Урок № 40. Памятники архитектуры XV–XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 40. Памятники архитектуры XV–XVII вв.



Варианты урока

Вариант1. Изучение нового материала начинается со вступительной беседы – по вопросам перед сюжетом.

Затем работа по рядам. Учащиеся читают текст учебника, работают с его иллюстрациями и готовят рассказы об архитектурных памятниках по плану, данному в задании 85 рабочей тетради.

Так, учащиеся, сидящие в первом ряду готовят рассказ о стенах и башнях Московского Кремля и Успенском соборе. Учащиеся второго ряда – о Теремном дворце, третьего ряда – о соборах на Красной площади.

Далее представитель каждого ряда рассказывает о прочитанном памятнике. Задача учеников данного ряда – устное рецензирование ответа своего товарища – дополнение, исправление ошибок. Задача всех остальных – узнать новое из рассказов одноклассников, быть готовыми ответить на вопросы, как по прочитанному, так и по услышанному материалу. Закрепление материала – выполнение задания 85 рабочей тетради.

Вариант 2. Предварительная подготовка четвероклассников к уроку. Недели за две до урока детям даются задания (можно всему классу, нескольким учащимся, отдельным группам): подготовить на основе дополнительной литературы одно-два сообщения. Например, о стенах и башнях Московского Кремля или об Успенском соборе Московского Кремля. Возможно, одно из сообщений будет о памятнике архитектуры родного края, который относится к данному периоду.

Если предварительное задание получили отдельные учащиеся, то остальным на предыдущем уроке рекомендуется прочитать дома сюжет «Памятники архитектуры XV–XVII вв.». Это делается для того, чтобы школьники были в курсе рассматриваемого на уроке материала.

После сообщений учеников, вопрос классу: что вы узнали нового (по сравнению с учебником) из сообщений своих товарищей. Далее читается материал о других (не охваченных сообщениями) памятниках, выполняются задания учебника и рабочей тетради (см. вариант 1).

 

Российская империя (11 ч)

Материал подтемы способствует созданию у младших школьников образных представлений о жизни, быте, культуре, военной славе наших предков в XVIII-начале XX вв.; показывает ученикам необходимость отмены крепостного права, перемены, произошедшие в России после него. Дает возможность характеризовать таких исторических личностей этого периода, как: Петр I, Екатерина II, М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, П. М. Третьяков и др.; воспитывать чувство гордости за своих предков, защитивших Россию в 1812 году, неприятие к угнетению; учит детей передавать свои впечатления от восприятия памятников архитектуры и живописи.

На уроках продолжается работа с текстом учебника и нетекстовыми компонентами (иллюстрациями, картами), выполняются познавательные и хронологические задания; учащиеся рассказывают (используя текст и иллюстрации учебника, дополнительные сведения) об изучаемых событиях, выдающихся исторических деятелях, памятниках культуры, включая в них элементы собственной оценки (события, личности, произведения искусства).

Основные понятия и термины: император, империя, Кунсткамера, партизаны, капиталисты, памятники культуры.

Основные даты: 1703 г. – основание Санкт-Петербурга, 1812 г. – Отечественная война, 1861 г. – освобождение крестьян от крепостной зависимости.

Приведем отдельные рекомендации к урокам.

Уроки № 42–43. Петр I и его дела. Возможные варианты уроков.

Вариант 1.

Изучение нового материала проводится при помощи таких приемов: комментированное чтение текста учебника, работа с иллюстрациями и картами, выполнение заданий под рубрикой «Проверь себя» и «Практическая работа». Затем четвероклассники (на основе текста учебника) составляют план сюжета «ПетрI и его дела» (письменно или устно). Эта работа подготавливает их к основной – составлению характеристики ПетрI (задание 93 рабочей тетради).

Закрепление материала уроков – выполнение заданий 90–92 рабочей тетради.

Вариант 2.

В подготовленном классе ученики сразу нацеливаются на составление характеристики по плану, данному в задании рабочей тетради (можно составить характеристику письменно на листочках). По ходу чтения сюжета четвероклассники находят в тексте учебника глаголы и прилагательные, которые определяют действия, поступки и черты личности Петра I (см. особенности изучения исторического материала, данные в разработках), характеризуют его внешность (по иллюстрациям). Такая работа помогает в составлении характеристики. В этом варианте возможны (на втором уроке) 1-2 сообщения учеников, подготовленных индивидуально или группой, о новшествах, появившихся в царствование Петра I.

Закрепление материала уроков проводится как в первом варианте.

Дополнительный материал

При Петре I в России строятся большие трехмачтовые и двухпалубные корабли. Корма и нос таких кораблей украшалась причудливой резьбой. Экипаж такого судна состоял из 300-350 человек, а на палубе размещалось от 40 до 100 пушек. На мачтах кораблей развевался Андреевский флаг – флаг военно-морского флота. Андрея Первозванного считали покровителем России. Был он первым учеником Иисуса Христа. По преданию Андрея Первозванного казнили на косом кресте. В честь этого святого и был назван военно-морской флаг России. Святой Андрей Первозванный считался покровителей мореплавателей, сам был рыбаком. Голубизна моря была перенесена на флаг – косой крест изображался голубым цветом.

Урок № 45. Сыны Отечества. Предварительно к уроку четвероклассникам даются задания: 1) рассмотреть портреты, помещенные в сюжете «Сыны Отечества» и прочитать подписи под ними; 2) узнать (прочитать книгу или отрывки из нее, статью в энциклопедии, побеседовать с родными) о жизни и деятельности одного из предложенных исторических деятелей, и подготовить о нем небольшой рассказ.

Урок начинается с опроса по заданиям рубрики «Проверь себя», проверки выполнения заданий в рабочей тетради по предыдущему уроку.

Ход изучения нового материала: 1. Комментированное чтение текста о памятнике «Тысячелетие России». 2. Сообщения школьников об исторических деятелях. 3. Закрепление материала возможно при работе над таким заданием: почему исторические деятели, о которых мы говорили на уроке, увековечены в бронзе на памятнике «Тысячелетие России»? Что они сделали для родной страны?

 

Уроки № 47–48. Картины повседневной жизни и быта россиян XIX – начале XX веков. Возможный вариант. Класс (незадолго до урока – за одну две недели) разбивается на 3-4 группы (можно по рядам) и каждая группа готовит сообщение об одной из групп населения России: рабочих, крестьянах, капиталистах-предпринимателях, дворянах (можно совместить в одном сообщении сведения о дворянах и капиталистах). Для подготовки сообщения используются – материал учебника, дополнительные данные из энциклопедий, научно-популярной и художественной литературы, сведения, почерпнутые от посещения краеведческого музея.

На первом уроке рассматривается материал об освобождении крестьян и изменениях в России (путем чтения текста и работы с исторической картой). Затем заслушиваются сообщения. В конце второго урока целесообразно оставить время для закрепления материала – выполнение заданий рабочей тетради.

Урок № 52. Обобщение по подтеме «Российская империя». Возможен такой же подход к проведению урока повторения, как и в рассматриваемом выше уроке к подтеме «Древняя Русь».

Уместно начать урок со следующих заданий: какие события в истории России XVIII-XIX вв. вам запомнились? Перечислите их; с именем каких исторических деятелей они связаны? Возможно и выполнение заданий №№ 1, 4 учебника – вопросы и задания для повторения. Перечислите известные вам памятники архитектуры XVIII–XIX вв. Какой из них вам больше нравится? Почему?

Затем работа с датами: задание 104 рабочей тетради. Потом такой блок заданий: Кого называли крепостными? Когда произошло освобождение крестьян от крепостной зависимости? Вспомните, кого называли ремесленниками? Чем рабочие отличались от ремесленников? Кого называли дворянами? Кто такие капиталисты?

Далее возможна письменная работа с заданиями тестового типа: задания 107–110 рабочей тетради. Можно данную проверку провести в форме игры: «Знаете ли вы?» или «Кто быстрее?»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.056 с.)