Наше Отечество в XIV–XVII вв. (8 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наше Отечество в XIV–XVII вв. (8 ч)



Задачи уроков: сформировать доступные для учащихся представления о становлении и развитии Московского государства, росте его территории; о жизни и быте его населения, памятниках культуры; воспитывать уважение к героической борьбе наших предков за независимость Родины; познакомить с вкладом в историю Отечества Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Семена Дежнева и др.

При изучении подтемы продолжается разнообразная работа с учебником: составление плана по содержанию сюжета или его части, рассказ по плану, подготовка рассказов о памятниках зодчества (на основе текста и иллюстраций учебника), вооружении русских воинов, об исторических личностях (внешность, характер, дела и поступки) и др. На уроках закрепляются знания о приемах работы с исторической картой, продолжается работа с хронологией и новыми терминами. Возможны учебные игры – «Один день в царском дворце», «Один день в школе XVII века» и др., а также игровые ситуации (при проверке знаний школьников) – «Что? Где? Когда?», «Кто быстрее?» и др. Целесообразно перед изучением материала о жизни и быте людей, памятниках культуры, изучаемого периода, давать четвероклассникам задания из рубрики «Узнай». Они направлены на работу с дополнительной литературой (краеведческой, научно-популярной).

Основные понятия и термины: дворяне, царь, ополчение, крепостные, землепроходцы.

Основные даты: 1380 г. – Куликовская битва, начало ноября 1612 года – освобождение Москвы ополчением Д. Пожарского и К. Минина.

Приведем примеры использования на уроках отдельных приемов.

На уроке 40. Куликовская битва. Беседа и практическая работа с исторической картой и картосхемой чередуются с чтением учебника и работой с иллюстрациями. Уместно начать работу и по формированию у школьников оценочных суждений об историческом деятеле (о приемах работы говорилось во вступительной части рекомендаций к изучению исторического раздела учебника). А на последующих уроках, ее продолжить. Учащиеся отмечают в тексте сюжетов все, что относится к действиям и поступкам исторических лиц, дают им свою оценку.

Урок № 41. Страна раздвигает границы. Урок довольно объемен в информативном плане. Опрос должен быть кратким. Можно ограничиться проверкой выполнения заданий в рабочей тетради; в сильном классе – работа над одним из заданий рубрики «Подумай» учебника.

Затем чтение текста учебника, работа с термином «царь». Можно рассказать о шапке Мономаха (см. информацию для учителя). Далее сочетается работа с исторической картой (по заданиям в учебнике) с комментированным чтением учебника, разбором иллюстраций.

Информация для учителя

Шапка Мономаха

Венец или корона – драгоценный убор, знак (символ) царской власти. По легенде византийский император Константин Мономах – дед киевского князя Владимира Всеволодовича, прозванного Мономахом (1053–1125 гг.), прислал внуку венец – шапку Мономаха. Современные ученые установили, что золотой остроконечный головной убор, который называли шапкой Мономаха, сделан был в Средней Азии. Скорее всего его подарил московскому князю Ивану Калите (правил с 1325–1340 гг.) один из ханов Орды. Убор в Москве увенчали крестом, опушили собольим мехом. Сейчас шапка Мономаха хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Слово «царь» произошло от латинского «цезарь» – это титул (почетное звание) главы государства.

 

Урок № 36. Минин и Пожарский – спасители Отечества. Урок строится на сочетании беседы, работы с учебником (комментированное чтение, работа с иллюстрациями) и практической работы с картой.

В конце урока целесообразно выполнить задание 78 рабочей тетради. Выполнение задания поможет установить, насколько четвероклассники овладели новым материалом. Кроме того, возможна работа с заданиями рубрики «Подумай» учебника.

 

Уроки № 37–38. Жизнь и быт жителей страны в XV–XVII вв. Возможные приемы изучения материала: работа с иллюстрациями, комментированное чтение текста учебника, беседы по вопросам рубрики «Проверь себя», выполнение заданий рабочей тетради; рассказ (сообщение) учителя или ученика (например, о Москве, родном городе тех времен), учебная игра «Один день в русском городе XV-XVII веков» (привлекается краеведческий материал).

К игре, а так же к сообщению, школьники готовятся заранее – читают дополнительный материал, подбирают иллюстрации (предметы быта, одежда, жилища, вид улиц и укреплений и др.).

Варианты уроков

Вариант 1. Предварительное задание одному или нескольким учащимся – подготовить сообщение о жизни горожан в XV – XVII в., по возможности привлекая краеведческий материал.

Возможный ход уроков (изучение нового материала).

1. Чтение текста о домостроевских порядках и выполнение заданий: № 1 рубрики «Проверь себя», № 79 рабочей тетради.

2. Рассказ учителя с опорой на иллюстрации о царском дворце и его обитателях на основе учебника, дополнительных сведений (см. ниже).

3. Анализ иллюстраций – царь и царица в парадных одеждах: как вы считаете, из какого материала сшита царская одежда? Как она украшена? Как называлась царская шапка? Что царь держит в руках?

Закрепление материала – выполнение заданий 80–81 рабочей тетради.

4. Сообщение ученика (учеников) о жизни горожан. Работа всего класса по анализу репродукции с картины А. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен».

5. Комментированное чтение текста учебника «Сельские жители» и выполнение задания 82 рабочей тетради.

Вариант 2. Учебная игра «Путешествие в Московское царство XVII в.». Как к любой игре, которая занимает почти два урока, к ней необходимо готовиться заранее. За две-три недели класс делится на 3-4 группы и каждая группа готовит свой сюжет: читают учебник, подбирают дополнительную литературу, по возможности посещают краеведческий музей, беседуют с родными, мастерят элементы одежды, предметы, характеризующие ту или иную группу населения, русский город Московских времен.

В начале урока, как и в предыдущем варианте, четвероклассники повторяют пройденное и работают с исторической картой.

Затем представители от каждой группы рассказывают о различных слоях русского общества, демонстрируя свои поделки. Рассказ может идти по таким вопросам: где живут, как одеваются, чем занимаются, чем владеют, кому подчиняются, как проводят время. Возможен и такой прием: встретились крестьянин и горожанин и рассказывают друг другу о своей жизни. В конце второго урока все школьники выполняют задания 79-83 рабочей тетради (можно по ходу работы на уроке). Если не успеют на уроке, то доделывают дома.

 

Дополнительный материал

К сюжету «Царский дворец и его обитатели»

«Жизнь царей была довольно однообразна и замкнута. Народу царь являлся редко, исключительно в большие церковные праздники во время торжественных богомольных выходов и по временам на церковных ходах. Из Москвы царь выезжал только на богомолье в монастыри и, кроме того, в ближайшие окрестности для охоты. Обыкновенно же жизнь царя шла следующим образом: часа в четыре утра он вставал и тотчас отправлялся в крестовую комнату для утренней молитвы. Помолившись с четверть часа, царь отправлялся в комнаты царицы и вместе с ней слушал заутреню.

Между тем собирались во дворец бояре и другие значительные и чиновные люди, жившие в Москве. Когда государь выходил, все низко кланялись в землю. Некоторых он подзывал и говорил с ними. Кто хотел просить о чем-нибудь, подходил и кланялся в землю. Именинники подносили государю калачи. Поговорив с боярами, государь, в сопровождении всех собравшихся, отправлялся в одну из придворных церквей к обедне. Обедня продолжалась часа два.

После обедни государь занимался делами, слушал доклады, прошения или сидел с боярами на заседании думы. Заседание и слушание дел оканчивались часов в 12; бояре, ударив челом государю, разъезжались, и царь шел к обеду. Иногда он приглашал к своему столу некоторых бояр, но большею частью кушал один. Исключая дней праздничных, посольских и вообще торжественных.

После обеда царь, как и всякий русский человек того времени, ложился спать. Вставши часа через три, государь шел к вечерне, в сопровождении бояр и прочих чинов, вечером снова съезжавшихся во дворец. Затем, остальную часть дня после вечерни до ужина царь проводил в семействе с самыми близкими людьми, слушал песни, рассказы стариков о былых временах. После ужина государь снова шел в крестовую и, помолившись с четверть часа, как утром, отправлялся спать – обычно спать ложились в 8 часов вечера» (см. Острогорский М. История России: Репринтное изд. М., 1992, с. 78–80; Учебная книга по русской истории для начальных школ. С.-Петербург,1914, с.195).

 

К картине А. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен»

Узкая дверь ведет из горницы в спаленку, где за дверью виден сундук и горка подушек на постели. В горнице гладкий дощатый потолок, бревенчатые стены; на липовом полу постланы дорожки. В узорные оловянные переплеты оконных рам вставлены кусочки разноцветной слюды. Одно окно заставлено деревянным щитом (возможен вопрос классу: как вы думаете, для чего это сделано?). На ночь окна закрывали расписными ставнями.

У стены под окнами лавки. Их покрывали коврами или сукном. На лавках спали, приставляя к ним широкую скамью.

Над резным наличником окон видна полка, на ней деревянная, глиняная и берестяная посуда. С потолка свешивается «паникадило»- люстра со свечами. А в углу у двери поместился железный светец для лучины; возле него лоханка с водой, куда падают угольки обгоревшей лучины.

Возле двери видна печь с цветными изразцами. У печки сохнут пучки лекарственных растений, ниже – полотенце и какое-то белье (использован материал из объяснительного текста к альбому картин по истории СССР (X–XVIII вв). – М., 1941, с.60–61).

В чем различие между «лавкой» и «скамейкой»? Разница есть, и достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью (см. Семенова. М., указанная книга, с. 168).

К сюжету «Сельские жители»

В рассматриваемые времена крестьяне жили в деревянных избах, крытых соломой и топившихся «по-черному». Стены, потолок были закопчены, пропахли дымом. От стужи окна закрывали бычьими пузырями или пропитанной маслом холстиной, еле пропускавшими тусклый свет. Большую часть избы занимала печь, а за нею под потолком были полати – настил из досок от печки до стены. Как стемнеет, спать ложились на печи, полатях, лавках, на полу.

 

Информация для учителя

Царская одежда

На царе и царице длинная парчовая одежда с узорами (парча – плотная шелковая узорчатая ткань, затканная золотыми и серебряными нитями), расшитая по вороту и подолу жемчугом, сверкающая бриллиантами и изумрудами. На груди у царя большой узорчатый крест. Царский наряд был роскошен, но очень тяжел. Трудно было в нем двигаться. Поэтому царя всегда поддерживали под руки бояре.

Крестьяне

Крестьяне, в рассматриваемый период истории, составляли основную массу населения страны. Крестьяне делились на две основные группы: владельческих (крепостных) и черносошных (государственных). Владельческими называли крестьян, находившихся во владении частных лиц (царя, бояр, дворян) и организаций (например, церкви). Эти крестьяне были полной собственностью своих владельцев. Их можно было продать, обменять, подарить. Кроме того, они работали на барщине (в хозяйстве владельца земли), платили денежный и натуральный оброк (продуктами своего хозяйства и промыслов). Средняя протяженность барщины составляла 2–4 дня в неделю. Этих то крестьян с XVII в. и называли крепостными. Эта группа была многочисленнее второй. Черносошные крестьяне оставались лично свободными, владели землей (в основном в Поморье, в Сибири) или пользовались, отведенными им на казенных землях, наделами; несли государственные повинности, в первую очередь, платили государственные налоги. Кроме того, к государственным повинностям относилось строительство дорог, устройство на постой войска и др.

Урок № 39. Школа в Московском государстве. После проверки усвоения материала предыдущего урока (на основе вопросов учебника и рабочей тетради) возможно с очетание рассказа учителя с беседой, использование элементов учебной игры. Перед изучением нового материала работа четвероклассников с учебником: чтение первых абзацев – о материале и орудии письма, книгопечатании и беседа по вопросам учебника.

После подведения итогов беседы, учитель просит детей мысленно перенестись из современного класса в класс школы Московских времен. Представить – небольшую комнату с низкими потолками в деревянном доме. Окна тоже небольшие. Вместо стекла в оконные рамы вставлена слюда.

Затем содержание рассказа учителя чередуется с беседой.

Когда (в каком часу) начинаются занятия в школе сегодня?

В XVII в. дети приходили в школу в 7 часов утра. Каждое утро, входя в класс дети крестились на иконы и кланялись в ноги учителю. Затем все рассаживались за столом и «повторяли зады» – пройденной накануне (буквы, счет, складывание слогов и т. д.).

Завтракаете или обедаете вы в школе? В какое время это бывает?

В Московском царстве детей в школе не кормили, а отпускали в полдень на два часа домой обедать. После обеда ребята снова возвращались в школу и учились до четырех часов.

Задают ли вам домашние задания?

В былые времена домашних заданий не задавали, все надо было запомнить во время занятий.

За ненужные вопросы и непослушание учеников строго наказывали: щедро раздавали подзатыльники, заставляли стоять в углу на коленях на горохе, а то и розгой прохаживались по спине (об этом можно прочитать в тексте учебника).

Далее работа с картиной Б. Кустодиева «Школа Московской Руси» (вопросы для анализа даны в тексте учебника), выполнение задания 84 рабочей тетради.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.029 с.)