Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности

Поиск
Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность,в тот самый длительный период развития человеческогообщества, который называется первобытнообщинным строем.Одной из наиболее распространенных периодизаций этойформации является археологическая, т.е. деление ее накаменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и раннийжелезный века. В основу этой периодизации положен принциппреобладания того или иного материала в производствеорудий труда. Каменный век, самый длительный в историилюдей, делят еще на палеолит - древний каменный век,мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменныйвек. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний(нижний) и поздний (верхний). В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза -возникновения и развития "человека разумного". Согласнонаучному подходу, человек выделился из животного царстваблагодаря труду, систематическому изготовлению орудийтруда. В процессе трудовой деятельности совершенствоваласьчеловеческая рука, появилась и стала развиваться речь.Наука за последние десятилетия все более удревняет явлениеочеловечивания наших звероподобных предков, что в своюочередь заставляет искать ответы на новые вопросы.Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыминаходками, но появляются и новые лакуны. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путьразвития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касаетсядревнейших людей (архантропов), то, судя по находкам вАфрике в последние десятилетия, их появление относится ковремени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В концераннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появилсянеандертальский человек, названный так по первой находке вГермании. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздоближе к современному человеку, чем предшествующие имархантропы. Неандертальцы распространились весьма широко.Стоянки их на территории нашей страны обнаружены наКавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьяхДнепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитиичеловека начинает играть оледенение, менявшее составживотных и облик флоры. Неандертальцы научились добыватьогонь, что было огромным завоеванием формирующегосячеловечества. У них, по всей видимости, появились ужепервые зачатки идеологических представлений. В пещереТешик-Таш в Узбекистане покойника окружали рога горногокозла. Встречаются захоронения, в которых тела умершихориентированы по линии восток-запад. В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад)формируется человек современного типа (кроманьонскийчеловек). Эти люди уже значительно усовершенствовалитехнику изготовления каменных орудий: они становятсягораздо более разнообразными, иногда миниатюрными.Появляется метательное копье, что значительно повысилоэффективность охоты. Зарождается искусство. Магическимцелям служила наскальная живопись. На стены пещер смесьюприродной охры с животным клеем наносились изображенияносорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповаяпещера в Башкирии). В эпоху палеолита постепенно изменяются и формычеловеческих сообществ. От первобытного человеческогостада - к родовому строю, который и возникает в позднемпалеолите. Основной ячейкой человеческого обществастановится родовая община, для которой характерна общаясобственность на основные средства производства. Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашейтерритории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., азакончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это времячеловечество сделало много открытий. Важнейшимизобретением были лук и стрелы, что привело к возможностине загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелкихживотных. Были сделаны первые шаги в направлениискотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученыепредполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи,козы и овцы. Скотоводство как вид хозяйственной деятельностисформировалось только в неолите, когда зародилось иземледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такоенеобыкновенное значение для человечества и по масштабамкаменного века произошел так быстро, что позволяет ученымговорить даже о неолитической "революции". Расширяется иусовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, нопоявляются и принципиально новые материалы. Так, в неолитебыло освоено изготовление керамики, еще лепной, безгончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретеналодка и было положено начало судоходству. В неолитеродоплеменной строй достигает более высокой стадииразвития - создаются крупные объединения родов - племена,появляется межплеменной обмен и межплеменные связи. Век меди и бронзы Настоящим переворотом в жизни человечества было освоениеметаллов. Первым металлом, который люди научилисьдобывать, была медь. Появление медных орудийактивизировало обмен между племенами, так какместорождения меди распределены весьма неравномерно поземле. Неолитическая община была уже гораздо менеезамкнутой, чем община эпохи палеолита. Это времяназывается энеолитическим веком. Со временем на базе медилюди научились создавать новые сплавы - появилась бронза.Во времена меди и бронзы в лесостепной зоне на территориинынешних Украины и Молдавии в III тысячелетии до н.э.господствовала так называемая трипольская культура,возникшая еще в конце IV тысячелетия до н.э. В степнойзоне России наиболее древней была ямная, а в эпоху бронзыдобавились катакомбная и срубная культуры, которыесущественно различаются по типу погребального обряда иряду элементов материальпой культуры. На Северном Кавказево II тысячелетии до н.э. господствовала майкопскаякультура. Именно в это время происходит крупноеобщественное разделение труда - пастушеские племенаначинают отделяться от земледельческих. Все эти народыизвестны нам по так называемым "археологическимкультурам". Это понятие ученые употребляют уже для племеннеолита и им обозначают совокупность памятников, которыеотносятся к одной территории и эпохе, имеют общиеособенности - в формах общественной жизни, в орудияхтруда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т.д.Обычно археологическая культура в той или иной степенисоответствует этнической общности - группе родственныхплемен. Век железа Но для следующей эпохи нам известны и названия технародов, которые обитали на территории нашей страны. В Iтысячелетии до н.э. появляются первые железные орудия.Наиболее развитые культуры раннего железа известны впричерноморских степях - они оставлены киммерийцами,таврами - автохтонным населением Крыма, скифами,сарматами. Наши знания об этих народах довольно обширны нетолько потому, что уже раскопаны многочисленныеархеологические памятники, связанные с ними, но и потому,что они входили в соприкосновение с народами, обладавшимиписьменностью. Таковыми были древние греки. Уже во второйполовине VII в. до н.э. на территории СеверногоПричерноморья появились греческие поселения. Это быликолонии, которые основывались выходцами из той или инойметрополии, т.е. полиса материковой Греции. Есть разныеобъяснения причин эмиграции греков, но важно подчеркнуть,что на новых местах поселенцы воспроизводили те же формысоциально-политического быта, которые были им привычны.Это были классические древнегреческие полисы сдемократическим устройством (политическими правамипользовались только свободные). Правили выбранные нанародном собрании архонты, вокруг города находиласьземледельческая округа - хора. Вблизи Днепро-Бугскоголимана возникает Ольвия, которую основали выходцы изгорода Милета. На месте нынешнего Севастополя находилсяХерсонес Таврический, на месте Керчи - Пантикапей.Значительное количество греческих колоний было и начерноморском побережье Кавказа. Грекам приходилось входить в определенные отношения сместными племенами. Киммерийцев со временем вытеснилискифы (родственные им племена - саки и массагеты - жиливплоть до Центральной Азии). Знаменитый греческий историк- "отец истории" - Геродот выделял у скифов, в целомпринадлежавших к иранцам, ряд племенных группировок,которые различались и характером своих занятий. Скифы втот период имели довольно развитые социальные отношения,их племенной союз сумел даже отразить попытку персидскогоцаря Дария завоевать Причерноморье. У них была развитаторговля, в их курганах, иные нз которых напоминаютразмерами небольшие египетские пирамиды, найденывыдающиеся произведения античного прикладного искусства. Однако с III в. до н. э. на них начинают наступатьродственные ираноязычные племена савроматов (сарматов),имевшие преимущество в вооружении - они были вооруженыдлинными железными мечами, позволявшими рубить прямо сконя, в отличие от скифов, которым для того чтобы пуститьв ход свои короткие "акинаки", приходилось спешиваться. ВоII-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную частьтерритории Северного Причерноморья. В руках скифовостается степной Крым, где возникает новое царство -Неаполь Скифский, во главе со значительно эллинизированнойскифской верхушкой. Цари скифского царства пыталисьподчинить себе греческие города-государства. Единственнымреальным противником скифов могло стать Боспорскоегосударство, возникшее на основе греческой колонииПантикапей еще в V в. до н.э. Первоначально это был союзсамостоятельных городов-государств (Танаис в устье Дона,Фанагория на Таманском полуострове и др.). Но постепенноздесь устанавливается твердая центральная власть. АрхонтСиартох (304-284 гг. до н. э.) стал уже именовать себяцарем. Но когда Херсонес. заключил с Боспором союз противнаступавших скифов, выяснилось, что сил у этогогосударства для борьбы не хватает. Тогда херсонесцыобратились к Понтийскому царству - эллинистическомугосударству, ставшему к этому времени крупнейшим в МалойАзии. Понтийский царь Митридат VI Евпатор присоединил ксвоей державе Боспор и Херсонес, нанеся поражение скифам итаврам. Фактически все Северное Причерноморье вошло всостав Понтийского царства. Однако сам Митридат погиб вборьбе с Римом, а с его смертью рухнула и властьПонтийского царства над Северным Причерноморьем. Теперьсюда простер свою длань императорский Рим. Уже в III в.н.э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но вконце IV в. он пал под ударами кочевников-гуннов, Итак, в эпоху раннего железа можно говорить об этносах.Впрочем, определенные этническо-культурные областиначинают складываться уже в эпоху верхнего палеолита.Однако материала для того, чтобы судить о языковой иэтнической принадлежности племен каменного, медного ибронзового веков, нет. Вообще, этногенез - процессзарождения и развития того или иного этноса - одна изсамых сложных проблем в науке. Корни происхождения тогоили иного народа теряются в глубокой древности.Многочисленные миграции, смешения, ассимиляции еще вбольшей степени затрудняют работу исследователя. В основуэтнической классификадии народов положены лингвистическиерязличия между ними, т.е. язык. В раннем железном веке натерритории нашей страны обитали народы разных языковыхсемей: индоевропейской, урало-самодийской, алтайской,кавказской. В семьях выделяют более мелкие подразделения -группы. Так, в урало-самодийской - самодийскую ифинно-угорскую, в алтайской - тюркскую и ряд других; виндоевропейской: иранскую, романскую, германскую,балтийскую и славянскую. "Откуда мы пришли..?" Но как же выделились славяне из огромного индоевропейскогомассива? Вопрос этот архисложный. Для его решениянеобходим синтез разлячных наук. Так, языкознаниеустановило, что славянский язык в семье индоевропейскихпринадлежит к числу молодых. Данные сравнительногоисторического языкознания свидетельствуют, что в тотпериод, когда праславянский язык выделился изиндоевропейского и стал развиваться самостоятельно,наиболее существенные связи он ииел с балтским. Чтокасается влияния иранского языкового мира, то он затронултолько часть славян. Славяне жили в Центральной Европе инаходились в контакте, прежде всего, с протогерманцами ипротоиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвистыдобавляют и анализ лексики, обозначающей географическиеобъекты, животных, растения. В целом языкознаниелокализует первоначальную территорию обитания славянгде-то в бассейне реки Вислы. К сожалению, очень мало может дать такая наука, какантропология, так как единый антропологический тип,характерный для всего ареала обитания славян, несформировался. Зато археология может оказать неоценимуюпомощь. Для нее наиболее важно установить генетическуюпреемственность при смене одной археологической культурыдругой. Вот почему ведущая роль в этногенетическихпостроениях отводится ретроспективному методу. От культурдостоверно славянских надлежит продвигаться в глубьстолетий к тем древностям, которые с ними связаны, а отних еще глубже и т.д. Одно из наиболее спорных звеньев втой цепочке, выстраиваемой археологами, - черняховскаякультура, которую некоторые исследователи относят кславянским. Существует точка зрения и о полиэтничномхарактере этой культуры. Черняховская культура быларазрушена в ходе Великого переселения народов, котороеприходится на IV-V вв. н.э. Откуда-то с северо-запада вПриднепровье пришли готы (некоторые исследователи считаютчерняховскую культуру готской). Волна за волной изпросторов Центральной Азии выплескивались орды кочевников,которые по мере своего продвижения, вовлекали в движениенароды, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавинадвигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришлиавары, на смену аварам - хазары и болгары. В это времяособенное значение для восстановления этногенеза славянприобретают письменные источники. Обширные сведениясодержатся в произведениях византийских писателей, которыесообщают довольно подробные сведения о славянском освоенииБалканского полуострова. Еще более важны сведения готскогоепископа Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшиегруппировки - венедов, антов и склавенов. В последние годыархеологи установили, что этим сведениям Иордана можнодоверять. Ими выделено три основных ареала распространенияславянских археологических культур; в основу этоговыделения положена, прежде всего, керамика. Первая - такназываемая культура пражско-корчакского типа, один изкоренных регионов распространения которой - Средняя иЮжная Польша, а на территории нашей страны - ПрипятскоеПолесье. По всей видимости, это территория склавен. Другаякультура - пражско-пеньковского типа, коренной регионкоторой междуречье Днестра и Днепра. Судя по даннымписьменных источников (и не только Иордана), здесь обиталианты. Наконец, на западе существовал ряд культур, средикоторых наиболее известны фридбергская и некоторые другие.По данным источников, на территории польского Поморья инизовьев Вислы издавна жили венеды. Такова схема, которойпридерживается часть современных исследователей. Следуетподчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян -восточных, южных и западных, все названные районырасселения славянства - праславянские группировки. Каксчитают исследователи, современные ветви славянствавозникают в результате распада этих славянских группировокв VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянскихгруппировок расселялись по территории Восточной Европы вVII-VIII вв. (И. И. Ляпушкин). Этногеография Повести временных лет Во всяком случае с IX в. мы уже имеем этногеографиювосточного славянства, которую приводит древнерусскийлетописец. Повесть временных лет сообщает нам о полянах,живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях -древлянах, которые поселились в болотистом и лесистомПрипятском Полесье. На северной оконечностивосточнославянского мира жили словене ильменские,расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью иЗападной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи,огромный массив которых со временем распался на триответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских,соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейнереки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. Насамой южной оконечности восточнославянской территории,почти на побережье Черного моря поселились уличи итиверцы. Долгое время историки не доверяли этой летописнойгеографической схеме, но археология в начале XX столетияподтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения.Оказалось, что один из наиболее распространенных типовженских украшений у восточных славян - височные кольца,различается по всей территории Русской равнины.Выяснилось, что определенные разновидности этих украшенийсовпадают с расселением того или иного восточнославянского"племени". Позднее эти наблюдения были подтвержденыизучением и других элементов материальной культурывосточных славян. Расселяясь по столь обширному пространству, восточныеславяне сталкивались, входили в те или иные отношения снародами, которые населяли Восточную Европу до них илипришли сюда в это же время. Известно, что балты жиливплоть до Москвы, о чем свидетельствует изучениетопонимики (географических названий), которые оказываютсявесьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий.Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на югеиздавна обитали ираноязычные племена - потомки ужеизвестных нам сарматов. Военные столкновения сменялисьпериодами установления мирных отношений, шлиассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себяэти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки,новые элементы материальной культуры. Синтез,взаимодействие культур - важнейшее явление временирасселения славян по Русской равнине, прекрасноиллюстрируемое данными археологических раскопок. Сложнее было с теми этносами, которые смогли создать ужедостаточно крепкие союзы племен или дажепредгосударственные образования. Одно из таких образованийв середине VII в. было создано болгарами. В результатевнутренних неурядиц и Внешнего давления часть болгар воглаве с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчиниламестные южнославянские племена. Другая часть болгар, воглаве с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела всреднем течении Волги и на нижней Каме, создав государствоБулгарию. Это государство долгое время представлялореальную угрозу для восточных славян. Такими же тюркскими племенами были и хазары, которые вовторой половине VII в. стали теснить болгар. Со временемони также оседают на землю, создают своераннегосударственное образование, которое охватилоогромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья,Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарскогокаганата, как стало называться это образование (хазарскийправитель именовался каганом), находился в низовьях Волги.Этнических хазар-тюрок было не так много, основное женаселение составляли представители так называемойсалтово-маяцкой культуры, которая состояла изпредставителей разноэтничного населения Восточной Европы,в том числе и славян. В основном население каганата былоязыческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Частьвосточнославянских племен, соседствовавших с границами(весьма расплывчатыми) каганата, должна была, посвидетельству летописи, выплачивать дань хазарам. Грозная для восточных славян опасность нависла и ссеверо-запада. Скудная земля Скандинавского полуостровавыталкивала в Европу большие отряды "искателей славы идобычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли наРуси варягами. Во главе отрядов стоялн викинги ("берговыевожди"), происходившие большей частью из знатных семей.Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженныеэффективным оружием - секирой с остроконечным штыком,норманны были страшной опасностью для многих стран Европы.Пик варяжских набегов на Русь приходится на IX в. Общественнополитический строй В борьбе с варягами крепла военная организация славянскогонаселения, которая своими корнями уходит в глубь веков.Как и у многих других народов это сотенная система, когдакаждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским",а союз племен должен был, по всей видимости, выставлятьтысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Однимиз военных руководителей был и князь. Слово "князь" -общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, издревненемецкого языка. Слово это первоначально означалоглаву рода, старейшину. Сведения о племенныхвождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, сростом населения, племя, подразделявшееся на несколькородов, распадалось на ряд родственных племен, которыеобразовывали племенной союз. Такими племенными союзамискорее всего и были летописные "племена" полян, древлян,дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди,возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших всоюз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства оподобных князьях содержит летописная легенда о Кие и егопотомках, державших "княженье в полях". Такие княжениябыли и у других восточнославянских союзов племен. Арабскийисторик Масуди сообщает о древнем славянском князеМаджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - окнязе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были ещевожди союзов племен. У этих князей были различные функции.Племенной князь мог избираться на время, в период военныхдействий. Его власть не велика по сравнению с властьювождя племенного союза. Власть последнего постоянна,функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматьсявнутренним строительством союза, собирать, организовыватьи возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой.Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебныефункции. В этом им помогал совет старейшин, или, как егочасто называют древнерусские памятники - старцы градские(летописи употребляют термины "старейшины" и "старцыградские" как равнозначные). В летописных сообщенияхстарцы градские выступают в качестве полномочныхруководителей общества, с которыми князья вынуждены былисчитаться. Даже во второй половине Х в., переломное времякняжения Владимира, они еще участвовали в управлении ивлияли на ход событий. Старцы-советники принимали участиев княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняливажную социальную функцию - общения населения с князем.Старцие градские - племенная знать, которая занималасьгражданскими делами. В военных делах князю помогала дружина. Она такжезарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никакне нарушая доклассовой социальной структуры. Дружинасрасталась с князем и также как и князь исполнялаопределенные общественно полезные функции. Князь средидружинников был не господином, а первым среди равных. Еще одним важнейшим элементом социально-политическойструктуры было вече. Племенные веча - народные собрания -возникают в глубокой древности. О них писал еще ПрокопийКессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучениедревнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, чтов нем участвовало все население, включая знать. Народноесобрание действовало непрерывно на протяжении IX-XIстолетий, но со временем, по мере распада родоплеменныхсвязей, оно активизировалось. Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание -можно обнаружить во многих обществах, которые переживалиархаическую стадию развития. На какой жесоциально-экономической базе основывалось обществовосточных славян в этот ранний период? Экономика Экономика восточных славян была комплексной: скотоводствои промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носилоэкстенсивный характер и зависело от географическихусловий. На севере в лесной зоне господствовало подсечноеземледелие (от деревьев и кустарников очищались участкиземли и сжигались). Но урожай был какое-то время оченьвысок. При такой системе землепользований приходилосьиспользовать специальные орудия труда, Основным пашенныморудием была соха, особенностью которой является то, чтоона лишь проводит бороздки по поверхности земли, неуглубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. Вбылинах говорится о том, что соха лишь "по камешкампочиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла отпримитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пластземли и переворачивал его, а эволюция землепользования -от переложно-залежной системы к трехполью. Основнымикультурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Неслучайно в древнерусском языке слово "скот" означает такжеи деньги. Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природнымибогатствами, способствовали развитию всякого родапромыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотахи ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовоенаселение, о чем свидетельствуют археологические находки.Охотились на самых разнообразных животных, некоторые изкоторых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" -дикая лошадь и др.). Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славянедобывали различными способами: ставили ловушки, билиострогой и т.д. Рыба составляла важную часть рационавосточных славян. Характеристика промыслов была бы неполной, если не назватьбортничество - добычу меда диких пчел. Борть - местообитания роя пчел - не случайно появляется на страницахРусской Правды: мед и горячительные напитки из него -излюбленное питье славян. Что касается ремесла, то его развитие также зависело отприродных условий, точнее от тех источников сырья,которыми могли располагать наши предки. Большоераспространение получило железоделательное ремесло, аследовательно и обработка металла. Сырьем здесь служилаболотная руда, которая откладывается на корнях болотных иозерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальнымичерпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработкижелеза из руды применялся сыродутный процесс. Вспециальных горнах руда восстанавливалась - доводилась дотестообразного состояния, а потом эти так называемые"крицы" обрабатывались кузнецами. Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: поберегам рек залегали разнообразные глины, качество которыхбыло хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась какгрубая кухонная посуда, так и красивая столовая. Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, каккожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достиглибольшого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем дляювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебранаходилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служилии монеты, которые поступали в результате обмена сВостоком. Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в видуследующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чемстать ферментом, разлагающим доклассовые отношения,проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрахобщины и удовлетворяющего общинные нужды.Восточнославянское ремесло VIII-IX вв. носило общинныйхарактер. На поселениях восточных славян, которые есть всеоснования считать родовыми поселками, археологи находятремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселенияремесленников, занятых, например, металлургией. Иремесленные мастерские на территории поселений, и поселкиремесленников соответствуют стадии общинного ремесла. В древнейший период зарождается и торговля, развитиекоторой связано со становлением путей сообщения. Наиболееустойчивые пути сообщения складываются на основекрупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь изваряг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Невешли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озерои далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепрувыходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно изответвлений этого пути пролегало к Западной Двине,начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром. Путь отДнепра на Западную Двину шел из района Смоленска по рекеКаспле. По нему можно было идти на север и на запад - вПрибалтику. Одним из древнейших был Волжский путь, который вел вБулгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны.Были и сухопутные пути, по которым двигались торговыелюди. Источники называют сухопутный путь из Киева на западчерез Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию.Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, гдедобывали соль. С древнейших времен основным предметом восточнославянскогоэкспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. Вбольшом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленныхвойнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи,украшения, вина и т.д. Язычество древних славян Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежатза много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоскисохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователейпрошлого о том, что восточнославянское язычество былобедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. Ввосточнославянском язычестве можно обнаружить все тестадии, которые были свойственны и другим языческимкультам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт- поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения,которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Донашего времени дошли источники, свидетельствующие опоклонении древних славян таким предметам и явлениям. Этотак называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких,верований было поклонение, например, камням, деревьям,рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектомпоклонения были не только деревья, но и лес. Распространенбыл и тотемизм - это вера в происхождение человеческогорода от какого-либо вида животных. Наряду с почитаниемдуба днепровские славяне, например, поклонялись священнымживотным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическомкульте у восточных славян довольно сложен. Возможно, что вряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма вкульт предков в образе животных. Архаические пластырусских народных сказок свидетельствуют о существованиитотемизма у восточных славян. Разновидностью культа предков в облике животных являетсяоборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится вобразе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широкоиспользует мотив превращения прекрасной девушки-невесты влебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта,которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру вдуши мертвых а также культ предков. Невидимые духи - душипредков и родичей, двойники фетишизируемых предметов иявлений, объекты тотемического культа постепенно"населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сампредмет является объектом почитания. Поклонение относитсяк живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именнодух (демон) оказывает положительное или отрицательноевлияние на ход событий и на судьбы людей. Язычествовосходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи,первоначально представлявшие однородную массу,обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь"хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини,лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокойтраве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой -маленький горбатенький старикашка. Демонические верования приближали восточных славян кследующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Средибогов, которые были известны на Руси, выделяется Перун -бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса илиВелеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его оченьдревний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостасисолнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли".В древнерусское время она - богиня плодородия, воды,впоследствии покровительница женских работ и девичьейсудьбы. Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеонадревнерусских богов (священный крылатый пес, возможно,иранского происхождения). Симаргл является божествомнизшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже,привели к языческим реформам. Археологические изыскания вКиеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идоломПеруна, первоначально располагавшееся в пределах городскихукреплений, переносится на место, доступное всемприбывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучиполитической столицей, превращается и в религиозный центр.На роль главного божества всех восточных славянвыдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новаярелигиозная реформа - сооружается языческий пантеон изизвестных нам уже божеств. "Поставление кумиров" -идеологическая акция, с помощью которой киевский князьнадеялся удержать власть над покоренными племенами. Древнерусское язычество было настолько распространено, чтоДревняя Русь и после принятия христианства вмировоззренческом отношении и в практических действияхявляла собой языческое общество с формальнымсуществованием в нем элементов христианской веры и культа.Большинство языческих верований и обычаев продолжалисоблюдаться без или с малым привнесением в ниххристианских норм и в последующее время.

II. КИЕВСКАЯ РУСЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.017 с.)