Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема происхждения славян .признаки славянской культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самый ранний — предславянский. Он охватывает в основном вторую половину II—I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы. Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века I тысячелетия до н. э.— первой половине I тысячелетия н. э. мы уже можем выделить археологические культуры древних славян. Появляются и письменные сведения о славянах. Третий период развития славянской культуры —феодальный. Он начинается с образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Эти славянские государства и определили, в основном, историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему было известно несколько племен земледельцев, живших к северу и востоку от территории расселения собственноскифов или входивших в скифскую федерацию. Среди них Геродот называет невров и загадочных будинов. Геродот писал, что будины жили в лесистой местности на расстоянии 15 дней пути от Меотиды. Согласно последним исследованиям, они жили за землями гелонов, занимавших левый берег Среднего Днепра, и невров, отождествляемых с племенами юхновской культуры, которые селились по Среднему Днепру, в низовьях Десны и Сеймы. КI в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита, который пишет о древних славянах, называя их венедами, а позднее византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами, видя два разных народа. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глинойкаркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже н. э. указанные племена жили в ряде случаев чересполосно и элементы их культур смешивались. У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа для целой округи. 5>го способствовало развитию всех производительных сил, вело к распространению железных сошников, железного оружия: двулезвийных наконечников копий, железных ножей. Получили распространение круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В обряде захоронения преобладают трупосожжения, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие — сломанное или согнутое. Описанные нами культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно дают представление о территории формирования культуры древних славян.
Зарубинецкая и киевские культуры Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, сложилась зщ)^бинецкая культура. Считают, что центры формирования этойкультуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур. Поселения зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек. Они огораживались тыном. Люди жили в прямоугольных домах-мазанках. С начала н. э. преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 10—15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, железные серпы, ножи, копья и наконечники стрел, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы. Рядом с жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений этой культурынаиболее известными являются Чаплинское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре. Однако самая характерная черта этой культуры —так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже н. э. становится господствующим. Под Киевом известны два больших могильника — Корчеватовский и Зарубинецкий, давший название всей культуре. Раскапывая их, археологи находили в основном пережженные кости и глиняную посуду. Среди археологических материалов зарубинецкой культуры встречаются железные ножи, бронзовые фибулы (застежки), булавки и браслеты. Иногда попадаются железные наконечники копий. Кроме того, часто находят римские и кельтские вещи. Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывалось ими из болотных руд, варка производилась в небольших сыродутных горнах. Железные предметы очень разнообразны: различные по форме и размерам ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки. Среди исследователей нет единства по вопросу об этнической принадлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, другие—балтскую, третьи считаюг, что она не принадлежала ни балтам, ни славянам, а каким-то третьим, неизвестным племенам. Во II—III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значительные изменения. Они связаны, с одной стороны, с расширением ее территории за счет земель балтов и других народов, а с другой —с политическим и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись из-за начавшегося Великого переселения народов и вторжения варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну. Черняховская культура На территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура — черьшсавс!сая1^1азванная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Основными археологическими памятниками этой культуры являются большие поселения открытого типа, наподобие современных сел, и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн есть и трупоположения. Различные погребальные обряды указывают на смешанный характер населения Черняховской культуры. Черняховские поселения укреплений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках. Наличие монет свидетельствует о широких как внутренних, так и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы,дорогие изделия из стекла. В значительной своей массе посуда сделана на гончарном круге. У черняховских племен имелось развитое ремесло, широкие и устойчивые торговые связи, пашенное земледелие, изготовленная на гончарном круге посуда. Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. н. э. Ее исчезновение связано с Великим переселением народов: в 375 г. орды гуннов перешли Дон и разорили поселения по Днепру, нанесли удар готам. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесостепной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью культуры готского союза является то, что она развивалась при значительном римском влиянии. Славяне в 5-7 в. В VI в. значительную часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная своими корнями с пшеворской. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Люди жили в полуземлянках с каменными печами, хоронили своих сородичей в бес курганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал этой культуры — глиняная лепная посуда так называемого пражского типа. Люди жили в полуземлянках, внутри которых имелась печь, сложенная из камней и глины. Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения — сожжение. Бескурганные урновые сожжения известны по всему ареалу распространения культуры. Урны ставились в неглубоких ямках, покрывались каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались остатки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше известны на восточной и юго-восточной окраинах ареала. Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда,специфическая по форме, которая является первым этапом развития славянской керамики. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Встречаются миски, глиняные сковородки. Таким образом, раннеславянская, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен — кривичей. Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространены курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри — в них помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье жили дреговичи, по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселялись, занимая довольно большую территорию, северяне. Славяне 8 -11 век. В конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона сложилась роменско-боршевская культура. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь% просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Установлено, что население разводило коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей. Несколько отличались по своей планировке городища, располагавшиеся в верховьях Дона. Стены их были выложены из деревянных плах, в углу стояла каменная печь. всего это характерная лепная посуда особых форм, часто украшенная по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитой веревки. поселения занимали отроги высоких и крутых речных берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными. складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. Основной археологический материал — керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды. Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг и сосуды стали украшать параллельными нарезными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры также характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольшиевозвышенностях. В это время особенно возрастает роль ремесла, что приводит, видимо, к его отделению, и появляется имущественное неравенство. Большую ценность представляют бытовые вещи из Гнездова. Они позволяют охарактеризовать быт славян IX—X вв. Таковы широко известные пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей. В Гнездове найдены также древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными болтом лезвиями. Ножницами такой конструкции мы пользуемся до сих пор. Также обнаружена древнейшая на Руси железная складная бритва. В быту древнерусская знать пользовалась питьевыми кубками, сделанными из оправленных в серебряные оковки рогов. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Наряду с дружинными курганами известны и рядовые древнерусские курганы крестьян-общинников. Они расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами, имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IX—X вв. содержат остатки трупосожжения. Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала среди городского населения, а потом и в сельской местности, где он держался очень долго. Существенной особенностью крестьянских курганов является отсутствие в них предметов роскоши, привозных вещей, которые встречаются в дружинных курганах, и наличие орудий труда: железных серпов и ножей для вырезания пчелиных сот. Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. В разных частях Русской земли они были различны Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, перстни, браслеты на руках. На груди они носили бусы, сделанные из горного хрусталя и сердолика. Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи.
Салтово-маяцкая культура От эпохи Хазарского каганата осталась яркая и самобытная салтово-маяцкая культура, созданная различными племенами, входившими в его состав. Границы этой культуры точно еще не определены, она как бы расплывается по степным и даже лесостепным просторам Восточной Европы. Волга была, очевидно, естественной восточной границей распространения памятников этой культуры. Памятники разнообразны. Памятники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о процессе оседания кочевников и образовании земледельческих и ремесленных поселений. располагались на высоких мысах, по берегам больших рек. Такой характер носили, например, Салтовское, Архангельское, Дмитровское и другие. В это время возникают настоящие города, выросшие из крепостей. Многочисленные привозные вещи—художественные поделки, поливная керамика и, монеты —свидетельствуют об оживленных торговых связях В городе жили ремесленники: гончары, литейщики, кузнецы и оружейники. Известно довольно много погребений салтово-маяцкой культуры VIII—IX вв. Для них характерны три способа захоронения: трупоположение в катакомбах, трупоположение в ямах и трупосожжение. Самым большим могильником является Салтовский, в котором раскопано более 300 катакомб. Основу погребального сооружения составляли катакомбы. Каждая катакомба состояла из двух частей: коридорного входа и погребальной камеры. Чем богаче погребение, тем длиннее коридор (дромос). Интересны погребения богатых воинов, снабженных всем необходимым для загробной жизни, в том числе и «посмертной женой»—наложницей или рабыней. Во всех мужских погребениях найдено оружие: сабли, стрелы, топоры. Почти каждый мужчина был перепоясан поясом, украшенным бляшками. На руках у многих мужчин были браслеты, а в ушах серьги. На поясе у каждой женщины был нож, а у ног или головы лежали ножницы. Мотыги и сосуды клали как с мужчинами, так и с женщинами. Кроме катакомбных известны и ямные захоронения салтово-маяц- кой культуры — в небольших ямах. Обряд погребения прост и однообразен, а набор вещей очень скромен: один-два сосуда и лежащие рядом кости животных, оставшиеся от жертвоприношений. Оружия в таких могилах нет. Археологический инвентарь салтово-маяцкой культуры эпохи разнообразен и свидетельствует о занятии кочевым скотоводством и земледелием. Все орудия земледельческого труда делятся на две группы: орудия для возделывания почвы и для уборки урожая. Для обработки земли предназначались лемехи, детали плугов и тяжелые мотыгиК орудиям для уборки урожая относятся серпы и косы. Наличие постоянных поселений и сельскохозяйственных орудий труда—яркое свидетельство оседлого образа жизни. Салтово-маяцкая посуда отличается необычным богатством форм, сложившихся в результате взаимодействия кочевых и полукочевых традиций. Сосуды делались лепным способом и на гончарном круге. Они поразительно разнообразны по форме: это горшки, котлы,, кувшины, кружки,Довольно много бытовых предметов делалось из железа. Среди них встречаются кованые котлы, обломки цепей, железные путы для лошадей, ножи, рыболовные крючки Для кочевников-всадников, составлявших феодальное ополчение, оружие и конь служили основными «средствами производства». Конный воин был защищен железным шлемом, кольчугой. Наступательным оружием были сабли, топоры, лук и стрелы с железными наконечниками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.012 с.) |