Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование памятников наскаль-ного искусства и других наземных археологических объектов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Древние поселенческие и погребальные комплексы являются основными традиционными объектами археологических исследований. В ходе их изучения накапливался опыт, складывались основные приёмы методики. Однако объектами археологических полевых исследований является большое количество других памятников. Среди них известные сейчас памятники древнего и средневекового наскального искусства, каменные изваяния разных эпох, поминальники, выложенные камнями и архитектурные памятники древности. Общая для этих объектов особенность в том, что многие из них не связаны с археологическими раскопками, часто не имеют культурного слоя и требуют применения специальной методики, иных приёмов полевых исследований. Среди них сейчас самую большую группу составляют памятники наскального искусства или как их ещё называют не совсем точно на зарубежный манер – петроглифические.
Методика исследования памятников наскального Искусства. Для исследования наскальных изображений требуется специальная подготовка, особые материалы и иные приёмы работы. Кроме обычного для археологических исследований оборудования и снаряжения необходимы специальные материалы: - специальная микалентная бумага для копирования; - различного качества целлофан; - художественные краски: чёрная, коричневая, жёлтая разных оттенков; - перманентные (водостойкие) фломастеры и метчики разной толщины от самых тонких до нескольких миллиметров и разных цветов; - липкая лента; - щётки, тряпки, скальпели, ножницы, спринцовки, канистры для воды, планшеты, тубусы. Исследование следует начинать с осмотра всего памятника, окружающего его ландшафта. В данном случае надо учитывать, что любой памятник наскального искусства рассматривался в древности в единстве с природной средой, а окружающая его природная среда была культурным ландшафтом. Далее следует внимательно рассмотреть скальную поверхность с изображениями, разрушенные участки, трещины, лишайники. Рассмотреть изображения, которые бывает сложно понять сразу по причине их перекрывания друг другом. Осмотр скалы с рисунками – работа очень ответственная и её надо проводить не спеша и лучше в несколько приёмов и при различном освещении. Далее следует осмотреть поверхность земли или скального грунта под скалой. Площадки перед скалой были местом культовых действий в древности, и там может быть подъёмный материал, часто рисунки начинаются прямо от земли. В таком случае обязательно надо прокопать траншею и установить, есть ли рисунки ниже, закрытые дёрном. Если около плоскости с изображениями обнаруживается подъёмный материал, то обязательно надо нанести его на план памятника и заложить раскоп. Многие скальные поверхности с рисунками покрыты лишайниками. Очень важно определить, каким методом можно освободиться от лишайников. Они разные. Одни можно ликвидировать, просто аккуратно срезая с поверхности или счищая жёсткой щёткой, другие – так называемым отпариванием, когда поверхность, покрытая лишайником, покрывается мягкой хлопковой материей и потом поливается кипятком. Через некоторое время лишайники убираются. Однако не все лишайники можно легко убрать. Существует много очень устойчивых лишайников, которые можно убрать только с применением кислот. В данном случае не может быть единой методики и рекомендаций на все случаи. Всё зависит как от лишайника, так и от особенностей камня, на котором растут лишайники, его структуры, наличия солей и многих других факторов. Скальные поверхности с рисунками подвержены естественным воздействиям среды: солнце, снег, дождь, потоки воды, оставившие следы, пыль, загрязнения. Поэтому поверхность необходимо отмыть чистой водой, осторожно с помощью мягкой щётки или тряпки, не разрушая камня. операцию эту надо проводить осторожно, и если камень разрушается, то надо ограничиться легкой сухой очисткой. Ни в коем случае в воду нельзя добавлять стиральные порошки или другие моющие средства. Следующий, самый ответственный момент – копирование изображений. Основная цель копирования древних и средневековых наскальных изображений – снять предельно точную копию наскальных изображений для дальнейшего их изучения и хранения. Для этого, с учётом особенностей скальной поверхности, техники нанесения рисунков и с учётом других особенностей, выбирается материал и способ копирования. Учитываются, прежде всего, рисунки. Они бывают выполнены несколькими приёмами: точечной выбивкой углублениями контура или всего изображения; прочерчиванием; изображения, выполненные краской (обычно охрой) или прошлифованные. Иногда встречаются разные приёмы вместе, например выбитый точечными ударами контур и прошлифованная голова животного, чем достигается большая выразительность. После проведения подготовительной работы на памятнике можно приступить к основной и самой ответственной части полевого исследования – копированию изображений. В прошлом применялись различные приёмы, направленные на получение наиболее достоверной копии: снятие копий на кальку, эстампажи с помощью копировальной бумаги, перевод на целлофан различной толщины. При этом часто рисунки «усиливались», специально прорисовывались мелом, карандашом или углем, обводились и потом уже копировались. В результате наносился урон изображениям и всему памятнику. Следы такой работы на долгие годы остаются на памятнике.
За последние годы наиболее распространённым был способ эстампирования с помощью эластичной, мягкой микалентной бумаги, которая в один – два слоя накладывалась на скалу с выбитыми изображениями, «прибивалась» с помощью мокрой губки к скале, «обнимая» все её неровности, и после высыхания не её поверхность наносилась краска – чёрная, коричневая или колер из нескольких красок. Ряд лет применялась весьма едкая и проникающая сквозь тонкий слой бумаги типографская краска. Часто от такой работы, кроме копии рисунков, оставались пятна краски на поверхности скалы. Поиски способов копирования продолжаются, преследуя две задачи: не повредить скалу с рисунками, сохранить её первоначальный вид и получить как можно более точную копию древнего изображения. В настоящее время наиболее предпочтительные следующие способы. 1. Копирование плоскости камня с выбитыми прошлифованными или прочерченными изображениями с помощью эстампажа на микалентной бумаге с последующим тонированием с помощью тампона с небольшим количеством художественной краски. 2. Копирование на прозрачный целлофан цветными водостойкими фломастерами. Для этого используется не растягивающийся материал с тем, чтобы не искажался рисунок. Так же как и в предыдущем случае с микалентом лист прозрачного целлофана прикрепляется по краям с помощью клейкой ленты на поверхность камня с рисунками. В таком случае можно применять при копировании фломастеры разных цветов: чёрным или коричневым наносить изображения, каким-то другим цветом выделить зоны лишайников, если они не убраны. Копирование на целлофан является незаменимым при работе на изображениях нарисованных охрой. 3. Изготовление эстампажей. Эстампажные копии разного назначения применяются в практике работы с памятниками наскального искусства давно. Но в силу трудоёмкости, громоздкости и дорогой стоимости материалов они не получили широкого распространения. Применяемые методики различны. Наиболее простая – это метод изготовления негативной формы из папье-маше, то есть из бумажной массы, пропитанной обильно водой. Для этого нужна не грубая, водовпитывающая белая бумага, которая толстым слоем наносится на участок скалы, вдавливается в неё и засыхает в течение длительного времени, когда она свободно отстаёт от поверхности камня, её снимают. Получается негативная копия поверхности скалы, с помощью которой можно делать гипсовые отливки и тонировать их по цвету скалы. Так же делают слепки с помощью латекса (жидкой резины), которые можно свёртывать, удобно перевозить. На небольших участках можно снимать оттиски с помощью зубопротезной пасты. Однако, этот способ весьма дорогой. Такие копии чаще всего делаются для изготовления цементных или гипсовых отливок отдельных изображений или большого участка скалы с рисунками в целях экспонирования в музейных экспозициях или на выставках. Копирование камня с рисунками является главной, но не единственной процедурой полевого исследования. Важной задачей является фотографирование на цифровую фотокамеру с разными режимами освещения, обязательно с цифровым обозначением памятника, номера объекта и прикреплённой визиркой с сантиметровыми делениями. Обязательно нужен ситуационный план расположения плоскостей с изображениями, их нумерацией. Описание в дневнике должно содержать общие сведения о памятнике, его расположении, количестве плоскостей с рисунками, окружающем пространстве и прочих факторах и наличии других археологических объектов рядом или на каком-то расстоянии. 2. Другие памятники и их исследование. К ним относятся каменные стелы с личинами палеометаллической эпохи Южной Сибири, оленные камни и балбалы, средневековые изваяния, эпиграфические памятники древнегреческой, тюркской письменности. Они, как правило, связаны с другими археологическими памятниками, составляющими археологический комплекс, как например, балбалы около курганов или намогильные эпитафии. К сожалению, к настоящему времени эти памятники в большинстве своём изъяты из природной среды и находятся в фондах музеев. Однако, в ряде мест в Горном Алтае, Туве их ещё можно встретить на своих местах. Процедура полевого исследования таких памятников включает ряд последовательных и уже известных нам операций. Сначала надо изучить ситуацию: что, представляет собой памятник, какие археологические памятники расположены рядом или на каком-то расстоянии; установить, существует ли связь с этими памятниками, какой его окружает рельеф, то есть надо досконально, насколько это возможно, обследовать ситуацию расположения объекта. Вслед за этим осмотреть сам памятник, все его поверхности, постараться выяснить характер и взаимосвязь изображений на поверхности камня, обследовать почвенный и подпочвенный слой внизу, сфотографировать объект на цифровую фотокамеру с разных ракурсов, но обязательно с мерной рейкой. После этих необходимых действий надо сделать чертёж – рисунок памятника в масштабе и план местности с нанесением объекта. Дальнейшая работа на памятнике связана с копированием изображений по той же методике, что и исследование наскальных изображений на его поверхности. При этом должна быть скопирована и снята на фотоаппарат вся поверхность объекта, а не отдельные изображения, так как очень важна взаимосвязь изображений на всей поверхности каменного изваяния: спереди, с боков, с тыльной стороны. Заключительной частью исследования является подробное описание объекта в дневнике. Последовательность описания должна быть примерно следующей: название памятника (объекта), его местонахождение с данными по системе GPS или ГЛАНАС, описание местности и археологических объектов на ней, предположение их связи с описываемым объектом. После этого можно приступать к подробнейшему описанию самого объекта: размеры, ориентировка по сторонам света, конфигурация памятника, материал (порода камня) и подробное описание изображений на поверхности.
Глава 6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.007 с.) |