Терминологический минимум по курсу « введение в филологию» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминологический минимум по курсу « введение в филологию»



Агглютинативный аффикс (лат. agglutinatio – ''приклеивание") – стандартный однозначный аффикс, механически присоединяемый непосредственно к неизменяемой основе или корню обычно в языках агглютинативного типа;например, в татарском языке: ат («лошадь»), ат лар («лошади»), атлар да («на лошадях»).

Аккомодация (лат. accomodatio – "приспособление") – частичное изменение гласного звука под воздействием соседнего согласного, и наоборот. Например, изменение гласного в положении после мягкого согласного ([кл’уч’] – [’у]) или огубление согласного перед лабиализованным гласным (вол [°в°].)

Аналитические грамматические средства (греч. analysis "разложение") – тип грамматических средств, при которых материальный показатель грамматического значения находится за пределами звуковой оболочки словоформы: служебные слова (предлоги, формообразующие частицы, артикли и др.), порядок слов в предложении, интонация и др.

Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно аналитическими грамматическими средствами, например, языки английский, французский, итальянский, болгарский и др.

Артикуляция (лат. аrticulatio – "членораздельно выговаривать") – работа органов речи, направленная на образование звуков речи.

Артикуляционная база языка – совокупность артикуляционных движений, свойственных носителям данного языка.

Ассимиляция (лат. assimilatio – "уподобление") – уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении. А. может быть полной, когда одни звук полностью уподобляется другому (например, сжечь [жжэч’], и частичной, в результате которой один звук уподобляется другому лишь по одному из физиолого-акустических свойств (например, сдал [здал]). По направлению А. делят на прогрессивную (влияние предшествующего звука на последующий) и регрессивную (влияние последующего звука на предшествующий).

Аффикс (лат. affixus – "тесно связанный, прикрепленный'') – служебная морфема, выражающая грамматическое и/или словообразовательное значение.

Внутренняя форма слова (ближайшее этимологическое значение) – мотивировочный признак предмета, положенный в основу его наименования сахарница – для сахара; деревянный – из дерева).

Грамматическая категория – система грамматических форм, регулярно противопоставленных в плане содержания (грамматическими значениями) и в плане выражения (материальными показателями).

Грамматическая форма слова (в широком понимании) – языковая модель, организованная единством грамматического значения и его материального показателя.

Грамматическая форма слова (в узком понимании) – любая грамматическая форма слова: домом, домами: пишу, пишет и т.п.

Грамматические средства языка – система материальных показателей, используемых в данном языке для выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические средства.

Грамматическое значение – абстрактное языковое значение, присущее целому классу слов, существующее в системе противопоставлений и имеющее особые способы материального выражения. Г3 существует в тесном единстве с лексическим значением слова.

Диахрония (греч. dia – "через, сквозь" + chronos – "время") – историческое развитие отдельных языковых явлений и системы языка в целом (ось последовательности). Диахронный подход к изучению языковых явлений предполагает их рассмотрение в историческом развитии, в становлении.

Диссимиляция (лат. dissimilatio "расподобление") – фонетическое изменение, заключающееся в расподоблении двух звуков, обладающих рядом общих физиолого-акустических признаков, например, легко [л’иэхко], скучно [скушнь].

Дифференциальные признаки фонемы – существенные признаки фонем, которые в данном языке используются для смыслоразличения.

Фонологическая оппозиция – противопоставленность фонем в рамках фонологической системы языка по их дифференциальным признакам.

Единицы языка – элементы системы языка, имеющие разные функции. Совокупности основных ЕЯ образуют уровни языковой системы, например, фонемы – фонемный уровень, морфемы – морфемный уровень и т. д.

Иерархические отношения – системные отношения между единицами разных уровней языка, а именно отношения подчинения единиц нижних уровней единицам верхних уровней: предложения состоят из слов, слова из морфем, морфемы из фонем.

Классификация языков – распределение языков на группы по каким-либо общим для них признакам. Генеалогическая КЯ – подразделение языков на группы по их родству, которое рассматривается как следствие общего происхождения. Типологические КЯ основаны на сходстве в языковой структуре (например, морфологическая классификация по типу морфем, образующих слова данного языка).

Лексема (греч. lexis "слово") – слово, рассматриваемое как носитель определенного лексического значения, как единица лексической системы языка.

Лексическое значение – индивидуальное содержание слова, исторически закрепленное за данным звуковым комплексом, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом лексической системы данного языка.

Морфема – (греч. morphe – "форма") – минимальная значимая единица языка, служащая для образования слов и словоформ. По значению М. делятся на корневые и аффиксальные, которые в зависимости от их функции делятся на словообразующие и формообразующие.

Парадигматические отношения – один из видов системных отноше­ний между единицами одного уровня языка, обусловленные сходством единиц по каким- либо признакам и их противопоставленностью по ряду других признаков, на основе которых единицы одного уровня языка объединяются в классы. ПО, обусловленные сходством единиц по какому-либо признаку, приводят к образованию классов сходных элементов. ПО связывают, например, члены синонимического ряда (лексическая парадигма), падежные формы существительного, временные формы глагола (морфологические парадигмы), слова одной степени производительности в словообразовательном гнезде (словообразовательная парадигма) и т.д.

Праязык (язык-основа) – язык-предок, из диалектов которого произошла группа родственных языков.

Позиционные звуковые изменения – изменения произношения фонемы под влиянием ее фонетической позиции. Различаются ПИ собственно позиционные и комбинаторные (обусловленные фонетическим окружением фонем).

Редукция (лат. reductio – ''возвращение, отведение назад") – позиционное изменение гласной фонемы в безударном положении. Речь – 1. Использование языка в процессе общения (речевая деятельность, то есть процессы говорения и понимания, письма и чтения). 2. Результаты речевой деятельности (речевые произведения, устные и письменные).

Синтагматические отношения – один из видов системных отношений между единицами одного уровня языка, определяющие закономерность их линейной последовательности, сочетаемости друг с другом. СО возникают между последовательно расположенными единицами языка при их непосредственном сочетании друг с другом в потоке речи. К СО принадлежат, например, линейная последовательность фонем в звуковой оболочке морфемы и их сочетаемость, сочетаемость лексем и др.

Синтетические грамматические средства (греч. synthesis – "соединение") – тип грамматических средств, при которых материальный показатель грамматического значения заключен в звуковой оболочке словоформы. К СГС относятся аффиксация, чередование звуков в основе слова, перенос ударения, супплетивизм.

Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно синтетическими грамматическими средствами. К СЯ относятся латинский, старославянский, русский, немецкий, литовский языки.

Синхрония (греч. syn – "вместе" + chronos – "время") – состояние языка в определенный момент его развития как относительно устойчивой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (ось одновременности). Синхронный подход предполагает изучение языковой системы и ее элементов на данном этапе ее существования, выявление связей и отношений между ними, их свойств.

Система языка (греч. systema – "целое, составленное из частей") – внутренне организованная совокупность языковых элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом.

Слово – значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние).

Словоформа – лексема в конкретной грамматической форме.

Структура языка – строение языковой системы, относительно устойчивый способ организации ее элементов, т.е. совокупность отношений, связывающих элементы системы языка. В языке существует три типа отношений между элементами: иерархические, парадигматические и синтагматические.

Флективные языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно с помощью флексии. ФЯ делятся на аналитические и синтетические. К ФЯ относятся индоевропейские языки и некоторые др.

Флексия (лат. flexio – "сгибание, переход") – то же, что окончание. Чисто грамматический аффикс, служащий для выражения обычно нескольких грамматических значений. Например, Ф. -ую в словоформе молодую выражает одновременно грамматические значения женского рода, единственного числа, винительного падежа.

Фонема (греч. phone – "звук") – минимальная звуковая единица языка, служащая для образования и различения звуковых оболочек слов и морфем.

Этимология (греч. etymon – "истинное" + logos – "слово, учение") – 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. 2. Происхождение и история отдельных слов и морфем.

Язык – система элементов и правил их соединения, существующая в сознании её носителей и используемая ими в речи.

Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине

«Введение в филологию»

Вариант 1

Часть А

А 1. Запишите текст в научной фонетической транскрипции:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.К. Толстой)

А 2. Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове осыпается.

А 3. Охарактеризуйте позицию последней согласной фонемы в слове сад по звонкости-глухости.

А 4. Дополните определение: грамматическое значение слова – это …;

лексическое значение слова – это…

А 5. Перечислите основные функции языка в обществе и кратко охарактеризуйте каждую из них.

 

Часть В

 

В 1. Установите правильное соответствие:

Группа языков: Конкретные языки

Романская Литовский

Балтийская Французский

Славянская Болгарский

Германская Санскрит

Индийская Персидский

Иранская Итальянский

Английский

Шведский

Немецкий

В 2. Определите, какой вид переносного значения слова является метонимическим: 1.Теплый прием. 2. Столовое серебро. 3. Доверенное лицо 4. Хвост самолета. 5. Трамвайное кольцо. 6.Гостеприимный дом. 7. Железнодорожная ветка. 8. Вторая ракетка страны.

В3.Какие из данных грамматических средств не относятся к разряду аналитических: 1) артикли; 2) порядок слов в предложении; 3) супплетивизм; 4) флексия; 5) вспомогательные глаголы; 6) предлоги; 7) формообразующие частицы.

Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине

«Введение в филологию»

 

Вариант 2

Часть А

А 1.Текст записать в научной фонетической транскрипции:

 

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

(А.К. Толстой)

А 2.Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове кувшинчик.

А 3.Охарактеризуйте позицию первой гласной фонемы в слове зовут.

А 4.Дополните определение: язык – это …; речь – это…

А 5.Назовите основные функции фонемы и лексемы, кратко охарактеризуйте каждую из них.

 

Часть В

 

В 1. Установите правильное соответствие:

 

Группа языков: Конкретные языки

Романская Латышский

Иранская Польский

Кельтская Таджикский

Славянская Португальский

Балтийская Ирландский

Шотландский

В 2.Какие из перечисленных грамматических категорий имени существительного относятся к разряду классифицирующих: 1)род, 2)падеж, 3)одушевленность - неодушевленность, 4)число.

В 3.Определите, какие из перечисленных слов являются мотивированными с синхронной точки зрения, укажите вид мотивированности: сливки общества, белка, голуби воркуют, подушка, холодильник, окно, время, пришкольный, заочник, мяукать.


Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине

«Введение в филологию»

Вариант 3

Часть А

А 1. Текст записать в научной фонетической транскрипции:

 

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)

А 2.Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове травка.

А 3.Охарактеризуйте позицию третьей согласной фонемы в слове травка по звонкости - глухости.

А 4.Дополните определение: фонема – это …; морфе- ма – это …

А 5.Назовите основные функции лексемы и синтаксемы (предложения), кратко охарактеризуйте каждую из них.

 

Часть В

 

В 1. Установите правильное соответствие:

Группа языков: Конкретные языки

Романская Латышский

Иранская Польский

Германская Русский

Кельтская Таджикский

Славянская Испанский

Балтийская Ирландский

Датский

Голландский

В 2.Определите, какой вид переносного значения слова является метафорическим: 1.Теплый прием. 2. Столовое серебро. 3. Доверенное лицо 4. Хвост самолета. 5.Трамвайное кольцо. 6.Гостеприимный дом. 7. Железнодорожная ветка. 8. Вторая ракетка страны. 9. Алгебра здоровья.

В 3.Какие из данных грамматических средств относятся к разряду синтетических: 1) артикли; 2) порядок слов в предложении; 3) супплетивизм; 4) флексия; 5) вспомогательные глаголы; 6) предлоги; 7) формообразующие частицы; 8)перенос ударения.


Учебное издание

 

Богуславская Наталья Ефимовна

Зуева Татьяна Алексеевна

Введение в филологию

Учебное пособие

 

Компьютерная верстка и оригинал-макет:

Е.Н. Иванова

 

Подписано в печать 10.11.2013. Формат 60x84 1/16.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. – 3,13. Тираж 100 экз. Заказ

Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@uspu.ru

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.069 с.)