Научная реконструкция в археологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная реконструкция в археологии.



 

Археологу в ходе раскопок постоянно приходится реконструировать по раскопанным остаткам археологические объекты: первоначальный вид кургана, устройство могильного сооружения, землянки, каменной кладки или очага, первоначальное положение погребённого и т. д.

Простейшие реконструкции делаются непосредственно в поле, в ходе раскопок, причем часто даже не графически, а описательно, в виде дневниковых записей о первоначальном предполагаемом виде, форме, размерах предмета, его конструкции. Такие реконструкции связаны обычно с научными предположениями.

 

 

 

Реконструкции в археологии по материалам раскопок:

1 – реконстрекция последовательности сооружения славянского княжеского кургана Чёрная могила (по Б.А. Рыбакову); 2 – реконструкция погребального комплекса Синташта, план, разрез и общий вид (по Ф. Е. Генинг и Б.Д. Зданович); 3 – реконструкция сооружения таштыкского склепа гуннской эпохи в Южной Сибири (по Э.Б. Вадецкой)

Другого порядка реконструкции проводятся в лаборатории и связаны с фактами, собранными в ходе научного полевого исследования, с фиксацией материалов и объектов, обобщением и построением на бумаге чертежа реконструируемого объекта. Таковы, например, реконструкции деревянных перекрытий могильных ям, когда по сгнившим остаткам производится подсчет брёвен, устанавливается их первоначальное положение и реконструируется всё перекрытие.

Наибольшей сложностью и научной самостоятельностью в археологии отличаются реконструкции строительных объектов: зданий, хозяйственных объектов, церквей по остаткам конструкций, фундаментам. Как правило, это большая и специфическая научная работа. Она требует наличия исходных археологических данных: о конструкции основания, его устройстве, размерах, подсчете обнаруженных в ходе раскопок строительных деталей, о количестве строительного материала. Кроме того, требуются знания архитектуры исторических построек, закономерностей строительного стиля, приемов. При этом требуется разработка научных обоснований, почему именно так, а не иначе исследователь реконструирует археологический объект. Это настолько специфичная работа, что требует специальных знаний и составляет целое историко-архитектурное направление.

 

Глава 7.

ПОЛЕВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

 

Ценность и достоверность научных материалов, их дальнейшее результативное использование в исследовательской работе всецело зависит от методов полевой фиксации и сопровождающей её научной документации. Содержащая информацию научная документация служит источником дальнейшего изучения.

 

Дневник и полевые чертежи.

 

Полевой дневник – это основной документ исследователя. Он должен содержать все сведения о раскопе. На титульный лист дневника заносятся основные сведения: название экспедиции, отряда, памятника, номер раскопа, год раскопа, имя исследователя, адрес учреждения, которое проводит полевые исследования. Как правило, все записи производятся лично руководителем раскопок или опытным археологом по поручению руководителя.

Описание исследуемого археологического памятника должно включать подробные сведения о месте его расположения, размеры, ориентировку, данные разметки, сведения о нивелировке, описание слоёв, результаты различных измерений; описание находок; пояснения и заключения, основанные на фактическом материале; описи фотоснимков. Полевые записи должны быть логичными, чёткими и понятными даже для тех, кто не принимал участия в работе, страницы должны быть пронумерованы. В начале каждой страницы должна стоять дата записи. Если выполняются специальные работы, такие, как зачистка объекта или сбор образцов для лабораторного анализа, то комментарии и зарисовки делаются немедленно.

Руководитель раскопа параллельно с дневником фиксирует слои, объекты и археологические находки на полевом чертеже, который ведётся по, ходу раскопок в удобном для работы масштабе.

Обычно надёжным рабочим масштабом является 20см=1м (1:20), но какой бы масштаб ни был выбран, планы и профили изображаются всегда в одинаковом масштабе для всего раскопа.

Руководитель раскопа делает более подробные планы отдельных объектов, скоплений. В любом случае ни одна деталь не должна оставаться незанесённой на чертеж раскопа.

Фиксация артефактов. Все предметы, извлечённые из земли, должны быть зафиксированы словесно в дневнике, измерены и занесены на план в своем первоначальном положении.

Имеется много различных систем фиксации предметов на плане.

Как уже упоминалось, регистрация большого количества керамики или камней может быть упрощена, их можно зарегистрировать вместе с траншеей, слоем, где они найдены, с квадратом или западиной от жилища.

При пользовании общепринятыми условными обозначениями, рекомендованными отделом полевых исследований Института археологии, следует дополнять их теми обозначениями, которые специфичны для данного раскопа, и той информацией, которая необходима руководителю. Например, символика фиксации каменного инвентаря может включать: определение камней (кремень, сланец, кварц, обсидиан, неопознанные), род инструмента, измерения (длина, ширина, толщина), приёмы изготовления. Символика металла может включать: определение металла (медь, бронза, латунь, золото, серебро, свинец, железо), предназначение (оружие, инструмент, украшение), технику изготовления и другие данные.

Фиксация профилей. Определение слоев в профиле раскопа является сложной исследовательской процедурой. Многое зависит от того, как правильно будет проведено определение слоев. Ошибки могут привести к неправильному пониманию стратиграфии в целом и культурных археологических напластований. К тому же эта работа требует проверок, уточнений. Поэтому бровки с профилями сохраняются до конца раскопок. А чтобы обнажённые и зачищенные профили не теряли влагу и не изменяли свой цвет, их закрывают материей, пропитанной разбавленным клеем, или целлофаном. При зарисовке слоев профиля используют условные обозначения как общепринятые, так и разработанные экспедицией. Можно применять при фиксации и цветные карандаши.

Если слоёв много, для удобства фиксации можно использовать номера в порядке их залегания. Каждый слой помечается ярлыком с обозначением цифры. Этот номер переносится в полевые записи и на весь инвентарь, найденный в слое. В системе маркировки слои удобнее помечать римскими цифрами в той последовательности, как они были открыты: I, II, IIIи т. д. Строчные алфавитные буквы (или арабские цифры) употребляются для отметки нарушений, обнаруженных внутри самого пласта. Например, яма «а» найдена в квадрате В2, слой 4. Это можно отметить следующим образом: В2 – 4-а.

Фиксация объектов на плане. Основное правило раскопок заключается в том, что все предметы и остатки сооружений должны заноситься на план. Все изменения в структуре слоя должны быть тоже четко и полностью занесены на план. Если насыщенность находками слоев невелика, то можно обойтись одним планом, отмечая цифрами принадлежность находок к тому или иному слою. При большой насыщенности находками рекомендуется на каждый слой делать отдельный план-лист.

Каждый раскоп должен иметь сетку, которая делит весь раскоп на квадраты. Это позволяет более точно фиксировать находки и выяснить особенности их расположения, а возможно, и взаимосвязь.

Все физические особенности слоя: ямы, углубления, кладки камней и пр. должны быть полностью занесены на план. Рекомендуется употреблять цветные карандаши при обозначении различных объектов: например, все ямы на планах можно выделить одним цветом, керамику – другим, западины от жилищ – третьим и т. д. Если необходимо сделать несколько планов, то нужно обязательно употребить те цвета, которые зафиксированы в полевом дневнике и имеют определённое значение. Обязательным требованием является то, что каждый план должен содержать как можно более полную информацию, которая должна соответствовать записям в полевом дневнике.

Для многослойных памятников можно использовать отпечатанные на ксероксе бланки планов раскопок.

Полевая научная фотография.

 

Каждая профессиональная археологическая фотография – это научный документ, фиксирующий процесс раскопок, расположение объектов и артефактов, помогающий понять взаимосвязь всех найденных предметов. В полевых условиях осуществляется три вида фотографирования: фотофиксация процессов раскопок; фиксация отдельных археологических объектов и предметов в слое; отдельное фотографирование вне слоя археологических предметов. Полезна не только фотофиксация, но и видеозапись процесса раскопок.

Раскопочному отряду рекомендуется иметь цифровую фотокамеру для профессиональной съемки, треножник, легкий складной метр, насадочные кольца и сменные объективы: нормальный, с широким углом и телеобъектив.

При наличии полевой лаборатории и источника электроэнергии необходимо иметь компьютер ил ноутбук, память которого можно пополнять фотоснимками, в том числе и предметов.

Среди другого оборудования необходимо иметь: указательные стрелки, наборы цифр, журнал для регистрации фотоснимков, отражатели, чёрную доску для обозначений, мел, цветную и тёмную материю для фотографирования предметов в полевых условиях, мерные планки с различными делениями (сантиметровые, дециметровые, миллиметровые), цветную корректирующую панель. При съёмке в полевых условиях рекомендуется пользоваться фильтрами.

При фотографировании на раскопе следует соблюдать некоторые правила. Предмет должен выглядеть резко, отдельные его детали просматриваться контрастно. Фотография призвана зафиксировать максимум информации о внешнем виде предмета. На фото должно быть всё видно, включая стрелки-указатели, шкалу размеров и цифры, сам предмет и место вокруг него. Перед фотографированием необходимо установить панель с номером раскопа, объекта, кадра, названием памятника; каждый снимок записывается в фотожурнале или полевом дневнике. При съёмке там, где это необходимо, надо использовать треножник.

Фотографируют обычно следующее: расчищенные слои поселения; стратиграфию бровок, остатки фундаментов и сооружений, стены, валы; отдельные артефакты или объекты, - очаги, пятна, скопления камней, костей, панораму всего раскопа.

Кроме того, важно сфотографировать и сделать послойную видеозапись зачистки площади археологического объекта, ход работ по расчистке, чтобы получить ясную и полную информацию о ходе всего исследования и его последовательности. Не забывайте положить при этом мерную рейку, номер объекта и стрелку, указывающую направление на север. Если этого не будет, то фотография не будет иметь никакой научной ценности. При фотографировании надо добиваться, чтобы объект был равномерно освещён, при этом используют полупрозрачные экраны, рефлекторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.008 с.)