Археология в системе исторических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археология в системе исторических наук



Археология в системе исторических наук

Историческая наука изучает прошлое человечества — становление и развитие человеческого общества, возникновение и развитие материальной, общественной и духовной жизни людей.

Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Следовательно, задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что произошло, где произошло то, или иное событие, когда произошло и почему.

Археология как наука имеет свой предмет исследования и свои, особые, присущие только ей, методы накопления и изучения источников. В этом отношении археология является самостоятельной исторической наукой. Вместе с тем история и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследования, цели же исследования одни и те же — изучение истории человеческого общества во всей его совокупности.

значение археологии в системе человеческих знаний огромно. Прежде всего, она необыкновенно широко раздвинула хронологические рамки истории. Обычные, с точки зрения историка, письменные сведения позволили в свое время осветить историю общества лишь на протяжении не более пяти тысяч лет, т. е. в основном период зарождения и развития классового общества. Введение в оборот археологических источников позволило изучить историю доклассового общества, тот огромный по времени период исторического развития человечества, который совершенно лишен письменных источников. Археология привела нас к истокам человеческой цивилизации.

Значение археологии определяется тем, что, изучая различные завоевания человечества на путях прогресса, она тем самым показывает всем, как складывались основы современной цивилизации, современной культуры. Археологи шаг за шагом изучают процессы возникно­вения земледелия и скотоводства и их последствия для человечества, последствия революций в области техники и всей материальной жизни, вызванные, например, изобретением лука, колеса, возникновением металлургии и многого другого, т. е. такие явления прошлого, без которых немыслимо было возникновение основ современной цивилизации.

Археология, наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение имеет Археология для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию Археология.

 

Типы археологических памятников.

Археологические источники весьма разнообразны. Основу их составляют многочисленные орудия труда, предметы быта, остатки строений и оружие, а также памятники духовной жизни людей. Памятники разнообразны по своему характеру.

погребения древних людей. В разных частях СССР известно множество различных могильников, отличающихся своим устройством не относящихся к различным временам. Это склепы, сделанные из камня, урны, земляные или каменные курганы и обыкновенные грунтовые могилы, ничем не отмеченные на поверхности земли. Наиболее распространенными археологическими памятниками являются грунтовые могилы и курганы Археологам часто приходится иметь дело с бескурганными могильниками, которые не имеют никаких признаков на своей поверхности, поэтому их гораздо труднее обнаружить.

Среди археологических памятников большой интерес представляют древние горные выработки и литейные мастерские. Сохранившиеся места добычи камня, штольни и плавильни эпохи бронзы и раннего железа позволяют восстановить картины производства, создают конкретное представление о труде наших далеких предков.

Главными археологическими памятниками, изучаемыми в поле, являются остатки древних поселений и древние погребения. Среди древних поселений археологи различают три типа. Во-первых, стоянки, т. е. остатки открытых (неукрепленных) поселений. Во-вторых, городища, т. е. остатки поселений, имевших укрепления. Остатки неукрепленных поселений, одновременные городищам, называются селищами — это третий тип остатков древних поселений. Нередко определенная группа людей жила в укрепленной части поселения, у стен которого лежала неукрепленная часть, где обитали остальные жители этого поселка.

Древние погребения можно разделить на две основные группы. Первую составляют погребения в ямах без каких-либо насыпей над ними. Несколько таких могил составляют могильник. Другую группу представляют погребения в ямах или без них, над которыми насыпаны могильные холмы. Это курганы, называть курганной группой.

Кроме этих главных видов археологических памятников в поле расположены также мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи), наскальные рисунки, святилища, древние постройки, горные выработки, системы орошения, водопроводы, дороги, укрепления типа засечных черт. Изучение этих объектов также входит в задачи полевой археологии.

 

 

Археологическая разведка

Выезд в поле и выявление памятников называют их поиском или археологической разведкой. Существует много различных способов обнаружения памятников – в зависимости от местных условий и целей разведки.

При визуальной разведке исследуют поверхность земли, не предпринимая раскопок. Такой способ поиска наиболее продуктивен в местностях, почти лишенных скрывающей поверхность земли растительности, что позволяет исследователю замечать артефакты, оказавшиеся на поверхности вследствие эрозии почвы, деятельности грызунов, насекомых и воздействия иных природных сил. Обследование поверхности целесообразно также при поиске крупных развалин, заметных даже в густой растительности.

Некоторые археологи достигли большого мастерства в полевой археологии, дополняющей обычную археологическую разведку. В неровностях земной поверхности они умеют разглядеть оросительные канавы, оборонительные валы, ямы, выкопанные для каких-то иных целей и т.п.

Гораздо более трудоемким, чем визуальная разведка, является обследование объектов, находящихся под землей, в ходе которого для выявления археологических остатков берутся образцы слоев грунта. Обычно берутся небольшие пробные шурфы, и земля из них исследуется на содержание артефактов или информативных биологических остатков. Небольшие шурфы, закладываемые обычно в разведочных целях, часто содержат очень немногочисленные находки, достаточные лишь для того, чтобы установить наличие на этом месте памятника; для того же, чтобы получить о нем более детальное представление, необходимо в дальнейшем предпринять раскопки.

И при поверхностной, и при глубинной разведке от археолога требуется тщательная фиксация того, какая территория была обследована и что было или не было при этом найдено. Для такой фиксации обычно используют топографические карты. К этим картам прилагают пояснения, указывающие, какие методы разведки были применены и какие результаты получены. При глубинной разведке каждому шурфу обычно присваивается определенный номер и фиксируется его содержимое и стратиграфия. Все найденные остатки помещают в снабженные этикетками пакеты и доставляют в лабораторию для очистки, составления описи и проведения анализов.

В настоящее время практикуется также анализ почв на липиды (жировые вещества) как на показатель наличия органических отходов.

Задачи разведок. Археологические разведки служат средством предварительного изучения археологических памятников, расположенных в поле. Их целью является прежде всего составление археологической карты, т. е. выявление всего многообразия и всех доступных в данное время и при данном уровне развития науки археологических памятников района, области, страны. При выявлении памятника должны быть определены его основные особенности. Степень требуемой точности определения этих основных свойств для различных археологических памятников неодинакова..

Подготовка к разведкам. Для того чтобы результаты разведок оказались наиболее полными, перед их началом должна быть проведена подготовительная работа. Нужно знать возможно подробнее характеристику археологической культуры, к которой относятся искомые памятники, особенно керамику, как наиболее частую находку, а также другие вещи; надо представлять характерные признаки расположения памятников этой культуры, их планировку. Вот почему хорошим разведчиком может быть только тот, кто получил специальную археологическую подготовку и уже имеет достаточный полевой опыт. Обычно подготовку к разведкам начинают с изучения археологической и краеведческой литературы, посвященной обследуемому району.

Закономерности расположения и признаки памятников. Общей закономерностью расположения памятников разных эпох и стран является их близость к источникам питьевой воды (река, озеро, источник, колодец). Если позволяли природные условия, человек предпочитал селиться там, где была сосредоточена его производственная деятельность. Эти места для разных эпох различны, но для каждой строго определены. Это — охотничьи урочища, выходы кремня, устья обильных рыбой небольших рек, плодородные поля и др. Особенно часто люди селились по рекам, богатым рыбой и служившим хорошими путями сообщения.

Наконец, общим признаком некоторых видов древних поселений и древних погребений является их рельефность/ Речь идет о городищах, тепе и курганах. Возвышающиеся вокруг городища валы, встречающиеся и широко распространенные курганные насыпи обращают на себя внимание не только специалиста-археолога, но и местных жителей.

Поиски культурного слоя. Установить его существование помогают обнажения почвы в обрывах берега реки, оврага, разрезы, сделанные при рытье ям, котлованов, карьеров и пр. В таких обнажениях культурный слой часто выступает темной полосой перегноя.

Рельефность. Некоторые археологические памятники помогает выявить их рельефность. Однако она не всегда четко выражена. В случае если валы городища и насыпи курганов сильно оплыли или распаханы, приходится прибегать к особым приемам их обнаружения. Обычно неровности почвы тем виднее, чем ниже стоит человек. Поэтому, если в каком-нибудь месте разведчик предполагает остатки вала или насыпи, рекомендуется лечь на землю и осмотреть предполагаемую насыпь против солнца. При этом особенности насыпи улавливаются гораздо лучше.

Опрос населения. В дневнике разведок должны найти отражение форма памятника и его размеры. Все повреждения поверхности памятника, отраженные на подробном плане, описываются в дневнике разведок.

Описание обнажений производится снизу вверх, начиная с материка. Для материка указываются грунт, его состав, структура, включения, цвет, влажность, глубина залегания поверхности материка. Далее описывается слой, лежащий на материке. Указываются его толщина состав, структура, влажность, включения, цвет, глубина залегания верхней поверхности и так далее по слой дерна.

Затем в дневнике дается описание инвентаря, как подъемного, так и собранного у населения с указанием его происхождения и ссылкой на план. Здесь желательно зарисовать все вещи и черепки или их образцы.

Авиаразведки. Археологические разведки, включающие аэрофотосъемку и визуальный осмотр местности с воздуха Главным приемом авиаразведок является фотографирование местности с воздуха с последующей дешифровкой полученных снимков.

При помощи авиаразведок изучаются главным образом три свойства местности: рельеф, растительный покров и почва. Изучение рельефа основывается на изучении теней, отбрасываемых неровностями, и позволяет выявить памятники, возвышающиеся над землей (курганы, валы и т. п.). Изучение растительного покрова Наконец, изучение почвы, основанное на выявлении цветовых пятен

Фосфатный анализ. Культурный слой содержит фосфатных соединений во много раз больше, чем почва на окружающей территории. Большое содержание фосфатов является признаком поселения, за границами которого содержание фосфатов резко падает. Обнаружить фосфатные соединения в земле можно ее анализом. Для этого на местности, где предполагаются остатки древнего поселения, берется ряд проб почвы.

Подводные разведки. В последние десятилетия развиваются приемы подводных археологических разведок, обычно громко называемых подводной археологией. Особенно интересны находки затонувших кораблей, где наибольший интерес представляет их груз. Ведь многие деревянные или костяные вещи не уцелели на поверхности земли. Даже число металлических вещей, дошедших до нас, ничтожно. На затонувших же кораблях такие вещи нередко хорошо сохраняются и представляют первостепенный интерес для изучения. Исследователи с нетерпением ждут находок на затонувших кораблях древних рукописей и книг.

 

 

Археологические Раскопки.

Фундаментом археологических исследований в первую очередь являются раскопки – систематическое извлечение из земли и регистрация археологических материалов и связанных с ними сведений. Цель раскопок выглядит обманчиво простой: собрать информацию таким образом, чтобы сохранить и зафиксировать все сколько-нибудь существенные данные. Кроме того, раскопки любого памятника и решение любой исследовательской задачи требуют использования особых приемов. Этим объясняется существование множества пригодных с профессиональной точки зрения способов ведения раскопок.

Первым шагом при раскопках обычно является составление плана исследования памятника, который, как правило, фиксируется документально. В этом плане учитываются цели исследования, сведения, необходимые для их достижения, оптимальный способ получения этих сведений, а также имеющиеся средства, планируемый график работ и возможные препятствия. По ходу полевых исследований, предоставляющих археологу новую информацию, даже самый совершенный план обычно приходится корректировать в направлении его сокращения или расширения.

Еще до начала любых других полевых работ территорию памятника необходимо разбить на квадраты. К этой координатной сетке привязывают место находки любого объекта или предмета, и потому ее разбивку следует производить очень тщательно и при этом так, чтобы ее можно было со временем восстановить. Это обеспечивается привязкой сетки к каким-либо неподвижным ландшафтным объектам;

Собственно земляные работы при раскопках производят с помощью различных инструментов – в зависимости от меры точности и аккуратности, необходимой для решения стоящей перед археологом задачи.

В ходе земляных работ археолог стремится найти как можно больше следов древних людей. Однако многие предметы – особенно мелкие – могут остаться незамеченными, и потому весь извлеченный из раскопа грунт просеивают через грохот с высокими бортами и с дном из проволочной сетки. Размер ячеек сетки выбирают в зависимости от того, каких находок следует ожидать на данном памятнике, и от целей исследования.

Как правило, все найденное в процессе раскопок собирают, описывают и помещают в снабженные этикетками пакеты. Руководитель раскопок ведет тщательное описание всего, с чем он сталкивается в процессе работ. Как правило, документация включает стратиграфический чертеж по меньшей мере одного из бортов раскопа, планы всех важных объектов, перекопов и мест находок артефактов на разных уровнях, дневник с изложением последовательности работ, описанием находок и их размещения в пространстве. Все раскопы или большинство их обычно фотографируют. Часто археолог заносит в дневник и свои наблюдения и предварительные соображения: к примеру, он отмечает сосредоточение в определенном месте большого количества бусин и высказывает предположение, что изначально они были нашиты на истлевшую деталь одежды. Случается, что описание раскопок по объему не уступает самим находкам.

Некоторые из найденных предметов имеют очень плохую сохранность и требуют консервации, проведения определенных химических и физических процедур для их укрепления. Кости, например, могут оказаться мягкими или хрупкими. В обоих случаях их можно пропитать закрепляющим раствором, для чего обычно применяют разведенный ацетоном поливинилацетат (ПВА); ацетон быстро испаряется, и пропитка ПВА способствует укреплению костной ткани. Большинство археологов предпочитают в полевых условиях проводить лишь минимальную необходимую консервацию, поскольку любая операция влияет на возможность проведения последующих анализов.

После завершения полевых работ у археологов принято засыпать раскоп, часто придавая памятнику первоначальный вид. При этом, однако, непременно следует оставить метку на опорной точке, а иногда и на других местах, чтобы облегчить задачу восстановления координатной сетки на случай, если тот же самый или другой археолог решит возобновить полевые работы.

 

Неолитическая революция

В истории человечества выделяется два крупных исторических периода: ранний, когда человечество вело присваивающее хозяйство и обеспечивало себя продуктами питания, которые давала природа, и современный, характеризующийся активным производством жизненно важных продуктов путем развития земледелия и скотоводства.

Когда и где произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, что послужило движущим фактором этого кардинального процесса, который был, пожалуй, самой крупной революцией в производстве за всю историю человечества,— ответ дает археология.

Термин «неолитическая революция производящего хозяйства» был впервые введен английским археологом Г. Чайлдом. Тем самым подчеркивалось, что революция произошла именно в неолите. Сейчасясно, что этот процесс был длительным: начало его уходит в мезолит, а завершается он в Евразии в палеометаллическую эпоху. Этот процесс протекал на разных территориях не одновременно и по-разному.

При рассмотрении процесса возникновения и развития производящих форм хозяйства необходимо учитывать несколько основных факторов. Во-первых, этот процесс несомненно был связан с кризисом присваивающего хозяйства, старые способы добывания пищи уже не могли обеспечить ее в достаточном количестве. Более глубинные причины скрыты в самом характере принципиальных изменений, которые произошли в природе при переходе от плейстоцена к голоцену и в начальный период голоцена. Вторым движущим моментом были демографические изменения, произошедшие в верхнем палеолите, значительное численное увеличение гомо сапиенс.

Третьим немаловажным фактором было накопление человечеством рационального опыта, эмпирических представлений о питательной ценности растений и мясной пищи, об определенных качествах тех или иных растений и животных.

В-четвертых, надо учитывать действие закона рациональности. Это объективный закон, который всегда существовал и был основоопределяющим для человечества

Все вышеперечисленные факторы привели к возникновению двух основных направлений в развитии хозяйства: селекции растений, содержащих высококалорийный белок, прежде всего злаковых и бобовых, и доместикации животных, дающих мясо и молоко.

Однако нельзя утверждать, что это произошло повсеместно или одновременно на очень значительной территории. Большое значение в этом отношении имеют работы Н.И. Вавилова по истории земледелия и определению центров селекции растений и доместикации животных. Таких центров в Евразии было несколько. Два основных первоначальных центра селекции: переднеазиатский (пшеница и ячмень) и Юго-Восточная Азия (рис). Пожалуй, более сложно проходил процесс одомашнивания животных

Трипольская культура

Трипольских памятников этого периода известно несколько сотен.

Наиболее значительные раскопки проводились на поселениях в Коломийщине и во Владимировке. В урочище Коломийщина близ Киева было открыто 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Эти площадки оказались основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывались двускатной крышей.

Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа, в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу комнаты на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке. Рядом с ней стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным интвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке было обнаружено свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами и ориентированных входом к центру круга.

Имелись также помещения хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота.

Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали трипольцы в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно- каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Известно несколько сотен медных трипольских предметов.

Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм: появляются большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками.

Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. Среди разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Они являются характерной особенностью культуры энеолитических земледельцев.

Вместе с тем последние исследования показали, что не везде в трипольских поселениях преобладали орудия земледелия, в ряде мест хозяйство было скотоводческо-земледельческим.

У трипольцев было две породы крупного рогатого скота: мелкий, тонконогий, и крупный, близкий по типу к дикому туру. Разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Для трипольского скотоводства характерно домашнее содержание скота. Скот пасли близ поселка,· а ночью он находился в загонах.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, о Вселенной. В орнаменте выражены представления о природных явлениях, смене дня и ночи, времен года. Орнаментация сосудов изображала пахоту и посевы, животных и стебли растений.

Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и всходы посевов, охраняемые священными собаками,

В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселен ная. Это сама Вселенная. Солнце —ее глаза, а небесный свод изображен в виде бровей.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. Статуэтки были своеобразными женскими божествами плодородия. К глине, из которой их делали, примешивали зерна

пшеницы и муку.

В-поздний период развития культуры Памятники этого периода весьма разнообразны: небольшие поселения и поселения-гиганты с планировкой по кругу. В керамических комплексах наблюдаются территориальные различия, выделяется группа кухонной и расписной посуды. 3000 '2200 гг. до н. э.

Волосвская культура

Энеолитическая культура середины 3-го – начала 2-го тыс. до н. э. Была обнаружена в бассейне р. Оки, ниже г. Рязани и в низовьях р. Клязьмы.

Название получила по стоянке у с. Волосово, Нижегородской области Для Волосовской культуры типичны большие стоянки с обширными жилищами-землянками, фигурки из кости и камня и сосуды из глины с примесью раковин, украшенные оттисками штампов, ямками и др. Волосовская культура выделена В.А. Городцовым.

Во 2-м тыс. до н. э. Волосовская культура распространилась далеко на север.

Основой хозяйства были охота, рыболовство и собирательство, а относительно появления у них скотоводства и земледелия вопрос остается нерешенным. Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на сосуды наносился различными гребенчатыми штампами, есть отпечатки шнура, намотанного на палочку, различные ямочки.

Кремневые орудия весьма разнообразны; техника обработки достигает своего совершенства. Из кремня даже научились изготовлять изящные украшения и амулеты, называемые фигурными кремнями, среди которых есть изображения людей, зверей, рыб и птиц. Самым распространенным видом кремневых орудий были скребки. Они чрезвычайно разнообразны по форме и размерам и служили не только для обработки шкур, но и для обработки дерева и кости. Многочисленны и разнообразны ножи и наконечники дротиков, копий и стрел. Есть различные сверла, проколки, топоры, долота и тесла.

Из кости изготовлялись гарпуны различных форм, рыболовные крючки, биконические, игловидные и уплощенные наконечники стрел, копья, кинжалы и ножи, мотыги, украшения и многие другие изделия.

На многих волосовских поселениях и в погребениях найдены янтарные украшения: пуговицы с V-образным отверстием, кольца, пронизки, пластинчатые привески. Подобные формы янтарных украшений встречаются на неолитических стоянках Прибалтики, откуда, путем обмена, могли попасть на территорию волосовской культуры.

На позднем этапе существования волосовской культуры появляются первые металлические вещи (медный клинок, шилья, обломки спиралек). Основная масса металлических изделий была найдена в восточном регионе волосовской культурной общности, расположенной ближе к месторождениям песчаников, содержащих медь, находящимся в Среднем Поволжье и Прикамье. Несмотря на появление у волосовцев металлических изделий, их уклад по-прежнему оставался неолитическим.

Популярными украшениями были подвески из клыков животных, каменные и янтарные. Яркой характеристикой Волосовской культуры являются антропоморфные и зооморфные фигурки из кремня и кости.

Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой. Своих покойников волосовцы хоронили на поселениях около жилищ, а иногда в самих жилищах. Большинство погребенных положены вытянуто на спине, реже на животе. На поздних этапах волосовской культуры встречаются скорченные погребения, как был повторяющие позу эмбриона в животе матери. Подобное положение покойника можно объяснить как мысль о грядущем после смерти перерождении человека, однако, это не более чем гипотеза. На позднем этапе выделяются могильники. Во многих погребениях обнаружена красная краска, густо посыпанная по всей могиле или около головы и ног.

Духовная культура волосовцев качественно отличалась от духовной культуры неолитического населения. В культурных слоях волосовских поселений найдены самые древние для лесной зоны Восточной Европы духовые музыкальные инструменты - флейты и игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки.

Поскольку одной из характерных черт волосовской культуры являются разнообразные кремневые и костяные фигурки людей, животных, птиц и рыб, это следует рассматривать как ритуальные или культовые предметы, связанные с магией охотничьего обряда.

Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных (целиком или частично) совершалось как жертвоприношения духам. Наиболее почитаемым животным являлся медведь - животное, от которого, по понятиям древних, произошел их род, человек-животное, предок-тотем. Продолжает существовать и культ оленя

Погребальный обряд волосовской культуры достаточно изучен на территории Верхней Волги и Оки: захоронение умерших в культурном слое на поселениях и в жилищах, различная ориентировка, обряд погребения в виде трупоположения, расчленения и вторичного захоронения, наличие охры, почти полное отсутствие инвентаря.

Единого мнения по вопросу о том, относить ли волосовскую культуру к неолиту или энеолиту (меднокаменному веку) у специалистов нет.

 

Катакомбная кио

Во II тысячелетии до н. э. памятники катакомбной культуры занимали значительную территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные известны в степях Крыма, а самые северные — около Курска и Ельца. Среди памятников больше всего могильников. Они-то и дали, благодаря своим особенностям, название культуре. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах — катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.

Катакомбные поселения известны на Дону, близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетенных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища — небольшие землянки с деревянной крышей. Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи, сделанные из кремневых ножевидных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они, так же как и некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры.

Катакомбная глиняная посуда разнообразна и принципиально отличается от примитивней и однообразной по форме посуды предшествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато Украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента Различны: треугольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах,

Входившие в катакомбную общность племена занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная оседлость, земледельческая идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли. Вместе с тем быстро развивалось и скотоводство, которое достигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенным встречаются кости овцы, козы, коровы и лошади. Причем в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных преобладали кости коровы и свиньи. Вместе с тем на всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.

Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Несомненно, многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, однако возникла она в результате распространения на территории восточноевропейских степей значительных групп нового населения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа

Таким образом, трудно признать решенным вопрос о происхождений каТакомб культуры. много привнесенных элементов, характерных для начительной территории Европы. Однако в ряде мест влияние предшествующей древнеямной культуры было все же значительным.

Абашевская культура

Обширную территорию Поволжья — от Ярославля до Казани и далее на восток до Урала —заселяли во второй половине II тысячелетия до н. э. скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры (по названию с. Абашево в Чувашии). Могильников абашевской культуры исследовано много: Абашево, Пикшик, Виноватово и др. На окраине этой обширной территории племена жили, очевидно, бок о бок с другими племенами. Основными памятниками абашевской культуры являются круглые и овальные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Некоторые могилы укреплены деревом, дно их выстлано берестой. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах этой культуры найдены сосуды, медные украшения, ножи, кремневые скребки, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных. По остаткам костей установлено, что абашевцы разводили коров, лошадей и свиней.

Особенностью абашевской культуры является сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с полушарными бляшками, медными спиралями, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся желобчатые браслеты и спиральные перстни. Из орудий труда известны плоские бронзовые топоры, копья с ввернутой длинной втулкой, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки. Своеобразна глиняная посуда. Выделяется несколько ее основных форм: острореберные плоскодонные и выпуклодонные, похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые сосуды баночной формы и выпуклодонные различных размеров сосуды с овальными боками и отогнутым наружу венчиком, украшенные орнаментом и без орнамента. Абашевские сосуды украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными вертикальными линиями и вдавлениями. По мере накопления материалов выявляются различия в форме посуды, орнаменте, наборе инвентаря на разных территориях огромного абашевского мира. Поэтому оправданным представляется выделение ряда местных археологических культур. При этом абашевская культура — носитель основного набора признаков — рассматривается как историко-археологическая общность на востоке Восточной Европы. Проблему происхождения абашевской культуры в Приуралье и Поволжье пока нельзя считать решенной. По ряду признаков она близка к предшествовавшей волосовской и другим культурам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.058 с.)