Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Фонетическая система древнерусского языка эпохи первых письменных памятников↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самоконтроля · Перечислите основные источники изучения истории языка. Что вы можете сказать о лингвистической ценности источников? · Назовите древнейшие памятники письменности. Чем определяется их лингвистическая информативность? · Охарактеризуйте древнейшие письменные памятники с учётом времени их создания и жанровых особенностей. 2. Русская азбука. Её истоки и история. Вопросы для самоконтроля · К какой азбуке восходит современный русский алфавит? · Сравните кириллическую азбуку с современной русской: какие современные буквы отсутствуют в кириллице? Используя Интернет-источники и имеющуюся литературу, ответьте на вопрос, какие кириллические буквы вышли из употребления и почему? Укажите время их выхода из графической системы. Одинакова ли судьба букв @ и # в русском языке? · Как в русской книжной культуре обозначались числа? Почему не все буквы имели числовые значения? Какие значения имела в русской культуре буква а? 3.Учёные-языковеды, заложившие основы изучения истории русского языка Вопросы для самоконтроля · Кого из учёных принято считать основоположником исторического изучения русского языка? · Назовите учёного, впервые применившего сравнительно-исторический метод в изучении славянских языков. · Какие учёные внесли вклад в изучение истории русского языка на рубеже ХIХ и ХХ веков? · Назовите учёных-историков русского языка ХХ века и укажите их основные труды. · Какие учебники и учебные пособия по истории русского языка вы можете назвать? · Какие исторические словари русского языка вы знаете? Задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовьте компьютерную презентацию в Мастере презентаций «PowerPoint» на одну из предложенных тем:
Дополнительные задания по словарям и справочникам · Дайте исторический комментарий устойчивым сочетаниям и выражениям красная строка, проба пера, пергаментная бумага, прочитать от доски до доски. Как они связаны с древней книжной письменной культурой Руси? Какие ещё подобные слова и/ или словосочетания сочетания вам известны? · Пользуясь справочной литературой, расшифруйте следующие записи: •I• чловhкъ; въ дьнь • ВI •; глава • Д •; •КЕ• лhтъ · По этимологическим словарям изучите этимологии слов славяне, русский. Какая этимология вам представляется наиболее убедительной и почему? Литература 1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. – М., 2007. С. 3-34. 2. Бурыкин А.А. Три века современной русской азбуки // РЯШ. 2008. № 10. С. 77 - 82. 3. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. 4. Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо: (от старой азбуки до современного алфавита) // РЯШ. 2002. № 2. 5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 9 – 74. 3-е изд. – М., 1990. 6. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. 7. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 8. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. С. 3- 20; 141-144. 9. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. С.3-44. 10. Шмелёва Т.В. Кириллическая азбука в русском языке // Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. 2006. № 10. 11. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. – М., 1953. Интернет-ресурсы
Тема 2. Фонетическая система древнерусского языка эпохи первых письменных памятников Прочтите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Какие звуковые законы определяли строение слога в древнерусском языке ХI века? Какие известные вам языки имели подобную структуру слога? Как вы объясните такую близость? Одинаковы ли законы, определяющие структуру слога в древнерусском и современном русском языках? · Сопоставьте системы гласных звуков древнерусского и современного русского языков и укажите сходство и различия между ними. · Сопоставьте системы согласных древнерусского и современного русского языков. На чём основывается сходство систем согласных и чем определяются различия? Задания для самостоятельного выполнения 1. Начните составление аннотированного списка или презентации письменных памятников древнерусского языка и пополняйте свой список к каждому занятию. 2. Используя Интернет-источники и / или материалы учебников (например, учебник В.В.Иванова, учебное пособие В.И.Собинниковой), справочников, найдите информацию об Остромировом евангелии. Каковы особенности этого памятника языка и культуры? Какую информацию о древнерусской культуре ХI века вы получили из прочитанного текста? 3. Прочитайте фрагмент текста из «Остромирова евангелия» и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 90 – 91). Выполните следующие задания: · Выпишите из текста все слова неславянского происхождения и, зная звуковые законы строения слога, укажите фонетические и графические приметы, позволяющие определить заимствованный характер слов. Составьте обобщающую таблицу «Фонетические признаки заимствованной лексики», используйте в качестве иллюстративного материала примеры текста. · Почему в слове кыевh после к написана буква ы. Действие какого звукового закона иллюстрирует подобное написание? · Что обозначают в тексте слова почати, горазнhе, зазьрhти? Сохранились ли они в современном русском языке? Дополнительные задания · Известно, что ономастика является важным источником, хранящим культурную (в том числе и языковую) информацию далёкого прошлого. Какую звуковую особенность содержит имя Дмитрий? Сопоставьте официальную форму имени с двумя неофициальными формами: Дима и Митя. Как вы, зная историю языка, объясните именно такое звуковое оформление неофициальных форм? Продолжите список примеров антропонимов, иллюстрирующих древние звуковые особенности. Можно использовать именник «Остромирова евангелия». Литература 1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. – М., 2007. – С. 44-63. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 77-102. 3 изд. М., 1990. 4. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 6. Киселёва Г.В.Филологическое изучение «Остромирова евангелия в вузе (К 950-летию памятника) //Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. – Воронеж, 2007. 7. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. С. 23-55. 8. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 9. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984.С.45-54.
Вопросы для самоконтроля · В какой языковой период жизни славянства возникли носовые гласные? · Каковы фонетические условия образования носовых гласных? · Какова история носовых гласных звуков в древнерусском языке и букв, их обозначающих? Какие следы оставили носовые гласные в современном русском языке? · Дайте определение полногласному сочетанию. Когда возникают полногласные сочетания? Какова причина возникновения полногласия? · Каково соотношение форм с полногласными и неполногласными сочетаниями? · Какую лингвистическую информацию несёт полногласие в слове? · В чём состоят особенности употребления гласных в начале слова в древнерусском языке? Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент текста из Новгородской летописи по Синодальному списку ХIII-ХIVвв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 97, ч. 1 – 2). Внесите памятник в свой аннотированный список или подготовьте презентацию. Выполните следующие задания: · Выпишите из текста слова озеро, осенина («осень»). Каково происхождение начального гласного [о] в этих словах. Приведите обоснования ответа. · Найдите в тексте и выпишите слова с восточнославянским полногласием, в качестве доказательства приведите старославянские соответствия. В случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю. Проанализируйте глагол поломи мостъ, в котором есть сочетание оло. Является ли оно полногласным? Почему? 2. Изучите статью Г.О.Винокура «О славянизмах в современном русском литературном языке» или фрагмент работы А.А.Шахматова (по вашему выбору) и начните составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов. Дополнительные задания по словарям · Используя Интернет-источники и / или сравочную литературу, определите происхождение названий топонимов Лейпциг и Брест. Какие фонетические явления отражены в названиях? Приведите славянское соответствие названию Лейпциг. Является ли славянским наименование Брест? Какая фонетическая черта представлена в названии? Сопоставьте два славянских названия городов Белгород и Белград. Можно ли утверждать, что города получили название по одному признаку? Чем обусловлено различие в названиях? · Существует ли этимологическая связь между словами в следующих парах слов: каравай – корова; страница – страна. Начните анализ с предположения, что слова являлись родственными. Можно ли в этом случае утверждать, что в их составе есть полногласие / неполногласие? Убедитесь в правильности своих рассуждений, обратившись к этимологическому словарю. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 63 – 83. 2. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. С.443-459. 3. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 27-29. 4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 123; 141- 145; 147-149. 3-е изд. М., 1990. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 6. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. С. 56-66. 7. Кретова В.Н. Отражение фонетических процессов доисторической эпохи в звуковой системе русского языка. – Воронеж, 1973. – С.11-16. 8. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 9. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий: Дополнительное учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. – М., 2000. 10. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: около 5000 ед. 2-е изд. – М., 2002. 11. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. - С. 57 -60; 64 -65; 70-73. 12. Шахматов А.А. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи). – М. 1952. Вопросы для самоконтроля · Как возникли шипящие звуки в славянских языках? Действие какого фонетического закона привело к появлению мягких шипящих и звука [ц]? · Назовите фонетические условия образования шипящих и других мягких согласных? · Разделите неисконные согласные на 2 группы: согласные праславянского происхождения и согласные, возникшие после распада праславянской языковой общности. Задания для самостоятельного выполнения 1. Составьте таблицу происхождения шипящих звуков современного русского языка.
2. Завершите составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов, внеся в неё старославянские и соотносительные с ними древнерусские шипящие.
3. Прочитайте текст Грамоты великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около 1130 года) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 91 - 92). Внесите памятник в свой аннотированный список или составьте презентацию. Выполните следующие задания: · Одинаково или по-разному произносится слово дес#те в древнерусском и старославянском языках? Определите, с чем связано различие в произношении. · В тексте представлены три антропонима. Что вы можете сказать о происхождении каждого имени, опираясь на звуковой облик антропонимов. · Выпишите из текста слова с шипящими и мягкими свистящими кн#жение, продажами, почьнеть, дължьни, при животh. Определите происхождение шипящих звуков в каждом слове. При выполнении задания и последующем анализе происхождения шипящих руководствуйтесь следующими рекомендациями.
Методические рекомендации определения происхождения шипящих в словах древнерусского и современного русского языков При выполнении этого задания следует опираться на следующее теоретическое положение: исконно смягчённые согласные возникли в праславянском языке как следствие закона слогового сингармонизма под воздействием последующего *J или гласного переднего ряда. Определить происхождение исконного звука помогают исторические чередования. Рассуждайте следующим образом. 1. Выделите корневую морфему. 2. Подберите однокоренное слово без шипящего. 3. Сопоставьте корни и обозначьте чередующиеся согласные звуки. 4. Укажите более древний согласный и более поздний (шипящий, мягкий свистящий, ц). 5. Запишите свои рассуждения в виде формулы. 6. В случае отсутствия слова с чередованием звуков определяйте происхождение неисконного согласного с помощью этимологического словаря, в котором реконструируются утраченные языковые связи между словами Пример рассуждения. Дано слово слышитъ. В корне слыш- имеется шипящий [ш]. Однокоренные слова – слух, услыхать. Наблюдается чередование звуков [ш] // [х ]. Мы знаем, что шипящие звуки не являются исконными, поэтому более древний звук – [х] под воздействием гласного переднего ряда и изменился в [ш ̓]. Произошла первая палатализация заднеязычных. Запишем процесс в виде формулы: ch> ш ̓. Дополнительные задания. Материалы для тренинга
· Найдите следы первой, второй, третьей палатализации в словах современного русского языка. Пользуясь методическими рекомендациями, восстановите исконный согласный в корне и суффиксе: петушок, снежок, дрожать, утешить, Млечный путь, цена, вкратце, значить, лечить, нарочно, друзья, количество, сторожить, созерцание, волчата, бережок, окружить, крючок, овца, внушить, лицо, личный величайший. · Распределите слова в 2 группы в зависимости от типа палатализации: первой палатализации заднеязычных или йотовой палатализации согласных, восстановите исконный согласный: обморочный, снижение, сушки, вопль, кричу, молчу, точка, упущение, пряжа, убеждение, мощь, мочь, служба, потешный, отвечать. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 21-25. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 124 -136; 112. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. Таблицы № 11, 13, 14. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка.–Воронеж, 1984. С. 60-64. Вопросы для самоконтроля · В чём сущность процесса падения редуцированных гласных? · Почему процесс утраты редуцированных считается главным фонетическим процессом исторической эпохи существования древнерусского языка? · Как данный процесс отражается в памятниках письменности? · Как изменилась звуковая система древнерусского языка в результате падения редуцированных? Укажите изменения, произошедшие в системе гласных. · Какие новые чередования гласных звуков появились в русском языке? · Какова судьба Ы, И редуцированных на различной территории восточного славянства? · Что такое 2 полногласие? Какие точки зрения на сущность процесса вам известны? · Одинакова или различна судьба сверхкратких звуков и букв Ъ, Ь, их обозначающих? Задания для самостоятельного выполнения 1. Вспомните алгоритм определения позиций редуцированных гласных и в соответствии с алгоритмом определите сильные и слабые позиции редуцированных в словах. Понаблюдайте за историей редуцированных. Во всех ли случаях редуцированные изменились закономерно (слабые нулизовались, а сильные вокализовались). Найдите случаи отклонений от закономерного изменения редуцированных. Как их можно объяснить? Сьрдьце, бъчела, съзъвати, шьпътати, дъска, гърдьци, бльсн@ти, полотьскъ (современное название города - Полоцк). 2. Прочитайте фрагмент текста Договорной грамоты Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 99). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания: · Сравните орфографию слова время в первой строке текста. Какой из двух вариантов написания является правильным? Что вы можете сказать о происхождении слова? Приведите общеславянский вид корня. · Проведите сопоставительный анализ других вариантных написаний слов в тексте: слова утвердят (3-я и 10-я строки), берег (9-я и 12-я строки). Какие варианты написания, на ваш взгляд, являются правильными? Обоснуйте свой ответ. Как вы можете объяснить такое количество ошибочных написаний? Приведите свои примеры из текста. Дополнительные задания 1. В современном русском языке имеются устойчивые сочетания и выражения: не убий, зеленый змий. Прокомментируйте, из какого языка они пришли в русский язык? Как это можно доказать? 2. Прочитайте стихотворение и определите позицию его автора по отношению к реформе русской орфографии 1917 г., в результате которой были исключены «лишние» буквы русского алфавита. Почему автор скорбит об утрате буквы Ъ, ведь она сохранилась в современной азбуке?
Гонимым Защита слова «Ъ», о, твёрдый знак! Без «Ъ» всё слово – пьяный обнажённый. Разумный страж, веками подкреплённый, Дом без замка не может быть никак. Без «Ъ» всё слово – срезанное «квак!», Бесхвостый конь и пёс, хвоста лишённый. Без «Ъ» лишь <…> умалишённый Все буквы грудит общий кавардак. Изменчивое Ё расцвет и скрепа, Лицо в лицо глядит на честных ЯТЬ. Того лишь варвар не сумел понять. Взамен Фиты два круга Ф нелепо. I с точкой, тонкий жезлик, наконец, Двойною палкой пишет лишь слепец. К.Бальмонт Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 97 – 110; 127 – 128; 156 – 157. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 170 – 183. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 75 - 94 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 77 – 82; 83 – 84. 8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.
Вопросы для самоконтроля 3. Как изменилась система согласных звуков древнерусского языка вследствие утраты редуцированных гласных? 4. Какие процессы в области согласных звуков происходили в древнерусском языке? Почему они не были возможны до утраты редуцированных? 5. Что такое ассимиляция согласных? Какие виды ассимиляции согласных связаны с утратой редуцированных гласных? 6. Что такое упрощение групп согласных? Приведите примеры упрощения, изучаемые в школе? Как называется упрощение групп согласных в школьной практике? 7. Какие орфоэпические нормы стали складываться в русском языке в результате падения редуцированных? 8. Какие орфографические правила формируются в русском языке после падения редуцированных гласных? Задания для самостоятельного выполнения 1. Представьте основные следствия утраты редуцированных в графической (кластер) или табличной форме. Можно воспользоваться следующей матрицей. В случае затруднений обратитесь к таблице 14 (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 32 - 34).
2. Прочитайте фрагмент текста Русской Правды по Новгородской кормчей 1282 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 92 – 93, ч. 1 - 2). Внесите памятник в свой аннотированный список/ презентацию. Выполните следующие задания:
Дополнительные задания 1. В русском языке известно орфографическое правило правописания приставки с -. При этом отмечается, что слова здесь, здоровье, здание, зги (в выражении не видно ни зги) следует начинать с буквы з, так как в данных словах нет приставки. Обратитесь к этимологическому словарю и выясните этимологию данных слов. Всегда ли данные слова начинались с буквы з? Найдите слова, имевшие первоначально иное написание. Объясните, когда и в связи с какими процессами слова приобрели современный орфографический облик.
2. Проведите эксперимент: предложите друзьям и знакомым произнести слова с сочетанием чн. Вариант произношения [чн] или [шн] зафиксируйте. В каких словах речевая практика сохраняет старое произношение [шн], а в каких [чн]? Совпадают ли ваши выводы с показаниями словарей? Является ли, по вашим наблюдениям, произношение действительно уходящим? Запишите ваши наблюдения в виде резюме.
Слова для анализа: булочная, гречневый, коричневый, молочник, перечница, прачечная, пустячный, скворечник, яичница. Задание может выполняться в группах: наблюдения осуществляются индивидуально, а обобщение материала может быть сделано в группах. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 110 – 126. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. – С. 32 – 34. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С.183 – 195. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С.95 – 116. 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 84 – 88; 103 – 105. 8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. 9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд. – М., 2001.
Тема 7. Переход звука [э] в [о] после мягких согласных Вопросы для самоконтроля · Какие этапы принято выделять в процессе перехода звука [э] в [о]? · Что известно о хронологии данного процесса? Как он отражён в памятниках письменности и почему его сложно изучать? · Почему процесс перехода звука [э] в [о] не мог осуществиться до падения редуцированных? · Как учёные объясняют различного рода отклонения от закономерного изменения [э] в [о]? · Известен ли процесс перехода [э] > [о] старославянскому языку? Задания для самостоятельного выполнения 1. Изучите таблицу, отражающую явления лабиализации в древнерусском и современном русском языках (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 35, табл. 15). Пополните таблицу сведениями о времени осуществления каждого вида лабиализации и своими примерами. 2. Прочитайте и сделайте тезисы одной из статей по вашему выбору: Обнорский С.П. Переход е в о в современном русском языке (Избранные работы по русскому языку. – М., 1960. – С. 215 – 234). Горбачевич К.С. Ещё раз о переходе е в о в современном русском языке (РЯШ. – 1976. - № 1. Или: Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 151 – 158). 3. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч.1). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:
Пример рассуждения. Дано слово повесть. Оно этимологически связано со словом ведать, в котором звук [э] сохраняется под ударением перед твёрдым согласным. Можно полагать, что на месте звука [э] (орфографического е) был h: повhсть.
Дополнительные задания и задания для тренинга · Прочитайте приведённые фрагменты в соответствии с требованиями рифмы. Отражают ли подобные рифмы живое произношение того времени?
И возвратился б оживленный / Картиной беззаботных дней, Беседой вольно-вдохновенной / И звучной лирою твоей. (А.Пушкин. К Языкову) Ах! Если ты меня поймешь, / Прости свободные намеки; Пусть истину скрывает ложь: /Что делать? – Все мы человеки! (М.Лермонтов. Жалобы турка) Ни гремучего фонтана, / Ни горячих звезд… На груди у Дон Жуана / Православный крест. (М.Цветаева)
· Укажите причину отсутствия перехода [э] > [о] в положении под ударением, после мягкого согласного перед твёрдым в приведённых словах: Надежда, зеркало, сосед, верх, инженер, одежда, сердце, целый, нехотя, победа, стрелец, четверг, перст, душевный, древний, всплеск, пещера, кудесник, лестный, холодец, вера, конфета, современный, древо, недоросль. Литература
Дополнительная литература
Вопросы для самоконтроля · В какой языковой период возник звук, обозначенный буквой h? · К какому времени относят утрату звука, обозначенного буквой h? · Как процесс утраты h отражён в памятниках письменности? · Совпадала ли хронология утраты звука, обозначенного буквой h, и исчезновения буквы h? Что вы знаете об истории буквы h? · Какие языковые приёмы помогают установить происхождение современного звука [э]?
Задания для самостоятельного выполнения
Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч. 2, 3). Выполните следующие задания:
Дополнительные задания · Прочитайте фрагмент стихотворения начала ХIХ века. Почему автор употребляет словосочетание с капризной ятью, используя согласование по женскому роду? Почему ять названа капризной?
Дай бог за скрепой и печатью Свершиться прочной мировой: У пишущих – с капризной ятью, У сердца – с гордой головой. П.А.Вяземский 1828 г.
· Как вы понимаете значение устойчивых выражений «Сделать на ять», «Писать корову через ять»? Когда они могли появиться в русском языке и когда потеряли актуальность?
Литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.013 с.) |