение сравнительного менеджмента для развития мировой экономики.


ТЕСТЫ

1. В сравнительном менеджменте используется:

Б) универсальный подход;

В) культурно-кластерный подход;

Г) экономико-кластерный подход;

Д) географический.

2. Характерной чертой глобализации является:

А) переход к использованию электрических двигателей;

Б) использование электронных сетей передачи данных;

В) возникновение мировой системы хозяйствования;

Г) создание национальных университетов;

Д) глобализация рынка труда.

3. Национальная модель менеджмента описывает совокупность управленческих отношений на типичном национальном предприятии. Типизация позволяет:

А) исследовать отраслевые особенности;

Б) выделить международный аспект управления;

В) выделить наиболее существенные черты национальных предприятий;

Г) выявлять методы принятия эффективных управленческих решений.

4. Представители этого типа культуры являются интровертами:

А) моноактивная культура;

Б) полиактивная культура;

В) реактивная культура.

5. Представителями полиактивной культуры являются:

А) англичане;

Б) датчане;

В) финны;

Г) японцы;

Д) итальянцы.

Большая длина иерархической лестницы (высокое значение индекса PD) означает для организации

А) меньшую централизацию,

Б) большую долю управленческого персонала,

В) значительную дифференциацию в зарплате,

Г) высокую квалификацию работников низших иерархических уровней,

Д) равный статус работников физического и умственного труда.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Часть

1.Сравнительный менеджмент и кросс-культурный менеджмент.

2.Особенности феномена «культура»

3.Влияние культуры на национальные модели менеджмента.

4.Подход Д.Рокича к изучению феномена культуры.

5.Теория внутреннего содержания личности.

6.Особенности низкоконтекстных культур.

7.Специфика высококонтекстных культур.

8.Классификация культур по Р.Льюису.

9.Классификация деловых культур по типу обработки информации.

10. Этапы исследований Г.Хофстеде, их результаты.

11. Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом.

12. Понятие «кластер». Кластеризация культур.

13. Факторы, определяющие национальные различия в стиле руководства.

14. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

15. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.

16. Практика стимулирования труда в различных странах.

17. Коммуникация в системе сравнительного менеджмента.

18. Межкультурная коммуникация.

19. Способы преодоления языковых барьеров в сравнительном менеджменте.

20. Способы управления кросс-культурной коммуникацией.

 

Часть

1.Роль невербальной коммуникации в деятельности МНК.

2.Улучшение системы обратных связей в МНК.

3.Модель американского менеджмента, ее специфика.

4.Возможности использования некоторых особенностей американской модели менеджмента в других странах.

5.Модель европейского менеджмента.

6.Критика концепции евроменеджмента.

7.Профиль евроменеджера.

8.Немецкая модель менеджмента, ее специфика.

9.Сопоставление немецкой модели менеджмента с другими европейскими моделями менеджмента.

10. Французская модель менеджмента.

11. Стиль лидерства во французском менеджменте.

12. Модель менеджмента в Великобритании, ее особенности.

13. Российская модель менеджмента.

14. Шведская модель менеджмента.

15. Шведская модель менеджмента и международная практика.

16. Японская модель менеджмента, ее характерные черты.

17. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК, столкновение национальных деловых культур.

18. Специфика корейской модели менеджмента.

19. Особенности китайской модели менеджмента.

20. Значение сравнительного менеджмента для развития мировой экономики.

ГЛОССАРИЙ

Маскулинизм – (от лат. masculinus «мужской») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление мужчинам всей полноты гражданских прав. Термин маскулинизм был создан в начале 20-ого века, в противовес феминизму.

Модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана представляет собой разделение культур на восемь подсистем, которые взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга.

Индивидуализм – параметр национальной культуры, трактующийся соотношением индивидуализма и коллективизма, которое превалирует в обществе.

Бихевиоризм - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.

Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношение и т.д. другого индивида.

Власть - это возможность влиять на поведение других.

Институциональная экономика представляет собой часть экономической науки, изучающей механизмы функционирования различных социальных, политических, экономических, правовых, финансовых и национальных институтов в конкретных исторических условиях.

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятие решений до работников организаций.

Коммуникационная сеть - соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Конфуцианская динамика рассматривается как распределение диапазона конфуцианских ценностей.

Кросс-культурный менеджмент изучает поведение людей, представляющих разные культуры и работающих вместе в одной организационной среде.

Кластеризация культур – это группировка стран, обладающих схожими свойствами.

Международный менеджмент изучает управленческие отношения в международных компаниях.

Дистанция власти – это степень, с которой сотрудник организации и представители социальных институтов, наименее обличенные властью, готовы принять, и принимают существующую неравномерность распределения власти.

Риск -это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода; сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Дэниелс Д.Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М.: Дело ЛТД, 2004.

2.Зарицкий В.Е.Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. - М., 2003.

3.Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4.Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2005.

5.Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – М.: Европа, 2005.

6.Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах.- М.: Наука, 2008.

7.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.

8.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

9.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

10. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. – СПб., 2006.

11. Погорлецкий А.И., Шеров-Игнатьев В.Г., Цыцырева А.Ю. Мировая экономика. – СПб., 2003.

12. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

13. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2005.

14. Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004.

15. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.

16. Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. – М.: ЮНИТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.387 с.)