Тема 14. Имя прилагательное и его история




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Имя прилагательное и его история



Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· Какие семантические группы имён прилагательных известны древнерусскому языку? Какая их них исторически является древнейшей?

· Какие структурные группы прилагательных имелись в древнерусском языке?

· Почему для характеристики кратких имён прилагательных древнерусского языка более точным является термин именные прилагательные? Какую яркую особенность древнерусских кратких прилагательных подчёркивает данный термин?

· Как образовывались полные имена прилагательные в древнерусском языке? Почему они назывались местоименными? Назовите особенности склонения местоименных прилагательных.

· В каком направлении шёл процесс развития имени прилагательного как части речи? Какие прилагательные (именные или местоименные) сыграли важную роль в становлении имени прилагательного как части речи?

· Как образовывались имена прилагательные в сравнительной степени? Назовите их грамматические категории в древнерусском языке и в современном русском языке. Какие грамматические различия вы можете назвать?

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 551, с. 194).

2. Выпишите имена прилагательные в сочетании с именами существительными и дайте их грамматический анализ. Сопоставьте анализируемые формы с современными и установите сходство и различие.

3. Какого происхождения окончание родительного падежа единственного числа –аго (великаго)? Как возникло современное окончание –ого? Как и почему оно изменяется в устной речи? Какой принцип русской орфографии отражает написание –ого?

4. Сопоставьте фрагмент текста «Слова…» с текстом из Ипатьевской летописи. Установите различия в подаче материала. Какие необходимые для летописного описания компоненты отсутствуют в художественном тексте? Какие детали художественного описания отсутствуют в летописном повествовании?

Дополнительные задания

Прочитайте фрагмент известного стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». В тексте использованы имена прилагательные горний идольний. Каковы их значения? В каких отношениях они находятся? Определите значение существительного прозябанье. Известно ли оно современному русскому языку? Найдите другие архаические явления в тексте.

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. - С. 224 – 237.

2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 218 – 232.

3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 111 – 118.

4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 167 – 178.

5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

Литература для дополнительного чтения

1. Лопутько О.П. Постоянные эпитеты и история прилагательных // РЯШ. – 2004. - № 5.

2. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Именительный падеж единственного числа // Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 5. - С. 1 – 3.

3. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Формы косвенных падежей // Русский язык в школе и дома. – 2006 . - № 1. - С. 4 – 7.

4. Немченко В.Н. Особенности склонения притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -нин // РЯШ. – 1982. - № 6.

5. Панфилов А.К. Тайна знакомой строки // РЯШ. – 1984. - № 4. С. 75 – 78.

6. Фролова И.А.Страницы из истории славянских прилагательных // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж, 1977.

 

Тема 15. Счётные слова в древнерусском языке. Формирование числительных как особой части речи*

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· Почему в древнерусском языке слова, называющие числа, не составляли особую часть речи?

· Какие типы счётных имён были представлены в древнерусском языке ХI века? Назовите грамматические и синтаксические особенности счётных прилагательных и счётных существительных. По каким образцам склонялись счётные слова?

· С историей какой грамматической категории связано формирование числительных как части речи? Назовите основные этапы формирования части речи.

· Как образовывались и изменялись названия второго десятка (11 -19) в древнерусском языке?

· Как образовывались и изменялись названия десятков (20, 30, 40 – 50 – 90) и названия сотен (200 – 400 и 500 - 900). Чем объяснялось наличие двух разных способов их образования?

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте фрагмент Новгородской летописи по Синодальному списку ХУ - ХIУ вв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 343, с.97, ч. 1 – 2).

2. Как обозначались числа в древнерусских текстах? Откуда заимствована эта традиция? По справочной литературе установите, когда закрепляется современный способ обозначений чисел посредством арабских цифр.

3. Выпишите из текста сочетания числительных с существительными и укажите счётные прилагательные и счётные существительные. Укажите грамматические признаки числительных в тексте. Правильно ли употреблены формы или есть ошибки? Отражает ли текст древнейшую систему счётных слов или демонстрирует её разрушение?

Дополнительные задания

1. Прочитайте фрагмент сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Найдите слова с корнями-числами. Какими частями речи являются слова? Обоснуйте свой ответ. Какие звуковые особенности в анализируемых словах вы отметили? Как вы можете прокомментировать эти особенности? Каково значение слова седмица?

 

Едут целую седмицу,

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Тут сказал конёк Ивану:

Вот дорога к окияну,

И на нём-то круглый год

Та красавица живёт.

 

2. По этимологическому словарю установите происхождение слов сорок, девяносто, миллион, миллиард.

3. Как можно объяснить возникновение падежной формы числительного сорокью, отмеченной у А.И.Герцена: Ты царствуешь над сорокью миллионами человек?

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С. 238 – 250.

2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 233 – 244.

3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 118 – 121.

4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 178 – 190.

5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

Литература для дополнительного чтения

1. Аверьянов К.А. Сорок сороков // Русская речь. – 1992 - № 6

2. Дьячкова И.Н. Как Карл вторыи надесять стал Карлом двенадцатым (Об образовании числительных второго десятка) // Русская речь.- 2009. №5.

3. Жолобов О.В. Древнеславянские числительные как часть речи // ВЯ. – 2001. - № 2.

4. Колесников Н.П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь. 1997.№ 6.

5. Маршева Л.И. Из истории числительных: один // Русский язык в школе и дома. – 2009. № 8.

6. Немченко В.Н. Ноль и нуль в современной русской речи// Русская речь. – 1991. № 6.

7. Рябушкина С.В. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Заметки о склонении числительных) // РЯШ. – 2008. - № 3.

8. Симонов Р.А. Древнерусский счёт девяностами и девятками // Русская речь. – 1994. - № 4.

9. Супрун А.Е. Системность лексики и этимология // Этимология 1967. – М., 1969. С. 88 – 97.

10. Шунейко А.А. Сорок бочек арестантов // Русская речь. – 1991. - № 5.

11. Шустов А.Н. Какая часть речи тридевять? //Русская речь. – 1998. - №2.

Тема 16. Система времён глагола в древнерусском языке и её история

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· Перечислите основные грамматические категории древнерусского глагола.

· Каковы особенности спряжения глаголов настоящего времени? Что такое тематическое и нетематическое спряжение? Какова история тематического и нетематического спряжений?

· Чем отличалась система будущих времён? В каком направлении она развивалась?

· Почему в древнерусском языке имелась разветвлённая система прошедших времён? Назовите структурные и семантические особенности аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта.

· Каковы причины разрушения древней системы времён? Каково происхождение современной формы прошедшего времени? Как объяснить, зная историю языка, наличие категории рода у формы прошедшего времени глаголов и отсутствие категории лица?

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте фрагмент «Повести временных лет» по Лаврентьевской летописи 1377 г. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 345, ч. П с. 100 , строки 1 - 27).

2. Выпишите из текста по два примера каждой временной формы и дайте их грамматическую характеристику. Сохраняют ли формы перфекта в тексте своё древнейшее значение?

Дополнительные задания

1. Дайте исторический комментарий формам глаголов в составе пословиц, фольклорных формул. В случае затруднений обращайтесь к справочной литературе.

Ой ты гой-еси, добрый молодец!

Худая снасть отдохнуть не дасть.

Чей хлеб ем, того и вем.

2. Определите этимологию глаголов негодовать, пренебрегать. Приведите этимологически однокоренные данным глаголам слова.

 

 

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С.251 – 263; 277 – 289.

2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. 3-е изд. М., 1990.

3. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 261 – 327.

4. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.

5. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 121 - 128

6. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 191 – 214.

7. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

Литература для дополнительного чтения

1. Боброва А.В. Глаголы дать, создать, есть и производные от них // Русская словесность. – 2001. - № 7. – С.78.

2. Бекасова Е.Н. Чуду-юду я и так победю! // РЯШ. – 2006. - № 5.

3. Сорокина В.К. К истории нетематических глаголов в русском языке // РЯШ. – 1978. - № 1. С. 83 – 89.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.008 с.)