О звуковом строе русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О звуковом строе русского языка



Одна из основных задач при обучении произношению состо­ит в выработке слухо-произносительных навыков и умений в области фонетической системы русского языка.

Речь, по мысли известного русского психолога Н.И. Жин-кина, — это процесс применения языка [11, с. 320]. Языковое общение — сложный процесс, включающий речевую деятель­ность, речевой материал и языковую систему. В речевой дея­тельности отражается опыт говорения и слушания, восприятия и понимания каждого говорящего. Речевая деятельность осу­ществляется прежде всего в звуковой форме.

Речь — двусторонний процесс: ребенок должен произносить те речевые звуки, которые входят в состав слов, воспринятых от другого человека. Сравнение воспринятого звука и воспроизве­денного позволяет ребенку улучшить свою артикуляцию и фо­нематический слух. Очень важное условие развития фонемати­ческого слуха — реализация заданного акустического эталона в собственной речи.

В речевом процессе контроль осуществляется посредством слу­ховой и двигательной обратной связи. На этапе овладения пра­вильным произношением большое значение имеет «чужой слух» — слух взрослого, учителя-логопеда и др. Логопед должен «санкционировать» правильные артикуляции. Постепенно уче­ник сам приобретает способность сравнивать качество произнесе­ния — свое и нормативное. Таким образом, в его слуховом анализаторе образуется эталон правильного произношения, и он может контролировать себя по обратной слуховой связи. В кор-рекционном процессе учитывается вероятностный характер сло­весной активной памяти. Слова, которые часто воспроизводятся, более активно используются ребенком в собственной речи.

В речи все языковые элементы являются единством смысла и выражения. Они повторяются и воспроизводятся во множе­стве сочетаний. Поскольку главное в языке — передача значе­ния, необходимо значимые элементы языка в данном языковом сообществе понимать и использовать одинаково. Таким образом, за любым содержанием закрепляется звуковое выражение, т.е. постоянная линейная последовательность звуковых сегментов. В этом состоит основная функция фонемы — смыслоразличительная.


ФОНЕМА

Фонема — это звук речи, или звукотип. Звукотип обладает такими признаками, благодаря которым они (звукотипы) чет­ко противопоставляются друг другу независимо от оттенков их произнесения. Эти признаки дают возможность звукам играть роль различителен смысла слов.

Фонема — это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов) (М.В. Панов).

Смыслоразличительная роль согласной фонемы проявляется наиболее полно в сильной позиции, т.е. перед гласным.

Сильной позицией для гласных фонем является ударная. Раз­личия между понятиями «звук — фонема» представлены в таб­лице.

Звук   Фонема  
1. Акустико-физиологическая единица   1. Психологическая единица  
2. Фактор речевой деятельности   2. Фактор языка  
3. Единичное проявление речевого акта   3. Постоянный элемент языковой системы  
4. Измеримая единица, которая поддается объективному анализу   4. Функциональный элемент языка  
5. Не имеет отношения к значению   5. Носитель значения  
6. Часть речевого потока   6. Член знаковой языковой системы  

Таким образом, звуки языка представляют собой определен­ную систему фонем. Каждая фонема есть часть этого целого. Ее существенные акустические свойства или дифференциальные признаки определяются сравнением с остальными фонемами, которым она противопоставляется.

Общие положения, связанные с понятиями звука речи и фо­немы, необходимы для определения отношений между звуком и буквой и анализа формирования готовности к их усвоению. Известный исследователь детской речи Р.Е. Левина охаракте­ризовала различия отношений между звуком и буквой при фо­нетическом и морфологическом принципе написания.*

Фонетический принцип предусматривает, что типовое звуча­ние фонемы имеет однозначное выражение в соответствующей

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.


 

 

 


графеме. Между ними имеется слышимое, а не предполагаемое соответствие, которое составляет основу первоначальной грамоты. Ребенок, не имеющий речевых отклонений, как правило, четко представляет звуковой состав соответствующих слов. Иными сло­вами, он обладает первичными фонематическими представления­ми и интуитивно может абстрагироваться от индивидуальных осо­бенностей их произношения, от их позиционных изменений.

При морфологическом принципе отношение между фонемой и графемой более сложное, т.е. соответствие их является пред­полагаемым и обнаруживается лишь при изменении звучания (дуб — дубы). В этих случаях для усвоения соответствий звука и буквы необходимо выделить фонему не только из позицион­ных звучаний, но и из различных морфологических условий, в которых она проявляется. Это возможно только в том случае, если ребенок достиг нормального лексико-грамматического разви­тия и имеет богатую речевую практику.

Таким образом, для успешного овладения произношением и письмом необходимо одновременно накапливать опыт как в сфе­ре фонематического восприятия и анализа, так и в сфере морфо­логических обобщений. Эти линии речевого развития представ­лены в учебнике в виде специальных упражнений с примене­нием фонетических и грамматических изменений слова.

Значительный объем речевого материала, организованный по общности фонетических элементов, подготавливает навык ориентировки в орфоэпическом звучании.

В ходе работы над произношением рассматриваются и моти­вируются такие явления, как расхождение между буквенным и звуковым составом слов; двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я; роль Ь и Ъ знаков. С мягким знаком связано графическое обозначение мяг­кости согласных и разделительного Ь.

Многообразная и активная работа по сопоставлению звуко­вых элементов, выражающих разницу лексических и грамма­тических значений слова, подготавливает учащихся и к усвое­нию отношений между орфоэпией и орфографией.

К фонетической стороне языка наряду со звуком относят слог и ударение. Данные языковые явления изучаются учащимися в процессе звуко-слогового анализа слов, а также являются ма­териалом для отработки звукопроизносительных и интонаци­онных навыков. Приобретенные знания переходят при доста­точной тренировке в умения, связанные с элементарным фоне­тическим (звуко-буквенным) анализом слов, что позволяет лучше усвоить фонетическую систему языка.


СЛОГ

Слогом называется сочетание гласного звука с одним или не­сколькими согласными, которые составляют краткую звуковую единицу. Слог может состоять только из одного гласного. Он представляет собой минимальную произносительную единицу. Каждому звуку соответствует один дыхательный толчок. Соот­ветственно, выдох, на котором произносится высказывание, со­держит столько толчков, сколько в этом высказывании слогов.

Слог не существует вне слова. Чаще всего он состоит из со­гласного и гласного. У гласного звука прочная связь с предше­ствующим согласным — они как бы сливаются. Согласный, сто­ящий после гласного, связан с ним слабо и отходит к другому слогу. Между гласным и следующим за ним согласным прохо­дит слогораздел. Слоги, в которых последним звуком неконеч­ного слога является гласный, называются открытыми. Закры­тые слоги оканчиваются согласными.

Увеличение звучности в слоге связано с большей напряжен­ностью артикуляционного аппарата. В образовании слога, таким образом, участвуют толчки выдыхаемого воздуха, нарастание звучности голоса и напряжение мышц речевого аппарата [10].

Известно, что у детей, обладающих довольно обширным про­износительным фондом, часто наблюдается резкое расхождение между умением воспроизвести звук изолированно или в неслож­ном сочетании и навыком употребления его в речи. Произноси­мые ими звуки выполняют фонематическую функцию только в ограниченных пределах — в односложных и двусложных при­вычных словах. В более сложных условиях употребление звука лишено константности. Таким образом, правильность его воспро­изведения зависит от сложности структуры. Наиболее ярко эта особенность проявляется при алалии и дизартрии. В трех-, четы­рех-, пятисложных словах слоговые структуры искажаются наи­более грубо даже в тех случаях, когда контур слова относительно сохранен (например, велосипед — «татитет» и т.п.).

Ребенок овладевает словами и звуками на фоне всей речевой системы. Работа по формированию звуко-слогового состава сло­ва входит в раздел «Формирование произношения» как одна из ключевых (Р.Е. Левина, Г.А. Каше). Она включает формирова­ние слогового контура слова, усвоение его звукового состава и работу над правильным произношением слова сложной звуко-слоговой структуры. Рекомендуется постепенное усложнение: от отработки изолированных слов до введения их в состав слово­сочетаний и предложений.


Наряду с системой фонем, компонентом внешнего оформле­ния высказывания является интонация.

ИНТОНАЦИЯ

Интонационная система языка — это сложное единство ре­чевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), тембра и качества голоса.

Интонационные элементы являются строительным материа­лом, из которого формируются интонемы — совокупность инто­национных параметров, достаточных для дифференциации зна­чения высказывания или его части и передающих коммуника­тивный тип высказывания, смысловую важность синтагмы.

Интонемы относятся к экспрессивным средствам языка. Интонационная сторона речи нарушается в разной степени в зависимости от этиопатогенеза речевого расстройства. При не­которых формах нарушения (дизартрия, ринолалия, заикание) этот дефект является очень прочным и трудноустранимым. У детей с ОНР интонационная сторона речи, как правило, норма­лизуется по мере формирования звукопроизношения и преодо­ления лексико-грамматического недоразвития.

Работа над интонационной стороной речи в младших клас­сах осуществляется на уроках произношения и продолжается на индивидуальных занятиях в течение всего периода обучения.

Одним из приемов работы над интонационной стороной речи, предложенной в учебнике, является отработка вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации на материале диалогов. Речевые ситуации, моделируемые в диалоге, являют­ся типичными, часто возникающими (разговоры по телефону, в транспорте, в магазине). Данный вид упражнений носит поли­функциональный характер, т.к. наряду с отработкой интона­ции осуществляются закрепление программного речевого ма­териала в разговорной речи, стимуляция самостоятельного вы­сказывания, обогащение лексического запаса.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наибольшее затруднение в произношении вызывают соглас­ные звуки.

В классификации согласных учитывают три основных при­знака, определяющих качество согласного звука:


— участие голоса;

— действующий орган;

— способ образования.

Основные принципы классификации согласных звуков отра­жены в таблице (Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина):

 

 

 

 

По действующе му органу и участию толоса По способу образования   Губные   Передне­язычные   Заднеязычные  
Глухие Звонкие   Глухие   Звонкие   Глухие Звонкие  
Смычные шумные   -   -     -
сонанты  
Щелевые шумные   -   -     -
сонанты  
Дрожащие шумные   -   -     -
сонанты  

Наглядное представление о различении согласных по произно­сительным признакам дает таблица, разработанная Ф.Ф. Рау:

Способ артикуляции   Участие голосового аппарата   Место артикуляции
Губные Язычные
Губно-губные   Губно-зубные Язычно-зубные Язычно-альвеолярные Язычно-передненёбные язычно-средненёбные язычно-задненёбные
Смычные невок   П ПЬ     Т ТЬ         К КЬ
вок   Б БЬ     Д ДЬ         Г ГЬ
Щелевые невок       Ф ФЬ С СЬ     Ш Щ Х ХЬ
вок       В ВЬ З ЗЬ     Ж   Й  
Слитные невок.             Ц       Ч    
вок                          
Смычно-проходные носовые невок                          
вок   М МЬ     Н НЬ            
боковые невок                          
вок           Л ЛЬ            
Дрожащие невок                          
вок               Р РЬ        

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В-Ф


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ Б-П




 


Звуки В—Ф — шумные щелевые согласные. При артикуля­ции Ф нижняя губа сближается с верхними передними зуба­ми и образует щель. Воздушная струя, проходя через щель, создает шум трения. Задняя часть спинки языка вместе с кор­нем оттягивается назад. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки не вибрируют. Наиболее благоприятная позиция для постановки Ф — начало слова в ударном слоге. Но так как звук Ф — щелевой, рекомендуется использовать изолированное произнесение. Звук в этом случае можно тянуть, что создает благоприятные условия для наблюдения, анализа и контроля артикуляции. Артикуляционные неточности при произнесе­нии звука Ф корректируются легко, т.к. контролируются зри­тельно.

В отличие от Ф, звонкий звук В не встречается, т.е. оглуша­ется, в конце слова и перед глухими согласными.

Звонкие В и ВЬ характеризуются работой голосовых складок и меньшей напряженностью органов речи.

Неразличение фонем В—Ф является частным случаем нераз­личения согласных по глухости — звонкости. Это явление, как правило, отражается на письме в виде дисграфических ошибок, имеющих стойкий характер (например, «ферблюд» — верблюд, «телефизор» — телевизор, «врукты» — фрукты, «вамилия» — фамилия икр.).

При переводе глухого звука в звонкий используется интер­вокальная позиция между гласным А сначала в безударном сло­ге, потом — в ударном.


П — губно-губной смычный глухой звук. В момент произне­сения губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи, а затем резко размыкаются. Язык отодвига­ется назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягко­му нёбу. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса.

Звук Б является полнозвонким согласным. Голосовые склад­ки напряжены и колеблются, т.е. дают голос.

Артикуляция Б менее напряженная, чем при П. Этот соглас­ный встречается во всех фонетических позициях, кроме конца слова и позиций перед глухими согласными.

Неразличение Б—П встречается часто. Считается, что при не­различении Б—П вместо этих звуков произносится неполно-звонкий согласный. Он воспринимается как звонкий на месте П и как глухой — на месте Б. При переводе глухого или полузвонкого Б в звонкий используется вокальное окружение или сочетание.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ Т-Д


 

 

 


Звуки Т и Д относятся к переднеязычным взрывным соглас­ным. В их образовании принимают участие передняя часть спин­ки языка и его кончик. Передняя часть языка смыкается с верх­ними зубами. При образовании переднеязычного смычного глу­хого Т возможны два варианта произношения:

* первый вариант: передняя часть спинки языка вместе с кончиком упирается в верхние передние зубы и аль­веолы. При этом кончик языка незначительно высту­пает из щели между зубами. Язык принимает несколь­ко выпуклую форму в результате напряжения его му­скулатуры. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка растя­нуты, не напряжены (апикально-дорсальный тип ар­тикуляции);

+ второй вариант: кончик языка опущен к нижним зу­бам, передняя часть спинки языка упирается в верхние передние зубы и альвеолы (дорсальный звук Т). Разница на слух между обоими вариантами практически не ощутима. Оба варианта могут наблюдаться у одного индивида. В сочетании с губными гласными звук Т лабиализуется, в по­зиции конца слова смычка ослаблена. Наиболее часто откло­нения от нормальной артикуляции возникают в сочетании со звуками К, С, Р.

Положение языка при артикуляции Д то же, но передняя часть спинки языка напряжена в меньшей степени. Площадь касания кончика языка верхних передних зубов и альвеол мень­ше, чем при Т.

Основная ошибка фонематического типа — нарушение про­тивопоставления по глухости и звонкости, приводящая к сме­шению фонем и нарушению смысла высказывания. Неразли­чение и смешение фонем по участию — неучастию голоса при­водит к появлению неполнозвонкого согласного.

Для постановки глухого согласного рекомендуется исполь­зовать позицию начала слова, для звонкого — позицию между гласными (интервокальную). Для постановки звонкого благо­приятна позиция перед звуком В и сонантами.

Звук ТЬ — мягкий переднеязычный глухой звук. Передняя и средняя часть спинки языка подняты к твердому нёбу. Наи­большее мускульное напряжение наблюдается в передней час­ти спинки, которая смыкается с твердым нёбом. Площадь кон­такта при мягком согласном больше, чем при твердом. Губы


слегка растянуты по сравнению с твердым звуком. Кончик язы­ка упирается в передние нижние зубы.

Сложность постановки мягких переднеязычных звуков за­ключается в том, что изменение положения языка по сравне­нию с твердыми мало ощутимо. Чтобы сознательно ощутить по­ложение языка, надо настроить речевые органы на произнесе­ние звука И и протянуть гласный. Затем произносить слоги И…….ТЬ….И; ИТИ, ИТИ.

Артикуляция звука ДЬ сходна, и рекомендации аналогичны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ С-3

Звук С — переднеязычный щелевой свистящий глухой. При его артикуляции кончик языка упирается в основание нижних зубов; отмечается небольшое мускульное напряжение задней части спинки языка, которая слегка приподнята. Края языка прижаты к боковым зубам. Сужение между передней частью языка и альвеолами верхних зубов образует округлую щель в форме желобка. Губы слегка приоткрывают зубы. Мягкое нёбо поднято. Воздушная струя, проходя через округлую щель, об­разует характерный свистящий шум. Фокус образования шума находится между передней частью спинки языка и верхними зубами и альвеолами.

При произношении 3 голосовые складки вибрируют. Глухие звуки произносятся с большей напряженностью, чем их звон­кие пары.

При произнесении мягких звуков СЬ и ЗЬ язык продвигает­ся вперед, а передняя и средняя части спинки приподнимают­ся к твердому нёбу, губы слегка приоткрыты и растянуты в угол-

 


ках. Достаточно распространенной ошибкой является наруше­ние артикуляционной позиции звуков С—СЬ, 3—ЗЬ, что создает условия для неразличения этих звуков на слух. Возникают ошибки фонематического типа.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХЖ-Ш

Звук Ш — переднеязычный щелевой глухой шипящий соглас­ный. Данный звук имеет сложную, так называемую «двухфокус­ную» артикуляцию: передняя часть языка и его кончик припод­нимаются вверх, к альвеолам. При этом средняя часть спинки язы­ка прогибается, а задняя часть приподнимается в направлении к мягкому нёбу. Выдыхаемая струя воздуха проходит через две щели: через щель, образованную задней частью языка (первый фокус об­разования шума), а затем через щель, образуемую кончиком язы­ка (второй фокус образования шума). При этом образуется харак­терное шипение. Губы в процессе артикуляции вытянуты вперед, но не собраны, как при У. Мягкое нёбо поднято.

Возможен вариант «нижней» артикуляции: кончик языка находится у нижних зубов.

Если второй фокус образования шума смещается вперед, то возникает смягченное произношение звука Ш. Отсутствие ла­биализации звука (губы не вытянуты вперед) также приводит к неправильному произношению.

Правильной артикуляции Ш легче достичь в изолированном и продленном произношении, а затем закреплять в слогах с ла­биализованными гласными: У—Ш, У—ШУ, О—Ш, О—ШО.

Менее благоприятна для постановки звуков интервокальная позиция, т.к. присутствие гласных придает им полузвонкий от­тенок.


Звук Ж — переднеязычный щелевой звонкий шипящий со­гласный. Положение языка в момент артикуляции то же, что и при звуке Ш, но язык менее напряжен.

Смешение звуков Ж—Ш по наличию/отсутствию голоса в момент образования является ошибкой фонематического типа, но встречается нечасто. Более типичными для детей с речевы­ми нарушениями речи являются замены свистящими звуками и ошибки фонетического типа, обусловленные нарушением ар­тикуляционной позиции.

СОНАНТЫ (СОНОРНЫЕ ЗВУКИ)

В группу сонант входят звуки: Л, ЛЬ, Р, РЬ, И, М, МЬ, Н, НЬ. Н.С. Трубецкой определял сонанты как согласные с минималь­ной преградой (по сравнению с взрывными и фрикативными). Наиболее полно их признаки выражены в позиции начала слова независимо от качества последующего звука. Конец слова яв­ляется позицией, в которой артикуляционные признаки соглас­ных ослаблены.

В произношении сонорных звуков отмечаются ошибки фо­нетического и фонематического характера. К фонематичес­ким ошибкам относятся смешения Р—Л, РЬ—ЛЬ, Л—Н, ЛЬ— НЬ, Р-Й, Л-ЛЬ, Р-РЬ и т.д.

Л-ЛЬ

 

Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая прегра­ду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выхо­дит по бокам языка, края которого опускаются. В момент про­изношения задняя часть спинки языка приподнимается, а сред­няя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает21


проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть вид­ны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается во­кализация в позиции между гласными.

Правильное произношение звука Л закрепляется в окруже­нии опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ, ОЛО и т.д. Удоб­ной позицией является сочетание с заднеязычными согласны­ми: КЛУ, ГЛУ, УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная бли­зость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ.

При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны.

Р-РЬ


При артикуляции РЬ язык продвигается вперед и принима­ет выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воз­душной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ.

Признаки РЬ лучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.).

Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — ще­левой.

Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответ­ствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬ как дрожа­щего звука.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Щ




 


р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик язы­ка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены.

Независимой позицией является изолированное произнесе­ние звука Р. В других позициях звук Р выступает как одно- и двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов.


Звук Щ — переднеязычный глухой шипящий долгий мяг­кий. В момент его образования вся масса языка продвигается вперед. Кончик языка упирается в основание передних ниж­них зубов, его передняя часть приподнята. Средняя часть языка имеет выпуклую форму и приподнята к твердому нёбу, что вызывает при произнесении оттенок звука И. Губы вытя­нуты в меньшей степени, чем при Ш, и слегка растянуты в уголках. Звук Щ отличается от Ш палатализацией и долго­той. При коррекции используется интервокальная позиция с гласным И.


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ц


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ч




 


Звук Ц представляет собой однофокусную переднеязычную глухую аффрикату и имеет сложную слитную артикуляцию. В момент образования звука передняя часть спинки языка сопри­касается с участком твердого нёба у верхних резцов — создает смычный элемент (Т). Затем смычка раскрывается и возникает щелевой звук (С). В итоге образуется звук Ц. Спинка языка име­ет плоскую форму, края языка плотно прижаты к боковым зу­бам. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт, голосо­вые связки не вибрируют. Губы раскрыты слегка, язык не ви­ден, т.к. при артикуляции Ц раствор челюстей небольшой. Однако при демонстрации логопедом артикуляции звука язык может быть незначительно виден в межзубной щели.

При работе над постановкой звука необходимо сохранение двух позиций артикуляции — смычки и щели. Если отсутству­ет смычка, появляется звук С; если отсутствует щель — звук Т. Следует обращать внимание на свистящий характер звука (в отличие от аффрикаты Ч). При коррекции произношения вни­мание должно быть сосредоточено на образовании Т-образной смычки, которая постепенно раскрывается и заканчивается щелевым С-образным элементом артикуляции.

Наиболее часты замены фонологического характера: Ц—С,

ц-ч, ц-сь, ц-т, ть.

В соответствии с программой по произношению постановка артикуляции звука Ц осуществляется на индивидуальных ло­гопедических занятиях. На уроках произношения ведется ра­бота над автоматизацией звука в различных фонетических по­зициях, формированием фонематического восприятия, овладе­нием практическими навыками звуко-слогового анализа.


Звук Ч — мягкая переднеязычная глухая аффриката. При произношении передняя часть спинки языка вместе с его кон­чиком соприкасается с альвеолами и участком твердого нёба. Спинка принимает выпуклую форму — образует смычный эле­мент звука Ч — ТЬ. Кончик языка может находиться у нижних зубов. Смычка раскрывается и образует шум в виде шипящего звука Щ (Ш долгий мягкий). Т.е. звук Ч состоит из двух эле­ментов. В процессе произношения звука Ч губы выпячены впе­ред, раскрыты.

При постановке Ч обращается внимание на элементы его ар­тикуляции. Постановка осуществляется только после того, как хорошо отработаны в произношении звуки ТЬ и Щ. Возможны отклонения от произносительной нормы, которые не ведут к смешению звуков. Но более частыми являются ошибки фонема­тического типа, такие как Ч=ТЬ, Ч=Щ, Ч=Ц. Они провоциру­ются сходством артикуляции этих звуков.

Звук Ч заменяется Щ, т.к. утрачивается первый смычный элемент (ТЬ). Необходимо настроиться на артикуляцию звука ТЬ. При замене Щ звуком Ч надо обратить внимание на то, что выходящая струя воздуха не заперта в полости рта и звук произ­носится длительно.

Звуки Ч и Ц начинаются с переднеязычного смычного эле­мента. Но при артикуляции Ч он мягкий, а при Ц — твердый. Имеются различия и в губной артикуляции: при Ч губы слегка выпячены, при Ц — нейтральны или слегка растянуты. Если длительно протянуть аффрикаты, то Ц заканчивается, как С, а Ч — как Щ.


 

 

 


АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ

г-к х

Заднеязычные согласные — смычные глухие К—КЬ, звонкие Г—ГЬ и глухие щелевые X—ХЬ. Глухие звуки произносятся бо­лее напряженно, сила воздушной струи больше, чем при звон­ких. Артикуляция мягких КЬ, ГЬ, ХЬ больше отличается от соответствующих твердых. Продвижение языка вперед выра­жено в большей степени, чем в других мягких согласных. Фо­кус артикуляции перемещается к границе твердого и мягкого нёба. Приподнимается средняя часть языка, площадь касания языка с нёбом увеличивается.

В произношении отмечаются:

— фонетические ошибки — произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение гло­точных звуков, аспирация (придыхание);

— фонематические ошибки — смешение и неразличение К-Х, КЬ-ХЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, КЬ-К, Г-ГЬ, замена К-Т.

При произношении звука К язык оттянут назад и приподни­мается задней частью к нёбу. Смычка захватывает область мяг­кого нёба до шш!а, который поднят. Губы свободно раскрыты, зубы слегка разомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, но может быть приподнят в сочетаниях со звуками Ш и Л.

Артикуляция звука Г такая же, но звук менее напряжен. В сочетании с К (к городу; к губам) произносится долгий звук Г. Согласные К—Г ярко противопоставлены по участию — неучас­тию голоса, особенно в начале слова. Труднее дифференциро­вать эти звуки в сочетании с Л (глуп — клуб). Для коррекции


артикуляции К—Г в случае аспирации следует усилить смычку и ослабить воздушную струю.

КЬ — сильно смягченный звук (больше, чем другие мягкие согласные), т.к. фокус артикуляции сильно смещен в палаталь­ную зону. Для уточнения артикуляции используется позиция с гласным И. Произносится И.....КЬ.....И, затем — ИКИ, КИ.

Звук X — заднеязычный щелевой глухой твердый. В процес­се артикуляции язык вместе с кончиком оттягивается назад и задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (к самому его началу). Образуется преграда — сужение на пути выходя­щей воздушной струи. Оттянутость языка придает изолирован­ному звуку X окраску Ы. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка приоткрыты, видны несомкнутые зубы.

В литературном произношении согласный X не имеет пар­ного звонкого согласного (пара встречается только в диалектах), поэтому постановка звука X осуществляется в произношении слов шепотом. Встречается гортанный призвук (увулярный звук), который возникает из-за дрожания маленького язычка (тги1а). Для коррекции следует уменьшить раствор челюстей и продвинуть язык несколько вниз.

Дети с ринолалией часто произносят фарингальный звук (п). Язык в этом случае не приподнимается, а лежит на дне полости рта. Нужно поднять заднюю часть спинки языка в момент про­изнесения звука. Чтобы сделать это движение ощутимым мо­ментом артикуляции, следует образовать смычку, как при К, задержать ее, ощутив положение языка, и плавно опустить язык, усилив напор воздушной струи. Получится звук КХ. За­тем время смычки нужно свести до минимума. Произносятся слоги КХО-ХО, КХУ-ХУ и т.д.

Звук ХЬ — сильно смягченный. Язык продвинут вперед, щель ближе к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Губы рас­крыты несколько больше, чем при X, и растянуты в уголках. Звук ХЬ — наименее частотный в русской речи. Подъем сред­ней части спинки языка вызывается в момент произнесения гласного И. Фиксируется это положение, затем усиливается напор струи при выдохе и протягивается образовавшийся щеле­вой звук. Снова произносятся И....ХЬ...И...ИХИ...ХИ. Трениру­ют произношение слогов ИХИ-ХИ, ИХИ-ХЕ и др.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.17.207 (0.101 с.)