Наше Отечество в XIV-XVII вв. (8 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наше Отечество в XIV-XVII вв. (8 ч)



34. Куликовская битва.

35. Страна раздвигает границы.

36. Минин и Пожарский – спасители Отечества.

37–38. Жизнь и быт жителей страны в XV–XVII веках.

39. Школа в Московском государстве.

40. Памятники архитектуры XV–XVII веков.

41. Урок обобщения по теме.

Российская империя (11 ч)

42–43. Петр I и его дела.

44. Россия при Екатерине II.

45. Сыны Отечества.

46. Отечественная война 1812 года.

47–48. Картины повседневной жизни и быта россиян во второй половине XIX – начале XX века.

49–50. Памятники культуры XIX в.

51. Первая русская кругосветная экспедиция.

52. Урок обобщения по теме.

Россия, СССР в 1917-1941 годах (5 ч)

53–54. От Февраля к Октябрю 1917 года. Гражданская война.

55. Жизнь и быт рабочих в 1920–1930-е годы.

56. Жизнь и быт людей в селах и деревнях в 1920–1930-е годы.

57. Образование и наука в СССР в 1920–1930-е годы.

СССР в 1941-1991 годах (8 ч)

58. Начало Великой Отечественной войны. Битва под Москвой.

59. Блокада Ленинграда.

60. Сталинградская битва.

61. Советский тыл – фронту.

62. Победа.

63–64 Наша страна в конце 40-х – начале 90-х годов XX века (жизнь и быт людей после войны, достижения науки и культуры на пороге перемен).

65. Россия, СССР в 1917–1991 годах. (Обобщение по темам).

Заключение: Современный мир и человек (3 ч)

66–68. Земля – наш общий дом.

 

Методические рекомендации к урокам

 

Цель данных рекомендаций в том, чтобы показать учителю возможности, которые предоставляют учебник и рабочая тетрадь в плане развития младших школьников, усвоения ими первоначальных знаний о природе, прошлом и настоящем родной страны. Авторы не навязывают учителям готовые рецепты, не стремятся сковывать их инициативу, а пытаются дать ключ к уроку, побудить учителя к творчеству, превратить его в организатора деятельности детей. Поэтому мы рекомендуем возможные подходы к проведению уроков, к которым учителя подойдут творчески, учтут индивидуальные особенности своих учеников, уровень их развития.

 

Введение

Урок № 1. Введение. К уроку надо подготовить плакат или раздаточные карточки с режимом дня ученика 4 класса, учебник 3 класса.

В начале урока делается краткий обзор изученного на уроках по окружающему миру в 3 классе и того, что нового узнали о природе в ходе летних наблюдений, чтения книг о природе и истории, каких именно, что особенно было интересным. Если учащиеся что-то записали или зарисовали в рабочей тетради, при ответах они могут использовать эти результаты их труда, что учителю полезно поощрить. Не следует при этом высказывать негативное отношение к тем, кто этого не сделал. В рабочей тетради 3 класса это задание дано как необязательное для выполнения.

«В этом году мы будем продолжать изучать окружающий мир. Какой же наш учебник в 4 классе?» Дети обнаруживают, что в нем есть тексты, вопросы, рисунки, есть выводы, словарик. «Попытайтесь определить, что мы будем изучать в 4 классе. Как об этом узнать, не листая учебник?» Да, надо открыть и прочитать данное в конце книги содержание. При этом все содержание можно не читать. Достаточно прочитать названия тем, написанные крупным шрифтом. Одновременно надо вспомнить, как содержание помогает ориентироваться в книге. Для проверки и закрепления этого умения учитель предлагает найти в учебнике такой-то материал.

Как же надо работать с учебником? Учащиеся рассказывают о том, что им уже известно. (Читать вопросы и задания и отвечать на них. Читать текст, запоминать и понимать его содержание, рассматривать рисунки и рассказывать по ним. Если в тексте есть вопросы и задания, надо сначала ответить на них, а потом проверить себя по учебнику. В учебнике могут встретиться непонятные слова. Узнать о них можно в словарике. Учащиеся демонстрируют свое умение работать со словариком).

Итак, учебник для нас является источником информации. Откуда же мы еще можем получать информацию по тем вопросам, которые предстоит изучать в 4 классе? Вопрос не должен остаться без ответа, так как в конце учебного прошлого года было проведено обобщение о способах получения информации. Если учащиеся забыли, надо обратиться к учебнику 3 класса.

Теперь учащиеся читают в учебнике обращение к ним. По мере чтения важно обсуждать советы учебника, выполнить практические действия. Например, читая 2-й абзац обращения, надо обратить внимание класса на такой важный способ получения информации, как исторические карты. Почему же в 4 классе важны исторические карты? Ответ на этот вопрос вытекает из анализа содержания (оглавления) учебника. Действительно, большая часть учебного материала 4 класса – это материал по истории. Хорошо понимать его помогут исторические карты. Третьеклассники знакомились с исторической картой в общих чертах. Поэтому здесь важно о них напомнить и даже предложить среди 2 – 3 карт найти историческую.

Как и в учебнике 3 класса в учебнике 4 класса есть знаки, сигналы-символы. Необходимо вспомнить, как надо ими пользоваться. Если в учебнике 4 класса есть новые по сравнению с 1 – 3 классами знаки, учащиеся читают их значение и тоже находят на страницах учебника. Напоминаем, что заучивать знаки-символы не надо. Встретив в учебнике знак-символ и не вспомнив его значение, ученик всегда может вернуться в начало книги. Зато эта деятельность закрепляет уже полученные знания о том, что знаки являются носителями и хранителями информации, развивает у детей важное умение – соотносить знак и его содержание, что очень важно для развития у детей информационной культуры.

Кроме учебника мы будем работать в рабочей тетради. Что это такое? Учащиеся знакомы с этим видом пособия и могут ответить на вопрос. Теперь проводится детальное знакомство с тетрадью: прорабатывается обращение, изучаются знаки-символы.

Какая же еще наша деятельность поможет нам узнать об окружающем мире много интересного и в этом году? (Наблюдения). Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о том, как надо наблюдать, какие правила безопасности надо соблюдать во время наблюдений. Важным источником знаний для нас по-прежнему будут беседы со взрослыми, разнообразные книги.

На этом уроке учащиеся знакомятся с режимом дня, который нужно соблюдать в 4 классе, сравнивают его с режимом дня в 3 классе, отмечают, что в нем не произошло особых изменений. Детям дается задание продумать, могут ли каждый из них выполнить предложенное в режиме дня в таком порядке. Какие им нужно внести изменения? Если режим дня роздан не на карточках, а представлен классу демонстрационным плакатом, учащиеся переписывают предложенный режим дня с тем, чтобы составить свой индивидуальный режим дня. Если на уроке еще есть время, дети могут приступить к этой работе.

В заключение подводится итог.

Задание на внеурочную деятельность: используя общий режим дня, составить режим дня для себя. По возможности, в ясную погоду понаблюдать, как выглядит небо после захода Солнца.

 

Земля – планета жизни

Учебный материал темы дает представление о космическом пространстве, о видах космических тел – планетах, звездах и спутниках. Одной из планет является Земля, на которой мы живем. Это последнее обстоятельство дает основание знакомить детей более подробно именно с этой планетой. Поэтому в содержание темы включены вопросы о форме, размерах, вращении Земли, о ее внешнем виде. Значительная часть материала изучается в ходе практических работ и демонстраций приборов. Этому способствует применение модели Земли – глобуса, что позволяет расширить знания по информатике: что модель какого-то объекта является источником информации, а работа с ней – способом получения информации. Содержание темы имеет важное мировоззренческое значение, так как расширяет представление детей о единой картине окружающего мира включением в эту картину космического пространство.

Урок № 2. Небесные тела: планеты, звезды, спутники. К уроку желательно подготовить иллюстрации звездного неба.

В начале урока следует повторить правила работы с учебником и проверить, как дети составили свой режим дня.

Вступлением к изучению нового материала может быть вводная беседа, опирающаяся на жизненный опыт ребенка. Она может быть проведена по следующим примерным вопросам: что вам удалось видеть на вечернем небе. Как оно выглядит? Что можно рассказать о внешнем виде звезд, об их видимых размерах? Как вы считаете, что такое звезды. Что вам известно о космическом пространстве? Опираясь на представления детей о космосе, о звездах, учитель рассказывает, что небо – это видимая часть огромного пространства, которое называют космическим, или космосом. В космическом пространстве находятся космические предметы, т. е. космические тела. Надо предложить классу назвать известные им космические тела. Учащиеся могут назвать звезды. С помощью текста учебника можно дополнить это знание: среди космических тел есть еще планеты и спутники. Эту информацию может дать и учитель.

Теперь предстоит разобрать особенности каждого названного космического тела. Что же характерно для звезд? Из чего состоят звезды? Учащиеся могут дать какие-то весьма приблизительные ответы. Учитель говорит классу, что у него по этому поводу тоже есть ответ и предлагает выслушать его: звезды состоят из веществ, все вещества звезд находятся в раскаленном состоянии. Здесь можно обратиться и к тексту учебника (проверить себя по учебнику). Что же значит это для космического пространства? Чтобы помочь учащимся найти ответ, учитель предлагает ситуацию с раскаленными углями в печке (см. учебник с. 6). Учащиеся без труда ответят, что звезды излучают в космическое пространство тепло и свет.

Какова же форма звезд? Дети привыкли, что изделия-звезды имеют форму многоугольника. Они так и могут ответить. Надо принять ответы детей и проверить их по учебнику. Из продолжения текста учащиеся узнают, что звезды находятся в постоянном движении, что их в космическом пространстве огромное множество.

Примером звезды является Солнце. Надо предложить детям доказать из своих наблюдений, что Солнце – действительно звезда. В ходе этой деятельности они уже установили, что свет и тепло на Земле от Солнца. А это значит, что Солнце – звезда. Можно здесь еще раз вернуться к тексту, где дано определение, что такое звезды. Такой возврат заставляет детей читать текст более внимательно, а значит, позволит им усвоить учебный материал более осознанно. Далее разбирается значение тепла и света для жизни на Земле. Здесь может быть беседа или работа с соответствующей частью текста «Солнце». Другую информацию о Солнце класс может получить в ходе работы текстом и рисунком 4. Чтение текста может быть заменено рассказом учителя или сообщением, заранее подготовленным кем-то из детей.

Другая группа космических тел – планеты. Примером планет является наша Земля. Учитель сообщает, что особенностью планет по сравнению со звездами является то, что вещества, из которых они состоят, не раскалены. Теперь классу предлагается подумать, излучают ли планеты тепло и свет. Дети дадут правильный ответ, так как им это хорошо известно на примере Земли. Далее перед классом ставится проблема: итак, планеты не излучают свет, но мы на Земле их видим как раз потому, что они светят. В чем же дело? Ответы детей можно проверить и уточнить по учебнику. Вопрос учебника о форме планет может остаться пока открытым, либо с предположительным ответом.

Земля – особая планета. В чем же ее особенность? В 1 и 2 классах дети узнали о живых организмах, о том, что для них нужны определенные условия. Учащиеся могут назвать эти условия. Есть ли эти условия на Земле? На основании ответов детей делается вывод, что Земля – планета жизни.

Среди космических тел есть еще спутники. Введение понятий «спутник», «Луна как естественный спутник Земли» и «Искусственные спутники Земли» может быть выполнено в логике текста на с. 9–10 учебника. Теперь учащимся можно предложить подумать, научно ли выражение: «Небо усеяно звездами».

Закрепление знаний можно провести по вопросам рубрики «Проверь себя». Далее делается вывод по уроку, который сравнивается с выводом учебник.

Задание на внеурочную деятельность: повторить материал о планетах. звездах, спутниках, выполнить задания на с. 11 учебника.

Урок № 3. Форма и размеры Земли. К уроку надо подготовить глобус большой для демонстрации и глобусы для индивидуальной работы детей, иллюстрации с изображениями вида Земли из космоса.

Для повторения материала можно использовать те же вопросы, что и при его закреплении на предыдущем уроке.

Изучение нового материала можно начать с вопроса о том, какую форму имеет Земля. Не дожидаясь ответа детей, учитель продолжает, что людей с давних времен интересовал вопрос о форме Земли. Перед собой они постоянно видели плоскую Землю, ограниченную небосводом. Поэтому возникали разные мнения о форме Земли. Учащиеся рассматривают иллюстрацию на с. 14 учебника. Учитель помогает сформировать эти представления. Продолжая, учитель говорит, что уже в древности у людей появились сомнения в правильности этих представлений. О том, в чем конкретно были эти сомнения, может рассказать учитель или о них можно прочитать в учебнике на с. 15. Так какова же все-таки форма Земли? Учащиеся из материала прошлого урока, прочитанных книг, средств массовой информации уже имеют некоторые знания о форме Земли и могут сказать, что Земля имеет форму шара. Но как же доказать это? Ученые математическими расчетами доказали, что Земля имеет шарообразную форму. Но нам трудно понять эти расчеты. Вот если бы посмотреть на Землю со стороны! Можем ли мы это выполнить, чтобы убедиться в правильности нашего ответа? Сегодня на уроке увидеть Землю нам поможет прибор, название которого вы все знаете. Учитель демонстрирует глобус и сообщает, что это уменьшенная во много раз планета Земля, это ее модель. Учащиеся находят на раздаточных глобусах масштаб и убеждаются, что размеры Земли действительно уменьшены. По желанию можно с помощью масштаба определить, во сколько раз уменьшены размеры Земли на данном глобусе.

И все же модель – это не сама Земля. Как же увидеть Землю? (Мы не можем увидеть, но видели космонавты). Учитель демонстрирует иллюстрации с видом Земли из космоса, и дети убеждаются, что действительно Земля имеет шарообразную форму.

Итак, мы уже убедились, что форма Земли напоминает шар. Но почему же все-таки Земля нам кажется плоской? Учащиеся могут дать предположительные ответы. Учитель, уточняя эти ответы, объясняет, что Земля очень большая, а мы видим лишь малую ее часть. Некоторые представления о размерах Земли могут дать сведения о размерах самой большой окружности Земли – 40 000 километров. Но детям представить эти размеры трудно. Поэтому полезно привести такие примеры. Чтобы пройти взрослому человеку такой путь, ему потребуется 1,5 года без перерыва на отдых, еду, сон. Можно составить специальные задачи. Например, за какое время преодолеет этот путь скорый поезд, (самолет, корабль и т. д.) если его скорость такая-то?

Для закрепления материала можно использовать вопросы 1–3 из рубрики «Проверь себя» на с. 17 учебника. В качестве обобщения надо предложить классу вспомнить, что узнали на уроке. Общий вывод будет сделан на следующем уроке.

Задания на внеурочную деятельность: Повторить материал о форме и размерах Земли, уметь приводить доказательства шарообразности Земли, продолжить выполнение задания 2 на с. 17 учебника.

Урок № 4. Глобус – модель Земли (практическая работа). К уроку нужны демонстрационный и раздаточные глобусы, физическая карта России.

Повторение материала предыдущего урока проводится как устное индивидуальное по следующим заданиям: 1) форма Земли и примеры доказательств; 2) представления древних о форме Земли; 3) размеры Земли.

Мы уже знаем, что изучать Землю можно по глобусу. Он помог нам убедиться в форме и величине Земли. Но по глобусу можно еще многое узнать о Земле. Что же именно? Ответить на этот вопрос поможет практическая работа, которую учащиеся выполняют по инструкции на с. 16 учебника. Результаты практической работы по пункту 3 закрепляются выполнением задания 4 в рабочей тетради.

При выполнении пункта 4 практической работы все дети должны показать на своих глобусах, где находится суша, а где вода. На вопрос, что еще можно прочитать на глобусе, дети должны ответить, что можно узнать о формах поверхности, разных водоемах (реках, озерах, морях). Какие (без географических названий, только так: горы, плоские равнины, холмистые равнины) и где вы обнаружили формы поверхности? (Показ на глобусе). Покажите на карте реки, озера, моря (без географических названий). Хотя требовать знание географических названий объектов не следует, отдельные примеры названий 2 – 3 объектов можно допустить. Что помогло получить эти знания о Земле? Учащиеся должны ответить, что помогли условные знаки. Такое заключение по пункту 4 практической работы позволит успешно выполнить пункт 5 этой работы.

В ходе сравнения глобуса и карты (п. 5 практической работы) выявляется следующее сходство: одинаковые условные знаки, выполнены в масштабе, нанесены линии, положение направлений север, юг, запад, восток; различия: карта плоская, а глобус шарообразный; разное выражение масштаба. В заключение практической работы можно предложить детям подумать, проведены ли все эти линии и точки на самой планете Земля. Учителю надо иметь в виду, что эти линии и точки – воображаемые. Они наносятся на глобус для удобства изучения Земли и хозяйственной деятельности человека.

По результатам практической работы делается вывод, который сверяется с текстом на с. 15 учебника.

На этапе закрепления учащиеся отвечают на все вопросы рубрики «Проверь себя», но при отсутствии времени только на вопросы 4 и 5. Затем по двум урокам формулируется общий вывод, который сравнивается с выводом учебника.

Задания на внеурочную деятельность: повторить, что можно по глобусу узнать о Земле. Уметь находить, показывать и называть основные воображаемые линии и точки на глобусе.

Урок № 5. Материки и океаны Земли (практическая работа). К уроку нужны глобусы и физическая карта полушарий.

Повторение можно провести методом фронтальной беседы по вопросам: что такое глобус. Что можно узнать по глобусу о Земле? Какие есть линии на глобусе? Покажите их, одну из них назовите. Какие есть точки на глобусе? Назовите и покажите их. Покажите на глобусе сушу и водоемы. Как вы это определили? Почему по глобусу можно получать знания о Земле. В чем сходство и различие карты и глобуса?

Изучение нового материала можно начать с предложения еще раз найти на глобусе сушу и водоемы. Чтобы выполнить это задание, надо обязательно повернуть глобус. Всегда ли это удобно? Дети высказывают мнение о неудобстве работать с глобусом на уроке. Особое неудобство создает глобус в походах. Подумайте, в чем это неудобство. (Он занимает много места. Лучше работать, когда перед глазами все изображение Земли.) Действительно карта в использовании удобнее, чем глобус. Ее можно разложить на столе и сразу увидеть всю Землю. Поэтому ученые разделили шарообразный глобус на две половины. Учитель проводит по глобусу указкой. Что получается? (Две половины глобуса, шара). На основании ответов детей учитель вводит понятие полушарие. Каждое полушарие и все, что на нем изображено, перенесли на бумагу. Учитель демонстрирует карту полушарий и предлагает классу сказать, какая получилась карта. Поскольку на этой карте изображены полушария Земли, то и карту назвали картой полушарий. Учащиеся находят такую же карту в учебнике. Обычно глобус делят по определенной и всегда постоянной окружности, поэтому на всех картах полушарий получается одинаковое изображение Земли. Это создает большие удобства в использовании этих карт, позволяет четко назвать полушария – западное и восточное. Опираясь на знание расположения направлений на бумаге, учащиеся находят, называют и показывают эти полушария.

Итак, на карте полушарий одновременно мы видим всю Землю. Что же можно изучить по карте полушарий? Классу предлагается выполнить практическую работу, описанную на с. 19 учебника, по мере выполнения которой учащиеся усваивают понятия материк, океан, море, остров, узнают названия материков и океанов и делают соответствующие записи в заданиях 5–8 рабочей тетради. При обсуждении результатов этой работы, учитель демонстрирует, как правильно показывать на карте материки, океаны, моря, острова, территорию нашей страны. Напомним, что эти объекты обводятся указкой по часовой стрелке, начиная с запада.

Для закрепления знания карты полушарий и умения работать с нею используются вопросы рубрики «Проверь себя». Дополнительно можно выполнить несколько упражнений типа тех, что даны в рабочей тетради (см. № 9). Учитель может сам составить аналогичные упражнения. Обобщение материала и формулирование вывода проводятся, как обычно.

Задания на внеурочную деятельность: повторить, что такое карта полушарий, названия материков и океанов. Уметь показывать их на глобусе и карте полушарий. Выполнить задания на с. 22 учебника.

Урок № 6. Движение Земли. Распределение тепла и света на Земле. К уроку надо подготовить карту полушарий, демонстрационный и раздаточный глобусы, небольшие мячи (раздаточный материал), теллурий (при отсутствии теллурия надо иметь источник света и возможность закрыть окна или создать тень для демонстрации опыта).

Для повторения материала предыдущего урока можно использовать следующие вопросы: что такое карта полушарий. Почему она так называется? Почему карта полушарий удобнее глобуса? Назовите и покажите на карте материки. Назовите и покажите на карте океаны. Что такое остров? Найдите на карте любой остров, покажите его и докажите, что это остров. В каком полушарии находится наша страна? Покажите ее. Отвечающий ученик должен показ на карте сопровождать рассказом в соответствии с заданием 9 практической работы на с. 22 учебника. Учитель следит за правильностью показа называемых географических объектов. Почему на карте полушарий наша страна выглядит меньше, чем на уже знакомой карте России?

Изучение нового материала можно начать с вопросов, какую форму имеет Земля, какая модель помогает нам убедиться в этом. Учитель предлагает учащимся повращать глобус. Это удастся без труда. Почему же глобус сделали таким, что он вращается? Если учащиеся не ответят на вопрос, ответ можно найти в тексте учебника. Для введения понятий «ось Земли» и «вращение Земли вокруг своей оси» проводится практическая работа, инструктаж к которой дан на с. 23 учебника.

Теперь надо вернуться к вопросам 2 и 3 перед текстом. Итак, в ходе наблюдений мы убедились, что на Земле ночь и день постоянно чередуются. Почему же это происходит? Учитель с помощью теллурия демонстрирует вращение глобуса относительно источника света, и учащиеся убеждаются, что в ходе вращения на глобусе меняется свет и тень, а на Земле так меняются день и ночь. Из наблюдений мы знаем, что в течение суток изменяется температура воздуха. Как именно? Учащиеся называют утреннюю, дневную, вечернюю и ночную температуру в общих чертах: выше, ниже, теплее, холоднее. Почему это происходит? Аналогично выясняется и изменение количества света на Земле в течение суток. На основании наблюдений делается вывод, что количество тепла и света меняется не только в течение суток, но и в течение года. Для подтверждения этого положения привлекаются данные заданий 10 и 11 рабочей тетради. Если учащиеся не смогли дома выполнить названные задания, это надо сделать на уроке.

Далее учитель говорит, что такая зависимость тепла и света от Солнца, как мы установили для нашей местности, происходит на всей Земле. Убедиться в этом поможет рисунок 8, работу с которым следует построить в логике 5-го абзаца текста на с. 25 учебника. Неодинаковое количество тепла и света, получаемого Землей в течение года, связано не только с ее шарообразностью, но и с движением Земли вокруг Солнца. Об этом последнем речь пойдет в старших классах.

Закрепление знаний и обобщение материала проводится с использованием соответствующих структурных компонентов учебника к этому уроку.

Задания на внеурочную деятельность: повторить материал о смене температуры воздуха и освещенности на Земле в течение суток и по временам года. Уметь объяснить эти явления. Выполнить задания на с. 27 учебника.

Уроки №№ 6–9 посвящены сюжетам, дающим детям представления остранах и народах мира, их жизни и быте, достопримечательностях отдельных стран.

Возможные приемы изучения материала на уроках: комментированное чтение текста учебника, работа с иллюстрациями, выполнение заданий учебника и рабочей тетради, практические работы с глобусом и картой (полушарий и мира).

Урок № 7. Страны и народы мира. Опрос проводится по заданиям предыдущего урока.

Изучение нового материала проходит путем комментированного чтения учебника и бесед по вопросам, которые помещены как в самом тексте, так и в рубрике «Проверь себя».

Возможна практическая работа с глобусом и политической картой мира: нахождение стран, упоминаемых в тексте.

Задания на внеурочную деятельность: прочитать текст сюжета «Страны и народы мира» и ответить на вопросы под рубрикой «Проверь себя», выполнить задание 13 рабочей тетради (или все, или только часть «А»; часть «Б» школьники могут выполнить при подготовке домашнего задания на следующем уроке). Можно рекомендовать групповую (по 5 человек) подготовку сообщений о странах-соседях России.

Уроки № 8–9 посвящены знакомству четвероклассников с отдельными странами мира. В первую очередь, с предложенными в учебнике, Японией и Египтом – странами с контрастными особенностями, как природными, так и культурно-бытовыми. Знакомство с этими странами проходит в ходе чтения текста учебника, работы с иллюстрациями, глобусом и картой.

Кроме того, на уроках заслушиваются небольшие рассказы четвероклассников (не более двух за урок) о странах-соседях России (задание 13 рабочей тетради).

Возможно предварительное чтение детьми (дома) сюжетов о Японии и Египте. Это даст возможность учителю больше внимания уделить не чтению текста, а работе с заданиями учебника, с картой, сообщениям учеников о странах мира.

Урок № 10. Земля – планета жизни (обобщающий). К уроку надо подготовить отдельные наглядные пособия, которые использовались в процессе изучения темы. Урок проводится методом беседы, в основу которой могут быть положены вопросы и задания, данные в учебнике на с. 43. Дети должны показать свое умение работать с глобусом и картой. Это важно применительно к вопросам 8–12. Вопросы 13 и 14 требуют от учащихся подтверждений из своих наблюдений, записанных в рабочих тетрадях. Поэтому при ответах на них надо ориентировать детей, чтобы свои ответы они подтверждали записями в этих пособиях, объяснив им, что это делает ответ доказательным. Кроме того, полезно показать, что в ходе наблюдений мы получили информацию, записав ее в тетрадь, сохранили, а теперь ею можем воспользоваться. Надо обратить внимание на вопрос «почему Земля – планета жизни?». В ответе должно быть отмечено наличие таких-то условий, обеспечивающих жизнь таких-то живых организмов. Важно также отметить, что, хотя человек, как живой организм, часть природы, он не живет в дикой природе. Он преобразует окружающий мир, создав страны (мы знаем такие-то), построил города, создал транспорт, достопримечательности и т. п. Здесь важно, чтобы учащиеся приводили конкретные примеры. Значит, смысл понятия «Земля – планета жизни» шире, чем просто наличие на ней условий жизни и живых организмов. В это понятие входит и созданный и преобразованный человеком окружающий мир.

Задание на внеурочную деятельность: повторить, что значит «Земля – планета жизни», уметь это доказать, выполнить задания на с. 42 учебника. В задании 3 детям предложено вспомнить, что им известно о природе Крайнего Севера. Но, если учитель планирует для изучения другую природную зону (см. пояснения к теме «Природа»), то это задание следует соответственно откорректировать.

Природа (10 ч)

Основное назначение темы «Природа» дать учащимся представление о разнообразии природы России, что обычно реализуется путем изучения природных географических зон. Для этого совсем не обязательно изучать природу России во всей подробности. Данное положение учтено стандартом начального общего образования, который ограничивает изучение природных зон России двумя-тремя по выбору учителя. Мы ориентируем на изучение трех природных зон, а именно, зон тундр, лесов, степей. Эти зоны в России представлены полно и являются ландшафтообразующими. Повторяем, учитель может выбрать для изучения другие географические природные зоны, поэтому в учебнике, в планировании и в методических рекомендациях мы даем учебный материал по всем природным зонам России, но по некоторым из них в наших рекомендациях нет порядковых номеров уроков. Учитель может вести изучение темы в соответствии с нашим планированием или выбрать для изучения другие зоны. Следовательно, какой-то учебный материал в учебнике и в методических рекомендациях по теме «Природа» не будет изучаться. Последовательность расположения учебного материала в учебнике подчинена условно принятому в географии порядку изучения природных зон, а именно, при движении с севера на юг.

На первом уроке по этой теме следует ввести понятие «природная зона». Мы этот материал даем с характеристикой природы зоны арктических пустынь, что соответствует логике учебного материала. В действительности этот материал должен изучаться с той первой природной зоной, которую выбрал учитель. Очень важно при изучении этого материала сравнивать природу изучаемой зоны с особенностями природы своего края и с природой уже изученной зоны. Такой подход усиливает практическую направленность знаний, позволяет формировать достаточно точные и полные представления о природе отдаленных от ребенка территорий, а значит, обеспечивает его необходимое понимание, а не формальное заучивание, убеждает ребенка в изменчивости природы. Продолжается работа по установлению связей в природе. Эти знания становятся более глобальными, близкими к пониманию природных закономерностей о том, как факторы неживой и живой природы влияют друг на друга, на жизнь и особенности растений и животных и как особенности природы в целом влияют на жизнь хозяйственную деятельность людей. Таким образом, изучение материала данной темы исключительно важно в экологическом образовании младших школьников, в формировании представлений о единой картине мира, в развитии элементов научного мировоззрения.

Урок № 11. Природные зоны. Зона арктических пустынь. К уроку нужны карты физическая России, физическая полушарий и природных зон России, гербарий (раздаточный и демонстрационный) растений зоны арктических пустынь и иллюстрации (раздаточные и демонстрационные) с изображением животных этой природной зоны.

Для повторения изученного материала можно предложить следующие вопросы: о каком движении Земли мы узнали. К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси? Докажите это на теллурии или глобусе. Как изменяется на Земле температура воздуха? Объясните это с помощью рисунка на с. 24 учебника.

Изучение нового материала начинается с вводной беседы по вопросам 1, 2, предложенным для этой цели на с. 45 учебника.

Итак, мы узнали, что температура воздуха на Земле неодинаковая. Она изменяется от экватора к полюсам. Вспомните, как влияет температура на влажность почвы и воздуха. Как влияют температура и влажность на жизнь растений и животных? Значит, природа на Земле не может быть везде одинаковой. Как она должна изменяться от экватора к полюсам? Дети дают предположительные ответы. Опираясь на ответы детей, учитель дает понятие о природнойзоне. Об этом также можно прочитать и в учебнике. Учащиеся рассматривают карту природных зон, убеждаются в справедливости рассказа учителя или изложенного в тексте учебника. Теперь учитель сообщает, что с сегодняшнего дня начинается знакомство с природными зонами России. Обычно природные зоны изучают с севера на юг.

Самой северной природной зоной России является зона арктических пустынь. Учитель показывает положение этой территории на карте природных зон. Дети находят ее на такой же карте в учебнике и приходят к выводу, что она расположена на севере России. Учитель сообщает, что эту территорию обычно называют Крайним Севером, а природная зона – зоной арктических пустынь. Учащимся предлагается рассказать, что им известно о природе Крайнего Севера. После ответов надо отметить, что мы уже кое-что знаем о природе зоны арктических пустынь. Сегодня мы познакомимся с этой природой более подробно.

Класс знакомится с общим видом арктических пустынь по рисунку 23 в учебнике. По физической карте определяется, что зона арктических пустынь занимает территорию морей и островов Северного Ледовитого океана. По карте полушарий устанавливается удаленность этой природной зоны от экватора. Классу предлагается попытаться определить особенности неживой природы зоны арктических пустынь. Высказанные детьми мнения уточняются, систематизируются в ходе работы с текстом учебника на с. 47–48 и объяснениями учителя. В школах Крайнего севера России основным методом на этом уроке будет беседа.

Как влияют такие суровые условия на жизнь растений и животных? Дети пытаются рассказать об этих особенностях и даже могут назвать каких-то обитателей изучаемой зоны. Подробно с растениями и животными арктических пустынь класс знакомится по тексту учебника, работа с которым чередуется с беседой и объяснениями учителя. В школах Крайнего Севера этот материал разбирается в ходе беседы. Одновременно учащиеся знакомятся с особенностями растений по гербарию, рассматривают растения и животных на рисунках в учебнике к этому уроку, на дополнительном иллюстративном материале.

Для закрепления знаний используются вопросы 1–3 рубрики «Проверь себя» на с. 55 учебника. Дополнительно следует закрепить такие вопросы: чем можно объяснить, что в зоне арктических пустынь так холодно. Какие особенности помогают местным животным переносить суровые условия неживой природы. Почему птицы не остаются здесь на зиму?

Обобщение и формулировка вывода выполняются, как обычно.

Задания на внеурочную деятельность: повторить особенности природы зоны арктических пустынь и использование ее человеком, уметь объяснить название зоны и необходимость охраны ее природы. Выполнить задания 1, 2 на с. 55 учебника. Подумать, как люди могут использовать в своей хозяйственной деятельности природу зоны арктических пустынь.

Урок № 11. Арктические пустыни и человек. К уроку следует подготовить иллюстрации особо охраняемых животных (см. учебник, с. 54), жизни и деятельности человека в зоне арктических пустынь. Для повторения материала предыдущего урока предлагаем такие задания: 1) Состояние неживой природы зоны арктических пустынь. 2) Растения этой природной зоны и связь их особенностей с состоянием неживой природы. 3) Животные арктических пустынь и связь их особенностей с состоянием других компонентов природы. Каждый ученик показывает на карте зону арктических пустынь. Затем в ходе беседы проверяется выполнение заданий 14 и 15 в рабочей тетради.

Изучение нового материала может начаться с вопроса о том, как человек использует природу зоны арктических пустынь в своей хозяйственной деятельности. Учащиеся на этот вопрос могут что-то ответить. Проверить и дополнить знания поможет работа с текстом учебника. На вопрос о том, как повлияла деятельность человека в этой зоне на ее природу, ответы учащихся будут довольно приблизительными. Поэтому либо учитель рассказывает об этом сам, либо организует чтение соответствующей части текста на с. 53 с последующим обсуждением прочитанного. Особое внимание надо уделить знаниям об охране арктической природы. Даже небольшие нарушения ее мо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.052 с.)