Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Происхождение и развитие языка↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(семинарское занятие) (2 часа) 1. Происхождение человека, человеческого общества, и языка. 2. Характеристика основных теорий происхождения языка: звукоподражательная и междометная теории, теория трудовых выкриков и общественного договора. 3. Социальная теория происхождения языка Ф. Энгельса. 4. Закономерности исторического развития языка. 5. Дифференциация и интеграция как основные процессы развития и формы взаимодействия языков (субстрат, суперстрат, адстрат). 6. Языки народности и национальные языки. 7. Литературный язык как подсистема национального языка Литература Вендина Т.И. Введение в языкознание, гл. 3-4 Кодухов В.И. Введение в языкознание, гл. IV-V Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс, § 16-18 Реформатский А.А. Введение в языковедение, гл. VII Тема 13. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира и России (2 часа) На занятии отрабатываются основы генеалогической классификации языков, умение относить конкретные языки к определенной языковой семье, ветви (группе) и подгруппе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение курса должно осуществляться систематически, последовательно на протяжении всего семестра. Самостоятельная работа студента включает в себя: - работу с учебником и конспектами лекций; - чтение дополнительной литературы; - подготовку к ответу на занятии; - выполнение практических заданий; - выполнение контрольных работ и работы над ошибками; - подготовку к экзамену.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение: - Звуковой закон. Исторические и позиционные чередования звуков. - Происхождение и развитие письма.
Темы контрольных работ: 1) Фонетическая транскрипция текста. 2) Физиолого-акустическая характеристика звуков. 3) Итоговая контрольная работа по фонетике и фонологии. 4) Грамматический анализ словоформы. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение. 2. Язык как общественное явление, его основные функции. 3. Язык и речь. Язык и мышление. 4. Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи. 5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. Артикуляция и артикуляционная база языка. 6. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Деление звуков на гласные и согласные. Классификация гласных звуков. 7. Классификация согласных звуков. 8. Звук речи как социальное явление. Фонема и ее дифференциальные признаки. Система фонем. 9. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Вариант фонемы. 10. Основные типы позиционных звуковых изменений фонем. 11. Звуковой закон. Позиционные и исторические чередования звуков. 12. Слово как единица языковой системы и предмет лексикологии. Проблема выделения слова в речи. 13. Лексическое значение слова, его составляющие. 14. Многозначность слова и контекст. Отличие многозначности от омонимии. 15. Переносные значения слова и способы их образования. 16. Понятие о внутренней форме слова. Виды мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и с диахронной точек зрения. 17. Грамматическое значение слова. 18. Грамматическая форма слова. Лексема и словоформа. 19. Грамматические категории слов, их типы. Грамматические категории и части речи. 20. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков. 21. Аффиксация как одно из грамматических средств. Типы аффиксов. 22. Язык как система. Единицы языка и их иерархия в языковой системе. 23. Уровень языковой системы. Системные отношения между единицами одного уровня языковой системы. 24. Проблема происхождения языка, различные подходы к ее решению. 25. Закономерности исторического развития языка. Дифференциация и интеграция как основные процессы развития и взаимодействия языков. 26. Языки народностей и национальные языки. Литературный язык как подсистема национального языка. 27. Язык и культура. 28. Генеалогическая классификация языков и ее значение. Характеристика основных языковых семей. 29. Характеристика индоевропейской языковой семьи. 30. Славянские языки и их классификация. 31. Лингвистическая карта мира и России.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с. – 30 экз. 2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009 – 288 с. – 100 экз. 3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. русский язык и литер./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с. – 40 экз. 4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 536 с. – 100 экз. 5. Теория языка [Текст]: методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с. – 11 экз. 6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с. – 40 экз. Дополнительная 1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Тест]: учеб. пособие для студ. филолог. спец. высш. учеб. заведений/Н.Ф. Алефиренко. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. – 30 экз. 2. Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с. – 50 экз. 3. Калабина, С. И. Практикум по курсу "Введение в языкознание" [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1983. – 112 с. – 92 экз. SUPERLINGUIST.com
Статьи в п ериодических изданиях 1. Болотов В.И. А.А.Потебня и когнитивная лингвистика // Вопросы языкознания. – 2008. – №2 – С. 82 – 96. – http:// elibrary.ru 2. Касаткин Л.Л. О природе фонемы // Вопросы языкознания. – 2009. – №2 – С. 92 – 102. – http:// elibrary.ru 3. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – №1 – С. 5 – 12. – http:// elibrary.ru 4. Кузнецов В.Г. Социально значимые концепты в синхронии и диахронии // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №4 – С. 38 – 45. – http:// elibrary.ru. 5.2. Информационное обеспечение дисциплины Сайты Ruskorpora.ru; Pfilology.ru; Distant.uspu.ru/portal; http://www.biblioclub.ru;http://www.e.lanbook.com; SUPERLINGUIST.com; http:// elibrary.ru.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Учебно-наглядные пособия: схемы по теме «Речевой аппарат и артикуляция», таблицы по темам «Редукция гласных», лингвистическая карта мира. 2. Карточки раздаточного материала. 3. Компьютерная техника. 4. Тренировочные и контрольные тесты (в т.ч. компьютерные тесты по транскрипции и КИМ).
Практические занятия и вопросы для их самостоятельной подготовки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.008 с.) |