ТОП 10:

Перед твёрдыми под ударением



Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· Какие этапы принято выделять в процессе перехода звука [э] в [о]?

· Что известно о хронологии данного процесса? Как он отражён в памятниках письменности и почему его сложно изучать?

· Почему процесс перехода звука [э] в [о] не мог осуществиться до падения редуцированных?

· Как учёные объясняют различного рода отклонения от закономерного изменения [э] в [о]?

· Известен ли процесс перехода [э] > [о] старославянскому языку?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Изучите таблицу, отражающую явления лабиализации в древнерусском и современном русском языках (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 35, табл. 15). Пополните таблицу сведениями о времени осуществления каждого вида лабиализации и своими примерами.

2. Прочитайте и сделайте тезисы одной из статей по вашему выбору: Обнорский С.П. Переход е в о в современном русском языке ( Избранные работы по русскому языку. – М., 1960. – С. 215 – 234). Горбачевич К.С. Ещё раз о переходе е в о в современном русском языке ( РЯШ. – 1976. - № 1. Или: Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 151 – 158).

3. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч.1). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:

 

  • Найдите в тексте ошибки, свидетельствующие об утрате редуцированных.
  • Понаблюдайте, правильно ли употребляется в тексте буква h. Используйте следующую модель рассуждения: 1) подберите такой вид корня, чтобы гласный звук находился под ударением, после мягкого и перед твёрдым согласным; 2) определите, какой звук произносится в этих фонетических условиях; 3) если произносится звук [о], то в слове невозможен h, поскольку в [о] мог измениться [э] исконный или из ь; если в данных фонетических условиях сохраняется [э], то можно сделать вывод о том, что на месте [э] был h. 4) если невозможно смоделировать необходимые условия, происхождение звука следует определить по этимологическому словарю.

Пример рассуждения. Дано слово повесть. Оно этимологически связано со словом ведать, в котором звук [э] сохраняется под ударением перед твёрдым согласным. Можно полагать, что на месте звука [э] (орфографического е) был h: повhсть.

  • В каком значении употребляется в тексте слово пълкъ? Имеется ли это значение в современном русском языке? Проверьте свои предположения по толковому словарю современного русского языка. Что обозначает выражение Нашего полку прибыло? Каково значение слова полк в этом сочетании? Какое значение слова полк закреплено в производных словах полчище, ополчение, ополчиться?

Дополнительные задания и задания для тренинга

· Прочитайте приведённые фрагменты в соответствии с требованиями рифмы. Отражают ли подобные рифмы живое произношение того времени?

 

И возвратился б оживленный / Картиной беззаботных дней,

Беседой вольно-вдохновенной / И звучной лирою твоей.

(А.Пушкин. К Языкову)

Ах! Если ты меня поймешь, / Прости свободные намеки;

Пусть истину скрывает ложь: /Что делать? – Все мы человеки!

(М.Лермонтов. Жалобы турка)

Ни гремучего фонтана, / Ни горячих звезд…

На груди у Дон Жуана / Православный крест.

(М.Цветаева)

 

· Укажите причину отсутствия перехода [э] > [о] в положении под ударением, после мягкого согласного перед твёрдым в приведённых словах:

Надежда, зеркало, сосед, верх, инженер, одежда, сердце, целый, нехотя, победа, стрелец, четверг, перст, душевный, древний, всплеск, пещера, кудесник, лестный, холодец, вера, конфета, современный, древо, недоросль.

Литература

 

  1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. – М., 2007. – С. 128 – 133.
  2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. – С. 34 – 35.
  3. Горбачевич К.С. Ещё раз о переходе е в о в современном русском языке // РЯШ. – 1976. - № 1. Или: Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 151 – 158.
  4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 195 -202. 3-е изд. М., 1990.
  5. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.
  6. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С. 117 – 122.
  7. Обнорский С.П. Переход е в о в современном русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 1960. – С. 215-234.
  8. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 89 – 92.

Дополнительная литература

  1. Виноградов С.И. К спорам о букве ё // Русская речь. – 1983. - № 2.
  2. Горбачевич К.С. Ещё раз о переходе е в о в современном русском языке // РЯШ. – 1976. - № 1. Или: Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 151 – 158.
  3. Добродомов И.Г. Правильно ли мы читаем стихи? // Русская речь. – 1970. - № 2.
  4. Еськова Н.А. Про букву ё // Наука и жизнь – 2000. - № 4.
  5. Зинин С.И. Русская азбука (Буква ё) // Русский язык в школе и дома. – 2009. -№ 4.
  6. Иванова В.Ф. Судьба буквы Ё // РЯШ. – 1988. - № 2. – С. 36 – 39.

 

Тема 8. Особенности звука, обозначенного буквой h

И его история на территории восточного славянства

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· В какой языковой период возник звук, обозначенный буквой h?

· К какому времени относят утрату звука, обозначенного буквой h?

· Как процесс утраты h отражён в памятниках письменности?

· Совпадала ли хронология утраты звука, обозначенного буквой h, и исчезновения буквы h? Что вы знаете об истории буквы h?

· Какие языковые приёмы помогают установить происхождение современного звука [э]?

 

Задания для самостоятельного выполнения

 

Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч. 2, 3). Выполните следующие задания:

  • Правильно ли применительно к древнерусскому языку ХI века написаны следующие слова в тексте: времени, древу, летая, пhснь, Всеволоде, стрhлами?
  • Найдите ошибки в следующих написаниях: забывъ чти, отня злата стола, красныя Глhбовны. О каком языковом процессе свидетельствуют подобные написания?
  • Обратите внимание на написание предлога в сочетании чресъ поля на горы, в котором написана буква ъ. Как можно доказать, что такое написание – это лишь дань орфографической традиции, так как редуцированные гласные звуки уже утрачены? Обычный приём подбора слов с беглым гласным здесь не работает, так как ъ является окончанием. Что вы можете сказать о происхождении данного предлога? Обоснуйте свой ответ.

 

Дополнительные задания

· Прочитайте фрагмент стихотворения начала ХIХ века. Почему автор употребляет словосочетание с капризной ятью, используя согласование по женскому роду? Почему ять названа капризной?

 

Дай бог за скрепой и печатью

Свершиться прочной мировой:

У пишущих – с капризной ятью,

У сердца – с гордой головой. П.А.Вяземский 1828 г.

 

· Как вы понимаете значение устойчивых выражений «Сделать на ять», «Писать корову через ять»? Когда они могли появиться в русском языке и когда потеряли актуальность?

 

Литература

 

  1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 134 – 140.
  2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005.
  3. Григорьева Т.М. Кто упразднил ять и ижицу (о реформе орфографии в 1918 году) // РЯШ. – 1994. -№ 2.
  4. Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо: (от старой азбуки до современного алфавита) // РЯШ. – 2002. - № 2.
  5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 202 – 206. 3-е изд. М., 1990.
  6. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.
  7. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С.122 – 128.
  8. Лихачёв Д.С. Доклад о старой орфографии // Русская речь. – 1993. - № 1.
  9. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.
  10. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 92 -96.
  11. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.

 

Тема 9. Заднеязычные согласные в древнерусском языке и их история. История шипящих согласных и звука [ц]

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· Сформулируйте основное направление развития системы согласных звуков русского языка.

· Какой процесс привёл к укреплению корреляций согласных по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости? Включены ли заднеязычные согласные в данные корреляции в древнерусском языке? В современном русском языке?

· Почему сочетания гы, кы, хы изменились в истории языка в ги, ки, хи? Почему данный процесс начинает осуществляться только после падения редуцированных?

· В каком направлении развивалась система шипящих в славянских языках? в древнерусском языке? Образуют ли шипящие соотносительные пары по твёрдости / мягкости в современном русском языке?

· Зная историю шипящих, сделайте прогноз относительно будущего системы согласных в русском языке.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Сгруппируйте слова в зависимости от происхождения мягких заднеязычных. Выделите случаи фонетического происхождения: кислый, Гермес, герб, киот, в руке, ангел, тихий, стихи, в страхе, волки, химера, тонкий, о боге, гипс, хитрый.

 

 

2. Прочитайте фрагмент текста Поучения Владимира Мономаха (по Лаврентьевской летописи 1377 г.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 124). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:

 

· Найдите примеры, отражающие процесс утраты редуцированных гласных.

· Приведите примеры этимологически верного написания h. Есть ли ошибки в употреблении h в тексте?

· О каком произношении г (твёрдом или мягком) свидетельствует памятник?

· В каком значении употреблено в тексте слово отрокъ? Есть ли это слово в современном русском языке? Обратившись к этимологическому словарю, определите, какова этимология слова отрокъ.

Дополнительные задания

1. Проведите лингвистический эксперимент: предложите друзьям и знакомым небольшой список слов с долгими шипящими и зафиксируйте их произношение (твёрдое или мягкое). Результат наблюдений запишите. Сопоставьте полученные данные с рекомендациями орфоэпических словарей. По возможности выбирайте респондентов разных возрастных групп. Сделайте вывод о произношении долгих шипящих в современной речи и о тенденции их развития. Справедливо ли утверждение, что они отвердевают? Какие шипящие согласные устойчиво сохраняют мягкость?

Список слов для анализа: брюзжать, визжать, дождь, дрожжи, езжу, жужжать, можжевельник, позже, сожженный.

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – 4-е изд. - М., 2007. – С. 127; 152 – 155.

2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 235 – 237; 211 – 212. 3-е изд. М., 1990.

3. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009.

4. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.

5. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 105 – 108.

6. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

7. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд. – М., 2001.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.011 с.)