Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терминологический минимум по курсу « введение в филологию»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Агглютинативный аффикс (лат. agglutinatio – ''приклеивание") – стандартный однозначный аффикс, механически присоединяемый непосредственно к неизменяемой основе или корню обычно в языках агглютинативного типа;например, в татарском языке: ат («лошадь»), ат лар («лошади»), атлар да («на лошадях»). Аккомодация (лат. accomodatio – "приспособление") – частичное изменение гласного звука под воздействием соседнего согласного, и наоборот. Например, изменение гласного в положении после мягкого согласного ([кл’уч’] – [’у]) или огубление согласного перед лабиализованным гласным (вол [°в°].) Аналитические грамматические средства (греч. analysis "разложение") – тип грамматических средств, при которых материальный показатель грамматического значения находится за пределами звуковой оболочки словоформы: служебные слова (предлоги, формообразующие частицы, артикли и др.), порядок слов в предложении, интонация и др. Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно аналитическими грамматическими средствами, например, языки английский, французский, итальянский, болгарский и др. Артикуляция (лат. аrticulatio – "членораздельно выговаривать") – работа органов речи, направленная на образование звуков речи. Артикуляционная база языка – совокупность артикуляционных движений, свойственных носителям данного языка. Ассимиляция (лат. assimilatio – "уподобление") – уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении. А. может быть полной, когда одни звук полностью уподобляется другому (например, сжечь [жжэч’], и частичной, в результате которой один звук уподобляется другому лишь по одному из физиолого-акустических свойств (например, сдал [здал]). По направлению А. делят на прогрессивную (влияние предшествующего звука на последующий) и регрессивную (влияние последующего звука на предшествующий). Аффикс (лат. affixus – "тесно связанный, прикрепленный'') – служебная морфема, выражающая грамматическое и/или словообразовательное значение. Внутренняя форма слова (ближайшее этимологическое значение) – мотивировочный признак предмета, положенный в основу его наименования сахарница – для сахара; деревянный – из дерева). Грамматическая категория – система грамматических форм, регулярно противопоставленных в плане содержания (грамматическими значениями) и в плане выражения (материальными показателями). Грамматическая форма слова (в широком понимании) – языковая модель, организованная единством грамматического значения и его материального показателя. Грамматическая форма слова (в узком понимании) – любая грамматическая форма слова: домом, домами: пишу, пишет и т.п. Грамматические средства языка – система материальных показателей, используемых в данном языке для выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические средства. Грамматическое значение – абстрактное языковое значение, присущее целому классу слов, существующее в системе противопоставлений и имеющее особые способы материального выражения. Г3 существует в тесном единстве с лексическим значением слова. Диахрония (греч. dia – "через, сквозь" + chronos – "время") – историческое развитие отдельных языковых явлений и системы языка в целом (ось последовательности). Диахронный подход к изучению языковых явлений предполагает их рассмотрение в историческом развитии, в становлении. Диссимиляция (лат. dissimilatio "расподобление") – фонетическое изменение, заключающееся в расподоблении двух звуков, обладающих рядом общих физиолого-акустических признаков, например, легко [л’иэхко], скучно [скушнь]. Дифференциальные признаки фонемы – существенные признаки фонем, которые в данном языке используются для смыслоразличения. Фонологическая оппозиция – противопоставленность фонем в рамках фонологической системы языка по их дифференциальным признакам. Единицы языка – элементы системы языка, имеющие разные функции. Совокупности основных ЕЯ образуют уровни языковой системы, например, фонемы – фонемный уровень, морфемы – морфемный уровень и т. д. Иерархические отношения – системные отношения между единицами разных уровней языка, а именно отношения подчинения единиц нижних уровней единицам верхних уровней: предложения состоят из слов, слова из морфем, морфемы из фонем. Классификация языков – распределение языков на группы по каким-либо общим для них признакам. Генеалогическая КЯ – подразделение языков на группы по их родству, которое рассматривается как следствие общего происхождения. Типологические КЯ основаны на сходстве в языковой структуре (например, морфологическая классификация по типу морфем, образующих слова данного языка). Лексема (греч. lexis "слово") – слово, рассматриваемое как носитель определенного лексического значения, как единица лексической системы языка. Лексическое значение – индивидуальное содержание слова, исторически закрепленное за данным звуковым комплексом, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом лексической системы данного языка. Морфема – (греч. morphe – "форма") – минимальная значимая единица языка, служащая для образования слов и словоформ. По значению М. делятся на корневые и аффиксальные, которые в зависимости от их функции делятся на словообразующие и формообразующие. Парадигматические отношения – один из видов системных отношений между единицами одного уровня языка, обусловленные сходством единиц по каким- либо признакам и их противопоставленностью по ряду других признаков, на основе которых единицы одного уровня языка объединяются в классы. ПО, обусловленные сходством единиц по какому-либо признаку, приводят к образованию классов сходных элементов. ПО связывают, например, члены синонимического ряда (лексическая парадигма), падежные формы существительного, временные формы глагола (морфологические парадигмы), слова одной степени производительности в словообразовательном гнезде (словообразовательная парадигма) и т.д. Праязык (язык-основа) – язык-предок, из диалектов которого произошла группа родственных языков. Позиционные звуковые изменения – изменения произношения фонемы под влиянием ее фонетической позиции. Различаются ПИ собственно позиционные и комбинаторные (обусловленные фонетическим окружением фонем). Редукция (лат. reductio – ''возвращение, отведение назад") – позиционное изменение гласной фонемы в безударном положении. Речь – 1. Использование языка в процессе общения (речевая деятельность, то есть процессы говорения и понимания, письма и чтения). 2. Результаты речевой деятельности (речевые произведения, устные и письменные). Синтагматические отношения – один из видов системных отношений между единицами одного уровня языка, определяющие закономерность их линейной последовательности, сочетаемости друг с другом. СО возникают между последовательно расположенными единицами языка при их непосредственном сочетании друг с другом в потоке речи. К СО принадлежат, например, линейная последовательность фонем в звуковой оболочке морфемы и их сочетаемость, сочетаемость лексем и др. Синтетические грамматические средства (греч. synthesis – "соединение") – тип грамматических средств, при которых материальный показатель грамматического значения заключен в звуковой оболочке словоформы. К СГС относятся аффиксация, чередование звуков в основе слова, перенос ударения, супплетивизм. Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно синтетическими грамматическими средствами. К СЯ относятся латинский, старославянский, русский, немецкий, литовский языки. Синхрония (греч. syn – "вместе" + chronos – "время") – состояние языка в определенный момент его развития как относительно устойчивой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (ось одновременности). Синхронный подход предполагает изучение языковой системы и ее элементов на данном этапе ее существования, выявление связей и отношений между ними, их свойств. Система языка (греч. systema – "целое, составленное из частей") – внутренне организованная совокупность языковых элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом. Слово – значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние). Словоформа – лексема в конкретной грамматической форме. Структура языка – строение языковой системы, относительно устойчивый способ организации ее элементов, т.е. совокупность отношений, связывающих элементы системы языка. В языке существует три типа отношений между элементами: иерархические, парадигматические и синтагматические. Флективные языки – языки, в которых грамматические значения выражаются преимущественно с помощью флексии. ФЯ делятся на аналитические и синтетические. К ФЯ относятся индоевропейские языки и некоторые др. Флексия (лат. flexio – "сгибание, переход") – то же, что окончание. Чисто грамматический аффикс, служащий для выражения обычно нескольких грамматических значений. Например, Ф. -ую в словоформе молодую выражает одновременно грамматические значения женского рода, единственного числа, винительного падежа. Фонема (греч. phone – "звук") – минимальная звуковая единица языка, служащая для образования и различения звуковых оболочек слов и морфем. Этимология (греч. etymon – "истинное" + logos – "слово, учение") – 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. 2. Происхождение и история отдельных слов и морфем. Язык – система элементов и правил их соединения, существующая в сознании её носителей и используемая ими в речи. Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Введение в филологию» Вариант 1 Часть А А 1. Запишите текст в научной фонетической транскрипции: Осень. Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А.К. Толстой) А 2. Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове осыпается. А 3. Охарактеризуйте позицию последней согласной фонемы в слове сад по звонкости-глухости. А 4. Дополните определение: грамматическое значение слова – это …; лексическое значение слова – это… А 5. Перечислите основные функции языка в обществе и кратко охарактеризуйте каждую из них.
Часть В
В 1. Установите правильное соответствие: Группа языков: Конкретные языки Романская Литовский Балтийская Французский Славянская Болгарский Германская Санскрит Индийская Персидский Иранская Итальянский Английский Шведский Немецкий В 2. Определите, какой вид переносного значения слова является метонимическим: 1.Теплый прием. 2. Столовое серебро. 3. Доверенное лицо 4. Хвост самолета. 5. Трамвайное кольцо. 6.Гостеприимный дом. 7. Железнодорожная ветка. 8. Вторая ракетка страны. В3.Какие из данных грамматических средств не относятся к разряду аналитических: 1) артикли; 2) порядок слов в предложении; 3) супплетивизм; 4) флексия; 5) вспомогательные глаголы; 6) предлоги; 7) формообразующие частицы. Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Введение в филологию»
Вариант 2 Часть А А 1.Текст записать в научной фонетической транскрипции:
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. (А.К. Толстой) А 2.Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове кувшинчик. А 3.Охарактеризуйте позицию первой гласной фонемы в слове зовут. А 4.Дополните определение: язык – это …; речь – это… А 5.Назовите основные функции фонемы и лексемы, кратко охарактеризуйте каждую из них.
Часть В
В 1. Установите правильное соответствие:
Группа языков: Конкретные языки Романская Латышский Иранская Польский Кельтская Таджикский Славянская Португальский Балтийская Ирландский Шотландский В 2.Какие из перечисленных грамматических категорий имени существительного относятся к разряду классифицирующих: 1)род, 2)падеж, 3)одушевленность - неодушевленность, 4)число. В 3.Определите, какие из перечисленных слов являются мотивированными с синхронной точки зрения, укажите вид мотивированности: сливки общества, белка, голуби воркуют, подушка, холодильник, окно, время, пришкольный, заочник, мяукать. Тест для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Введение в филологию» Вариант 3 Часть А А 1. Текст записать в научной фонетической транскрипции:
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев) А 2.Определите виды позиционных звуковых изменений гласных и согласных фонем в слове травка. А 3.Охарактеризуйте позицию третьей согласной фонемы в слове травка по звонкости - глухости. А 4.Дополните определение: фонема – это …; морфе- ма – это … А 5.Назовите основные функции лексемы и синтаксемы (предложения), кратко охарактеризуйте каждую из них.
Часть В
В 1. Установите правильное соответствие: Группа языков: Конкретные языки Романская Латышский Иранская Польский Германская Русский Кельтская Таджикский Славянская Испанский Балтийская Ирландский Датский Голландский В 2.Определите, какой вид переносного значения слова является метафорическим: 1.Теплый прием. 2. Столовое серебро. 3. Доверенное лицо 4. Хвост самолета. 5.Трамвайное кольцо. 6.Гостеприимный дом. 7. Железнодорожная ветка. 8. Вторая ракетка страны. 9. Алгебра здоровья. В 3.Какие из данных грамматических средств относятся к разряду синтетических: 1) артикли; 2) порядок слов в предложении; 3) супплетивизм; 4) флексия; 5) вспомогательные глаголы; 6) предлоги; 7) формообразующие частицы; 8)перенос ударения. Учебное издание
Богуславская Наталья Ефимовна Зуева Татьяна Алексеевна Введение в филологию Учебное пособие
Компьютерная верстка и оригинал-макет: Е.Н. Иванова
Подписано в печать 10.11.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. – 3,13. Тираж 100 экз. Заказ Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@uspu.ru
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.009 с.) |