Проблема происхждения славян .признаки славянской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема происхждения славян .признаки славянской культуры



Самый ранний — предславянский. Он охватывает в основном вторую половину II—I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы.

Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века I тысячелетия до н. э.— первой половине I тысячелетия н. э. мы уже можем выделить археологические культуры древних славян. Появляются и письменные сведения о славянах. Третий период развития славянской культуры —феодальный. Он начинается с образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Эти славянские государства и определили, в основном, историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему было известно несколько племен земледельцев, живших к северу и востоку от территории расселения собственноскифов или входивших в скифскую федерацию. Среди них Геродот называет невров и загадочных будинов. Геродот писал, что будины жили в лесистой местности на расстоянии 15 дней пути от Меотиды. Согласно последним исследованиям, они жили за землями гелонов, занимавших левый берег Среднего Днепра, и невров, отождествляемых с племенами юхновской культуры, которые селились по Среднему Днепру, в низовьях Десны и Сеймы.

КI в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита, который пишет о древних славянах, называя их венедами, а позднее византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами, видя два разных народа. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глинойкаркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках.

Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже н. э. указанные племена жили в ряде случаев чересполосно и элементы их культур смешивались. У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа для целой округи. 5>го способствовало развитию всех производительных сил, вело к распространению железных сошников, железного оружия: двулезвийных наконечников копий, железных ножей. Получили распространение круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В обряде захоронения преобладают трупосожжения, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие — сломанное или согнутое. Описанные нами культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно дают представление о территории формирования культуры древних славян.

 

 

Зарубинецкая и киевские культуры

Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, сложилась зщ)^бинецкая культура. Считают, что центры формирования этойкультуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур.

Поселения зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек. Они огораживались тыном. Люди жили в прямоугольных домах-мазанках. С начала н. э. преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 10—15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, железные серпы, ножи, копья и наконечники стрел, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы. Рядом с жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений этой культурынаиболее известными являются Чаплинское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре.

Однако самая характерная черта этой культуры —так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже н. э. становится господствующим. Под Киевом известны два больших могильника — Корчеватовский и Зарубинецкий, давший название всей культуре.

Раскапывая их, археологи находили в основном пережженные кости и глиняную посуду. Среди археологических материалов зарубинецкой культуры встречаются железные ножи, бронзовые фибулы (застежки), булавки и браслеты. Иногда попадаются железные наконечники копий. Кроме того, часто находят римские и кельтские вещи. Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывалось ими из болотных руд, варка производилась в небольших сыродутных горнах. Железные предметы очень разнообразны: различные по форме и размерам ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки.

Среди исследователей нет единства по вопросу об этнической принадлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, другие—балтскую, третьи считаюг, что она не принадлежала ни балтам, ни славянам, а каким-то третьим, неизвестным племенам. Во II—III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значительные изменения. Они связаны, с одной стороны, с расширением ее территории за счет земель балтов и других народов, а с другой —с политическим и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись из-за начавшегося Великого переселения народов и вторжения варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну.

Черняховская культура

На территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура — черьшсавс!сая1^1азванная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Основными археологическими памятниками этой культуры являются большие поселения открытого типа, наподобие современных сел, и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн есть и трупоположения. Различные погребальные обряды указывают на смешанный характер населения Черняховской культуры. Черняховские поселения укреплений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках.

Наличие монет свидетельствует о широких как внутренних, так и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы,дорогие изделия из стекла. В значительной своей массе посуда сделана на гончарном круге.

У черняховских племен имелось развитое ремесло, широкие и устойчивые торговые связи, пашенное земледелие, изготовленная на гончарном круге посуда. Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. н. э. Ее исчезновение связано с Великим переселением народов: в 375 г. орды гуннов перешли Дон и разорили поселения по Днепру, нанесли удар готам. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесостепной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью культуры готского союза является то, что она развивалась при значительном римском влиянии.

Славяне в 5-7 в.

В VI в. значительную часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная своими корнями с пшеворской. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Люди жили в полуземлянках с каменными печами, хоронили своих сородичей в бес курганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал этой культуры — глиняная лепная посуда так называемого пражского типа. Люди жили в полуземлянках, внутри которых имелась печь, сложенная из камней и глины.

Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения — сожжение. Бескурганные урновые сожжения известны по всему ареалу распространения культуры. Урны ставились в неглубоких ямках, покрывались каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались остатки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше известны на восточной и юго-восточной окраинах ареала.

Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда,специфическая по форме, которая является первым этапом развития славянской керамики. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Встречаются миски, глиняные сковородки.

Таким образом, раннеславянская, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен — кривичей. Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространены курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри — в них помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье жили дреговичи, по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселялись, занимая довольно большую территорию, северяне.

Славяне 8 -11 век.

В конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона сложилась роменско-боршевская культура. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна.

По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь% просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Установлено, что население разводило коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей.

Несколько отличались по своей планировке городища, располагавшиеся в верховьях Дона. Стены их были выложены из деревянных плах, в углу стояла каменная печь. всего это характерная лепная посуда особых форм, часто украшенная по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитой веревки. поселения занимали отроги высоких и крутых речных берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными.

складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. Основной археологический материал — керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды. Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг и сосуды стали украшать параллельными нарезными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры также характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольшиевозвышенностях.

В это время особенно возрастает роль ремесла, что приводит, видимо, к его отделению, и появляется имущественное неравенство.

Большую ценность представляют бытовые вещи из Гнездова. Они позволяют охарактеризовать быт славян IX—X вв. Таковы широко известные пружинные ножницы, служившие для хозяйственных целей.

В Гнездове найдены также древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными болтом лезвиями. Ножницами такой конструкции мы пользуемся до сих пор. Также обнаружена древнейшая на Руси железная складная бритва. В быту древнерусская знать пользовалась питьевыми кубками, сделанными из оправленных в серебряные оковки рогов.

Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Наряду с дружинными курганами известны и рядовые древнерусские курганы крестьян-общинников. Они расположены в разных частях Древней Руси небольшими группами, имеют вид земляных насыпей. Многие курганы IX—X вв. содержат остатки трупосожжения.

Под влиянием христианства этот языческий обряд постепенно исчезает сначала среди городского населения, а потом и в сельской местности, где он держался очень долго. Существенной особенностью крестьянских курганов является отсутствие в них предметов роскоши, привозных вещей, которые встречаются в дружинных курганах, и наличие орудий труда: железных серпов и ножей для вырезания пчелиных сот.

Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. В разных частях Русской земли они были различны Головной убор русских крестьянок украшали металлические нашивки, височные кольца, перстни, браслеты на руках. На груди они носили бусы, сделанные из горного хрусталя и сердолика.

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи.

 

Салтово-маяцкая культура

От эпохи Хазарского каганата осталась яркая и самобытная салтово-маяцкая культура, созданная различными племенами, входившими в его состав. Границы этой культуры точно еще не определены, она как бы расплывается по степным и даже лесостепным просторам Восточной Европы. Волга была, очевидно, естественной восточной границей распространения памятников этой культуры. Памятники разнообразны.

Памятники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о процессе оседания кочевников и образовании земледельческих и ремесленных поселений. располагались на высоких мысах, по берегам больших рек. Такой характер носили, например, Салтовское, Архангельское, Дмитровское и другие. В это время возникают настоящие города, выросшие из крепостей. Многочисленные привозные вещи—художественные поделки, поливная керамика и, монеты —свидетельствуют об оживленных торговых связях В городе жили ремесленники: гончары, литейщики, кузнецы и оружейники.

Известно довольно много погребений салтово-маяцкой культуры VIII—IX вв. Для них характерны три способа захоронения: трупоположение в катакомбах, трупоположение в ямах и трупосожжение. Самым большим могильником является Салтовский, в котором раскопано более 300 катакомб. Основу погребального сооружения составляли катакомбы. Каждая катакомба состояла из двух частей: коридорного входа и погребальной камеры. Чем богаче погребение, тем длиннее коридор (дромос).

Интересны погребения богатых воинов, снабженных всем необходимым для загробной жизни, в том числе и «посмертной женой»—наложницей или рабыней. Во всех мужских погребениях найдено оружие: сабли, стрелы, топоры. Почти каждый мужчина был перепоясан поясом, украшенным бляшками. На руках у многих мужчин были браслеты, а в ушах серьги. На поясе у каждой женщины был нож, а у ног или головы лежали ножницы. Мотыги и сосуды клали как с мужчинами, так и с женщинами. Кроме катакомбных известны и ямные захоронения салтово-маяц- кой культуры — в небольших ямах. Обряд погребения прост и однообразен, а набор вещей очень скромен: один-два сосуда и лежащие рядом кости животных, оставшиеся от жертвоприношений. Оружия в таких могилах нет.

Археологический инвентарь салтово-маяцкой культуры эпохи разнообразен и свидетельствует о занятии кочевым скотоводством и земледелием. Все орудия земледельческого

труда делятся на две группы: орудия для возделывания почвы и для уборки урожая. Для обработки земли предназначались лемехи, детали плугов и тяжелые мотыгиК орудиям для уборки урожая относятся серпы и косы. Наличие постоянных поселений и сельскохозяйственных орудий труда—яркое свидетельство оседлого образа жизни. Салтово-маяцкая посуда отличается необычным богатством форм, сложившихся в результате взаимодействия кочевых и полукочевых традиций. Сосуды делались лепным способом и на гончарном круге. Они поразительно разнообразны по форме: это горшки, котлы,, кувшины, кружки,Довольно много бытовых предметов делалось из железа. Среди них встречаются кованые котлы, обломки цепей, железные путы для лошадей, ножи, рыболовные крючки Для кочевников-всадников, составлявших феодальное ополчение, оружие и конь служили основными «средствами производства». Конный воин был защищен железным шлемом, кольчугой. Наступательным оружием были сабли, топоры, лук и стрелы с железными наконечниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.016 с.)