![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Имя прилагательное и его история
Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Какие семантические группы имён прилагательных известны древнерусскому языку? Какая их них исторически является древнейшей? · Какие структурные группы прилагательных имелись в древнерусском языке? · Почему для характеристики кратких имён прилагательных древнерусского языка более точным является термин именные прилагательные? Какую яркую особенность древнерусских кратких прилагательных подчёркивает данный термин? · Как образовывались полные имена прилагательные в древнерусском языке? Почему они назывались местоименными? Назовите особенности склонения местоименных прилагательных. · В каком направлении шёл процесс развития имени прилагательного как части речи? Какие прилагательные (именные или местоименные) сыграли важную роль в становлении имени прилагательного как части речи? · Как образовывались имена прилагательные в сравнительной степени? Назовите их грамматические категории в древнерусском языке и в современном русском языке. Какие грамматические различия вы можете назвать?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 551, с. 194). 2. Выпишите имена прилагательные в сочетании с именами существительными и дайте их грамматический анализ. Сопоставьте анализируемые формы с современными и установите сходство и различие. 3. Какого происхождения окончание родительного падежа единственного числа –аго (великаго)? Как возникло современное окончание –ого? Как и почему оно изменяется в устной речи? Какой принцип русской орфографии отражает написание –ого? 4. Сопоставьте фрагмент текста «Слова…» с текстом из Ипатьевской летописи. Установите различия в подаче материала. Какие необходимые для летописного описания компоненты отсутствуют в художественном тексте? Какие детали художественного описания отсутствуют в летописном повествовании? Дополнительные задания Прочитайте фрагмент известного стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». В тексте использованы имена прилагательные горний идольний. Каковы их значения? В каких отношениях они находятся? Определите значение существительного прозябанье. Известно ли оно современному русскому языку? Найдите другие архаические явления в тексте. И внял я неба содроганье, И горних ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. - С. 224 – 237. 2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 218 – 232. 3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 111 – 118. 4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 167 – 178. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Лопутько О.П. Постоянные эпитеты и история прилагательных // РЯШ. – 2004. - № 5. 2. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Именительный падеж единственного числа // Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 5. - С. 1 – 3. 3. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Формы косвенных падежей // Русский язык в школе и дома. – 2006 . - № 1. - С. 4 – 7. 4. Немченко В.Н. Особенности склонения притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -нин // РЯШ. – 1982. - № 6. 5. Панфилов А.К. Тайна знакомой строки // РЯШ. – 1984. - № 4. С. 75 – 78. 6. Фролова И.А.Страницы из истории славянских прилагательных // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж, 1977.
Тема 15. Счётные слова в древнерусском языке. Формирование числительных как особой части речи* Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Почему в древнерусском языке слова, называющие числа, не составляли особую часть речи? · Какие типы счётных имён были представлены в древнерусском языке ХI века? Назовите грамматические и синтаксические особенности счётных прилагательных и счётных существительных. По каким образцам склонялись счётные слова? · С историей какой грамматической категории связано формирование числительных как части речи? Назовите основные этапы формирования части речи. · Как образовывались и изменялись названия второго десятка (11 -19) в древнерусском языке? · Как образовывались и изменялись названия десятков (20, 30, 40 – 50 – 90) и названия сотен (200 – 400 и 500 - 900). Чем объяснялось наличие двух разных способов их образования?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент Новгородской летописи по Синодальному списку ХУ - ХIУ вв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 343, с.97, ч. 1 – 2). 2. Как обозначались числа в древнерусских текстах? Откуда заимствована эта традиция? По справочной литературе установите, когда закрепляется современный способ обозначений чисел посредством арабских цифр. 3. Выпишите из текста сочетания числительных с существительными и укажите счётные прилагательные и счётные существительные. Укажите грамматические признаки числительных в тексте. Правильно ли употреблены формы или есть ошибки? Отражает ли текст древнейшую систему счётных слов или демонстрирует её разрушение? Дополнительные задания 1. Прочитайте фрагмент сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Найдите слова с корнями-числами. Какими частями речи являются слова? Обоснуйте свой ответ. Какие звуковые особенности в анализируемых словах вы отметили? Как вы можете прокомментировать эти особенности? Каково значение слова седмица?
Едут целую седмицу, Напоследок, в день осьмой, Приезжают в лес густой. Тут сказал конёк Ивану: Вот дорога к окияну, И на нём-то круглый год Та красавица живёт.
2. По этимологическому словарю установите происхождение слов сорок, девяносто, миллион, миллиард. 3. Как можно объяснить возникновение падежной формы числительного сорокью, отмеченной у А.И.Герцена: Ты царствуешь над сорокью миллионами человек? Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С. 238 – 250. 2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 233 – 244. 3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 118 – 121. 4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 178 – 190. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Аверьянов К.А. Сорок сороков // Русская речь. – 1992 - № 6 2. Дьячкова И.Н. Как Карл вторыи надесять стал Карлом двенадцатым (Об образовании числительных второго десятка) // Русская речь.- 2009. №5. 3. Жолобов О.В. Древнеславянские числительные как часть речи // ВЯ. – 2001. - № 2. 4. Колесников Н.П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь. 1997.№ 6. 5. Маршева Л.И. Из истории числительных: один // Русский язык в школе и дома. – 2009. № 8. 6. Немченко В.Н. Ноль и нуль в современной русской речи// Русская речь. – 1991. № 6. 7. Рябушкина С.В. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Заметки о склонении числительных) // РЯШ. – 2008. - № 3. 8. Симонов Р.А. Древнерусский счёт девяностами и девятками // Русская речь. – 1994. - № 4. 9. Супрун А.Е. Системность лексики и этимология // Этимология 1967. – М., 1969. С. 88 – 97. 10. Шунейко А.А. Сорок бочек арестантов // Русская речь. – 1991. - № 5. 11. Шустов А.Н. Какая часть речи тридевять? //Русская речь. – 1998. - №2. Тема 16. Система времён глагола в древнерусском языке и её история Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Перечислите основные грамматические категории древнерусского глагола. · Каковы особенности спряжения глаголов настоящего времени? Что такое тематическое и нетематическое спряжение? Какова история тематического и нетематического спряжений? · Чем отличалась система будущих времён? В каком направлении она развивалась? · Почему в древнерусском языке имелась разветвлённая система прошедших времён? Назовите структурные и семантические особенности аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта. · Каковы причины разрушения древней системы времён? Каково происхождение современной формы прошедшего времени? Как объяснить, зная историю языка, наличие категории рода у формы прошедшего времени глаголов и отсутствие категории лица?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент «Повести временных лет» по Лаврентьевской летописи 1377 г. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 345, ч. П с. 100 , строки 1 - 27). 2. Выпишите из текста по два примера каждой временной формы и дайте их грамматическую характеристику. Сохраняют ли формы перфекта в тексте своё древнейшее значение? Дополнительные задания 1. Дайте исторический комментарий формам глаголов в составе пословиц, фольклорных формул. В случае затруднений обращайтесь к справочной литературе. Ой ты гой-еси, добрый молодец! Худая снасть отдохнуть не дасть. Чей хлеб ем, того и вем. 2. Определите этимологию глаголов негодовать, пренебрегать. Приведите этимологически однокоренные данным глаголам слова.
Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С.251 – 263; 277 – 289. 2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. 3-е изд. М., 1990. 3. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 261 – 327. 4. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 5. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 121 - 128 6. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 191 – 214. 7. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Боброва А.В. Глаголы дать, создать, есть и производные от них // Русская словесность. – 2001. - № 7. – С.78. 2. Бекасова Е.Н. Чуду-юду я и так победю! // РЯШ. – 2006. - № 5. 3. Сорокина В.К. К истории нетематических глаголов в русском языке // РЯШ. – 1978. - № 1. С. 83 – 89. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.008 с.) |