От племенного союза к союзу союзов племен 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От племенного союза к союзу союзов племен



Дальнейшее развитие общественных отношений у восточныхславян приводило к формированию новых социальныхорганизмов: союз образовывали племена, которые сами ужевходили в племенной союз. Политическая организация такихсуперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала всебе ростки государственности уже в гораздо большейстепени, чем предшествующие племенные союзы. Один из такихранних союзов, который включал в себя разноэтничныеплемена, возник на северо-западе Восточной Европы. Летописец повествует о том, что чудь, славяне, кривичи ивесь обратились к жителям Скандинавского полуострова -варягам, как их называли на Руси: "Земля наша велика иобильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владетьнами". По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус иТрувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус -на Белоозере, а Трувор - в Изборске. В XVIII в. из этоголетописного сообщения выросла целая "норманская проблема",которая на протяжении последующих двух столетий зачастуюстановилась объектом ожесточенной идеологической борьбы,позволяла одним, прежде всего зарубежным, авторам отрицатьполностью способность восточных славян к созданиюсобственной государственности, а другим - пренебрегатьролью варягов в отечественной истории. Современные научныеданные показывают, что игнорировать деятельность варяжскихотрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать ихзначение. Оказав значительное влияние на становлениекняжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли наРусь государственности, которая зарождалась в недрахдревнерусского общества и прошла долгий путь развития. Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Воглаве его были поляне, территориальным же ядром была"Русская земля" - треугольник, ограниченный Киевом,Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этогосуперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, былавнешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами- хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединениясоюзов племен в Поднепровье начался еще до приходаиноземных князей. Однако появление здесь в 882 г.родственника Рюрика князя Олега стало дополнительнымстимулом развития этого предгосударственного образования.Олег покоряет древлян, северян и радимичей - соседниесоюэы племен. Росла и ширилась "лоскутная империяРюриковичей". Части ее были скроены весьма непрочно, и ужепреемнику Олега Игорю пришлось вновь покорять древлян. В945 г. взяв с древлян дань, с небольшой дружиной онвернулся вновь. Тогда древляне убили его, а древлянскийкнязь Мал отправил к вдове киевского князя Ольге сватов.Последняя жестоко отомстила за гибель своего мужа. Столицадревлян город Искоростень был сожжен, многие древлянеубиты и обращены в рабство. Так, в основном силой оружия (хотя не исключен был имирный путь) рос суперсоюз с центром в "мати градомрусским" - Киеве. Но завоевание окрестных племен - делоотнюдь не одних князей с их дружинами, а и рядовых полян,объединенных в ополчение. Это и понятно - отношения Киевас покоренными соседями в основном сводились к сбору даней,которые шли не только князю и его окружению, но и всейполянской общине. Укрепление суперсоюэа привело к активизации внешнейполитики и торговли. Русские торговые фактории появляютсяна территории могущественной Византийской империи. Ноторговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил походна далекий, манящий своими богатствами Царьград и достигсвоей цели - взял великий город. Менее удачным был походИгоря. Ольга же побывала в Византии с "дружественнымвизитом". Однако ее сын Святослас вел напряженную борьбу ссильным соседом. Военные походы занимали все время этоговоинственного князя. Он разгромил Хазарский каганат, нанеспоражение народам Северного Кавказа ("ясов победи икасогов"), а затем пошел на Дунай, где и вступил в борьбус Византией. Но Византия - мастер дипломатических интриг -сумела использовать против Руси кочевников - печенегов,которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г.Возвращаясь домой, Святослав пал от рук печенегов. Киевский князь Святослав, подолгу находясь вдали от дома,назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сынаЯрополка, в землю древлян посадил второго сына - Олега, амладшего - Владимира взяли себе новгородцы, решившие"вскормить" себе князя. Именно Владимиру суждено былопобедить в кровавой междоусобице, разгоревшейся послесмерти Святослава. Время правления Владимира - во многомпереломное в истории Киевской Руси, когда причудливопереплеталось старое и еще только зарождавшееся новое. Длятого чтобы понять суть тех сдвигов, которые начинаются вэто время в древнерусском обществе, надо обратить вниманиена такое интереснейшее явление, как древнерусский город.Города возникают в VIII-IХ вв. как центры племен и союзовплемен, выполнявшие различные социальные функции. Они былисредоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшимибыли политическая и оборонительная функции, в нихнаходились главные религиозные святыни и кладбища("капища" и "требища"). В основе социального устройствагородов лежала община. Древнейшие города и возникали врезультате общинного синойкизма - слияния несколькихобщинных поселений. Уже от древнейшего периода до насдошли сведения о высоком статусе города, оправительственных функциях русских городов - Киева,Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX-Х вв. городскаяобщина была еще родовой, так как и само обществопереживало высший этап развития родоплеменного строя. Неслучайно в летописях "город" древнейшей поры идентичен"роду". В конце X-начале XI вв. происходит перестройкаобщества на территориальных началах, родовую общинусменяет территориальная. Процесс этот нашел отражение и вистории городской общины, которая сама становитсятерриториальной, формируется кончанско-сотенная система.Параллельно шел рост городской округи - растут и крепнутгорода-государства. Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князяВладимира, во многом продолжавшего политику своихпредшественников (воевал дважды с вятичами, затем срадимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политическиеотношения разрушались. Явственно это сказалось в актекрещения Руси. Владимир, его окружение и полянская общинастремились остановить расползание суперсоюза. С этой цельюпредпринимается ряд мер идеологического характера:устраивается за городом большое языческое капище, затемсоздается знаменитый языческий пантеон. Все эти мерыдолжны были символизировать единство суперсоюза,объединявшего союзы племен Восточной Европы - боги вкиевский пантеон свозились изо всех земель. Однакоостановить ход исторического процесса было невозможно -союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимиробратил свой взор к христианству - религии, в котороймомент централизации, монотеизма является главенствующим.В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласиянародного собрания - веча, но в других землях ононавязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевскогопериода" нашей истории можно говорить о том, чтохристианство лишь скользило по поверхности общества, незатрагивая основ древнерусской жизни. Даже появлениепервых русских святых не показатель глубокогопроникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв. Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб,павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгореласьпосле смерти Владимира. На киевском столе сел его старшийсын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище"Окаянный". Княжившему в Новгороде Ярославу удалосьразгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на"златотканом" киевском столе. Ярослав и Ярославичи Во время правления Ярослава суперсоюз еще сохранялся,но"процесс" роста городов-государств все больше давал осебе знать. Его отразило и знаменитое летописное"Завещание" Ярослава 1054 г. Он поручил старшему сынуИзяславу Киев, Святославу дал Чернигов, а Всеволоду -Переяславль. Не должно обманывать то, что речь идет окнязьях. Историки установили, что появление князя в тойили иной земле - свидетельство вызревания местногоземства, развития территориальных связей и формированиягосударств-земель. К исходу XI в. складывание городскихволостей (городов-государств) на Руси, происходившее наоснове местных сил, приняло рельефные формы и проявилось вборьбе между волостями. Первоначально усилия возникавшихгородов-государств были направлены на борьбу с Киевом.Ярославичи, которые прежде выступали своего родатриумвиратом, разодрались между собой. В 70-е годывспыхнула борьба, в которой участвовали уже и внукиЯрослава. Ситуация осложнялась постоянным вмешательствомвнешней силы - новой волны кочевников - половцев. В 1068г. Ярославичи потерпели от нкх поражение на реке Альте.Ситуация становилась угрожающей. В 1097 г. в г.Любечесостоялся княжеский съезд - "снем". Князья на нем решили:"Кождо да держить отчину свою". Решение "снема" касалосьлишь "Русской земли" и зависимых от нее территорий; к томуже делились не земли, а лишь власть над ними. Норазделение власти без существования самих земель какполитических единиц невозможно. Отсюда вывод:договоренность князей в Любече зафиксировала то, что сталофактором исторической действительности - распад суперсоюзана города-государства. Изяслав был убит в битве, князем в Киеве стал Всеволод, апосле его смерти вокняжился непопулярный Святополк. Когдаон умер, киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха.Однако ни Мономах (1113-1125), ни его сын МстиславВладимирович (1125-1132) не могли воспрепятствоватьдальнейшему росту городов-государств. Города-государства Древней Руси Что же из себя представляли эти социальные организмы? Ядрогорода-государства XI-XII вв. составлял старейший город -прежнее средоточие союза племен или крупного племени.Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимоеположение которых отражено в самом названии "пригород".Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старшихгородов была следствием колонизации, освоения периферийныхземель из старшего города, который выступал как своегорода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской общиныбыло вече - народное собрание всех свободных жителейгорода. Решению веча главной городской общины должны былиподчиняться жители пригородов. "Новгородцы бо изначала иСмоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу навеча сходятся. На что же стареишие сдумають, на том жепригороди стануть". На вече в главном городе сходился исельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегатыиз пригородов. Полномочия веча были очень широкими,собравшееся на вече "людье" решало самые разнообразныевопросы. Вообще, и на вече и вне его древнерусские люди,т.е. демократическая масса городского и сельскогонаселения, составляли действенную политическую силу. Народв Древней Руси принимал активное участие как в приглашениикнязей на княжение, так и в смещении их со "стола".Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этотпериод отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимымэлементом социальнополитической структуры древнерусскихгородов-госу дарств. Вот почему летописцы так тщателыно ис такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.Князья, стремясь установить более тесный контакт сгородской общиной, широко практиковали устройство пиров идарений, что способствовало росту их популярности.Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньевволостной администрации, жил в главном городе земли. Всвоих ратных делах он опирался на дружину, верхний слойкоторой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе,занимали одновременно важные посты в администрациигородской общины, получали в кормление волости. Однакокостяк военной мощи каждой городской волости составляла недружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое входилисвободные граждане главного города, пригородов и сельскойместности. Свободное население было поголовно вооружено ив совокупности составляло "тысячу", в свою очередьсостоявшую из сотен - более мелкихтерриториально-административных образований и вместе с темвоенных единиц. Главный город не мыслился без "области","волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волостьнаходились в единстве друг с другом, составляя однотерриториальное целое. Отсюда понятны названия "Киевскаяволость", "Черниговская волость", "Смоленская волость" ит.п. Эти волости - города-государства имели своигосударственные границы: "сумежья", "межи", "рубежи",часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан сволостью в экономическом, военно-политическом, культурноми религиозном огношеннях. Христианская церковь, заменивязыческих жрецов, нашла себе место в этом социальноморганизме. Она контролировалась городскими и сельскимиобщинами не только в низших, но и в высших своих звеньях:даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волостикак отдельные государственные образования в силу присущейим суверенности "правили" посольства друг к другу. Крометого, главные города-государства направляли послов и взарубежные страны. Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородовв рамках системы города-государства не оставалисьнеизменными. Между старшими городами и пригородами нередковозникали конфликты. Более того, заметно стремлениепригородов к обособлению. Часто это приводило к разложениюпрежних волостей-государств на новые более мелкие. Ктакому обособлению, преследующему цель формированиясамостоятельных городов-государств, толкала самасоциально-политическая организация древнерусского обществас присущей ей непосредственной демократией, выражавшейся внепосредственном участии народа в деятельности народныхвечевых собраний - верховного органа властигорода-государства. Социально-экономические отношения XI-XII вв. Социально-политическая организация дневнерусскихгородов-государств базировалась на соответствующихсоциально-экономических отношениях. Советские историки иархеологи окончательно подтвердили те выводы, которыенекоторые исследователи сделали уже в начале века - оземледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернеесказать, древнерусская экономика основывалась накомплексном развитии земледелия, скотоводства иразнообразных промыслов, основными из которых были охота,рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этоттезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо более спорнымявляется вопрос о характере землевладения в древнерусскийпериод. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис о господствекрупного феодального землевладения, начиная чуть ли не сIX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова, феодализм,постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв.,приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 50-хгодах ученым стало ясно, что, опираясь на историческиеисточники, доказать раннее развитие крупного феодальногоземлевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин наиболееполно постарался обосновать гипотезу о верховнойфеодальной собственности в Древней Руси. По его мнению,уже первые известные нам русские князья были верховными,собственниками всей русской территории на феодальномправе, а дани, которые они собирали с подвластногонаселения, были не контрибуцией, платой за мир, афеодальной рентой. Никакими теоретическими иконкретно-историческими данными доказать такой путьразвития Руси невозможно. Уже в первой половине 70-х годовбыла выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза опреобладании в Киевской Руси общинной собственности наземлю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит, что крупногоземлевладения в Древней Руси не было совсем. Вотчинасуществовала, и в ней работали различные категориизависимого населения (это челядь и холопы, общей чертойкоторых было их рабское положение). Другие категориинаселения находились на стадии переходной: они двигалисьили от свободы к рабству или от рабской зависимости косвобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи.Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на"внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землюпленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства)Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды -покоренные племена, платившие дань. Таким образомнаселение, которое работало в вотчине, было еще нефеодально-зависимым. Но главное - эти вотчины былиостровками в море свободного общинного землевладения. РусьIX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала периодперехода отродоплеменных отношений к раннеклассовым,период, который можно определить как "дофеодальный",сходный с тем, который выделил на материалах ЗападнойЕвропы советский медиевист А.И.Неусыхин. Древнерусскаязнать благоденствовала за счет всякого рода внеземельныхдоходов - даней, полюдья, кормлений. В социальныхотношениях было много архаических черт, пережиточныхявлений: сохранялась кровная месть, наряду со многимипережиточными чертами в семейно-брачных отношенияхгосподствовала большая семья. Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси -Русской Правде. Под этим названием известны три памятника:"Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная", котораяотносится ко второй половине XII в., и "Сокращенная",основанная как на Пространной, так и на некоторых недошедших до нас законодательных актах более раннеговремени. В свою очередь Краткая Правда делится на ПравдуЯрослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (втораяполовина XI в.) и дополнительные статьи. ПространнаяПравда, как считают некоторые исследователи, быласоставлена в начале XIII в. на основе Краткой сдобавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий деньпериодизация древнейшего русского законодательства. В немявственно предстает перед нами община - "мир". "Червоная" (Галицко-Волынская) Русь Суперсоюз распался на города-государства во главе сгородами Новгородом, Полоцком, Смоленском, Киевом,Черниговом, Переяславлем. На юго-западе находилисьГалицкая и Волынская земли. Города-государстваформировались здесь в рамках племенных территорий бужан -волынян, хорватов, тиверцев и уличей. То была обширнаяобласть, простиравшаяся от Побужья до бассейна реки Сан.На смену племенным центрам в конце Х-начале XI вв. здесьвыдвигается Владимир - будущий стольный город Волынскойземли. К середине XI в. значение этого города возросло. Помере того как складывалась Владимирская волость ипроисходило сплочение местных социальных сил, обостряласьборьба Владимира эа независимость от Киева. В концеXI-начале XII вв. Владимир вместе с пригородами составлялкрупную по размерам волость Юго-Западной Руси. Однако своякняжеская династия здесь появилась лишь в 30-х годах XIIв., у истоков которой стоит внук Владимира Мономаха -Изяслав Мстиславич. К середине XII в. прекращаетсязависимость Владимирской волости от Киева. Позже обособилась Галицкая земля. Сам город появляется настраницах летописи только под 1141 г., но выход Галича наисторическую арену - итоги предшествующего развитиягорода. Галицкая земля стала независимой от Киева приВладимире Володаревиче (1141-1152). Особого могуществаземля достигла во время княжения Ярослава ВладимировичаОсмомысла (1152-1187). Это могущество непосредственнозависело от силы городской общины. В ней постоянно шлаборьба, но это было не противостояние бояр и остальнойобщины, а партий внутри общины, которые зачастуювозглавляли лидеры - бояре. Горожане вмешивались даже вличную жизнь князя. Они сожгли любовницу князя "Настаску",а ее сына отправили в заточение. Но и с законным сыном -Владимиром община не ужилась, и ему пришлось бежать. Входе борьбы внутри городской общины из соседнейВладимирской земли был приглашен Роман Мстлславич.Княжение Романа в Галиче нельзя воспринимать как слияниедвух волостей - появление владимирского князя было визвестном смысле успехом владимирцев в соперничестве сгаличанами. В первой половине XII в. и Галицкая и Волынская землираспадались на самостоятельные города-государства ивсе-таки Галицкая - позднее других земель вступившая наэтот путь, еще долго сохраняла свою силу. Князь ДаниилРоманович, опираясь на "Червоную Русь" (так зачастуюназывали Галнцкую землю), стал одним из самых сильных наРуси властителей. В 1245 г. в битве у г.Ярослава галицкиевойска под его началом разбили объединенные силы Польши иВенгрии. Но будучи грозным противником для своих врагов, всвоей земле Даниил должен был прислушагься к мнениюгородской общины. В литературе можно встретить утвержденияоб особой роли бояр в Галицкой Руси, но с этим нельзясогласиться. Исторические судьбы бояр на Руси XI-XII вв.были в принципе едины, несмотря на региональные вариации.В Юго-Западной Руси заметное влияние на статус бояроказывал внешний фактор: активное участие Польши и Венгрииво внутренней политической жизни Владимирской и Галицкойволостей. Если в Киеве, Новгороде или, скажем, Ростовебояре в своей деятельности опирались на местные социальныесилы, то на Юго-Западе они нередко находили поддержку уполяков и венгров, что порождало известную ихнезависимость от собственных общин. Но полнота власти быласосредоточена не в руках бояр или князей, а у городскихобщин в целом. Ростово-Суздальская Русь На другой оконечности восточнославянской ойкумены - землиобетованной - формировался еще один могущественныйгород-государство. СевероВосточная Русь - сложный вэтническом плане регион, заселенный восточными славянамиотносительно поздно. Как считают археологи, славянизацияместных финнов здесь продолжалась в XI-XIII вв., а кое-гдезатянулась до XIV столетия. Долгое время эти землинаходились в даннической зависимости от Киева. Главнымгородом был Ростов, и когда Владимир Мономах посадил здесьсвоего маленького сына Юрия, он хотел, видимо, сохранитьзависимость земли от столицы на Днепре. Но история отвелаЮрию другую роль - со смертью Мономаха зависимостьРостовской земли от Киева прекращается. Более того,Ростовская земля становится для Юрия Владимировича оплотомборьбы за киевский стол. Юрию, наконец, удалось тамусесться, но правление его в Киеве было недолгим - вскореон заболел (по всей видимости, был отравлен) и умер. На страницах летописи все чаще начинает фигурировать городВладимир. Если прежде Ростову приходилось соперничать сСуздалем, то теперь на передний план выдвигается город,заложенный еще Владимиром Мономахом. Здесь возникаеткняжение, что свидетельствует о достаточно высокой степениорганизации владимирской общины. Так Владимир изпригорода, подчиненного "старшим" городам, превратился вкрупный самостоятельный центр, вокруг которогоформировалась своя волость. Но до открытой борьбы делопока не дошло. После смерти Юрия Долгорукого (его такпрозвали, вероятно, потому, что он стремился далекораспространить свое влияние), ростовцы и суздальцы избралина княжение его сына - Андрея. Если Юрий был направлен изКиева, то теперь жители Северо-Восточной Руси самиизбирают себе князя. Этот факт свидетельствовал о ростесилы и влияния городских общин. Да и сам Андрей ЮрьевичБоголюбский ведет себя уже иначе. Он уже не стремится вКиев, а сосредоточивается на местных интересах,распространяя дани и укрепляя границы Северо-Восточногогорода-государства. И если в 1169 г. ростово-суздальскоевойско взяло Киев, то совсем не для того, чтобы посадитьздесь Андрея. Разграбление златоглавого огромного городатогда знаменовало собой падение его значения на Руси,полную ликвидацию его воздействия на могущественныйСеверо-Восток. Сам же Андрей перенес свою резиденцию воВладимир, рядом с которым в Боголюбове построил замок, гдеи любил коротать дни. Со временем стало накапливатьсянедовольство некоторыми неудачами в его политике, и противкнязя созрел заговор, который и привел к его гибели. После смерти Андрея вопрос о княжении стал яблоком раздорамежду Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром -с другой. Завязалась борьба, в ходе которой городскиеобщины даже приглашали на княжение различных князей.Владимирцы посадили на столе в своем городе Всеволода,который затем за многочисленность своего семейства получилпрозвище Большое гнездо, а их противники - другого князя.Ростовцы в борьбе потерпели поражение и вынуждены былиповиноваться владимирской общине и ее князю. Как и вГалицкой земле, на далеком Северо-Востоке процессволостного дробления несколько задержался, и землясохраняла свою силу долгое время. Однако в начале XIII в.во всех важнейших центрах - Ростове, Владимире,Переяславле утвердились свои князья. Это значило, чтостремление городских волостей к самостоятельности достиглоздесь уже значительных размеров, поскольку князьяприглашались городскими общинами. Социальное развитиездесь шло в общерусском русле. Нельзя согласиться с темиисследователями, которые полагают, что в Северо-ВосточнойРуси уже в XIII столетии наметились объединительныетенденции, что проявлением этих тенденций была политикавладимирских князей Андрея Боголюбского и ВсеволодаБольшое Гнездо. Для подобных выводов нет достаточныхоснований. Они представляют собой своеобразнуюретроспекцию порядков уже московского периода нашейистории. В первой четверти XIII в. Ростово-Суздальскаяземля распалась на несколько городов-государств, волостей. Становление городов-государств в Северо-Восточной Русипроисходило в ожесточенной борьбе не только с Киевом,значение которого со временем падает, но и сусиливавшимися соседями, особенно, Новгородом. Русь Новгородская Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород,возникший на волховских берегах, на протяжении XI в. сталцентром объединения большой территории, сформировал вокругсебя волость и выдвинулся в ряд самых могущественныхгородов-государств Древней Руси. К концу XI в. упрочиласьсамодеятельность веча, князь из наместника киевскихправителей постепенно превращался в представителяреспубликанской волостной администраций, а отсюда вытекалонаметившееся расхождение посадничества и наместничества.Особенно важными для формирования новгородскогогорода-государства были события 1132-1136 гг. - изгнаниекнязя Всеволода. Нет никаких оснований считать эти событияреволюцией, которая привела к падению княжества ивозникновению боярской республики (как считал Б.Д.Греков).Движение новгородцев и жителей пригородов в 30-е годы XIIстолетия ликвидировало последние остатки власти Киева надНовгородом. Но статус князя как одного из представителейвысшей власти приобретал еще большую устойчивость. Другимисловами, до 1136 г. князь противостоял республиканскиморганам власти лишь в той мере, в которой сохранялзависимость от Киева, и настолько, насколько являлсяставленником киевского князя. Во всем остальном он билсоставным звеном республиканского административногоаппарата. Утратив полностью качества киевского наместника,новгородский князь стал всецело республиканским органомвласти. В результате векового развития в Новгородскойземле складывалась система (вече, князь, посадник,тысяцкий), характерная для древнерусскихгородов-государств. В борьбе с Киевом создавался и другойважнейший сациальио-полититеский институтгорода-государства - народное ополчение. К 30-м годам XII столетия складывается Новгородскаяволость, т.е. главный город с зависимыми от негопригородами. Старейшими новгородскими пригородами былиПсков и Ладога. Развитие Новгородского города-государства во второйполовине XII-начале XIII вв. характеризуется дальнейшейдемократизацией всей социально-политической системы.Изгнание и призвание князей становится теперь обычныммодусом отношения к княжеской власти. Известно, что вНовгороде XII-XIII вв. князья менялись 68 раз, зачастуючаще, чем времена года. Особенностью Новгорода посравнению, скажем, с Черниговским или Смоленскимгородами-государствами было лишь то, что здесь не былосвоей любимой княжеской ветви Рюриковичей. Говоря о сменекнязей, нужно иметь в виду, что князь был необходимымэлементом социально-политической структуры. Суверенностьгородской общины распространялась и на власть посадника.Посадники менялись не менее часто, чем князья. Со временемправо общины на избрание и изгнание распространяется и нацерковную власть. Горожане начинают распоряжатьсядолжностью игуменов крупнейших монастырей, например,Хутынского, а также архиепископством. Причемсоциально-политическая активность общины облекалась ввечевые формы. О том, что новгородское общество шло попути дальнейшего упрочения демократии, свидетельствовала иначавшаяся межкончанская борьба. Рост значения и влияния новгородской волости во второйполовине XII-начале XIII в. происходил на яркомвнешнеполитическом фоне. В 70-е годы Новгородская волостьвместе с другими городами-государствами начинаетраспоряжаться судьбами киевского княжения, постоянно шлаборьба с Полоцком, Черниговом. Но главным противникомстановится Владимиро-Суздальский город-государство. Пикборьбы с ним - знаменитая Липицкая битва 1216 г. Победиввоинство Северо-Восточной Руси, новгородцы даже посадилина княжение во Владимире своего ставленника. Это ли несвидетельство могущества Новгородской волости?! Но здесь,как и в других городах-государствах, шли процессы, которыеподтачивали волость изнутри. Пригороды Новгорода начинаютстягивать определенную территорию, образуются волости,которые стремятся к самостоятельности. Внешне этовыразилось в появлении местных княжений. Псков, Новый Торгстановятся центрами новых быстро формирующихсягородов-государств. Отметим, что получившая в последнее десятилетий точказрения о разделении властей и населения в Новгороде (всотнях, якобы жило свободное, подвластное князю население,а в концах - бояре и зависимые от них люди, а органом ихвласти был посадник) - не подтверждается историческимиисточниками. Князь, посадник, тысяцкий и сотские былиорганами всей городской общины, а не двухадминистративно-территориальных систем Новгорода. Так развивалась в домонгольский период Новгородскаяволость. Сильный северный город-государство, непострадавший от татаро-монгольского нашествия, опираясь наволостное ополчение, смог остановить вскоре натискшведских и немецких рыцарей. Культура Киевской Руси Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами,достигла высокого уровня развития. Нет никаких основанийвидеть в ней "две культуры" - культуру господствующегокласса и класса эксплуатируемых, по той простой причине,что классы в древнерусский период нашей истории еще несложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс.В основе ее было устное народное творчество. Если ославянской мифологии мы имеем мало сведений, то о болеепозднем пласте народной культуры - былинах мы знаемнеплохо. Ряд современных историков и филологов считают,что в былинах нашли отражение конкретные историческиефакты и фигуры. Гораздо более правильной представляетсяточка зрения на былины как на явление фольклора,отражающее самые общие процессы социальной и политическойжизни, а на былинных героев как на совмещающих в себеразные хронологические пласты. Но нет никаких основанийотносить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохиКиевской Руси. Как установлено в последнее время(И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватноотражают демократический строй Киевской Руси. Наиболееизвестным является героический былинный цикл, в которомвоспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец,Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры,дают свидетельства о культурном уровне народных масс, ихобразованности и грамотности. Широкое распространениеграмотности и письменности в самых разных социальныхгруппах древнерусского населения подтверждается и другимиисточниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все этопозволяет пересмотреть те взгляды, которые получилиширокое распространение в советский период - о том, чтописьменность появляется лишь в условиях классовогообщества, а грамотность, была уделом знати. Письменность увосточных славян появляется под воздействием внутреннихфакторов - процесса формирования городов-государств,волостей, во многом идентичных древневосточным номам идревнегреческим городам-государствам. На ранней стадииразвития этих доклассовых государственных образованийинтеграционные тенденции были настолько сильны, чтоактивно стимулировали рост письменности как одного изорудий межобщинных отношений. Решающее значение народныхнужд в развитии древнерусской письменности подтверждаетсяисторией древнерусского литературного языка. Присущиедревнерусскому обществу общинность и демократизм былимощными инструментами влияния народной стихии налитературный язык. Древнерусский литературный язык весьпронизан разговорной речью: он звучит в юридическихтекстах, летописях, древнейшей из которых была "Повестьвременных лет", в "Молении" Данила Заточника и многихдругих письменных памятниках. Звучит он и в жемчужинедревнерусской письменности - "Слове о полку Игореве",посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князяИгоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, чтонекоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в.(А.А.Зимин). В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия вкамне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем одохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно былодеревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопкии те описания, которые сохранились о храмах славянцентральной Европы. Не так много сохранилось и каменныххрамов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве такназываемую Десятинную церковь, посвященную УспениюБогородицы и названную так потому, что на ее содержаниевыделялась церковная десятина. В Киеве же был возведенСофийский собор - замечательный памятник зодчества иизобразительного искусства. Храмы, посвященные святойСофии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русскиемастера, заимствовав многое из Византии, творчески развиливизантийские традиции. Каждая строительная артельпользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно вкаждой земле возникала своя собственная культоваяархитектура. Основным строительным материалом был тонкийкирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавалисьиз поколения в поколение. Отличительными чертаминовгородского архитектурного стиля были монументальнаястрогость и простота форм. В начале XII в. здесь работалаартель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевскоми в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается созданиецеркви Николы на Ярославовом дворище. Замечательнымпамятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная вгоды войны. Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли,где основным строительным материалом была не плинфа, абелый камень-известняк. Главные черты архитектуры этойземли сложились во время правления Андрея Боголюбского.Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущиев город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, анеподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Длявладимиро-суздяльской архитектуры характерно использованиевыступающих пилястров, барельефных изображений людей,животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмыи строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIIIв. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Яркимпамятником этого времени является Дмитриевский собор воВладимире, который был построен при Всеволоде БольшоеГнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой. В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мымногое можем сказать не только о культовой архитектуре итеремах, но и об оборонною зодчестве, а также о жилищахрядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, чтов Древней Руси имелась существенная разница между образомжизни феодальных верхов и основной массы населения.Основным типом славянского жилища была усадьба, основойкоторой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. В Древней Руси получила распространение и живопись -прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке.Замечательный памятник фресковой живописи - Софийскийсобор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам:изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охотана медведя и т.д. Во внутренних помещени




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.015 с.)