Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Отражение праславянских фонетических процессов, связанных с действием тенденции к открытости слога, в звуковой системе древнерусского языка т современного русского языков

Поиск

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. В качестве обобщения материала используйте таблицу происхождения полногласия (Глинкина Л.А., Чередниченко А.П., табл. 11, с. 27-28; табл. 12, с. 29). Для справок можно обратиться к перечню слов с полногласием и неполногласием в современном русском языке (Глинкина, Чередниченко, с.193 - 197).

 

Вопросы для самоконтроля

· В какой языковой период жизни славянства возникли носовые гласные?

· Каковы фонетические условия образования носовых гласных?

· Какова история носовых гласных звуков в древнерусском языке и букв, их обозначающих? Какие следы оставили носовые гласные в современном русском языке?

· Дайте определение полногласному сочетанию. Когда возникают полногласные сочетания? Какова причина возникновения полногласия?

· Каково соотношение форм с полногласными и неполногласными сочетаниями?

· Какую лингвистическую информацию несёт полногласие в слове?

· В чём состоят особенности употребления гласных в начале слова в древнерусском языке?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте фрагмент текста из Новгородской летописи по Синодальному списку ХIII-ХIVвв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 97, ч. 1 – 2). Внесите памятник в свой аннотированный список или подготовьте презентацию. Выполните следующие задания:

· Выпишите из текста слова озеро, осенина («осень»). Каково происхождение начального гласного [о] в этих словах. Приведите обоснования ответа.

· Найдите в тексте и выпишите слова с восточнославянским полногласием, в качестве доказательства приведите старославянские соответствия. В случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю. Проанализируйте глагол поломи мостъ, в котором есть сочетание оло. Является ли оно полногласным? Почему?

2. Изучите статью Г.О.Винокура «О славянизмах в современном русском литературном языке» или фрагмент работы А.А.Шахматова (по вашему выбору) и начните составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов.

Дополнительные задания по словарям

· Используя Интернет-источники и / или сравочную литературу, определите происхождение названий топонимов Лейпциг и Брест. Какие фонетические явления отражены в названиях? Приведите славянское соответствие названию Лейпциг. Является ли славянским наименование Брест? Какая фонетическая черта представлена в названии? Сопоставьте два славянских названия городов Белгород и Белград. Можно ли утверждать, что города получили название по одному признаку? Чем обусловлено различие в названиях?

· Существует ли этимологическая связь между словами в следующих парах слов: каравай – корова; страница – страна. Начните анализ с предположения, что слова являлись родственными. Можно ли в этом случае утверждать, что в их составе есть полногласие / неполногласие? Убедитесь в правильности своих рассуждений, обратившись к этимологическому словарю.

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 63 – 83.

2. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. С.443-459.

3. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 27-29.

4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 123; 141- 145; 147-149. 3-е изд. М., 1990.

5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

6. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. С. 56-66.

7. Кретова В.Н. Отражение фонетических процессов доисторической эпохи в звуковой системе русского языка. – Воронеж, 1973. – С.11-16.

8. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.

9. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий: Дополнительное учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. – М., 2000.

10. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: около 5000 ед. 2-е изд. – М., 2002.

11. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. - С. 57 -60; 64 -65; 70-73.

12. Шахматов А.А. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи). – М. 1952.

Тема 4. Отражение праславянских фонетических процессов в звуковой системе древнерусского языка. Происхождение шипящих. Исторические чередования согласных звуков в современном русском языке

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

 

Вопросы для самоконтроля

· Как возникли шипящие звуки в славянских языках? Действие какого фонетического закона привело к появлению мягких шипящих и звука [ц]?

· Назовите фонетические условия образования шипящих и других мягких согласных?

· Разделите неисконные согласные на 2 группы: согласные праславянского происхождения и согласные, возникшие после распада праславянской языковой общности.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составьте таблицу происхождения шипящих звуков современного русского языка.

 

Шипящие звуки Праславянский звук Зона распространения звука
Совр.рус. Др. рус.
Ж Ж *g – 1 палатализация: очи (око) *gj: дороже (дорогой) *zj: ближе (близко) *dj: стужа (студить) Общеславянский Общеславянский Общеславянский Восточнославянский
Ш Ш * *
Ч Ч * *
Щ Щ * *
ЖД ЖД * *

 

2. Завершите составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов, внеся в неё старославянские и соотносительные с ними древнерусские шипящие.

 

3. Прочитайте текст Грамоты великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около 1130 года) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 91 - 92). Внесите памятник в свой аннотированный список или составьте презентацию. Выполните следующие задания:

· Одинаково или по-разному произносится слово дес#те в древнерусском и старославянском языках? Определите, с чем связано различие в произношении.

· В тексте представлены три антропонима. Что вы можете сказать о происхождении каждого имени, опираясь на звуковой облик антропонимов.

· Выпишите из текста слова с шипящими и мягкими свистящими кн#жение, продажами, почьнеть, дължьни, при животh. Определите происхождение шипящих звуков в каждом слове. При выполнении задания и последующем анализе происхождения шипящих руководствуйтесь следующими рекомендациями.

 

Методические рекомендации определения происхождения шипящих в словах древнерусского и современного русского языков

При выполнении этого задания следует опираться на следующее теоретическое положение: исконно смягчённые согласные возникли в праславянском языке как следствие закона слогового сингармонизма под воздействием последующего *J или гласного переднего ряда. Определить происхождение исконного звука помогают исторические чередования. Рассуждайте следующим образом.

1. Выделите корневую морфему.

2. Подберите однокоренное слово без шипящего.

3. Сопоставьте корни и обозначьте чередующиеся согласные звуки.

4. Укажите более древний согласный и более поздний (шипящий, мягкий свистящий, ц).

5. Запишите свои рассуждения в виде формулы.

6. В случае отсутствия слова с чередованием звуков определяйте происхождение неисконного согласного с помощью этимологического словаря, в котором реконструируются утраченные языковые связи между словами

Пример рассуждения. Дано слово слышитъ. В корне слыш- имеется шипящий [ш]. Однокоренные слова – слух, услыхать. Наблюдается чередование звуков [ш] // [х ]. Мы знаем, что шипящие звуки не являются исконными, поэтому более древний звук – [х] под воздействием гласного переднего ряда и изменился в [ш ̓]. Произошла первая палатализация заднеязычных. Запишем процесс в виде формулы: ch> ш ̓.

Дополнительные задания. Материалы для тренинга

 

· Найдите следы первой, второй, третьей палатализации в словах современного русского языка. Пользуясь методическими рекомендациями, восстановите исконный согласный в корне и суффиксе: петушок, снежок, дрожать, утешить, Млечный путь, цена, вкратце, значить, лечить, нарочно, друзья, количество, сторожить, созерцание, волчата, бережок, окружить, крючок, овца, внушить, лицо, личный величайший.

· Распределите слова в 2 группы в зависимости от типа палатализации: первой палатализации заднеязычных или йотовой палатализации согласных, восстановите исконный согласный: обморочный, снижение, сушки, вопль, кричу, молчу, точка, упущение, пряжа, убеждение, мощь, мочь, служба, потешный, отвечать.

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007.

2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 21-25.

3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 124 -136; 112. 3-е изд. М., 1990.

4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009.

6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. Таблицы № 11, 13, 14.

7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка.–Воронеж, 1984. С. 60-64.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.007 с.)