Типы антонимов в современном русском языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы антонимов в современном русском языке.



Антонимы - слова с противоположными значениями, выраженные разными словами, реализующие в тексте фукнцию потивопоставления. Философская основа - отношения противоположности внутри одной сущности. Логическая основа - противоположные видовые понятия. Обычно представлены антонимической парой.
Энантиосемия - внутрислованя антонимия (одолжить кому - одолжить у кого)
Антонимы образуют слова, обозначающие
- качество (прилагательные, соотносительные с ними существительные)
- противоположную направленность действий, состояний, признаков, свойств (глаголы)
- временные и пространственные координаты (глаголы, стоять - лежать)
^Не образуют антонимов:
- существительные, называющие предметы (кошка - собака)
- имена собственные
- числительные
- некоторые местоимения (я - ты)
Виды противоположности:
1) контрарная - между видовыми понятиями есть промежуточный член (молодой - пожилой - старый)
2) комплементарная - видовые понятия дополняют друг друга до родового, между ними нет промежуточного члена (мальчик - девочка)
3) следует отличать от противоречащих понятий типа молодой-немолодой, которые не образует логической основы антонимии.
Классификация:
I. Структурная
а) разнокоренные (день - ночь)
б) однокоренные (научный - антинаучный)
II. Семантическая
а) качественная противоположность (по контрарному типу) (горячий - теплый - холодный)
б) дополнительная противоположность (по комплементарному типу) (занятой - свободный)
III. Противоположная направленность (векторная) (удар - контрудар).

В современном русском языке существуют и контекстуальные антонимы, которые выступают в антонимические отношения только в условиях определенного контекста. Антонимы этого вида могут иметь разные грамматические формы, принадлежа к одной части речи, или относиться к разным частям речи, различаясь при этом стилистически. В словарях эти стилистические различия не отражены, например:

...Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)

Словари антонимов.

В 70-е годы появилось несколько антонимических словарей:

1) "Словарь антонимов рус. яз." Л.А Введенской (1971, 1982).

2) "Словарь антонимов рус яз" Н.П. Колесникова, под ред. Н.М. Шанского (1972)

3) "Словарь антонимов рус. яз.", М.Р. Львова, под ред. Л.А. Новикова (1978, 1984, 1985), содержит 2 тыс. антонимических пар. В начале каждой статьи – основное противопоставление, потом его синонимы, далее неточные средства выражения этого отношения курсивом. Семантика антонимов раскрывается через словосочетания и примеры из лит. произведений, в конце статьи – производные антонимы. + алфавит. указатель антонимических пар.

 

60. Классификация согласных звуков по месту, способу, наличию голоса и шума. Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса, 2) по месту образования шума, 3) по способу образования шума, 4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ '], [з], [з'], [j], [γ], [γ'], [ ], [ ], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ '], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч'] - внепарные глухие.

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л'] (ср.: лот - лёд [лот - л'от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л'], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л'ес], [в'ес], [б'ес] и т.д.).

 

61. Понимание фонемы (представители школ). Звуковой строй любого языка можно изучать не только с точки зрения артикуляционных и акустических свойств звуков, но и в функционально-лингвистическом аспекте. В этом аспекте звуки рассматриваются с учетом их соотношений в системе языка и их смыслоразличительной роли в речи. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология.

Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом И.А. Бодуэном де Куртенэ (в конце XIX - начале XX в.). Суть его учения можно свести к трем основным положениям:

1) звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;

2) каждый конкретный звук представляет только одну из возможных реализаций этой сущности;

3) звуки должны рассматриваться не сами по себе, а в их отношении с этими сущностями.

Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ были подхвачены и развиты Л.В.Щербой, Н.С.Трубецким, Р.И.Аванесовым и другими учеными, в работах которых указанные лингвистические сущности И.А.Бодуэном де Куртенэ получили название фонем. (Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту XIX столетия Н.В. Крушевскому).

Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//, //а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//, //т//;

Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы.

Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл -//б//, //в//, //м//,//п//, //т// - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются; в словах просьба - [про́з٬бъ], резьба -[р٬иэз٬ба́] звук [з٬] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем //с٬// - косить -[кÙс٬и́т٬] и //з// - резать [р٬э́зът٬ ].

Таким образом, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т.к. звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух, фонема же – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.

МФШ (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов)

ПФШ (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).

Для представителей МФШ (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции.

Например, в парах слов [стÙлы́//сто́л//вÙда́/во́ды//хÙд٬и́т٬/хо́д٬ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному.

В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные // пло́т // пло́д //, хотя произносятся одинаково [пло́т].

В слабой позиции может происходить стирание различий фонем.

Например, [сто́к с٬э́нъ // сто́к вÙды́].

В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами.

( Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С.Трубецкой).

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Например: [дÙма́]- // до́м //, [зу́п] - //зу́бы//.

Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя. Например: в ок зал, ст а кан, с о бака и другие.

Такие фонемы называются гиперфонемами – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н.Сидорова)

Так, в словах [сÙба́къ / вÙгза́л / стÙка́н], звук [Ù ] может быть представителем фонем //о // и //а //, но какой из них, решить невозможно. В этом случае выступают гиперфонема // а/о //. В слове [вÙгза́л]- гиперфонема // г/к //.

В слове здесь -[з٬д٬э́с٬]- звук [з٬] может соответствовать фонемам - //з//, //з٬//, //с//, //с٬//, а звук [с٬]- фонемам- //с٬//, //з٬//. Проверка невозможна; следовательно, данные фонемы –гиперфонемы.

Таким образом, основным признаком МФШ является морфонологизм. Фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы.

Представители ПФШ (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин). принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.

Например, в парах слов [стÙлы́/сто́л], [пло́т] - плод /плот –выступают разные фонемы: в словах ст о лы ®//а //, ст о л ®//о //, пло д - пло т ® одна фонема //т //; в словах пл од - пл од ы®//о//- // т//, //а//- // д//.

Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке.

Например, [ма́л/м٬а́л/ма́т٬/м٬а́л٬и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], [٬а], [а٬], [٬а٬] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему //а //.

В приведенном примере члены одного звукотипа, разновидности одной и той же фонемы, близки акустически и артикуляционно, что проще всего доказывает их единство.

Таким образом, различаются не позиции и позиционные варианты фонем, а оттенки фонем, обусловленные качеством соседних звуков.

Подводя итоги, можно сказать, что отличия двух фонологических теорий приводят к тому, что по-разному определяется фонологический состав различных значимых единиц и соответственно по-разному устанавливается общий состав фонем в системе русского языка.

Так, московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г٬], [к٬], [х٬], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т.к. они не могут быть противопоставлены по тв./ мяг. в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а];

2) гласный [ы]. Представители МФШ (Л.А.Булаховский, Р.Н.Аванесов и другие) считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т.е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и //). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией:

а) [ы] употребляется только после твердых, [ и] - только после мягких согласных: [ мы́л] - [ м٬и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [ ма́л / м٬а́л // лу́к / л٬у́к // мэ́р / м٬э́р];

б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного:

играл – сыграл, синий – новый и т.д.;

в) [ ы] не встречается в начале слова

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.

1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы, т.к.

а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем;

б) не всегда под влиянием твердого предшествующего согласного

[ и] заменяется [ ы]:

[ ша́р // ша́р٬ик // стÙлы́ / сто́л٬ик ];

в) в некоторых иноязычных словах [ ы] встречаются в начале слова:

Ы ндин, Ы йсон.

2. ПФШ рассматривает [г٬], [к٬], [х٬] как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители:

// кур٬и́ – к٬ур٬и́ //, // тку́т / тк٬о́т //

Несмотря на невозможность мягких [г٬], [к٬], [х٬] в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях противопоставляются по тв./ магк. перед гласными //а //, //о //, //у //:

киоскёр, ликёр, Кюи, гяур и другие, но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ ш̅٬], [ж̅٬]. МФШ рассматривают [ш̅٬], [ж̅٬] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.

Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

 

62. Сильные и слабые позиции фонем. Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//, //а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//, //т//;

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности.

Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными

[а], [о], [у]:

//са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке:

[л٬э́с/л٬и́сы] - [л٬иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

У согласных есть позиции по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости.

Сильные позиции по глухости-звонкости:

- перед всеми гласными: стол;

- перед всеми сонорными (и йот): мрак, краска.

- перед фонемами в, в’.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

- положение на конце слова: сад (т);

- положение перед глухим согласным: ножка (ш), водка (т).

- положение перед звонким согласным: козьба (з’).

Парные твёрдые-мягкие согл. фонемы различаются в сигнификативно-сильных позициях:

- на конце слова: сад (т);

- перед всеми гласными, кроме э: м ал, м ’эл;

- переднеязычные согласные (д, д’, т, т’, ц, ч’, р, р’, л, л’, н, н’, з, з’, с, с’, ж, ш, щ’) перед заднеязычными (тв. и мягк. г, к, х) и твёрдыми губно-губными (б, п, м) и губно-зубными (в, ф) в сильной позиции: ба н ька, ре з ьба.

- фонемы л, л’ перед всеми согласными в сильной позиции: вол н а.

- перед ш: тонь ш е. Остальные случаи- слабые позиции по тв.-мягк.

 

63. Состав и система гласных и согласных фонем. Парадигматика в различных школах. Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//, //а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//, //т//;

Для представителей МФШ (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции.

Например, в парах слов [стÙлы́//сто́л//вÙда́/во́ды//хÙд٬и́т٬/хо́д٬ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному.

В словах плод и плот морфемы разные и фонемы в их составе разные // пло́т // пло́д //, хотя произносятся одинаково [пло́т].

В слабой позиции может происходить стирание различий фонем.

Например, [сто́к с٬э́нъ // сто́к вÙды́].

В этой позиции нельзя дифференцировать г/к. Это позиция нейтрализации. Она происходит только в слабой позиции. Те варианты фонем, которые произносятся в слабой позиции, называются архифонемами.

( Впервые термин в значении неразличения двух фонем, смешение в одном употребил Н.С.Трубецкой).

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Например: [дÙма́]- // до́м //, [зу́п] - //зу́бы//.

Но в языке есть фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя. Например: в ок зал, ст а кан, с о бака и другие.

Такие фонемы называются гиперфонемами – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции. (Терминология В.Н.Сидорова)

Так, в словах [сÙба́къ / вÙгза́л / стÙка́н], звук [Ù ] может быть представителем фонем //о // и //а //, но какой из них, решить невозможно. В этом случае выступают гиперфонема // а/о //. В слове [вÙгза́л]- гиперфонема // г/к //.

В слове здесь -[з٬д٬э́с٬]- звук [з٬] может соответствовать фонемам - //з//, //з٬//, //с//, //с٬//, а звук [с٬]- фонемам- //с٬//, //з٬//. Проверка невозможна; следовательно, данные фонемы –гиперфонемы.

Таким образом, основным признаком МФШ является морфонологизм. Фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы.

Представители ПФШ (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин). принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т.е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.

Например, в парах слов [стÙлы́/сто́л], [пло́т] - плод /плот –выступают разные фонемы: в словах ст о лы ®//а //, ст о л ®//о //, пло д - пло т ® одна фонема //т //; в словах пл од - пл од ы®//о//- // т//, //а//- // д//.

Фонема понимается как «звуковой тип», способный различать слова и их формы. Под звуковым типом имеется в виду группа акустически различных звуков, заменяющих друг друга в разных фонетических условиях и объединяемых общей функцией, которую они выполняют в языке.

Например, [ма́л/м٬а́л/ма́т٬/м٬а́л٬и] - произносятся разные гласные в зависимости от твердости или мягкости соседних согласных. Звуки [а], [٬а], [а٬], [٬а٬] замещают друг друга в разных фонетических положениях, эти звуки образуют звуковой тип, т.е. фонему //а //.

В приведенном примере члены одного звукотипа, разновидности одной и той же фонемы, близки акустически и артикуляционно, что проще всего доказывает их единство.

Таким образом, различаются не позиции и позиционные варианты фонем, а оттенки фонем, обусловленные качеством соседних звуков.

Подводя итоги, можно сказать, что отличия двух фонологических теорий приводят к тому, что по-разному определяется фонологический состав различных значимых единиц и соответственно по-разному устанавливается общий состав фонем в системе русского языка.

Так, московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г٬], [к٬], [х٬], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т.к. они не могут быть противопоставлены по тв./ мяг. в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а];

2) гласный [ы]. Представители МФШ (Л.А.Булаховский, Р.Н.Аванесов и другие) считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т.е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и //). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией:

а) [ы] употребляется только после твердых, [ и] - только после мягких согласных: [ мы́л] - [ м٬и́л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [ ма́л / м٬а́л // лу́к / л٬у́к // мэ́р / м٬э́р];

б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного:

играл – сыграл, синий – новый и т.д.;

в) [ ы] не встречается в начале слова

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.

1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т.к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы, т.к.

а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем;

б) не всегда под влиянием твердого предшествующего согласного

[ и] заменяется [ ы]:

[ ша́р // ша́р٬ик // стÙлы́ / сто́л٬ик ];

в) в некоторых иноязычных словах [ ы] встречаются в начале слова:

Ы ндин, Ы йсон.

2. ПФШ рассматривает [г٬], [к٬], [х٬] как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители:

// кур٬и́ – к٬ур٬и́ //, // тку́т / тк٬о́т //

Несмотря на невозможность мягких [г٬], [к٬], [х٬] в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях противопоставляются по тв./ магк. перед гласными //а //, //о //, //у //:

киоскёр, ликёр, Кюи, гяур и другие, но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ ш̅٬], [ж̅٬]. МФШ рассматривают [ш̅٬], [ж̅٬] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука.

Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

64. Фонология как раздел фонетики. Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии и ее предметом является фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная в речи рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями и служащая для отождествления и различения слов и морфем. Основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Трубецкой и Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также ее физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим.
Создателем современной фонологии считается работавший в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба.
Основное понятие фонологии — фонема, минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон, конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами.

Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами.

 

65. Фонематический принцип русской графики. В русском письме (русской графике) основным является фонематический принцип: большая часть букв русского алфавита обозначает на письме фонему. Между тем отнюдь не для всех фонем имеются специальная буква. Однако в алфавите представлены также буквы, обозначающие аллофоны, или варианты фонемы.

Фонема – минимальная единица языка, способная выступать как единственный различитель плана выражения морфем и слов. В речи фонема представлена звуками. Рассмотрим пример. Слово бак состоит из трех фонем /Б,А,К/, которые представлены тремя звуками [б, а, к]; если это слово произнести шепотом, то фонемный состав не изменится, а вот в звуковом составе изменится первый согласный: в шепотной речи невозможны звонкие согласные и фонема /Б/ будет представлена как [п]. В свою очередь, слова бак и бук различаются гласными: их фонемный состав /Б,А,К/ и /Б,У,К/ соответственно. Однако первая согласная фонема представлена в этих словах по-разному: в слове бук под влиянием последующего огубленного гласного /У/ мы произносим [б°]. Такое зависимое от «соседей» (т.е. от фонетической позиции) звуковое выражение фонемы и называется аллофон (или вариант фонемы).

Буквы, обозначающие на письме аллофоны, «работают» в соответствии с иным принципом письма – в соответствии со слоговым принципом письма. Приведем пример. Слова лук и люк по своему фонемному составу различаются первыми согласными: /Л/ и /Л’/ соответственно. Тем не менее на письме первые согласные передаются одной и той же буквой. А вот для передачи гласного используются разные буквы. В слове люк буква Ю передает аллофон фонемы /У/ в позиции после мягкого согласного. Таким образом, эта буква обозначает и мягкость предшествующего согласного. В результате на письме все йотированные гласные обозначают целый слог: мягкий согласный + аллофон гласной фонемы, встречающийся в позиции после мягкого согласного.

Итак, русское письмо основано на фонемном и слоговом принципах. Знаки русского письма – буквы – соответствуют фонемам или аллофонам фонем.

 

66. Позиционная мена согласных фонем. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений.

1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [Т]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [З] (ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[Т]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [Ф]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [С’Т’]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [ШШ], СЧАСТЬЕ [Ш’Ш’]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [Ч’Ч’]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [ЦЦ]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [ЦЦ]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [Ш’Ш’]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [ХК]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [К]//[К’]; 8) Вокализация фонемы J: как согласный звук j выступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

 

 

67. Понятие о фонетической транскрипции и правилах. Фонетическая транскрипция —(от лат.– переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь, с добавлением или изменением определенных букв.

1. Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [ ].

Текст записывается так, как он произносится.

3. Не употребляются прописные буквы.

4. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – /; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.

5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.

6. Применяются диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них. Так,

а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ́, побочное знаком гравис `;
б) прямая черта над буквой указывает на долготу согласного [ с ];

в) мягкость согласного обозначается апострофом – [ м' ];

д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука – į.

В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными: мял – м' а́л, мать – ма́ т', мять – м' а́́ т';

знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -п' û л'и.

7. В области согласных не употребляется буква щ, а обозначается как [ ш̅ ']; в области гласных нет букв е, ё, ю, я.

8. Для обозначения звука [й] даны два знака: ĵйот и įи неслоговой (разновидность йота):

ĵ – а) в начале слова: ĵ а́, ĵ о́ш, ĵ э́л', ĵ у́к;

б) после разделительных ъ и ь: в' ĵ у́н, п' ĵ о́т, с' ĵ э́л;

в) между двумя гласными перед ударным: пĵу́, м ĵ а́.

В остальных случаях – į: мо́ į, мо́ į къ.

9. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы: [ба́л], [со́к].

10. Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании:

а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются:

[ и гл ы ́ / и гла́ / б ы ́ л / б ы ла́ / л у ́ к / л у га́];

б) безударные гласные звуки [а], [о], [э] изменяются как в количественном, так и качественном отношении:

- безударные гласные [а], [о] в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге после твердых согласных обозначаются знаком [] – звук краткий [а]: [ рбу́c], [ р'э́х], [н ра́], [ж ра́];

- безударные гласные [а], [о], [э] во втором предударном и заударных слогах после твердых согласных обозначаются знаком [ъ] – звук сверхкраткий [ы]: ъ лко́], [п ъ рхо́т], [ко́л ъ к ъ л], [ж ъ лт'изна́];

- безударный гласный [э] в первом предударном слоге после твердых согласных обозначается знаком э] звук средний между [ы] и [э]: ыэ л'э́зо], [ш ыэ лка́];

- безударные гласные [э], [а] в первом предударном слоге после мягких согласных обозначаются знаком э] – звук средний между [и] и [э]: [с' иэ ло́], [в' иэ сна́], [ч' иэ сы́], [м' иэ сн'и́к];

 безударные гласные [э], [а] во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных обозначаются знаком [ь]- звук сверхкраткий [и]: р' иэ га́], [г н э ра́л], [ч сфш̅'и́к], [д'а́т' ь л], [д'а́д' ь ].

Для обозначения звука г, произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука х используется [Υ] – «г фрикативный»: бо́Υъ  со́Υ бы  бγа́тыį (в диалекте).

 

68. Функции фонемы. Качество фонем современного русского языка. Фонема – кратчайшая единица языка, представляющая всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонем. позициями, и служащая для различения и отождествления слов и морфем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.31 с.)