Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вокалическая система русского языка (изменения, мена, исторические чередования гласных).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С понятиями сильная и слабая позиция связаны позиционные мены и позиционные изменения звуков. Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове. Позиционная мена гласных в русском языке зависит от их ударного и безударного положений: [п'а́т' / п'иэт'и́ / п'ьтÙч'о́к]. Следовательно, позиционная мена гласных определяется законом редукции и нейтрализации. Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями. Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в сильной позиции: [ма́т/ ма́т' / м'а́тъ / м'а́т'] ®[а], [а'], ['а], ['а']. Позиционные изменения гласных в зависимости от характера соседних согласных называются аккомодацией. Таким образом, позиционная мена зависит от позиции звука; осуществляется как закон; воспринимается и осознается слушателями, не заметить ее нельзя, т.к. варианты звуков отличаются существенными признаками. Позиционные изменения зависят от окружения звуков, осуществляется как процесс; не воспринимаются и не осознаются слушателями, т.к. аллофоны отличаются не основными, а второстепенными признаками. Исторические (традиционные) чередования — это чередования звуков, представляющих разные фонемы, поэтому исторические чередования отражаются на письме. 1) Исторические чередования фонем: в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ 2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ.
72. Позиционные изменения и исторические чередования согласных. С понятиями сильная и слабая позиция связаны позиционные мены и позиционные изменения звуков. Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями. Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко: [с'т'э́п' / з'в'э́р']. Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости. 1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [Ф]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [В]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).
73. Орфоэпия. Предмет и задачи. Причины и виды орфоэпических ошибок. Орфоэпич. словари. Орфоэпия имеет два основных значения: 1)“совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация); 2)раздел языкознания, изучающий правила устной речи. Предмет орфоэпии – нормы произношения. Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка. орфоэпические ошибки: - Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [ Ж жечь ], [ Ж жаром ], [ бе ЖЖ изненный ], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный. В начале некоторых слов сч звучит как щ [ Щ астье ], [ Щ ет ], [ Щ итать ], а пишется — счастье, счет, считать. - В некоторых словах сочетание чн произносится как [ кане ШН а ], [ ску ШН а ], [ яи ШН ица ], [ скворе ШН ик ], [ Никити ШН а ], [ Савви Ш на ], [ праче ШН ая ], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная. В некоторых словах допускается двоякое произношение — булочная —[ було ШН ая ], молочный — [ моло ШН ый ], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной). - Слова что, чтобы произносить следует как [ што ], [ штобы ]. - Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [ красн АВА ],[ син ИВА ], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего. - Окончания -ться, -тся (учиться, учится) произносятся как - цца [ учи ЦЦ А ], [ смея ЦЦ А ], [ встрича ЦЦ А ]. 1)ошибки, вызванные влиянием написания слов: произношение местоимения что и его производных; произношение сочетания - чн - в отдельных словах; произношение слова сегодня и окончаний - ого -, -его -; произношение существительных район, почтальон. 2)ошибки просторечного характера: нелитературное произношение глагольных форм на - сь («учуся»); нелитературное произношение заимствованных слов («дилектор»); вставка лишних согласных звуков в слова («пондравился»); замена звука [щ] на в [ч] словах с сочетанием [нч] (жен[ч]ина). Орфоэпические ошибки просторечного характера относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, которые говорящим не прощаются, поскольку режут слух окружающих и затрудняют понимание высказывания. 3)ошибки диалектного произношения: смешение твёрдых и мягких согласных (брат вместо брать); отсутствие оглушения согласного на конце (дру[г]); произношение звука [л] как двухстороннего [л]; произношение шипящих. 4) Ошибки в постановке ударения. Так как ударению в русском языке свойственна подвижность и разноместность, выбор его места в слове может вызывать большие затруднения и у учащихся, и у других носителей языка. В своём пособии Л.Ш.Тлюстен делит все ошибки, связанные с ударением, на несколько групп. - ошибки в произношении кратких имён прилагательных в форме женского рода; - неверное ударение в форме сравнительной степени имен прилагательных; - отступление от норм произношения полных прилагательных; - ошибки в выборе места ударения в причастиях; - нарушение норм ударения при произношении глагольных форм; - ошибки в произношении имён существительных; - нарушение норм ударения в наречиях; - неумение различать омонимы по признаку ударения; - ошибки в произношении терминов. Итак, независимо от типа орфоэпических ошибок - обусловленных написанием слова, просторечных или диалектных, либо связанных с постановкой ударения - работе по их предупреждению и исправлению должно уделяться пристальное внимание на начальном этапе обучения. Орфоэпические словари. 1) Среди орфоэпических словарей выделяется словарь-справочник «Орфоэпический словарь русского языка (произношение, ударение, грамматические формы)» под редакцией Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987 (около 63500 слов). 2) "Рус. лит. произношение и ударение. Словарь-справочник", под ред. С.И. Ожегова и Р. И. Аванесова, (1959), 52 тыс. слов. 3) Самый полный орфографический справочник – «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (1956, 1977, около 106 тысяч слов). В словаре содержится необходимая грамматическая характеристика слов и их форм, а также приводятся произносительные, словообразовательные и лексические варианты слов, если вариантность связана с правописанием.
74. Слоговой или буквосочетательный принцип русской графики заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическими знаками. Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному (мягко и твердо), что зависит от следующих за ней букв – а или я. Получается, что согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы. Слоговой принцип русской графики сложился исторически в результате закономерного смягчения большинства согласных в строго определенных позициях (перед гласными переднего ряда [и], [э]). Нарушения слогового принципа наблюдается только при обознаении согласных, не входящих в коррелятивный ряд по твердости и мягкости. Это относится к всегда твердым согласным ж, ш, ц и всегда мягким согласным ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему: 1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: ц и фра ( вместо цыфра), ш и ть ( вместо шыть), ш е рсть ( вместо шэрсть). 2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: ч а шка ( вместо чяшка), ч у до ( вместо чюдо), мяч о м ( вместо мячём), щ у плый ( вместо щюплый). Одним из существенных преимуществ слогового принципа является то, что он сокращает количество необходимых букв на 15 единиц. В связи с возможностью использования одних букв для обозначения разных звуков принято различать основные и второстепенные их значения. В основном значении буква выступает тогда, когда соответствующий звук не может быть обозначен никакой другой буквой. Так, в слове даль все буквы выступают в своем основном значении, а в слове сад только буквы с и а, в то время как буква д выступает во второстепенном значении, поскольку соответствующий звук может быть обозначен какой-либо другой буквой. То же касается буквы о в слове вода, буквы к в слове танк и под. Ряд букв может иметь не одно, а два основных значения. Так, для буквы с основными значениями являются значения <с> и <с’>, для буквы т – <т>, <т’>. Два основных значения имеют буквы я, е, ё, ю (они фиксируют либо сочетания <j> с гласными <а>, <э>, <о>, <у>, либо мягкость согласного, предшествующего указанным гласным). Наличие двузначных букв обусловливается слоговым принципом русской графики. Таким образом, буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.
75. Общая характеристика русского словесного ударения. Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский). Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность. Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо. Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги – ноѓи. В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от]. Различают словесное (ударение на одном слоге), тактовое (выделение наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта), фразовое (выделение наиболее важного в смысловом отношении речевого потока в пределах фонетич.фразы), перенос тактового ударения с последнего слога в речевом такте на другое слово приводит к логическому, т.е. выделяет наиболее важное слово по смыслу: Сегодня я сдам экзамен!, эмфотическое (эмоциональное выделение того или иного слова или слов в высказывании: Он замечааательный человек!) Ударение в русском языке может выполнять следующие функции: 1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал'́а], он-то [́онта]; 2) смыслоразличительную – ударение может различать а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука – муќа, з́амок – зам́ок, б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли – земл́и.
76. Слогоделение в современном русском языке. Его законы. Слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом, или границей слога. Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными: 1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [рÙ-к٬э́-тъ], [хъ- рÙ-шо́], [цв٬иэ–ты́], [сÙ-ро́-къ]. 2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́], [р٬э́-ч٬къ]. 3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [Ù-кра́–шъ-нъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį]. 4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [вÙ-лна́], [по́-мн٬у], [кÙ-рма́н]. 5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [Ùр–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [кÙн–цы́]. 6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и]. 7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [вÙį-на́], [cа́į-ръ]. Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.008 с.) |