Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Отражение праславянских фонетических процессов, связанных с действием тенденции к открытости слога, в звуковой системе древнерусского языка т современного русского языковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. В качестве обобщения материала используйте таблицу происхождения полногласия (Глинкина Л.А., Чередниченко А.П., табл. 11, с. 27-28; табл. 12, с. 29). Для справок можно обратиться к перечню слов с полногласием и неполногласием в современном русском языке (Глинкина, Чередниченко, с.193 - 197).
Вопросы для самоконтроля · В какой языковой период жизни славянства возникли носовые гласные? · Каковы фонетические условия образования носовых гласных? · Какова история носовых гласных звуков в древнерусском языке и букв, их обозначающих? Какие следы оставили носовые гласные в современном русском языке? · Дайте определение полногласному сочетанию. Когда возникают полногласные сочетания? Какова причина возникновения полногласия? · Каково соотношение форм с полногласными и неполногласными сочетаниями? · Какую лингвистическую информацию несёт полногласие в слове? · В чём состоят особенности употребления гласных в начале слова в древнерусском языке? Задания для самостоятельного выполнения 1. Прочитайте фрагмент текста из Новгородской летописи по Синодальному списку ХIII-ХIVвв. и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 97, ч. 1 – 2). Внесите памятник в свой аннотированный список или подготовьте презентацию. Выполните следующие задания: · Выпишите из текста слова озеро, осенина («осень»). Каково происхождение начального гласного [о] в этих словах. Приведите обоснования ответа. · Найдите в тексте и выпишите слова с восточнославянским полногласием, в качестве доказательства приведите старославянские соответствия. В случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю. Проанализируйте глагол поломи мостъ, в котором есть сочетание оло. Является ли оно полногласным? Почему? 2. Изучите статью Г.О.Винокура «О славянизмах в современном русском литературном языке» или фрагмент работы А.А.Шахматова (по вашему выбору) и начните составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов. Дополнительные задания по словарям · Используя Интернет-источники и / или сравочную литературу, определите происхождение названий топонимов Лейпциг и Брест. Какие фонетические явления отражены в названиях? Приведите славянское соответствие названию Лейпциг. Является ли славянским наименование Брест? Какая фонетическая черта представлена в названии? Сопоставьте два славянских названия городов Белгород и Белград. Можно ли утверждать, что города получили название по одному признаку? Чем обусловлено различие в названиях? · Существует ли этимологическая связь между словами в следующих парах слов: каравай – корова; страница – страна. Начните анализ с предположения, что слова являлись родственными. Можно ли в этом случае утверждать, что в их составе есть полногласие / неполногласие? Убедитесь в правильности своих рассуждений, обратившись к этимологическому словарю. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 63 – 83. 2. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959. С.443-459. 3. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 27-29. 4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 123; 141- 145; 147-149. 3-е изд. М., 1990. 5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 6. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. С. 56-66. 7. Кретова В.Н. Отражение фонетических процессов доисторической эпохи в звуковой системе русского языка. – Воронеж, 1973. – С.11-16. 8. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 9. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий: Дополнительное учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. – М., 2000. 10. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: около 5000 ед. 2-е изд. – М., 2002. 11. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. - С. 57 -60; 64 -65; 70-73. 12. Шахматов А.А. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи). – М. 1952. Тема 4. Отражение праславянских фонетических процессов в звуковой системе древнерусского языка. Происхождение шипящих. Исторические чередования согласных звуков в современном русском языке Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.
Вопросы для самоконтроля · Как возникли шипящие звуки в славянских языках? Действие какого фонетического закона привело к появлению мягких шипящих и звука [ц]? · Назовите фонетические условия образования шипящих и других мягких согласных? · Разделите неисконные согласные на 2 группы: согласные праславянского происхождения и согласные, возникшие после распада праславянской языковой общности. Задания для самостоятельного выполнения 1. Составьте таблицу происхождения шипящих звуков современного русского языка.
2. Завершите составление таблицы старославянизмов и соотносительных с ними восточнославянизмов, внеся в неё старославянские и соотносительные с ними древнерусские шипящие.
3. Прочитайте текст Грамоты великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около 1130 года) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 91 - 92). Внесите памятник в свой аннотированный список или составьте презентацию. Выполните следующие задания: · Одинаково или по-разному произносится слово дес#те в древнерусском и старославянском языках? Определите, с чем связано различие в произношении. · В тексте представлены три антропонима. Что вы можете сказать о происхождении каждого имени, опираясь на звуковой облик антропонимов. · Выпишите из текста слова с шипящими и мягкими свистящими кн#жение, продажами, почьнеть, дължьни, при животh. Определите происхождение шипящих звуков в каждом слове. При выполнении задания и последующем анализе происхождения шипящих руководствуйтесь следующими рекомендациями.
Методические рекомендации определения происхождения шипящих в словах древнерусского и современного русского языков При выполнении этого задания следует опираться на следующее теоретическое положение: исконно смягчённые согласные возникли в праславянском языке как следствие закона слогового сингармонизма под воздействием последующего *J или гласного переднего ряда. Определить происхождение исконного звука помогают исторические чередования. Рассуждайте следующим образом. 1. Выделите корневую морфему. 2. Подберите однокоренное слово без шипящего. 3. Сопоставьте корни и обозначьте чередующиеся согласные звуки. 4. Укажите более древний согласный и более поздний (шипящий, мягкий свистящий, ц). 5. Запишите свои рассуждения в виде формулы. 6. В случае отсутствия слова с чередованием звуков определяйте происхождение неисконного согласного с помощью этимологического словаря, в котором реконструируются утраченные языковые связи между словами Пример рассуждения. Дано слово слышитъ. В корне слыш- имеется шипящий [ш]. Однокоренные слова – слух, услыхать. Наблюдается чередование звуков [ш] // [х ]. Мы знаем, что шипящие звуки не являются исконными, поэтому более древний звук – [х] под воздействием гласного переднего ряда и изменился в [ш ̓]. Произошла первая палатализация заднеязычных. Запишем процесс в виде формулы: ch> ш ̓. Дополнительные задания. Материалы для тренинга
· Найдите следы первой, второй, третьей палатализации в словах современного русского языка. Пользуясь методическими рекомендациями, восстановите исконный согласный в корне и суффиксе: петушок, снежок, дрожать, утешить, Млечный путь, цена, вкратце, значить, лечить, нарочно, друзья, количество, сторожить, созерцание, волчата, бережок, окружить, крючок, овца, внушить, лицо, личный величайший. · Распределите слова в 2 группы в зависимости от типа палатализации: первой палатализации заднеязычных или йотовой палатализации согласных, восстановите исконный согласный: обморочный, снижение, сушки, вопль, кричу, молчу, точка, упущение, пряжа, убеждение, мощь, мочь, служба, потешный, отвечать. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. С. 21-25. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. С. 124 -136; 112. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. Таблицы № 11, 13, 14. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка.–Воронеж, 1984. С. 60-64.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.007 с.) |