Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Процесс утраты редуцированных гласных Как главный фонетический процесс исторической эпохи. Перестройка системы вокализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля · В чём сущность процесса падения редуцированных гласных? · Почему процесс утраты редуцированных считается главным фонетическим процессом исторической эпохи существования древнерусского языка? · Как данный процесс отражается в памятниках письменности? · Как изменилась звуковая система древнерусского языка в результате падения редуцированных? Укажите изменения, произошедшие в системе гласных. · Какие новые чередования гласных звуков появились в русском языке? · Какова судьба Ы, И редуцированных на различной территории восточного славянства? · Что такое 2 полногласие? Какие точки зрения на сущность процесса вам известны? · Одинакова или различна судьба сверхкратких звуков и букв Ъ, Ь, их обозначающих? Задания для самостоятельного выполнения 1. Вспомните алгоритм определения позиций редуцированных гласных и в соответствии с алгоритмом определите сильные и слабые позиции редуцированных в словах. Понаблюдайте за историей редуцированных. Во всех ли случаях редуцированные изменились закономерно (слабые нулизовались, а сильные вокализовались). Найдите случаи отклонений от закономерного изменения редуцированных. Как их можно объяснить? Сьрдьце, бъчела, съзъвати, шьпътати, дъска, гърдьци, бльсн@ти, полотьскъ (современное название города - Полоцк). 2. Прочитайте фрагмент текста Договорной грамоты Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 99). Внесите памятник в свой аннотированный список. Выполните следующие задания: · Сравните орфографию слова время в первой строке текста. Какой из двух вариантов написания является правильным? Что вы можете сказать о происхождении слова? Приведите общеславянский вид корня. · Проведите сопоставительный анализ других вариантных написаний слов в тексте: слова утвердят (3-я и 10-я строки), берег (9-я и 12-я строки). Какие варианты написания, на ваш взгляд, являются правильными? Обоснуйте свой ответ. Как вы можете объяснить такое количество ошибочных написаний? Приведите свои примеры из текста. Дополнительные задания 1. В современном русском языке имеются устойчивые сочетания и выражения: не убий, зеленый змий. Прокомментируйте, из какого языка они пришли в русский язык? Как это можно доказать? 2. Прочитайте стихотворение и определите позицию его автора по отношению к реформе русской орфографии 1917 г., в результате которой были исключены «лишние» буквы русского алфавита. Почему автор скорбит об утрате буквы Ъ, ведь она сохранилась в современной азбуке?
Гонимым Защита слова «Ъ», о, твёрдый знак! Без «Ъ» всё слово – пьяный обнажённый. Разумный страж, веками подкреплённый, Дом без замка не может быть никак. Без «Ъ» всё слово – срезанное «квак!», Бесхвостый конь и пёс, хвоста лишённый. Без «Ъ» лишь <…> умалишённый Все буквы грудит общий кавардак. Изменчивое Ё расцвет и скрепа, Лицо в лицо глядит на честных ЯТЬ. Того лишь варвар не сумел понять. Взамен Фиты два круга Ф нелепо. I с точкой, тонкий жезлик, наконец, Двойною палкой пишет лишь слепец. К.Бальмонт Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 97 – 110; 127 – 128; 156 – 157. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С. 170 – 183. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. - С. 75 - 94 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 77 – 82; 83 – 84. 8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990.
Тема 6. Изменения в системе консонантизма как следствие процесса утраты редуцированных гласных
Изучите теоретический материал по теме и проверьте его усвоение. Вопросы для самоконтроля 3. Как изменилась система согласных звуков древнерусского языка вследствие утраты редуцированных гласных? 4. Какие процессы в области согласных звуков происходили в древнерусском языке? Почему они не были возможны до утраты редуцированных? 5. Что такое ассимиляция согласных? Какие виды ассимиляции согласных связаны с утратой редуцированных гласных? 6. Что такое упрощение групп согласных? Приведите примеры упрощения, изучаемые в школе? Как называется упрощение групп согласных в школьной практике? 7. Какие орфоэпические нормы стали складываться в русском языке в результате падения редуцированных? 8. Какие орфографические правила формируются в русском языке после падения редуцированных гласных? Задания для самостоятельного выполнения 1. Представьте основные следствия утраты редуцированных в графической (кластер) или табличной форме. Можно воспользоваться следующей матрицей. В случае затруднений обратитесь к таблице 14 (Глинкина, Чередниченко 2005, с. 32 - 34).
2. Прочитайте фрагмент текста Русской Правды по Новгородской кормчей 1282 года и сделайте его письменный перевод (История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003, с. 92 – 93, ч. 1 - 2). Внесите памятник в свой аннотированный список/ презентацию. Выполните следующие задания:
Дополнительные задания 1. В русском языке известно орфографическое правило правописания приставки с -. При этом отмечается, что слова здесь, здоровье, здание, зги (в выражении не видно ни зги) следует начинать с буквы з, так как в данных словах нет приставки. Обратитесь к этимологическому словарю и выясните этимологию данных слов. Всегда ли данные слова начинались с буквы з? Найдите слова, имевшие первоначально иное написание. Объясните, когда и в связи с какими процессами слова приобрели современный орфографический облик.
2. Проведите эксперимент: предложите друзьям и знакомым произнести слова с сочетанием чн. Вариант произношения [чн] или [шн] зафиксируйте. В каких словах речевая практика сохраняет старое произношение [шн], а в каких [чн]? Совпадают ли ваши выводы с показаниями словарей? Является ли, по вашим наблюдениям, произношение действительно уходящим? Запишите ваши наблюдения в виде резюме.
Слова для анализа: булочная, гречневый, коричневый, молочник, перечница, прачечная, пустячный, скворечник, яичница. Задание может выполняться в группах: наблюдения осуществляются индивидуально, а обобщение материала может быть сделано в группах. Литература
1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. - М., 2007. – С. 110 – 126. 2. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнений, материалов для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. – М., 2005. – С. 32 – 34. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.2-е изд. – М., 1983. – С.183 – 195. 3-е изд. М., 1990. 4. История русского языка: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / О.А.Черепанова, В.В.Колесов, Л.В. Капорулина, В.Н. Калиновская. – СПб.: М., 2003; 2-е изд., испр., 2007. 5. Колесов В.В.Историческая грамматика русского языка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: М., 2009. – С.95 – 116. 6. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка: Таблицы. 2-е изд. – М., 1972. 7. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж, 1984. – С. 84 – 88; 103 – 105. 8. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. Хрестоматия по истории русского языка. – М., 1990. 9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд. – М., 2001.
Тема 7. Переход звука [э] в [о] после мягких согласных
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.007 с.) |