Страницы истории Отечества (39 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страницы истории Отечества (39 ч)



Как уже отмечалось выше, одной из особенностей учебника «Окружающий мир. Настоящее и прошлое» для 4 класса является преобладание в нем исторического материала. Поэтому остановимся на особенностях изучения этого материала на уроках.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Историческое содержание курса способствует (наряду с природоведческой и обществоведческой его частями) формированию у младших школьников научного мировоззрения, развитию мышления и речи, воспитанию любви и уважения к родной стране, ее истории и культуре, оказывает нравственное воздействие на личность ребенка.

Развитие личности ребенка идет на основе формирования учебной деятельности. Одним из принципов обучения в начальной школе является деятельностный подход. Реализация этого принципа требует такой организации познавательной деятельности ребенка, при которой он сам решает поставленные перед ним задачи, сам открывает для себя знания и т. д. Исторический материал носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме тех, которые произошли на их памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент (то, что является неотъемлемой частью природоведения). Но как уже указывалось, возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях прошлого, экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры, посещение музеев, чтение научно-популярной литературы и др.

Кроме того, большие возможности в реализации деятельностного подхода в обучении предоставляет учебник и рабочая тетрадь.

Деятельностный подход осуществляется и при выделении главного в содержании сюжета учебника, составлении плана, в подготовке рассказа по иллюстрации, сравнении изображений памятников архитектуры, одежды и вооружения людей, в объяснении новых слов, чтении исторической карты, решении хронологических задач и многого другого. Вместе с тем, необходимо учитывать, что задания репродуктивного уровня – простого воспроизведения знаний и действий, необходимы при изучении исторического материала. Они позволяют учителю судить об усвоении фактов, имен исторических деятелей; о сформированности у школьников хронологических умений, представлений о важнейших событиях в истории Родины, образе жизни, культуре и быте людей и др. Кроме того, специфическим приемом при изучении исторического материала является комментированное чтение текста учебника. Детям разъясняются причинно-следственные связи, объясняются образные выражения, непонятные термины, высказывания исторических деятелей. Комментарий может быть кратким (две-три детали, которые конкретизируют и углубляют представления школьников) и развернутым, более похожим на изложение (об этом речь пойдет ниже). Желательны и комментарии к иллюстрациям учебника.

Работу с учебником целесообразно чередовать с другими видами работы ­ учебной игрой, изложением (рассказом) материала учителем. Рассказ может быть вводным (перед изучением нового материала), дополнять материал учебника конкретными деталями о событии и его участниках, памятнике культуры, быте людей (в том числе краеведческого характера). В качестве дополнительного материала рекомендуем использовать книгу для чтения по данному курсу (авторы готовят ее к изданию), исторические рассказы детского писателя С. П. Алексеева, стихотворные отрывки из книги Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и др. Уместно использовать такие виды изложения, как повествование и описание. Повествование – изложение хода исторического события, действий их участников. Оно может быть кратким и развернутым (сюжетный рассказ). Описание – раскрытие внешних признаков, свойств и функций предметов материальной и духовной культуры (например, памятников архитектуры, живописи, орудий труда и оружия и т. п.). При этом изложение материала учителем должно быть кратким (не более 7 минут), но образным. Целесообразно при рассказе опираться на иллюстративный материал учебника, вводить в рассказ прямую речь, персонификацию и драматизацию исторического материала.

Возникает вопрос, а как изложение материала учителем согласуется с деятельностным подходом? Ведь в данном случае учитель передает школьникам готовую информацию, которую они должны запомнить. Во-первых, исторический рассказ предполагает реконструкцию минувшего, воссоздание некогда происходивших событий, обстоятельств жизни и деятельности людей. В ходе него у школьников развивается образное воображение – основа творческой деятельности. Во-вторых, эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников при рассказе учителя является беседа – в начале изложения, в ходе или в конце его. Целесообразны задания, требующие привлечения знаний из внешкольных источников информации (книг, кино, телевидения и т. п.), а также вопросы типа: «подумай», «почему ты так думаешь», «объясни» и т. п. Возможно создание проблемной ситуации – постановка познавательных заданий перед рассказом учителя. В ряде случаев целесообразно, чтобы учитель в своем изложении приводил лишь часть материала для ответа на поставленный вопрос. Остальное ученики должны сами почерпнуть из текста учебника и анализа иллюстраций.

Хотелось бы предостеречь учителя от заданий на пересказ содержания текста учебника. К. Д. Ушинский предупреждал: «Пересказывание прочитанного своими словами также весьма плохое упражнение... Здесь ребенок борется с развитой формой мысли и языка, которые гораздо выше его собственного развития, и достигает только того, что пропусками, недомолвками, нелогичным переставлением мысли искажает и мысль, и речь писателя» (цит. по: Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1996, с. 163).

Младшие школьники имеют опыт работы с иллюстрациями (проводят их элементарный анализ, составляют рассказ по иллюстрации и т. д.). Что подразумевается под элементарным анализом? Учащиеся уже должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них надо начинать его обзор. Далее ребенок устанавливает, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. В 4 классе данная работа продолжается. Вместе с тем, практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображенных лиц и их действий. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображенными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Для этого целесообразно ставить вопросы по анализу рисунка. Например, в сюжете «Господин Великий Новгород» дается репродукция картины художника А. Васнецова «Новгородский торг». В ходе анализа картины можно поставить следующие вопросы: где находилась торговая площадь? Чем на ней торгуют? Кто изображен на переднем плане? К чему прицениваются «заморские гости»? И т. д.

Анализ содержания иллюстрации дает возможность детям ее описать. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства. Целесообразно дать учащимся план описания памятников архитектуры: 1) название памятника, 2) время его создания (год, век или период истории – Древняя Русь, Российская империя и т. д.), 3) в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4) кто его строил, 5) внешний вид. При этом учитель разъясняет учащимся, что не всегда при описании можно будет ответить на все предложенные пункты. Например, часто не известны авторы того или иного творения. Овладение приемами описания и анализа иллюстраций пригодится при формировании у младших школьников умения сравнивать.

С сопоставлением дети сталкиваются с раннего детства. Например, «хорошо-плохо», «чисто-грязно», «тепло-холодно», «тихо-громко» и т. д. При изучении «Окружающего мира» (1–3 классах), на уроках литературного чтения учащиеся сопоставляют свое поведение в школе, на улице, свое отношение к природе с поведением и отношением одноклассников, взрослых; сравнивают авторское и свое отношение к литературным героям, событиям и т. д. В 4 классе сравнение помогает формировать у младших школьников доступное их возрасту представление об истории как процессе развития. Они узнают в чем сходны и чем различаются друг от друга предметы (например, орудия труда, оружие, предметы быта), жизнь различных слоев населения страны в разные исторические периоды, поступки исторических деятелей, памятники культуры и др. Практика показывает, что ученики легче справляются со сравнением памятников архитектуры, предметов быта, одежды и жилищ людей и т. п., по иллюстрациям в учебнике.

Овладение приемами сравнения сочетается с формированием оценочных умений. Оценка нужна как вывод при сравнении, при характеристике той или иной исторической личности, описании орудий труда, оружия, памятников культуры. Оценочные суждения наиболее отчетливо и персонифицировано выявляются при характеристике исторического деятеля. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Формирование оценочных суждений происходит не только при изучении исторического материала. Например, на уроках литературного чтения оцениваются поступки героев художественных произведений и определяются мотивы их поведения. Таким образом, исторический и литературный материал начальной школы вносят свой вклад в социализацию ребенка, в усвоение им положительных качеств личности. При этом у истории особая роль. При ее изучении ребенок впервые сталкивается не с литературными персонажами, а с реальными историческими личностями конкретной эпохи, их потребностями, мотивами действия, ценностями, поступками. Положительный нравственный пример из прошлого или современности пробуждает у младших школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию. Используя учебник и его иллюстрации, учитель может целенаправленно организовывать оценочную деятельность учащихся на доступном для них уровне.

Начинать работу необходимо с сообщения ученикам действий, необходимых для оценки исторического деятеля: выскажите свое мнение (подтверждая его фактами) о его делах и поступках; определите, что вам нравится в историческом деятеле, что вы не одобряете в его поступках, действиях, характере; объясните почему. Далее, методисты рекомендуют применять при изучении истории умения, сформированные в ходе анализа художественного произведения. В начальной школе возможно привлечение таких приемов: 1) нахождение в тексте учебника слов и выражений, характеризующих исторического деятеля, его дела и поступки; 2)мотивирование своего отношения к герою, оценка его поступков, поведения. Например, при изучении материала о Петре I и его деятельности учитель просит школьников отобрать в тексте учебника глаголы, прилагательные-эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности выдающегося государственного деятеля. Что могут отобрать школьники? Слова и выражения, характеризующие личность Петра I: Петр Великий; ходил быстро, стремительно; одевался скромно; не умел сидеть без дела; все ему нужно было знать; не любил тереть время попусту; подвергал жестоким наказаниям; много новшеств появилось при нем в России и т. д. (сс. 68–69 учебника). Уже одно такое перечисление дает детям представление о личности и делах императора. Вместе с тем, необходимо обратить внимание школьников на то, что становление сильной и могущественной России было достигнуто за счет тяжкого труда миллионов людей (текст на с. 75 учебника). В конце урока учащимся предлагается выразить свое мнение о Петре I и свое отношение к нему.

Игра – важнейший метод обучения в начальной школе. Она помогает учащимся лучше представить то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания. В практике преподавания широко используются игры-состязания по типу: «Назовите дату, событие», «Знаете ли вы?», «Кто сказал?», «Что? Где? Когда?» и др. В ходе таких игр возможна проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, терминов. Задания рабочей тетради предоставляют большие возможности по проведению таких игр.

Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. Это игры по типу «Путешествий»: «Путешествие в древний Новгород», «Путешествие в школу XVII века», «Путешествие по Третьяковской галерее» и др.

При изучении исторического материала в 4 классе младшие школьники получают первые представления об историческом времени. Только связав время свершения событий, их последовательность можно не только установить связи между событиями, их причины и последствия, но и конкретную картину событий. В педагогической литературе указывается, что развитие представлений об историческом времени и усвоение хронологии является кардинальной проблемой обучения истории. Однако овладение детьми историко-временными представлениями сопряжено с трудностями, которые связаны с тем, что изучаемые исторические факты выходят за рамки жизненного опыта детей. Происходит замена «переживаемого» учащимися времени (часы, дни, годы) воображаемым, не осознанным на личном опыте. Задания учебника и рабочей тетради помогают четвероклассникам преодолеть эти трудности. Им предлагается найди ошибки в сопоставлении года и века, установить по году век, подчеркнуть событие, которое произошло раньше и др.

Формированию картографических умений школьников способствует специальная рубрика в учебнике «Практическая работа». Она дана к большинству исторических сюжетов.

К подтемам раздела (темы) «Страницы истории Отечества» сформулированы образовательно-воспитательные задачи, перечислены возможные приемы работы на уроках, основные даты, понятия и термины (для организации словарной работы).

В данном разделе даются подробные разработки первых уроков – «Введение в историю» и «Древняя Русь». К другим темам раздела – разработки краткие (например, раскрываются приемы изучения материала, даются необходимые пояснения, предложения по организационным формам, привлекаются дополнительные сведения). Последние представлены в двух рубриках «Информация для учителя» и «Дополнительный материал». Сведения из второй рубрики в адаптированном виде могут быть включены в рассказ учителя на уроке.

Во втором-третьем классах школьники уже знакомились с некоторыми историческими событиями, памятниками истории и культуры России и родного края. В 4 классе целесообразно привлекать данный материал, а также другие сведения краеведческого характера, в непосредственной связи с изучаемыми на уроке событиями. Например, при рассмотрении сюжета «Тыл – фронту» можно привлекать сведения о вкладе родного края в Победу. Таким образом, общероссийские события конкретизируются на близком и наглядном материале, максимально приближенным к ученику.

 

Введение в историю (2 ч)

Задачи вводных уроков: расширить представления младших школьников об истории, исторических источниках, исторической карте; дать доступные сведения о хронологии – счете лет в истории. При этом проводится словарная работа с такими понятиями и терминами: история (развитие знаний), летописи, летосчисление, век.

Урок № 27. История и исторические источники. Можно начать урок с беседы: как вы думаете, у каждого человека есть Родина? Что такое Родина? Что обозначает слово «Отечество»? Равнозначно ли оно слову «Родина» или противоположно? Объясните, что такое история? Что изучает история Родины? Проверка правильности ответов учеников на последние вопросы проводится путем чтения текста учебника. Затем беседа по вопросам в тексте учебника об исторической карте.

Возможные приемы изучения материала об исторических источниках: беседы (вступительная – в ее основе вопросы, данные перед сюжетом, и по ходу изучения материала – по заданиям рубрики «Проверь себя»), комментированное чтение, рассказ учителя или сообщение ученика о раскопках в родном крае, работа с иллюстрациями, выполнение заданий 48–50 рабочей тетради.

Задания на внеурочную деятельность [1]: повторить изученный материал, поработать с иллюстрациями учебника; ответить на вопросы после сюжета, выполнить задания рабочей тетради (если не успели на уроке).

Урок 28. Счет лет в истории. В силу сложности для четвероклассников материала, желательно ограничиться проверкой выполнения ими заданий в рабочей тетради.

Возможные приемы изучения нового материала: комментированное чтение текста учебника, рассказ учителя (например, о введении нового летосчисления в России), выполнение заданий учебника (рубрика «Проверь себя») и рабочей тетради – 51–55.

 

Дополнительный материал

Из указа Петра I о введении нового календаря.

«7208 году декабря в 20 день Великий государь, царь и Великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал впредь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других Европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября). И в знак доброго начинания нового века приказано было "в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах.... Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом» (цит по: Исторический лексикон. XVIII век. Энциклопедический справочник. М., 1996, с. 518).

Древняя Русь (5 ч)

На уроках подтемы учащиеся знакомятся с жизнью и занятиями, религией жителей Древней Руси; им даются представления о древнерусском государстве, памятниках культуры; показывается героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками; продолжается разнообразная работа с учебником (выделить главное в тексте, найти в тексте ответ на вопрос и изложить его своими словами, подготовить рассказ по иллюстрации и др.), работа с хронологией (соотносится год с веком и устанавливается последовательность событий – раньше, позже) и историческими картами, словарная работа. Возможны учебные игры – «Путешествие в древний Новгород», «Путешествие в древний Владимир» и игровые ситуации (при проверке знаний) «Угадай кто?», «Знаешь ли ты?» и др.

Основные понятия и термины: купцы, ремесленники, князь, бояре, зодчество (архитектура).

Основные даты: 988 г. – начало крещения Руси, 1242 г. – Ледовое побоище.

Урок № 29. Древнерусское государство. В ходе опроса на уроке проверяется выполнение учащимися заданий в рабочей тетради.

Возможные приемы изучения нового материала: практическая работа с исторической картой «Древняя Русь в IX (9) – в начале XII (12) веков» учебника, комментированное чтение (например, о населении городов, управлении Руси или крещении), словарная работа, анализ иллюстраций учебника и выполнение заданий 57–59 рабочей тетради.

Задания на внеурочную деятельность: повторение изученного на уроке материала, работа с иллюстрациями, выполнение заданий учебника и 56рабочей тетради.

Урок № 30. Господин Великий Новгород. Уместно провести опрос по заданиям рабочей тетради – проверить правильность выполнения заданий: 56–59.

Возможный вариант изучения нового материала – учебная игра «Путешествие в древний Новгород». В своем вступлении учитель предлагает четвероклассникам совершить путешествие в древний Новгород и представить, каким был этот город в давние времена, чем занимались его жители, чем он отличался от других городов Руси. Но прежде, чем отправляться в путешествие, надо знать, куда держать путь. Работа с картой Новгородской земли по вопросам, данным в рубрике «Практическая работа».

Затем либо учащиеся читают текст о происхождении названия города, либо учитель рассказывает об этом. Возможно и чтение текста с небольшим комментарием учителя: с XIV века город стали величать Великим Новгородом. Так он называется и сейчас. «Великий» – означало обширный и большой в сравнении с другими, славный знаменитыми подвигами. Скорее всего, дополнение к названию было связано с тем, что город был большим и богатым, много подвигов совершили его жители во славу земли Русской.

Далее учитель предлагает детям представить фантастическую машину времени, на которой они отправляются в прошлое, в XII – начало XIII в. Уместен вопрос: на сколько веков (лет) назад надо повернуть стрелки машины времени, чтобы очутиться в Новгороде XII века?

Путешествие по Новгороду возможно путем чередования рассказа учителя (например, о Новгородской Софии с использованием материала учебника и дополнительных сведений) с чтением текста учебника, анализом иллюстраций («Новгородский торг», «Новгородское вече», Софийский собор). Работа с учебником возможна по рядам: ученики, сидящие в первом ряду, читают текст о занятиях новгородцев, во втором – о новгородском народном собрании, в третьем – о достопримечательностях Новгорода. Чтение сочетается с анализом иллюстраций.

Дополнительный материал

Река Волхов делит Новгород на две части – левобережную, Софийскую (название получила от Софийского собора) и правобережную – Торговую стороны. На высоком берегу Софийской стороны стоит строгий и выразительный Новгородский кремль-детинец (так до XIV в. называли укрепления в русских городах вокруг княжеского двора) с громадой Софийского собора. Крепостные стены кремля и мощные башни сложены из известняка и кирпича. Собор святой Софии Новгородской построен в XI в. – памятник могущества и богатства Новгорода. Подплывая по Волхову к этому славному городу, русские люди или иностранные купцы видели прежде всего на высоком берегу реки пятиглавый Софийский собор. Недаром говорили новгородцы: «Где святая София, там и Новгород».

На западной стороне собора находятся врата со створками из бронзовых пластин с рельефами (выпуклые рисунки на плоских створках дверей) религиозного содержания. По легенде эти врата были вывезены в конце XII века из Швеции в качестве военного трофея и собраны на месте русским мастером Авраамом. Его фигура изображена на вратах (использован текст статьи «Новгород» энциклопедии «Города России». М., 1994, с. 304–307).

___________________________________

 

Вернувшись из путешествия, учащиеся делятся впечатлениями о том, что им больше всего запомнилось, что их поразило в Великом Новгороде; называют новые для них слова. Возможно выполнение заданий 60–62 рабочей тетради.

Задания на внеурочную деятельность: кроме повторения пройденного по заданиям учебника, выполнить задание 63 рабочей тетради, а также те задания, которые не успели сделать на уроке.

Урок № 37. Владимир на Клязьме. Закрепление материала предыдущего урока возможно следующим образом: 1) проверка выполнения заданий 60–63рабочей тетради (или у всего класса, или выборочно – у отдельных школьников); 2) работа с заданиями 1–3 рубрики «Проверь себя» учебника; 3) в сильном классе – задания рубрики учебника «Объясни, узнай».

Возможные приемы изучения нового материала: 1) учебная игра «Путешествие по древнему Владимиру» (можно по схеме предыдущего урока); 2) комментированное чтение текста учебника, анализ и сравнение иллюстраций, рассказ учителя или сообщение ученика (например, о древнем Владимире или об одном из его памятников), практическая работа с исторической картой (на основе заданий учебника), выполнение задания 64 рабочей тетради Задания для работы с иллюстрациями: 1) рассмотрите памятники архитектуры Владимира (Дмитровский и Успенский соборы, церковь Покрова на Нерли). Какой из памятников вам больше понравился? Почему? 2) сравните (по иллюстрациям в учебнике) Софийский собор в Новгороде и один (по выбору) из памятников зодчества древнего Владимира. В чем их сходство и различие? План сравнения: форма зданий и куполов; материал, используемый при постройке; как украшены стены и купола сооружений.

Информация для учителя

Слова «зодчий», «зодчество» славянского происхождения. Они родственны слову «здание». Ученые пишут, что «зданиями» на Руси называли исключительно каменные или кирпичные постройки (кирпич у нас начали применять не позже X века), а «зодчими» именовали их строителей. По мнению исследователей, эти красивые, торжественные древние слова обязаны своим происхождением... скромной глине. К сожалению, теперь мало кто, кроме специалистов, помнит древнерусское слово «зод» – глина, керамика (см. Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. СПб., 1998, с. 157).

Урок № 32. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. В силу обширности материала урока, опрос на нем можно не проводить.

Возможные приемы изучения нового материала: беседа с классом (вступительная и по ходу изучения материала), практическая работа с исторической картой «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII (13) веке», анализ иллюстраций, изложение материала учителем (например, о жизни и быте монголов или о князе Александре Невском), комментированное чтение текста учебника, словарная работа, актуализация знаний учащихся о Ледовом побоище (это событие известно детям из учебника 3 класса).

Все, перечисленные выше приемы, могут иметь второстепенный характер, а главное место на уроке может быть отведено работе с познавательными заданиями: 1-2 рубрики «Подумай». Поэтапная работа с заданиями (она ведется в ходе всего урока) является одной из эффективных форм самостоятельной работы: повышается активность школьников на уроке, активизируется их мыслительная деятельность. В конце урока четвероклассники дают ответ на задания.

Если же на уроке не ведется работа с познавательными заданиями, то первоначальное закрепление материала можно провести на основе заданий 65-67 рабочей тетради.

Информация для учителя

О татарах

Есть несколько версий о том, почему в русских летописях монголов, завоевавших и разоривших Русь, называют татарами. Вот одна из них.

Татары – монгольское племя. Благодаря общению с китайцами опережало другие племена в развитии и первым вступило в тесные контакты с окружавшими народами. Именно поэтому соседи часто переносили название татар на все родственные им монгольские племена. Позднее это название переняли христианские народы. В сознании последних, татары представлялись слугами дьявола, явившимися из ада. Ад по-гречески «тарторос». Это созвучие упрочило за завоевателями название татары, хотя к моменту их появления в Европе не только татары, а и все монголы в этническом отношении составляли лишь часть войска завоевателей (Павленко Н.И., Андреев, И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997, с.88–89).

Зависимость Руси от Орды и ее последствия

Иго (по В. И. Далю) – чужеземное владычество и порабощение, рабство.

Более 240 лет просуществовало ордынское иго на Руси. Понятно, что оно не прошло бесследно для нашей страны. Большинство историков считали и считают, что ордынское иго (или зависимость Руси от Орды, ордынское владычество – такие формы сейчас употребляются в учебной и научной литературе), несомненно, отрицательно сказалось на историческом развитии Руси. Оно не просто затормозило ее развитие, но и отбросило его назад. Для восстановления разрушенного хозяйства понадобились долгие годы. Упростились или исчезли многие ремесла. Пропало, например, искусство перегородчатой эмали, прекратилась резьба по камню. Сократилось каменное строительство и ухудшилось его качество. Лишь в XV в. на Руси стали воздвигать каменные храмы, подобные тем, что сооружались в XII в. Конечно, господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям – в хозяйстве, быту, языке (например, слова – сарай, деньги, башмак, тулуп и др.) и прочем.

В XIX и XX столетиях высказывались мнения и о положительном воздействии на развитие Руси ордынского владычества. Так, великий русский писатель и историк Н. М. Карамзин (1766–1826) писал о положительном влиянии власти ханов на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Отмечают историки и то, что Русь восприняла монгольскую модель общественного устройства. Она стала превращаться в деспотическое государство восточного типа. Вече (народное собрание) исчезло повсюду, кроме Новгорода и Пскова, да и там позднее оно было ликвидировано Москвой. В определенной мере это была плата за выживание. Сохранив демократические институты, князья едва ли бы смогли удержать народ в повиновении захватчикам и тем самым спасти от истребления (см. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл.– М., 1995, с. 167, указанный выше учебник: Павленко Н. И., И. Л. Андреев, с.99-101; Хуторской В. Я. История России. От Рюрика до Ельцина. – М., 1998, с. 29).

 

Задания на внеурочную деятельность: помимо традиционного задания учащимся предлагается подготовиться к уроку обобщения по подтеме «Древняя Русь» – ответить на задания для повторения в учебнике.

 

Урок № 33. Обобщение по подтеме «Древняя Русь». Повторение пройденного является специфическим этапом формирования знаний. А еще оно нужно для развития способностей ребенка. Путем проверки устанавливается и уровень овладения учащимися умений. Проверка важна и для развития речи. Ведь овладение умением рассказывать об историческом событии, его участниках можно проверить лишь в ходе устной проверки.

Проведение уроков обобщения исторического материала вызывает у учителей значительные трудности. Это связано с возрастом детей: они хорошо запоминают отдельные факты, даты, но не всем под силу сделать выводы, представить «протяженность» событий, их последовательность и др. Кроме того, учителя часто стремятся повторить весь изученный материал, однако не только не успевают этого сделать, но и не подводят итогов бесед с учащимися, не обобщают знания. В младшем школьном возрасте обобщение, как отмечал В.В.Давыдов, производится чаще всего в плане представлений. «Его содержанием становятся хотя и внешние, чувственно данные качества предметов, но все же такие, которые обеспечивают достаточную полноту и точность использования обобщения при выполнении различных задач, требующих опознания, классификации и систематизации предметов (обобщение на уровне «элементарных понятий») [Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000, с.35].

Целесообразно за основу урока взять задания для повторения темы в учебнике и рабочей тетради. Следует отметить, что рубрики «Задания для повторения…» в рабочей тетради нет, но они располагаются компактно в конце каждой подтемы и перечислены в заданиях учебника для повторения.

Желательно начать урок с беседы: как называется тема, которую мы с вами закончили изучать? С какого сюжета начиналось рассмотрение темы, каким закончилось? Перечислите исторические события, о которых говорилось в теме? С именами каких личностей они связаны? Какие памятники архитектуры этого периода вам известны (включая краеведческий материал)? Ответить на последний вопрос вам помогут иллюстрации учебника.

Затем работа может вестись по заданиям учебника и рабочей тетради.

Практическая работа с исторической картой (здесь и далее возможны индивидуальная и фронтальная формы проверки): задания 1 и 3 учебника, 69 рабочей тетради.

Работа с датами: задание 68 рабочей тетради.

Работа с терминами. Вариант 1. Учитель называет основные термины (перечислены в данных методических рекомендациях к подтеме), а ученики их объясняют, либо даются объяснения терминов – дети их называют. Вариант 2. Игра «Толмачи». Толмачами в давние времена называли переводчиков (от слова «толмачить» – переводить с одного языка на другой, толковать, объяснять). Правила игры: каждый ряд выбирает толмача и они разъясняют смысл перечисляемых учителем терминов (возможно, что термины называют учащиеся). Больше очков, а, следовательно, выше оценку, получает тот, кто быстро и правильно объяснит термины.

Далее идет работа над заданиями 70–72рабочей тетради. В конце урока учитель делает небольшое заключение-обобщение: перечисляет основные факты и даты, действующих лиц, новые термины и т. д.

Если останется время можно привлекать материал для конкретизации представлений детей об изучаемом периоде (например, краеведческого характера, сведения из дополнительной литературы, прочитанной учащимися и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.053 с.)