Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перед твёрдыми под ударениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Какие этапы принято выделять в процессе перехода звука [э] в [о]? · Что известно о хронологии данного процесса? Как он отражён в памятниках письменности и почему его сложно изучать? · Почему процесс перехода звука [э] в [о] не мог осуществиться до падения редуцированных? · Как учёные объясняют различного рода отклонения от закономерного изменения [э] в [о]? · Известен ли процесс перехода [э] > [о] старославянскому языку? Задания для самостоятельного выполнения 1. Изучите таблицу, отражающую явления лабиализации в древнерусском и современном русском языках (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 35, табл. 15). Пополните таблицу сведениями о времени осуществления каждого вида лабиализации и своими примерами. 2. Прочитайте и сделайте тезисы одной из статей по вашему выбору: Обнорский С.П. Переход е в о в современном русском языке (Избранные работы по русскому языку. – М., 1960. – С. 215 – 234). Горбачевич К.С. Ещё раз о переходе е в о в современном русском языке (РЯШ. – 1976. - № 1. Или: Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 151 – 158). 3. Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч.1). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:
Пример рассуждения. Дано слово повесть. Оно этимологически связано со словом ведать, в котором звук [э] сохраняется под ударением перед твёрдым согласным. Можно полагать, что на месте звука [э] (орфографического е) был h: повhсть.
Дополнительные задания и задания для тренинга · Прочитайте приведённые фрагменты в соответствии с требованиями рифмы. Отражают ли подобные рифмы живое произношение того времени?
И возвратился б оживленный / Картиной беззаботных дней, Беседой вольно-вдохновенной / И звучной лирою твоей. (А.Пушкин. К Языкову) Ах! Если ты меня поймешь, / Прости свободные намеки; Пусть истину скрывает ложь: /Что делать? – Все мы человеки! (М.Лермонтов. Жалобы турка) Ни гремучего фонтана, / Ни горячих звезд… На груди у Дон Жуана / Православный крест. (М.Цветаева)
· Укажите причину отсутствия перехода [э] > [о] в положении под ударением, после мягкого согласного перед твёрдым в приведённых словах: Надежда, зеркало, сосед, верх, инженер, одежда, сердце, целый, нехотя, победа, стрелец, четверг, перст, душевный, древний, всплеск, пещера, кудесник, лестный, холодец, вера, конфета, современный, древо, недоросль. Литература
Дополнительная литература
Тема 8. Особенности звука, обозначенного буквой h И его история на территории восточного славянства Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · В какой языковой период возник звук, обозначенный буквой h? · К какому времени относят утрату звука, обозначенного буквой h? · Как процесс утраты h отражён в памятниках письменности? · Совпадала ли хронология утраты звука, обозначенного буквой h, и исчезновения буквы h? Что вы знаете об истории буквы h? · Какие языковые приёмы помогают установить происхождение современного звука [э]?
Задания для самостоятельного выполнения
Прочитайте фрагмент Слова о полку Игореве (ХП в., сп. ХУ в.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, упр. 379, с. 126, ч. 2, 3). Выполните следующие задания:
Дополнительные задания · Прочитайте фрагмент стихотворения начала ХIХ века. Почему автор употребляет словосочетание с капризной ятью, используя согласование по женскому роду? Почему ять названа капризной?
Дай бог за скрепой и печатью Свершиться прочной мировой: У пишущих – с капризной ятью, У сердца – с гордой головой. П.А.Вяземский 1828 г.
· Как вы понимаете значение устойчивых выражений «Сделать на ять», «Писать корову через ять»? Когда они могли появиться в русском языке и когда потеряли актуальность?
Литература
Тема 9. Заднеязычные согласные в древнерусском языке и их история. История шипящих согласных и звука [ц] Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · Сформулируйте основное направление развития системы согласных звуков русского языка. · Какой процесс привёл к укреплению корреляций согласных по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости? Включены ли заднеязычные согласные в данные корреляции в древнерусском языке? В современном русском языке? · Почему сочетания гы, кы, хы изменились в истории языка в ги, ки, хи? Почему данный процесс начинает осуществляться только после падения редуцированных? · В каком направлении развивалась система шипящих в славянских языках? в древнерусском языке? Образуют ли шипящие соотносительные пары по твёрдости / мягкости в современном русском языке? · Зная историю шипящих, сделайте прогноз относительно будущего системы согласных в русском языке. Задания для самостоятельного выполнения 1. Сгруппируйте слова в зависимости от происхождения мягких заднеязычных. Выделите случаи фонетического происхождения: кислый, Гермес, герб, киот, в руке, ангел, тихий, стихи, в страхе, волки, химера, тонкий, о боге, гипс, хитрый.
2. Прочитайте фрагмент текста Поучения Владимира Мономаха (по Лаврентьевской летописи 1377 г.) и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 124). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:
· Найдите примеры, отражающие процесс утраты редуцированных гласных. · Приведите примеры этимологически верного написания h. Есть ли ошибки в употреблении h в тексте? · О каком произношении г (твёрдом или мягком) свидетельствует памятник? · В каком значении употреблено в тексте слово отрокъ? Есть ли это слово в современном русском языке? Обратившись к этимологическому словарю, определите, какова этимология слова отрокъ. Дополнительные задания 1. Проведите лингвистический эксперимент: предложите друзьям и знакомым небольшой список слов с долгими шипящими и зафиксируйте их произношение (твёрдое или мягкое). Результат наблюдений запишите. Сопоставьте полученные данные с рекомендациями орфоэпических словарей. По возможности выбирайте респондентов разных возрастных групп. Сделайте вывод о произношении долгих шипящих в современной речи и о тенденции их развития. Справедливо ли утверждение, что они отвердевают? Какие шипящие согласные устойчиво сохраняют мягкость? Список слов для анализа: брюзжать, визжать, дождь, дрожжи, езжу, жужжать, можжевельник, позже, сожженный. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – 4-е изд. - М., 2007. – С. 127; 152 – 155. 2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 235 – 237; 211 – 212. 3-е изд. М., 1990. 3. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. 4. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 5. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 105 – 108. 6. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 7. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. 8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд. – М., 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.008 с.) |