Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Имя прилагательное и его историяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Какие семантические группы имён прилагательных известны древнерусскому языку? Какая их них исторически является древнейшей? · Какие структурные группы прилагательных имелись в древнерусском языке? · Почему для характеристики кратких имён прилагательных древнерусского языка более точным является термин именные прилагательные? Какую яркую особенность древнерусских кратких прилагательных подчёркивает данный термин? · Как образовывались полные имена прилагательные в древнерусском языке? Почему они назывались местоименными? Назовите особенности склонения местоименных прилагательных. · В каком направлении шёл процесс развития имени прилагательного как части речи? Какие прилагательные (именные или местоименные) сыграли важную роль в становлении имени прилагательного как части речи? · Как образовывались имена прилагательные в сравнительной степени? Назовите их грамматические категории в древнерусском языке и в современном русском языке. Какие грамматические различия вы можете назвать?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 551, с. 194). 2. Выпишите имена прилагательные в сочетании с именами существительными и дайте их грамматический анализ. Сопоставьте анализируемые формы с современными и установите сходство и различие. 3. Какого происхождения окончание родительного падежа единственного числа –аго (великаго)? Как возникло современное окончание –ого? Как и почему оно изменяется в устной речи? Какой принцип русской орфографии отражает написание –ого? 4. Сопоставьте фрагмент текста «Слова…» с текстом из Ипатьевской летописи. Установите различия в подаче материала. Какие необходимые для летописного описания компоненты отсутствуют в художественном тексте? Какие детали художественного описания отсутствуют в летописном повествовании? Дополнительные задания Прочитайте фрагмент известного стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». В тексте использованы имена прилагательные горний и дольний. Каковы их значения? В каких отношениях они находятся? Определите значение существительного прозябанье. Известно ли оно современному русскому языку? Найдите другие архаические явления в тексте. И внял я неба содроганье, И горних ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. - С. 224 – 237. 2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 218 – 232. 3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 111 – 118. 4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 167 – 178. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Лопутько О.П. Постоянные эпитеты и история прилагательных // РЯШ. – 2004. - № 5. 2. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Именительный падеж единственного числа // Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 5. - С. 1 – 3. 3. Маршева Л.И. Из прошлого полных прилагательных: Формы косвенных падежей // Русский язык в школе и дома. – 2006. - № 1. - С. 4 – 7. 4. Немченко В.Н. Особенности склонения притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -нин // РЯШ. – 1982. - № 6. 5. Панфилов А.К. Тайна знакомой строки // РЯШ. – 1984. - № 4. С. 75 – 78. 6. Фролова И.А.Страницы из истории славянских прилагательных // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж, 1977.
Тема 15. Счётные слова в древнерусском языке. Формирование числительных как особой части речи* Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Почему в древнерусском языке слова, называющие числа, не составляли особую часть речи? · Какие типы счётных имён были представлены в древнерусском языке ХI века? Назовите грамматические и синтаксические особенности счётных прилагательных и счётных существительных. По каким образцам склонялись счётные слова? · С историей какой грамматической категории связано формирование числительных как части речи? Назовите основные этапы формирования части речи. · Как образовывались и изменялись названия второго десятка (11 -19) в древнерусском языке? · Как образовывались и изменялись названия десятков (20, 30, 40 – 50 – 90) и названия сотен (200 – 400 и 500 - 900). Чем объяснялось наличие двух разных способов их образования?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент Новгородской летописи по Синодальному списку ХУ - ХIУ вв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 343, с.97, ч. 1 – 2). 2. Как обозначались числа в древнерусских текстах? Откуда заимствована эта традиция? По справочной литературе установите, когда закрепляется современный способ обозначений чисел посредством арабских цифр. 3. Выпишите из текста сочетания числительных с существительными и укажите счётные прилагательные и счётные существительные. Укажите грамматические признаки числительных в тексте. Правильно ли употреблены формы или есть ошибки? Отражает ли текст древнейшую систему счётных слов или демонстрирует её разрушение? Дополнительные задания 1. Прочитайте фрагмент сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Найдите слова с корнями-числами. Какими частями речи являются слова? Обоснуйте свой ответ. Какие звуковые особенности в анализируемых словах вы отметили? Как вы можете прокомментировать эти особенности? Каково значение слова седмица?
Едут целую седмицу, Напоследок, в день осьмой, Приезжают в лес густой. Тут сказал конёк Ивану: Вот дорога к окияну, И на нём-то круглый год Та красавица живёт.
2. По этимологическому словарю установите происхождение слов сорок, девяносто, миллион, миллиард. 3. Как можно объяснить возникновение падежной формы числительного сорокью, отмеченной у А.И.Герцена: Ты царствуешь над сорокью миллионами человек? Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С. 238 – 250. 2. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 233 – 244. 3. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 118 – 121. 4. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 178 – 190. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Аверьянов К.А. Сорок сороков // Русская речь. – 1992 - № 6 2. Дьячкова И.Н. Как Карл вторыи надесять стал Карлом двенадцатым (Об образовании числительных второго десятка) // Русская речь.- 2009. №5. 3. Жолобов О.В. Древнеславянские числительные как часть речи // ВЯ. – 2001. - № 2. 4. Колесников Н.П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь. 1997.№ 6. 5. Маршева Л.И. Из истории числительных: один // Русский язык в школе и дома. – 2009. № 8. 6. Немченко В.Н. Ноль и нуль в современной русской речи// Русская речь. – 1991. № 6. 7. Рябушкина С.В. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Заметки о склонении числительных) // РЯШ. – 2008. - № 3. 8. Симонов Р.А. Древнерусский счёт девяностами и девятками // Русская речь. – 1994. - № 4. 9. Супрун А.Е. Системность лексики и этимология // Этимология 1967. – М., 1969. С. 88 – 97. 10. Шунейко А.А. Сорок бочек арестантов // Русская речь. – 1991. - № 5. 11. Шустов А.Н. Какая часть речи тридевять? //Русская речь. – 1998. - №2. Тема 16. Система времён глагола в древнерусском языке и её история Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Перечислите основные грамматические категории древнерусского глагола. · Каковы особенности спряжения глаголов настоящего времени? Что такое тематическое и нетематическое спряжение? Какова история тематического и нетематического спряжений? · Чем отличалась система будущих времён? В каком направлении она развивалась? · Почему в древнерусском языке имелась разветвлённая система прошедших времён? Назовите структурные и семантические особенности аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта. · Каковы причины разрушения древней системы времён? Каково происхождение современной формы прошедшего времени? Как объяснить, зная историю языка, наличие категории рода у формы прошедшего времени глаголов и отсутствие категории лица?
Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент «Повести временных лет» по Лаврентьевской летописи 1377 г. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 345, ч. П с. 100, строки 1 - 27). 2. Выпишите из текста по два примера каждой временной формы и дайте их грамматическую характеристику. Сохраняют ли формы перфекта в тексте своё древнейшее значение? Дополнительные задания 1. Дайте исторический комментарий формам глаголов в составе пословиц, фольклорных формул. В случае затруднений обращайтесь к справочной литературе. Ой ты гой-еси, добрый молодец! Худая снасть отдохнуть не дасть. Чей хлеб ем, того и вем. 2. Определите этимологию глаголов негодовать, пренебрегать. Приведите этимологически однокоренные данным глаголам слова.
Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. 2-е изд. 1965. 4-е изд. М., 2007. – С.251 – 263; 277 – 289. 2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. 3-е изд. М., 1990. 3. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 261 – 327. 4. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 5. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие. Изд.3-е. – М., 2010. С. 121 - 128 6. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 191 – 214. 7. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. Литература для дополнительного чтения 1. Боброва А.В. Глаголы дать, создать, есть и производные от них // Русская словесность. – 2001. - № 7. – С.78. 2. Бекасова Е.Н. Чуду-юду я и так победю! // РЯШ. – 2006. - № 5. 3. Сорокина В.К. К истории нетематических глаголов в русском языке // РЯШ. – 1978. - № 1. С. 83 – 89.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.008 с.) |