Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наше Отечество в XIV–XVII вв. (8 ч)
Задачи уроков: сформировать доступные для учащихся представления о становлении и развитии Московского государства, росте его территории; о жизни и быте его населения, памятниках культуры; воспитывать уважение к героической борьбе наших предков за независимость Родины; познакомить с вкладом в историю Отечества Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Семена Дежнева и др. При изучении подтемы продолжается разнообразная работа с учебником: составление плана по содержанию сюжета или его части, рассказ по плану, подготовка рассказов о памятниках зодчества (на основе текста и иллюстраций учебника), вооружении русских воинов, об исторических личностях (внешность, характер, дела и поступки) и др. На уроках закрепляются знания о приемах работы с исторической картой, продолжается работа с хронологией и новыми терминами. Возможны учебные игры – «Один день в царском дворце», «Один день в школе XVII века» и др., а также игровые ситуации (при проверке знаний школьников) – «Что? Где? Когда?», «Кто быстрее?» и др. Целесообразно перед изучением материала о жизни и быте людей, памятниках культуры, изучаемого периода, давать четвероклассникам задания из рубрики «Узнай». Они направлены на работу с дополнительной литературой (краеведческой, научно-популярной). Основные понятия и термины: дворяне, царь, ополчение, крепостные, землепроходцы. Основные даты: 1380 г. – Куликовская битва, начало ноября 1612 года – освобождение Москвы ополчением Д. Пожарского и К. Минина. Приведем примеры использования на уроках отдельных приемов. На уроке 40. Куликовская битва. Беседа и практическая работа с исторической картой и картосхемой чередуются с чтением учебника и работой с иллюстрациями. Уместно начать работу и по формированию у школьников оценочных суждений об историческом деятеле (о приемах работы говорилось во вступительной части рекомендаций к изучению исторического раздела учебника). А на последующих уроках, ее продолжить. Учащиеся отмечают в тексте сюжетов все, что относится к действиям и поступкам исторических лиц, дают им свою оценку. Урок № 41. Страна раздвигает границы. Урок довольно объемен в информативном плане. Опрос должен быть кратким. Можно ограничиться проверкой выполнения заданий в рабочей тетради; в сильном классе – работа над одним из заданий рубрики «Подумай» учебника.
Затем чтение текста учебника, работа с термином «царь». Можно рассказать о шапке Мономаха (см. информацию для учителя). Далее сочетается работа с исторической картой (по заданиям в учебнике) с комментированным чтением учебника, разбором иллюстраций. Информация для учителя Шапка Мономаха Венец или корона – драгоценный убор, знак (символ) царской власти. По легенде византийский император Константин Мономах – дед киевского князя Владимира Всеволодовича, прозванного Мономахом (1053–1125 гг.), прислал внуку венец – шапку Мономаха. Современные ученые установили, что золотой остроконечный головной убор, который называли шапкой Мономаха, сделан был в Средней Азии. Скорее всего его подарил московскому князю Ивану Калите (правил с 1325–1340 гг.) один из ханов Орды. Убор в Москве увенчали крестом, опушили собольим мехом. Сейчас шапка Мономаха хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Слово «царь» произошло от латинского «цезарь» – это титул (почетное звание) главы государства.
Урок № 36. Минин и Пожарский – спасители Отечества. Урок строится на сочетании беседы, работы с учебником (комментированное чтение, работа с иллюстрациями) и практической работы с картой. В конце урока целесообразно выполнить задание 78 рабочей тетради. Выполнение задания поможет установить, насколько четвероклассники овладели новым материалом. Кроме того, возможна работа с заданиями рубрики «Подумай» учебника.
Уроки № 37–38. Жизнь и быт жителей страны в XV–XVII вв. Возможные приемы изучения материала: работа с иллюстрациями, комментированное чтение текста учебника, беседы по вопросам рубрики «Проверь себя», выполнение заданий рабочей тетради; рассказ (сообщение) учителя или ученика (например, о Москве, родном городе тех времен), учебная игра «Один день в русском городе XV-XVII веков» (привлекается краеведческий материал). К игре, а так же к сообщению, школьники готовятся заранее – читают дополнительный материал, подбирают иллюстрации (предметы быта, одежда, жилища, вид улиц и укреплений и др.).
Варианты уроков Вариант 1. Предварительное задание одному или нескольким учащимся – подготовить сообщение о жизни горожан в XV – XVII в., по возможности привлекая краеведческий материал. Возможный ход уроков (изучение нового материала). 1. Чтение текста о домостроевских порядках и выполнение заданий: № 1 рубрики «Проверь себя», № 79 рабочей тетради. 2. Рассказ учителя с опорой на иллюстрации о царском дворце и его обитателях на основе учебника, дополнительных сведений (см. ниже). 3. Анализ иллюстраций – царь и царица в парадных одеждах: как вы считаете, из какого материала сшита царская одежда? Как она украшена? Как называлась царская шапка? Что царь держит в руках? Закрепление материала – выполнение заданий 80–81 рабочей тетради. 4. Сообщение ученика (учеников) о жизни горожан. Работа всего класса по анализу репродукции с картины А. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен». 5. Комментированное чтение текста учебника «Сельские жители» и выполнение задания 82 рабочей тетради. Вариант 2. Учебная игра «Путешествие в Московское царство XVII в.». Как к любой игре, которая занимает почти два урока, к ней необходимо готовиться заранее. За две-три недели класс делится на 3-4 группы и каждая группа готовит свой сюжет: читают учебник, подбирают дополнительную литературу, по возможности посещают краеведческий музей, беседуют с родными, мастерят элементы одежды, предметы, характеризующие ту или иную группу населения, русский город Московских времен. В начале урока, как и в предыдущем варианте, четвероклассники повторяют пройденное и работают с исторической картой. Затем представители от каждой группы рассказывают о различных слоях русского общества, демонстрируя свои поделки. Рассказ может идти по таким вопросам: где живут, как одеваются, чем занимаются, чем владеют, кому подчиняются, как проводят время. Возможен и такой прием: встретились крестьянин и горожанин и рассказывают друг другу о своей жизни. В конце второго урока все школьники выполняют задания 79-83 рабочей тетради (можно по ходу работы на уроке). Если не успеют на уроке, то доделывают дома.
Дополнительный материал К сюжету «Царский дворец и его обитатели» «Жизнь царей была довольно однообразна и замкнута. Народу царь являлся редко, исключительно в большие церковные праздники во время торжественных богомольных выходов и по временам на церковных ходах. Из Москвы царь выезжал только на богомолье в монастыри и, кроме того, в ближайшие окрестности для охоты. Обыкновенно же жизнь царя шла следующим образом: часа в четыре утра он вставал и тотчас отправлялся в крестовую комнату для утренней молитвы. Помолившись с четверть часа, царь отправлялся в комнаты царицы и вместе с ней слушал заутреню. Между тем собирались во дворец бояре и другие значительные и чиновные люди, жившие в Москве. Когда государь выходил, все низко кланялись в землю. Некоторых он подзывал и говорил с ними. Кто хотел просить о чем-нибудь, подходил и кланялся в землю. Именинники подносили государю калачи. Поговорив с боярами, государь, в сопровождении всех собравшихся, отправлялся в одну из придворных церквей к обедне. Обедня продолжалась часа два. После обедни государь занимался делами, слушал доклады, прошения или сидел с боярами на заседании думы. Заседание и слушание дел оканчивались часов в 12; бояре, ударив челом государю, разъезжались, и царь шел к обеду. Иногда он приглашал к своему столу некоторых бояр, но большею частью кушал один. Исключая дней праздничных, посольских и вообще торжественных.
После обеда царь, как и всякий русский человек того времени, ложился спать. Вставши часа через три, государь шел к вечерне, в сопровождении бояр и прочих чинов, вечером снова съезжавшихся во дворец. Затем, остальную часть дня после вечерни до ужина царь проводил в семействе с самыми близкими людьми, слушал песни, рассказы стариков о былых временах. После ужина государь снова шел в крестовую и, помолившись с четверть часа, как утром, отправлялся спать – обычно спать ложились в 8 часов вечера» (см. Острогорский М. История России: Репринтное изд. М., 1992, с. 78–80; Учебная книга по русской истории для начальных школ. С.-Петербург,1914, с.195).
К картине А. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен» Узкая дверь ведет из горницы в спаленку, где за дверью виден сундук и горка подушек на постели. В горнице гладкий дощатый потолок, бревенчатые стены; на липовом полу постланы дорожки. В узорные оловянные переплеты оконных рам вставлены кусочки разноцветной слюды. Одно окно заставлено деревянным щитом (возможен вопрос классу: как вы думаете, для чего это сделано?). На ночь окна закрывали расписными ставнями. У стены под окнами лавки. Их покрывали коврами или сукном. На лавках спали, приставляя к ним широкую скамью. Над резным наличником окон видна полка, на ней деревянная, глиняная и берестяная посуда. С потолка свешивается «паникадило»- люстра со свечами. А в углу у двери поместился железный светец для лучины; возле него лоханка с водой, куда падают угольки обгоревшей лучины. Возле двери видна печь с цветными изразцами. У печки сохнут пучки лекарственных растений, ниже – полотенце и какое-то белье (использован материал из объяснительного текста к альбому картин по истории СССР (X–XVIII вв). – М., 1941, с.60–61). В чем различие между «лавкой» и «скамейкой»? Разница есть, и достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью (см. Семенова. М., указанная книга, с. 168).
К сюжету «Сельские жители» В рассматриваемые времена крестьяне жили в деревянных избах, крытых соломой и топившихся «по-черному». Стены, потолок были закопчены, пропахли дымом. От стужи окна закрывали бычьими пузырями или пропитанной маслом холстиной, еле пропускавшими тусклый свет. Большую часть избы занимала печь, а за нею под потолком были полати – настил из досок от печки до стены. Как стемнеет, спать ложились на печи, полатях, лавках, на полу.
Информация для учителя Царская одежда На царе и царице длинная парчовая одежда с узорами (парча – плотная шелковая узорчатая ткань, затканная золотыми и серебряными нитями), расшитая по вороту и подолу жемчугом, сверкающая бриллиантами и изумрудами. На груди у царя большой узорчатый крест. Царский наряд был роскошен, но очень тяжел. Трудно было в нем двигаться. Поэтому царя всегда поддерживали под руки бояре. Крестьяне Крестьяне, в рассматриваемый период истории, составляли основную массу населения страны. Крестьяне делились на две основные группы: владельческих (крепостных) и черносошных (государственных). Владельческими называли крестьян, находившихся во владении частных лиц (царя, бояр, дворян) и организаций (например, церкви). Эти крестьяне были полной собственностью своих владельцев. Их можно было продать, обменять, подарить. Кроме того, они работали на барщине (в хозяйстве владельца земли), платили денежный и натуральный оброк (продуктами своего хозяйства и промыслов). Средняя протяженность барщины составляла 2–4 дня в неделю. Этих то крестьян с XVII в. и называли крепостными. Эта группа была многочисленнее второй. Черносошные крестьяне оставались лично свободными, владели землей (в основном в Поморье, в Сибири) или пользовались, отведенными им на казенных землях, наделами; несли государственные повинности, в первую очередь, платили государственные налоги. Кроме того, к государственным повинностям относилось строительство дорог, устройство на постой войска и др. Урок № 39. Школа в Московском государстве. После проверки усвоения материала предыдущего урока (на основе вопросов учебника и рабочей тетради) возможно с очетание рассказа учителя с беседой, использование элементов учебной игры. Перед изучением нового материала работа четвероклассников с учебником: чтение первых абзацев – о материале и орудии письма, книгопечатании и беседа по вопросам учебника. После подведения итогов беседы, учитель просит детей мысленно перенестись из современного класса в класс школы Московских времен. Представить – небольшую комнату с низкими потолками в деревянном доме. Окна тоже небольшие. Вместо стекла в оконные рамы вставлена слюда. Затем содержание рассказа учителя чередуется с беседой. Когда (в каком часу) начинаются занятия в школе сегодня? В XVII в. дети приходили в школу в 7 часов утра. Каждое утро, входя в класс дети крестились на иконы и кланялись в ноги учителю. Затем все рассаживались за столом и «повторяли зады» – пройденной накануне (буквы, счет, складывание слогов и т. д.).
Завтракаете или обедаете вы в школе? В какое время это бывает? В Московском царстве детей в школе не кормили, а отпускали в полдень на два часа домой обедать. После обеда ребята снова возвращались в школу и учились до четырех часов. Задают ли вам домашние задания? В былые времена домашних заданий не задавали, все надо было запомнить во время занятий. За ненужные вопросы и непослушание учеников строго наказывали: щедро раздавали подзатыльники, заставляли стоять в углу на коленях на горохе, а то и розгой прохаживались по спине (об этом можно прочитать в тексте учебника). Далее работа с картиной Б. Кустодиева «Школа Московской Руси» (вопросы для анализа даны в тексте учебника), выполнение задания 84 рабочей тетради.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.029 с.) |