Археологические памятники в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археологические памятники в современном обществе.



А.И. Мартынов

Методика исследования

Археологических памятников

Учебное пособие

Горно-Алтайск

Печатается по решению редакционно-издательского совета Горно-Алтайского государственного университета

 

ББК 63.3(4)

Методика исследования археологических памятников: учебное пособие для студентов, аспирантов и начинающих исследователей. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - с.

Автор:

Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН А.И.Мартынов

 

Научный редактор:

Заведующий кафедрой археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ, к.и.н. Э.П.Дворников

Рецензенты:

Заведующий кафедрой Всеобщей истории и МПИ ГАГУ, к.и.н, доцент Ф.И.Куликов

Директор Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, к.ф.н. В.П.Ойношев

В учебном пособии представлены материалы по методике ведения полевых работ на различных типах памятников, основные правила раскопок и разведок. Способы полевой консервации и приемы составления полевой документации

 

© Горно-Алтайский государственный университет,2009

Оглавление.

Предисловие.

Археологические памятники в современном обществе.

Глава 1. Археологические памятники и источники

1. Археологические памятники и их типология

2. Археологические источники

Глава 2. Разведка археологических памятников.

1. Задачи и виды археологических разведок, их организация.

2. Основные приёмы обнаружения археологических памятников.

3. Работа на археологическом памятнике во время разведки.

4. Геофизические методы, аэрофоторазведка и спутниковая фиксация.

Глава 3. Раскопки могильников.

1. Основные принципы раскопок могильников.

2. Раскопки бескурганного могильника.

3. Раскопки курганных могильников.

Глава 4. Раскопки поселений.

1. Предраскопочные исследования.

2. Соблюдение основных правил раскопок.

Глава 5. Исследование памятников наскального искусства и других наземных археологических объектов.

1. Методика исследования памятников наскального искусства.

2. Другие памятники и их исследование.

Глава 6. Полевая консервация, взятие проб, анализы, реконструкции.

1. Полевая консервация и взятие проб.

2. Консервация материалов в полевой лаборатории.

3. Взятие проб.

4. Полевая лаборатория.

5. Научная реконструкция в археологии.

Глава 7. Полевая документация.

1. Дневник и полевые чертежи.

2. Полевая научная фотография.

3. Научный отчёт о результатах раскопок.

Литература.

Предисловие.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Археологические памятники: места поселений, хозяйственной деятельности людей в прошлом, погребения, сооружения, древние изваяния и наскальные изображения, составляют значительную часть историко-культурного наследия человечества.

Их особенно много на территории России. Определённую роль в этом сыграли естественноисторические факторы. Россия, даже после распада СССР, остаётся самой большой по занимаемой территории страной на евразийском пространстве. На этой территории расположено огромное количество археологических памятников всех эпох – от палеолита до средневековья. Общее количество археологических памятников трудно определить. Они представлены как широко известными, учтёнными недвижимыми объектами, так и ежегодно открываемыми археологами и ещё не известные нам, не открытые. Они составляют достояние нашего общества.

Современное человечество их не создавало, они достались нам – современникам как дар, как интеллектуально-исторический ресурс. И в этом отношении памятники археологического наследия стоят в одном ряду с доставшимися нам природными и геологическими ресурсами; углеводородами, минеральным сырьём, лесами, водными богатствами и многими другими ресурсами, которыми пользуется человечество.

Современная мировая система отношения к археологическому наследию, изложенная в документах ЮНЕСКО, Международного совета по вопросам памятников и доисторических мест предусматривает ряд мер, направленных на сохранение и использование памятников археологического наследия в целях современного общества. Современное отношение к памятникам археологии исходит из следующих основных положений:

1) Археологическое наследие принадлежит всему человечеству. Страна, на территории которой расположены памятники археологии, ответственна за их сохранение и использование;

2) Археологическое наследие является не поддающимся обновлению источником культуры, оно невосполнимо;

3) Сохранение и использование археологического наследия не может основываться на применении одних только методов археологических раскопок;

4) Активное участие общественности должно являться частью политики сохранения и использования археологического наследия.

Сложившаяся в мире современная система отношения к археологическим памятникам повышает роль археологов, их ответственность перед обществом за работы по раскопкам, полевым исследованиям недвижимых памятников археологического наследия.

Нельзя забывать, что раскопанный, даже с научной целью, археологический объект, навсегда перестаёт существовать как памятник истории и культуры.

Настоящее пособие посвящено полевой археологии, первому, начальному этапу процедуры научных исследований.

Книга, с учётом современных требований, достижений в методике полевых исследований продолжает серию ранее выпущенных с учебных пособий.

Глава 1.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ИСТОЧНИКИ.

Схема дневниковой записи результатов осмотра археологического памятника

 

Отряд

Памятник

Дата проведения осмотра

Место нахождения

Руководитель

Организация

Члены отряда

Данные осмотра памятника.

Методы осмотра памятника

Пробные раскопы, траншеи (описание)

Чертежи (масштаб)

Сведения о коллекции

Опись упаковок

Список номеров фотографий

Оценка памятника (культурная принадлежность, хронология, сохран
ность)

Составитель

Все результаты разведочных работ на археологическом памятнике, включая место его расположения, данные осмотра, подъемный материал, сведения о пробных раскопках, чертежах, фотографиях, а также физических методах исследования, если они проводились, должны быть занесены в дневник,чертежи.

 

 

Глава 3.

РАСКОПКИ МОГИЛЬНИКОВ.

Глава 5.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬ-НОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ НАЗЕМНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

 

Древние поселенческие и погребальные комплексы являются основными традиционными объектами археологических исследований. В ходе их изучения накапливался опыт, складывались основные приёмы методики. Однако объектами археологических полевых исследований является большое количество других памятников. Среди них известные сейчас памятники древнего и средневекового наскального искусства, каменные изваяния разных эпох, поминальники, выложенные камнями и архитектурные памятники древности.

Общая для этих объектов особенность в том, что многие из них не связаны с археологическими раскопками, часто не имеют культурного слоя и требуют применения специальной методики, иных приёмов полевых исследований.

Среди них сейчас самую большую группу составляют памятники наскального искусства или как их ещё называют не совсем точно на зарубежный манер – петроглифические.

 

Методика исследования памятников наскального

Искусства.

Для исследования наскальных изображений требуется специальная подготовка, особые материалы и иные приёмы работы. Кроме обычного для археологических исследований оборудования и снаряжения необходимы специальные материалы:

- специальная микалентная бумага для копирования;

- различного качества целлофан;

- художественные краски: чёрная, коричневая, жёлтая разных оттенков;

- перманентные (водостойкие) фломастеры и метчики разной толщины от самых тонких до нескольких миллиметров и разных цветов;

- липкая лента;

- щётки, тряпки, скальпели, ножницы, спринцовки, канистры для воды, планшеты, тубусы.

Исследование следует начинать с осмотра всего памятника, окружающего его ландшафта. В данном случае надо учитывать, что любой памятник наскального искусства рассматривался в древности в единстве с природной средой, а окружающая его природная среда была культурным ландшафтом.

Далее следует внимательно рассмотреть скальную поверхность с изображениями, разрушенные участки, трещины, лишайники. Рассмотреть изображения, которые бывает сложно понять сразу по причине их перекрывания друг другом.

Осмотр скалы с рисунками – работа очень ответственная и её надо проводить не спеша и лучше в несколько приёмов и при различном освещении.

Далее следует осмотреть поверхность земли или скального грунта под скалой. Площадки перед скалой были местом культовых действий в древности, и там может быть подъёмный материал, часто рисунки начинаются прямо от земли. В таком случае обязательно надо прокопать траншею и установить, есть ли рисунки ниже, закрытые дёрном. Если около плоскости с изображениями обнаруживается подъёмный материал, то обязательно надо нанести его на план памятника и заложить раскоп.

Многие скальные поверхности с рисунками покрыты лишайниками. Очень важно определить, каким методом можно освободиться от лишайников. Они разные. Одни можно ликвидировать, просто аккуратно срезая с поверхности или счищая жёсткой щёткой, другие – так называемым отпариванием, когда поверхность, покрытая лишайником, покрывается мягкой хлопковой материей и потом поливается кипятком. Через некоторое время лишайники убираются. Однако не все лишайники можно легко убрать. Существует много очень устойчивых лишайников, которые можно убрать только с применением кислот. В данном случае не может быть единой методики и рекомендаций на все случаи. Всё зависит как от лишайника, так и от особенностей камня, на котором растут лишайники, его структуры, наличия солей и многих других факторов.

Скальные поверхности с рисунками подвержены естественным воздействиям среды: солнце, снег, дождь, потоки воды, оставившие следы, пыль, загрязнения. Поэтому поверхность необходимо отмыть чистой водой, осторожно с помощью мягкой щётки или тряпки, не разрушая камня. операцию эту надо проводить осторожно, и если камень разрушается, то надо ограничиться легкой сухой очисткой. Ни в коем случае в воду нельзя добавлять стиральные порошки или другие моющие средства.

Следующий, самый ответственный момент – копирование изображений. Основная цель копирования древних и средневековых наскальных изображений – снять предельно точную копию наскальных изображений для дальнейшего их изучения и хранения. Для этого, с учётом особенностей скальной поверхности, техники нанесения рисунков и с учётом других особенностей, выбирается материал и способ копирования. Учитываются, прежде всего, рисунки. Они бывают выполнены несколькими приёмами: точечной выбивкой углублениями контура или всего изображения; прочерчиванием; изображения, выполненные краской (обычно охрой) или прошлифованные. Иногда встречаются разные приёмы вместе, например выбитый точечными ударами контур и прошлифованная голова животного, чем достигается большая выразительность.

После проведения подготовительной работы на памятнике можно приступить к основной и самой ответственной части полевого исследования – копированию изображений.

В прошлом применялись различные приёмы, направленные на получение наиболее достоверной копии: снятие копий на кальку, эстампажи с помощью копировальной бумаги, перевод на целлофан различной толщины. При этом часто рисунки «усиливались», специально прорисовывались мелом, карандашом или углем, обводились и потом уже копировались. В результате наносился урон изображениям и всему памятнику. Следы такой работы на долгие годы остаются на памятнике.

 

За последние годы наиболее распространённым был способ эстампирования с помощью эластичной, мягкой микалентной бумаги, которая в один – два слоя накладывалась на скалу с выбитыми изображениями, «прибивалась» с помощью мокрой губки к скале, «обнимая» все её неровности, и после высыхания не её поверхность наносилась краска – чёрная, коричневая или колер из нескольких красок. Ряд лет применялась весьма едкая и проникающая сквозь тонкий слой бумаги типографская краска. Часто от такой работы, кроме копии рисунков, оставались пятна краски на поверхности скалы.

Поиски способов копирования продолжаются, преследуя две задачи: не повредить скалу с рисунками, сохранить её первоначальный вид и получить как можно более точную копию древнего изображения. В настоящее время наиболее предпочтительные следующие способы.

1. Копирование плоскости камня с выбитыми прошлифованными или прочерченными изображениями с помощью эстампажа на микалентной бумаге с последующим тонированием с помощью тампона с небольшим количеством художественной краски.

2. Копирование на прозрачный целлофан цветными водостойкими фломастерами. Для этого используется не растягивающийся материал с тем, чтобы не искажался рисунок. Так же как и в предыдущем случае с микалентом лист прозрачного целлофана прикрепляется по краям с помощью клейкой ленты на поверхность камня с рисунками. В таком случае можно применять при копировании фломастеры разных цветов: чёрным или коричневым наносить изображения, каким-то другим цветом выделить зоны лишайников, если они не убраны.

Копирование на целлофан является незаменимым при работе на изображениях нарисованных охрой.

3. Изготовление эстампажей. Эстампажные копии разного назначения применяются в практике работы с памятниками наскального искусства давно. Но в силу трудоёмкости, громоздкости и дорогой стоимости материалов они не получили широкого распространения.

Применяемые методики различны. Наиболее простая – это метод изготовления негативной формы из папье-маше, то есть из бумажной массы, пропитанной обильно водой. Для этого нужна не грубая, водовпитывающая белая бумага, которая толстым слоем наносится на участок скалы, вдавливается в неё и засыхает в течение длительного времени, когда она свободно отстаёт от поверхности камня, её снимают. Получается негативная копия поверхности скалы, с помощью которой можно делать гипсовые отливки и тонировать их по цвету скалы.

Так же делают слепки с помощью латекса (жидкой резины), которые можно свёртывать, удобно перевозить. На небольших участках можно снимать оттиски с помощью зубопротезной пасты. Однако, этот способ весьма дорогой. Такие копии чаще всего делаются для изготовления цементных или гипсовых отливок отдельных изображений или большого участка скалы с рисунками в целях экспонирования в музейных экспозициях или на выставках.

Копирование камня с рисунками является главной, но не единственной процедурой полевого исследования.

Важной задачей является фотографирование на цифровую фотокамеру с разными режимами освещения, обязательно с цифровым обозначением памятника, номера объекта и прикреплённой визиркой с сантиметровыми делениями.

Обязательно нужен ситуационный план расположения плоскостей с изображениями, их нумерацией.

Описание в дневнике должно содержать общие сведения о памятнике, его расположении, количестве плоскостей с рисунками, окружающем пространстве и прочих факторах и наличии других археологических объектов рядом или на каком-то расстоянии.

2. Другие памятники и их исследование. К ним относятся каменные стелы с личинами палеометаллической эпохи Южной Сибири, оленные камни и балбалы, средневековые изваяния, эпиграфические памятники древнегреческой, тюркской письменности.

Они, как правило, связаны с другими археологическими памятниками, составляющими археологический комплекс, как например, балбалы около курганов или намогильные эпитафии. К сожалению, к настоящему времени эти памятники в большинстве своём изъяты из природной среды и находятся в фондах музеев. Однако, в ряде мест в Горном Алтае, Туве их ещё можно встретить на своих местах.

Процедура полевого исследования таких памятников включает ряд последовательных и уже известных нам операций.

Сначала надо изучить ситуацию: что, представляет собой памятник, какие археологические памятники расположены рядом или на каком-то расстоянии; установить, существует ли связь с этими памятниками, какой его окружает рельеф, то есть надо досконально, насколько это возможно, обследовать ситуацию расположения объекта.

Вслед за этим осмотреть сам памятник, все его поверхности, постараться выяснить характер и взаимосвязь изображений на поверхности камня, обследовать почвенный и подпочвенный слой внизу, сфотографировать объект на цифровую фотокамеру с разных ракурсов, но обязательно с мерной рейкой.

После этих необходимых действий надо сделать чертёж – рисунок памятника в масштабе и план местности с нанесением объекта.

Дальнейшая работа на памятнике связана с копированием изображений по той же методике, что и исследование наскальных изображений на его поверхности. При этом должна быть скопирована и снята на фотоаппарат вся поверхность объекта, а не отдельные изображения, так как очень важна взаимосвязь изображений на всей поверхности каменного изваяния: спереди, с боков, с тыльной стороны.

Заключительной частью исследования является подробное описание объекта в дневнике. Последовательность описания должна быть примерно следующей: название памятника (объекта), его местонахождение с данными по системе GPS или ГЛАНАС, описание местности и археологических объектов на ней, предположение их связи с описываемым объектом. После этого можно приступать к подробнейшему описанию самого объекта: размеры, ориентировка по сторонам света, конфигурация памятника, материал (порода камня) и подробное описание изображений на поверхности.

 

Глава 6.

Взятие проб.

 

При проведении полевых исследований археологу необходимо брать пробы и образцы для дальнейших лабораторных исследований физическими методами: для радиоуглеродной датировки, спорово-пыльцевого анализа, термолюминисцетного, дендрохронологического, палеоботанического, палеозоологического, палеомагнитного. Взятие проб и образцов требует хотя бы элементарных знаний самого метода анализа и соблюдения определённых методических приёмов. Часть проб, например пробы металла для спектрального анализа, пробы керамики, стекла на анализ состава, структура, образцы для петрографического, литологического, трассологического изучения берутся в лаборатории и не связаны с полевыми условиями. Однако, некоторые пробы для дальнейших анализов можно брать только в полевых условиях, непосредственно при проведении раскопок.

Общими правилами при взятии проб для дальнейшего изучения являются следующие: 1) надо чётко знать, для чего берётся проба; 2) обладать хотя бы элементарными знаниями процесса дальнейшего изучения образца; 3) соблюдать специальные требования по методике взятия пробы и её консервации, 3) полученные в дальнейшем результаты, их достоверность напрямую зависят от правильности взятия пробы и их хранения.

Для изучения древних и погребённых почв, их сравнения применяются сравнительные анализы: морфологический, геоморфологический, зонально-генетический, определение кислотности и других свойств. Для этой группы физико-химических анализов берутся образцы почв весом 0,3кг, лучше монолитом 5х5см, обычно от 5 до 15 образцов сходного горизонта и в большом количестве для сравнительного физико-химического анализа разных горизонтов. Составляется карта-план с обозначением мест взятия проб.

При исследовании поселений бывает нужно определение биоценоза, т.е. сочетание физико-химических и биологических особенностей и условий микрорегиона (биотопа), включая сочетание животных и растительных организмов, населяющих микрорайон. Для этого на плане раскопа и в траншеях за его пределами берутся пробы земли, содержащие остатки костей и чешуи рыб, кости птиц, животных мелких форм, возможно раковин.

Кроме этого часто возникает при раскопках поселений и могильников необходимость взятия проб для палеоботанических лабораторных исследований – микро- или макрофлористических анализов и спорово-пыльцевого (палинологического) анализа. Споры и пыльца высших растений хорошо сохраняются на пространстве нескольких километров. По процентному составу пыльцы можно судить о составе растительного покрова окружающей памятник территории и о климате.

При взятии проб для палинологического анализа необходимым условием является частота взятия проб. Образцы надо брать из свежезачищенного разреза через 0,3-1м, весом – 150-200г. Образец упаковывается в полиэтиленовый пакет. На каждый образец составляется паспорт, включающий следующие данные: порядковый № пробы, место взятия пробы (стратиграфическая колонка), глубина, характер слоя земли и характер современной растительности. Такие образцы из раскопов и образцы, взятые за его пределами, являются материалом для проведения сравнения древних и современных ареалов растительности (ареологический метод).

В археологии с 80х годов прошлого века применяются методы радиоуглеродного датирования, - радиоуглеродный, калий-аргоновый, радио-бериллиевый, ион-урановый, термолюминисцентный (ТЛ и РТЛ методы) и метод электронно-парамагнитного резонанса. Среди них наиболее распространёнными являются радиоуглеродный и калий-аргоновый. Для радиоуглеродного метода разработаны шкалы и калибровки поправок. Метод основан на определении хронологии путём превращения естественных радиоактивных элементов методом ускорения с помощью маеспектролитра (AMS). Этот метод позволяет получить даты по минимальному количеству образца. В современной археологической практике широкое применение получил радиоуглеродный метод датирования по измерению содержания изотопа С14 в археологических остатках. Этот способ, несмотря на постоянное совершенствование и достаточно широкое применение, является достаточно трудоёмким и дорогим. А достоверность его результатов часто напрямую зависит от чистоты взятых проб. Для этого нужны углеродосодержащие археологические материалы: древесный уголь, растительные остатки, кость, раковины, разные карбонаты.

Особые требования предъявляются к образцам. Они должны быть из одного горизонта, их нельзя длительное время держать открытыми и на солнце или подвергать осадкам. Всё это приведёт к искажению результатов. Количество образца в зависимости от материала различно в граммах: уголь – 10-30, древесина, кости, раковины – 100; почва гумусная – 5000.

Каждый образец должен быть снабжён паспортом: 1) номер образца, 2) памятник, 3) место взятия образца, 4) материал, 5) стратиграфическое положение, 6) глубина от дневной поверхности, 7) глубина грунтовых вод в этой местности, 8) характер растительности и глубина проникновения корневищ, 9) возможность переотложения слоя, 10) предполагаемый возраст по археологическим данным, 11) фамилия сотрудника экспедиции, взявшего пробу, название экспедиции и организации.

Для определения возраста с помощью калий-аргонового метода надо иметь калийсодержащие минералы,ю – вулканический пепел, туфы, - результаты извержений вулканов в геологические похи. Однако, этот метод оправдывает себя применительно к палеолитическим памятникам и не на всех территориях.

Соблюдение определённых правил требует взятие образцов для исследования палеомагнитным методом. Метод основан на так называемых экскурсах, при которых геомагнитный полюс Земли отклоняется и потом возвращается в первоначальное положение. Подсчитано, что за последние 11 млн. лет магнитное поле Земли изменяло свою полярность 40 раз.

Обирая образцы для палеомагнитных исследований необходимо их тщательно ориентировать с помощью теодолита или магнитометра на север. Магнитная линия на север наносится ин образец. Образцы ориентированные вырезают из шурфа несколько кубической формы, образцы размером 50х50мм. Образцы закрепляют клеем БФ.

Таким образом, взятие образцов является весьма ответственной, профессиональной работой археолога, от которой зависит достоверность дальнейших лабораторных исследований.

 

Полевая лаборатория.

 

Полевая лаборатория должна быть в каждой экспедиции на месте раскопок или поблизости, чтобы все предметы могли обрабатываться сразу же, после того как их извлекли из земли. В небольших экспедициях полевая лаборатория и место хранения артефактов находятся обычно под одной крышей, в одной большой палатке.

Инструменты и материалы. Оснащение полевой лаборатории должно обеспечить проведение первейших операций по сохранению археологических предметов.

1. Оборудование. Лаборатория должна иметь следующее оборудование и инструменты: щётки (различные по размерам, твёрдые, мягкие); скальпели для удаления грязи с предмета; вата, марля, хлопковая ткань для тампонов; разных размеров пинцеты, скальпели, ножницы; распылители для закрепления объектов спомощью растворов; булавки, зажимы, металлические держатели, иголки; клеёнка, различный по толщине целлофан, резиновые перчатки для работы с растворами; эмалированные и пластмассовые тазики; пластмассовый дуршлаг для помещения предметов в раствор; эмалированные двойные тазики для нагревания воска; эмалированная или стеклянная посуда для растворов; колбы для измерения или градуированный цилиндр для смешивания растворов; эмалированные четырёхугольные противни или подносы; весы.

2. Материалы:гипс (алебастр); полиэтиленовые мешки различных размеров (они служат для многих целей, например, для хранения предметов, проб земли и т. д.); полиэтиленовая плёнка для завертывания больших предметов; коробки для хранения предметов, картон, упаковочная бумага, шпагат, современные склеивающие материалы. Их достаточно много. Необходимо выбирать подходящие, с учётом предстоящей полевой работы.

3. Консерванты. Обычно в полевых условиях употребляются следующие консерванты.

Поливинилацетат. Это один из наиболее надёжных и нужных консервантов. Употребляется для закрепления сухих неметаллических предметов. Растворы обычно наносятся на предмет мягкой кисточкой.

Полиэтиленглюкол также применяется для пропитывания и склеивания деревянных предметов. Причем для сухих деревянных предметов употребляется более сильная концентрация. Этот консервант растворяется как в воде, так и в спирте 60%-ной концентрации. Он может наноситься кисточкой непосредственно на предмет или на склеиваемые части.

Паста из воска употребляется для того, чтобы предохранить слоистую поверхность, особенно у металла, от разрушения.

Акриловые материалы употребляются в разной консистенции для пропитывания, покрытия, склеивания предметов. При употреблении консерванта нужно иметь представление о его свойствах: есть ли совместимость между раствором и объектом, практично ли его применение.

4. Растворители. Выбор растворителей зависит от выбора клейких веществ и от предмета, с которым будут работать. Они огнеопасны, быстро испаряются и токсичны. В качестве растворителей применяются: этиловый и метиловый спирты, ацетон, который растворяет масла, шеллак, нитроцеллюлозу; акриловые смолы и толуол.

Аммоний растворяется в дистиллированной воде и употребляется для очистки металлических предметов.

Бензотриазол может разбавляться дистиллированной водой или спиртом, употребляется для очистки бронзовых предметов и меди.

Гидрохлоридаксид используется для удаления нерастворимых солей и корки с керамики или камня. Обычно употребляется как 10%-ный раствор. Растворяет кости, раковины, мрамор и его нельзя применять при обработке металлов.

Муравьиная кислота применяется для удаления корки с по-верхности камня, бронзы, серебряных изделий, монет, но только тогда, когда это абсолютно необходимо. Она также употребляется для удаления различных образований на костях. Используется 10%-ный раствор в дистиллированной воде.

Снятие форм и оттисков. Вполевых условиях часто возникает необходимость сделать оттиски или снять формы с керамики и некоторых металлических предметов. При этом применяются разные способы и материалы: пластилин, гипс, латекс, полиформ. Простейшие оттиски предметов можно сделать на размягчённом пластилине. При этом предмет должен быть обязательно влажным.

Иногда требуется сделать форму и сохранить её вместе с предметом. Для этого на предмет наносится мокрая бумага, из листовой фольги делается формочка, в неё кладется предмет, который сверху заливается разведённым гипсом.

Латекс. При помощи латекса получают отливку или оттиск с поверхности предмета. В основном процедура заключается в том, что предмет, с которого нужно получить копию, покрывается тонкой материей или намоченной бумагой, воском или вазелином так, чтобы нигде не было морщин, потом накладывается латекс. Скопированная поверхность является зеркальным отражением предмета. Удобство заключается в том, что оттиск можно свернуть и использовать для дальнейшего изучения. Оттиски латекса очень важны, например, при копировании эпиграфических памятников, петроглифических изображений.

Полиформ – этот материал наносится на предмет, затем нагревается. Когда полиформ разогреется, его можно снять с предмета и таким путём получить оттиск.

Для проведения работ по снятию копии необходимы марля, бумага, тальк, кисти, алебастр, медицинский гипс, вата, фольга, посуда для разведения гипса.

Реставрация керамики в полевых условиях. Керамика реставрируется в основном в стационарных лабораториях. Однако результаты лабораторной работы во многом зависят от предварительной полевой обработки керамики. В погребальных комплексах обычно находят раздавленные сосуды, фрагменты которых хорошо соединяются. Места соединения надо пометить простым карандашом ещё в могиле. Лучше это сделать внутренней стороны фрагментов. Прежде чем керамика будет реставрирована, её нужно помыть, удалить соли, корку и высушить. Плохо обожжённая керамика, которую нельзя мыть, должна быть тщательно очищена при помощи мягкой щётки, чтобы не оставалось никаких крошек на соединяемых поверхностях. Необходимо сделать сухую зачистку склеиваемых фрагментов и установить порядок их сборки. При этом надо соблюдать следующие правила:

1) Подобрать подходящий для соединения фрагментов клей.

2) Перед склеиванием следует очистить отдельные фрагменты в местах их соединения, обработать тампоном, смоченным в спирте, для того, чтобы удалить грязь.

 

3) Нанести клей на торцы двух соединяемых фрагментов черепков, держа оба фрагмента отдельно, пока клей не станет липким. Соединив их, надо сжать и поместить в ящик с песком, чтобы они могли высохнуть. Остатки клея можно убрать скальпелем, когда он высохнет.

4) Слеивание надо начинать от основания сосуда или от венчика, его верхней части.

Глава 7.

ПОЛЕВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

 

Ценность и достоверность научных материалов, их дальнейшее результативное использование в исследовательской работе всецело зависит от методов полевой фиксации и сопровождающей её научной документации. Содержащая информацию научная документация служит источником дальнейшего изучения.

 

Дневник и полевые чертежи.

 

Полевой дневник – это основной документ исследователя. Он должен содержать все сведения о раскопе. На титульный лист дневника заносятся основные сведения: название экспедиции, отряда, памятника, номер раскопа, год раскопа, имя исследователя, адрес учреждения, которое проводит полевые исследования. Как правило, все записи производятся лично руководителем раскопок или опытным археологом по поручению руководителя.

Описание исследуемого археологического памятника должно включать подробные сведения о месте его расположения, размеры, ориентировку, данные разметки, сведения о нивелировке, описание слоёв, результаты различных измерений; описание находок; пояснения и заключения, основанные на фактическом материале; описи фотоснимков. Полевые записи должны быть логичными, чёткими и понятными даже для тех, кто не принимал участия в работе, страницы должны быть пронумерованы. В начале каждой страницы должна стоять дата записи. Если выполняются специальные работы, такие, как зачистка объекта или сбор образцов для лабораторного анализа, то комментарии и зарисовки делаются немедленно.

Руководитель раскопа параллельно с дневником фиксирует слои, объекты и археологические находки на полевом чертеже, который ведётся по, ходу раскопок в удобном для работы масштабе.

Обычно надёжным рабочим масштабом является 20см=1м (1:20), но какой бы масштаб ни был выбран, планы и профили изображаются всегда в одинаковом масштабе для всего раскопа.

Руководитель раскопа делает более подробные планы отдельных объектов, скоплений. В любом случае ни одна деталь не должна оставаться незанесённой на чертеж раскопа.

Фиксация артефактов. Все предметы, извлечённые из земли, должны быть зафиксированы словесно в дневнике, измерены и занесены на план в своем первоначальном положении.

Имеется много различных систем фиксации предметов на плане.

Как уже упоминалось, регистрация большого количества керамики или камней может быть упрощена, их можно зарегистрировать вместе с траншеей, слоем, где они найдены, с квадратом или западиной от жилища.

При пользовании общепринятыми условными обозначениями, рекомендованными отделом полевых исследований Института археологии, следует дополнять их теми обозначениями, которые специфичны для данного раскопа, и той информацией, которая необходима руководителю. Например, символика фиксации каменного инвентаря может включать: определение камней (кремень, сланец, кварц, обсидиан, неопознанные), род инструмента, измерения (длина, ширина, толщина), приёмы изготовления. Символика металла может включать: определение металла (медь, бронза, латунь, золото, серебро, свинец, железо), предназначение (оружие, инструмент, украшение), технику изготовления и другие данные.

Фиксация профилей. Определение слоев в профиле раскопа является сложной исследовательской процедурой. Многое зависит от того, как правильно будет проведено определение слоев. Ошибки могут привести к неправильному пониманию стратиграфии в целом и культурных археологических напластований. К тому же эта работа требует проверок, уточнений. Поэтому бровки с профилями сохраняются до конца раскопок. А чтобы обнажённые и зачищенные профили не теряли влагу и не изменяли свой цвет, их закрывают материей, пропитанной разбавленным клеем, или целлофаном. При зарисовке слоев профиля используют условные обозначения как общепринятые, так и разработанные экспедицией. Можно применять при фиксации и цветные карандаши.

Если слоёв много, для удобства фиксации можно использовать номера в порядке их залегания. Каждый слой помечается ярлыком с обозначением цифры. Этот номер переносится в полевые записи и на весь инвентарь, найденный в слое. В системе маркировки слои удобнее помечать римскими цифрами в той последовательности, как они были открыты: I, II, IIIи т. д. Строчные алфавитные буквы (или арабские цифры) употребляются для отметки нарушений, обнаруженных внутри самого пласта. Например, яма «а» найдена в квадрате В2, слой 4. Это можно отметить следующим обра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.22.26 (0.111 с.)