Тема 5. Процесс утраты редуцированных гласных Как главный фонетический процесс исторической эпохи. Перестройка системы вокализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Процесс утраты редуцированных гласных Как главный фонетический процесс исторической эпохи. Перестройка системы вокализма



Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

· В чём сущность процесса падения редуцированных гласных?

· Почему процесс утраты редуцированных считается главным фонетическим процессом исторической эпохи существования древнерусского языка?

· Как данный процесс отражается в памятниках письменности?

· Как изменилась звуковая система древнерусского языка в результате падения редуцированных? Укажите изменения, произошедшие в системе гласных.

· Какие новые чередования гласных звуков появились в русском языке?

· Какова судьба Ы, И редуцированных на различной территории восточного славянства?

· Что такое 2 полногласие? Какие точки зрения на сущность процесса вам известны?

· Одинакова или различна судьба сверхкратких звуков и букв Ъ, Ь, их обозначающих?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Вспомните алгоритм определения позиций редуцированных гласных и в соответствии с алгоритмом определите сильные и слабые позиции редуцированных в словах. Понаблюдайте за историей редуцированных. Во всех ли случаях редуцированные изменились закономерно (слабые нулизовались, а сильные вокализовались). Найдите случаи отклонений от закономерного изменения редуцированных. Как их можно объяснить? Сьрдьце, бъчела, съзъвати, шьпътати, дъска, гърдьци, бльсн@ти, полотьскъ (современное название города - Полоцк).

2. Прочитайте фрагмент текста Договорной грамоты Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 99). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания:

· Сравните орфографию слова время в первой строке текста. Какой из двух вариантов написания является правильным? Что вы можете сказать о происхождении слова? Приведите общеславянский вид корня.

· Проведите сопоставительный анализ других вариантных написаний слов в тексте: слова утвердят (3-я и 10-я строки), берег (9-я и 12-я строки). Какие варианты написания, на ваш взгляд, являются правильными? Обоснуйте свой ответ. Как вы можете объяснить такое количество ошибочных написаний? Приведите свои примеры из текста.

Дополнительные задания

1. В современном русском языке имеются устойчивые сочетания и выражения: не убий, зеленый змий. Прокомментируйте, из какого языка они пришли в русский язык? Как это можно доказать?

2. Прочитайте стихотворение и определите позицию его автора по отношению к реформе русской орфографии 1917 г., в результате которой были исключены «лишние» буквы русского алфавита. Почему автор скорбит об утрате буквы Ъ, ведь она сохранилась в современной азбуке?

 

Гонимым

Защита слова «Ъ», о, твёрдый знак!

Без «Ъ» всё слово – пьяный обнажённый.

Разумный страж, веками подкреплённый,

Дом без замка не может быть никак.

Без «Ъ» всё слово – срезанное «квак!»,

Бесхвостый конь и пёс, хвоста лишённый.

Без «Ъ» лишь <…> умалишённый

Все буквы грудит общий кавардак.

Изменчивое Ё расцвет и скрепа,

Лицо в лицо глядит на честных ЯТЬ.

Того лишь варвар не сумел понять.

Взамен Фиты два круга Ф нелепо.

I с точкой, тонкий жезлик, наконец,

Двойною палкой пишет лишь слепец.

К.Бальмонт

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 97 – 110; 127 – 128; 156 – 157.

2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005.

3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 170 – 183. 3-е изд. М., 1990.

4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 75 - 94

6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.

7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 77 – 82; 83 – 84.

8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.

 

Тема 6. Изменения в системе консонантизма как следствие процесса утраты редуцированных гласных

 

Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение.

Вопросы для самоконтроля

3. Как изменилась система согласных звуков древнерусского языка вследствие утраты редуцированных гласных?

4. Какие процессы в области согласных звуков происходили в древнерусском языке? Почему они не были возможны до утраты редуцированных?

5. Что такое ассимиляция согласных? Какие виды ассимиляции согласных связаны с утратой редуцированных гласных?

6. Что такое упрощение групп согласных? Приведите примеры упрощения, изучаемые в школе? Как называется упрощение групп согласных в школьной практике?

7. Какие орфоэпические нормы стали складываться в русском языке в результате падения редуцированных?

8. Какие орфографические правила формируются в русском языке после падения редуцированных гласных?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Представьте основные следствия утраты редуцированных в графической (кластер) или табличной форме. Можно воспользоваться следующей матрицей. В случае затруднений обратитесь к таблице 14 (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 32 - 34).

 

 

Следствия утраты редуцированных в структуре слога Следствия утраты редуцированных в системе гласных Следствия утраты редуцированных в системе согласных
     
     
     

 

2. Прочитайте фрагмент текста Русской Правды по Новгородской кормчей 1282 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 92 – 93, ч. 1 - 2). Внесите памятник в свой аннотированный список/ презентацию. Выполните следующие задания:

 

  • Выпишите слова, в написании которых допущены ошибки, свидетельствующие об утрате редуцированных.
  • Понаблюдайте за произношением слова Всеволод. Какие звуковые явления отражены в произношении данного слова? Когда и как возникла данная орфоэпическая закономерность.
  • Укажите слова восточнославянского происхождения, представленные в тексте

 

Дополнительные задания

1. В русском языке известно орфографическое правило правописания приставки с -. При этом отмечается, что слова здесь, здоровье, здание, зги (в выражении не видно ни зги) следует начинать с буквы з, так как в данных словах нет приставки. Обратитесь к этимологическому словарю и выясните этимологию данных слов. Всегда ли данные слова начинались с буквы з? Найдите слова, имевшие первоначально иное написание. Объясните, когда и в связи с какими процессами слова приобрели современный орфографический облик.

 

2. Проведите эксперимент: предложите друзьям и знакомым произнести слова с сочетанием чн. Вариант произношения [чн] или [шн] зафиксируйте. В каких словах речевая практика сохраняет старое произношение [шн], а в каких [чн]? Совпадают ли ваши выводы с показаниями словарей? Является ли, по вашим наблюдениям, произношение действительно уходящим? Запишите ваши наблюдения в виде резюме.

 

Слова для анализа: булочная, гречневый, коричневый, молочник, перечница, прачечная, пустячный, скворечник, яичница.

Задание может выполняться в группах: наблюдения осуществляются индивидуально, а обобщение материала может быть сделано в группах.

Литература

 

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 110 – 126.

2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. – С. 32 – 34.

3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С.183 – 195. 3-е изд. М., 1990.

4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007.

5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С.95 – 116.

6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972.

7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 84 – 88; 103 – 105.

8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд. – М., 2001.

 

Тема 7. Переход звука [э] в [о] после мягких согласных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.011 с.)