Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник средневекового КрымаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из памятников древней архитектуры и истории Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города возле площади Таврической (в прошлом – площади Ленина). Храм хорошо сохранился и является одной из самых древних церквей Крыма. Храм Иоанна Предтечи – это уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и ее столице – Константинополе. Церковь Иоанна Предтечи представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма. Древняя (восточная) часть храма сложена из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую бело-розовую кладку. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмическое. Предполагают (т.к. до сих пор идут споры о точной дате), что храм был построен в VIII-IX веке. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века, которые использовали в качестве голосников. О храме Иоанна Предтечи говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», хранящегося в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Во время существования Крымского ханства XV-XVIII века многие христианские храмы были обращены в мечети. Сия участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, и церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется «греческой церковью» без посвящения святому. В начале XIX века появилось нынешнее название храма: «Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи». Древний храм был небольшой, поэтому в 1834 году разобрали нартекс и западную стену и пристроили трехнефный притвор, сделанный в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах XIX века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. В начале 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли из-за отсутствия прихода. Вновь вспомнили о храме в 1957 году. Он привлек внимание исследователей как памятник византийской архитектуры. В 60-е годы вокруг храма возник рынок, на котором торговали рыбой. Запах свежей рыбы, крики продавцов, расхваливающих свой товар – черноморскую кильку, жирных бычков, нежную барабульку и осетров, и над всем этим – храм. С выбитыми окнами, с кустарником, выросшим на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Наконец, в 70-х годах храм Иоанна Предтечи решили реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская. Восстановление древней церкви оказалось делом нелегким и долгим. Чтобы не рухнули остатки купола и барабан, сделали поддерживающий их металлический каркас. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Не обошлось без трудностей – реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы (плоского и широкого кирпича) и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм Иоанна Предтечи. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма до первоначального уровня понизили поверхность земли. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После реставрации в храме Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея.В июне 1990 году церковь Иоанна Предтечи передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время церковь действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.
Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.). Литература и поэзия в Крымском ханстве Татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., охватывающее более трёх столетий, представляет собою очень сложный, противоречивый, трагичный периоды истории татарского народа. Это - время распада Золотой Орды и образования на ее огромной территории Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского,Ногайского, а также Касимовского ханств; это время существования, расцвета и завоевания татарских государств; это - время жесточайшего колониального гнета, утери значительной части накопленных веками духовных и материальных ценностей. Кроме того, на этом этапе истории, особенно после ликвидации Казанского. Астраханского государств, в относительно едином языковом, культурном и этническом пространстве татар начинает постепенно обособляться, османизироватъся население, проживающее в Крымском ханстве. Поэтому словесное искусство данной эпохи целесообразно рассмотреть в трёх аспектах, под гремя пунктами: татарская литература 1) периода Казанского ханства (середина XV в. - середина XVIв.); 2) Крымско-татарское словесное искусство ХУ-ХУШ вв., т.е. Крымского государства; 3) ХУП-ХУШвв. Конечно, такое разделение более чем трёхвекового литературного процесса носит в известной степени условный характер. В то же время оно способствует созданию определенного представления о татарском словесном искусстве указанных столетий. Значительную часть письменной литературы, относящейся к Крымскому ханству, составляет так называемая «историческая проза» [О ней подробнее! ())]. представленная следующими сочинениями:«История хана Сахиб-Гирея» («Тарихе Сэхибгэрэй хан») Бадр ад-Дина Мухаммеда б. Мухаммед Кайсунизаде Нидаи-эфенди, известного под именем Реммала-ходжи (Рэммэл Хужа) (умер в 1569 году в Стамбуле); «Летописи Дешт-и Кипчака» («Тэварихе Дэште-Кыпчак») Абдуллы б. Ризвана (Абди) (составленного около 30-х годов XVII в.); «Тарихи Ислам-Гирей хан» (завершено в 1651 году) Ходжи Мухаммеда («Сенаи»,«Кырымлы»); «История татарских ханов Дагестана, Москвы и народов Дешт-и Кипчака» (середина XVI II в.).Ибрахимаб. Али Кефеви (личный секретарь Крымского хана Фатх-Гирея 11 (1736-1737); «Розовый куст ханов»(«Голбуне-ханан») Халим-Гирея (в 1756-1758 гг. правил Крымом) и др. Хотя такие произведения называют историческими, но они в той или иной степени являются и художественными. Их язык, манера изложения часто приближаются к литературному, образному стилю; есть образцы рифмованной, ритмической прозы. В таких сочинениях встречаются поэтические строки. Наряду с изложением реальных событий и деяний, в них находит место и описание вымышленных обстоятельств, легенд. Некоторые истории ханов воспринимаются как панегирические жанры. Поэтому такие произведения с определенной условностью можно называть историко-литературными сочинениями. По структуре и по содержанию они напоминают хорошо известные татарскому читателю книги «Джамиг ат-таварих» (1602) Кадир Алибека, «Дафтари Чингизнаме» (около 1679 г.) неизвестного автора, а также «Таварихе Болгария» Хнсамеддина Муслими [2]. Таким сочинениям и крымских, и поволжских авторов присущи интертекстуальный, в определенной степени и эклектичный способ составления своих книг. В них обильно использованы тексты из сочинений предшествовавших авторов, особенно Закарии Казвини (1203-1283), Рашид ад-Дина (1247-1318). Следует отметить, что в Крымском ханстве «сочинительство», «письменное занятие» высоко оценивались, ими занимались даже ханы, чиновники высокого ранга. Сохранившаяся часть письменной литературы Крымского государства представлена поэтическими и прозаическими произведениями различного жанра, такими, как дастан, газель, рубай, касыда, мадхия. марсия. наме мунаджат, хикаят, саяхатнаме (сефернаме), шаджара, ярлыки и др. В ней отображены различные аспекты человеческой жизни и бытия, в том числе нравственные, философские, социально-политические, бытовые вопросы, конечно же и тема любви. Как и в других регионах Мусульманского Востока, так и в духовной жизни Крымского ханства значительную роль сыграли суфизм, особенно «Месневи» (своего рода «поэтическая энциклопедия суфизма»), автором которого является великий Джалаледдин Руми (1207-1273). Наряду с классиками арабо-персидской литературы, в Крыму были очень популярны сочинения османских авторов, как таких, «Мухаммадия» (1449) Языджоглу (Челеби), «Искандернаме» (1390) Ахмеди Гирмияни. «Рождение пророка» («Мавлюден-нзби») Сулеймана Челеби (умер в 1422 г.), путевые записи Эвлия Челеби (1611-1670) Среди читателей и слушателей Крыма широко распространялись версии и варианты общих тюрко- татарских дастанов, таких, как «Идегей». «Тагир-Зухра». «Чура батыр». Наряду с вышеупомянутыми авторамп письменной литературы Крымского ханства, творили и другие мастера пера, такие, как Джанмухаммед (XV в.), Менгли-Гирей (XVв.), Мудами (умер в 1540 г.). Бакайи (умер в 1591 г.), Лейля Бикеч, Ашык Ариф и др. Авторы XVII века Джанмухаммед и Эдип эфэнде создают свои известные сочинения «Тогай бей» и «Сефернамэ». По мнению крымско-татарского литератора Эшрефе Шемаизаде, «в этих реалистических поэмах отображены исторические события, в которых авторы сами принимали участие» Самым крупным и известным поэтом Крымского ханства является Ашык Умер (Гашыйк Гомэр, 1621-1707). [К сожалению, в «Краткой литературной энциклопедии» (Т.1. - М., 1962. - С. 381), видимо, исходя из османизированного языка, он представлен как «турецкий поэт-ашуг»]. Родом он из города Гёзлева (нынег.Евпатория). Много путешествовал, побывал во многих уголках Османской империи. По преданию, этотвыдающийся представитель «бардовской» - «ашыкской» поэзии умер в родном городе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.014 с.) |