Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы формирования произношенияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько стадий. На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики артикуляционного аппарата. Второй этап — развитие фонематического восприятия — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков. Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями. Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными — посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада. Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов. Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова. Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляци-онные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. В слоговом сочетании типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ [5]. Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разных фонетических позициях. При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим: — изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровне сочетания; — материал максимально насыщается изучаемым звуком; — не включаются звуки, неправильно произносимые детьми; — одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй). Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает одновременное обучение слушанию и говорению. Фонематическое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произношения рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания. Ученик при обучении артикулированию звуков должен осознавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются описания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений речевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, движений руки. В настоящее время широко используется компьютерная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно постоянство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный образец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор упражнения на дифференциацию звуков и т.п. При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утомляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Благодаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения. Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучаемый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуляции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не пройденными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном случае — только на слух, исключая проговаривание [16]. От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе быстро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п. В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройденным повторение не рекомендуется! Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным признакам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков. На противопоставление парных согласных по твердости-мягкости обращается особое внимание. А.А. Реформатский отмечает, что оппозиция твердых и мягких согласных для русской фонетики — «это обязательный и... самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» [28]. В процессе обучения упражнения на закрепление правильного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произношения особенно много внимания уделяется в часы индивидуаль- ных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, подобранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей. При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на утрированное артикулирование. Это значительно облегчает проговаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать положение и движение своих органов, в данном случае — артикуляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подражают ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звучанию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно использовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При заучивании четырех-пятисложных слов используется схема слова, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбирают рифмованные фразы с четким ритмом. Обязательным требованием при проведении всех упражнений является отчетливое произнесение каждого звука, поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направлениях: — постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука; — увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6; — усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стечением согласных типа ССГ, а также сочетание с интервокальным положением согласного звука. Эти упражнения особенно эффективны для преодоления дис-праксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата). В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми,
имеющими значительные структурные затруднения, материал следует усложнять постепенно. При менее выраженных затруднениях при подборе слогового и словарного материала можно вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осуществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соответствующей системе проводят упражнения, в результате которых дети должны овладеть следующими навыками: — выделять из состава слова любые звуки — как согласные, так и гласные; — определять последовательность звуков в слове; — делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога. Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными. В результате обучения дети овладевают определенным объемом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и расширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относительную готовность детей к усвоению грамматики и правописания. Подбор материала для чтения и письма зависит от произносительных возможностей учащихся. По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно усложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук ТТТ в словах щетка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.). Работа по анализу и синтезу звукового состава речи переносится на уроки грамматики и правописания. На уроках обучения произношению навык анализа и синтеза формируется преимущественно при нахождении изучаемого звука в слове, определении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы сло- ва. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произношению продолжается практическое знакомство с предложением: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п. Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками постепенно теряют свое значение наглядные методы: сопровождение произношения жестами или показом картинок. На данном этапе обучения акцент делается на использовании символов, схем и пиктограмм. Программой регламентируется усвоение произношения следующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова: — различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу..., уоэ-ауо-эау...; — слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря; — слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля; — слоговых сочетаний, включающих звук []]: пя-пя-пъя; пъя-пъе-пъю; пъя-въя-лъю; — слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача; — слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана..., с разным ударением: тата, татата, татата. Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов различного слогового состава: слова трехсложные и четырехсложные различного звуко-слогового состава, слова со стечением со-
гласных, отдельные слова пяти- и шестисложные (разноцветный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Рекомендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети составляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возможность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворения. Осуществляется переход к плавному и четкому произношению. При переходе от скандированного к плавному произношению слов большое значение имеет уже начатая работа над ударением. Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном отношении словам предъявляются требования правильного ударения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический образ слова (т.е. не сабана, а собака), в то время как при отработке плавного произнесения слова с нужным ударением образец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии. Такой порядок при усвоении слов имеет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного усвоения некоторых орфоэпических норм учитель может широко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры. 1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) можно обозначить надстрочными символами: А Т Ф ТОПÓР ПЛОД ВКЛЮЧÁТЬ 2. Произношение удвоенных согласных обозначено надстрочным символом ——. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА. 3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом -СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также можно обозначить посредством надстрочных символов. 4. Слитное произношение предлогов обозначено подстрочным символом и: В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ. и и и и Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в слове является одним из необходимых условий для понимания читаемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быстрого определения места лексического ударения важно для усвоения правила правописания безударных гласных. Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого текста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безударными гласными. Проводятся также упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся упражнения на повторение различных звукосочетаний с постепенным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговари-вания в медленном и быстром темпе: Повтори медленно: Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму. Повтори быстро и слитно: Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму. Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначается в инструкции: «Говори в нормальном темпе». Повтори медленно: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Повтори в нормальном темпе: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Повтори быстро: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствующие правильному употреблению в активной речи слов в различной грамматической форме (в соответствии с программой «Развитие речи»). Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимущественно в часы индивидуальных занятий. Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений. ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания трудностей, с учетом последовательности становления умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности» [7]. Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы: — правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грамматического материала; — закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности. Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражнений, направленных на формирование восприятия, и репродуктивных упражнений, направленных на порождение речи. Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражнений (в различении звуков слов, интонационных структур, идентификации фонетических явлений). Повышается роль упражнений в имитации, трансформации, дифференциации и комбинировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являются преобладающими в условиях немногочисленного по числу учеников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нарушениями артикуляционной моторики. ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими моментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растянуты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с помощью передней части языка (движения языка вперед — назад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение органов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы: 1) произнесение и распознавание звука на слух; 2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (авторы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова); 3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом про-
изнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы; 4) распознавание на слух и выделение звуков из слов: ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зелеными квадратиками и красными треугольниками; 5) фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации. Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука. Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГ и СССГ используется постепенное ускорение темпа для редуцирования призвуков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции. ВОСПИТАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В процессе коррекционной работы происходят перестройка привычной артикуляции звука и автоматизация нового способа произношения на основе тренировочных упражнений. Одновременно с усвоением правильной артикуляционной установки ученик должен усвоить, а затем запомнить сопряженный с нею новый акустический эффект, который, как правило, отличается от прежнего чрезвычайно тонкими характеристиками. Если этого не происходит, ученик легко возвращается к прежнему, привычному произношению. Особенно часто это «соскальзывание» наблюдается в случаях легких («стертых») искажений артикуляции, когда суррогат звука выполняет фонологическую функцию. Наиболее известный прием — подражание образцу произношения логопеда основан на тренировочных упражнениях, что не всегда предупреждает возврат к прежней артикуляции. Научно аргументированные наблюдения свидетельствуют о том, что воспитанию самоконтроля мешает тренировка несущественных элементов артикуляции, изменяющихся в речевом потоке под влиянием соседних звуков (явление коартику-ляции). Избыток побочных тренировочных упражнений при нормальной подвижности речевого аппарата отвлекает внимание от более существенных для данного звука элементов артикуляции. Эти трудности на этапе автоматизации можно уменьшить, если включить в уроки произношения или в индивидуальные логопедические занятия упражнения для осознанного восприятия собственных речевых кинестезии, для воспитания кинестетического контроля (см.: Методы коррекции нарушений звукового строя речи у детей/ Под ред. Р.Е. Левиной. — К., 1979; Савченко М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического контроля при исправлении недостатков произношения). Основные средства, обеспечивающие положения органов артикуляции, — это восприятие движений речевого аппарата логопеда в зеркале и его словесные пояснения. Целесообразно использовать специальные приемы воспитания кинестетического контроля. Поясним, что они наиболее эффективны для детей, имеющих так называемые антропофонические дефекты произношения и трудности в автоматизации правильных артикуляций. Основная цель этих приемов — формирование ощущений положения органов артикуляции. Известные в логопедической практике приемы: — определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.; — воспроизведение позиции органа артикуляции при произнесении сохранных звуков; — утрированное произношение звуков; — задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд; — сравнение правильной и неправильной артикуляции; — словесное описание позиции органа артикуляции или его части; — выполнение отдельных движений по словесной инструкции логопеда; — показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже; — определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков (П — Т, Ф — Си др.). При этом следует учитывать, что при произнесении хорошо ощущаются артикуляция губ, кончика языка, движение всего языка вперед и назад. Трудноощутимы движения задней и средней части языка, мягкого нёба. Наиболее распространенными способами образования согласных в русском языке являются смыкание (смычка) и сближение
(щель). Поэтому полезно применять упражнения в произношении звуков П, Б, Т, Д, К, Г (как правило, не нарушенных у учащихся) и определять'органы, образующие смычку и преграду на пути выдыхаемого воздуха. При этом толчок воздуха ощущается рукой. Для ощущения «щелевой» артикуляции используются звуки Ф, В, X (также, как правило, ненарушенные) и акцентируется внимание на напряжении отдельных групп мышц и интенсивной струе воздуха. Эти звуки можно тянуть, что создает благоприятные условия для фиксации уклада речевых органов и контроля акустического эффекта. Чем дольше ученик может протянуть фрикативный звук, тем больше уверенность логопеда в том, что искомая артикуляция этого звука ощущается ребенком. Затем предъявляют упражнения в поочередном чередовании взрывных (смычных) и щелевых звуков и определении способа и места их образования: «Какие органы артикуляции образовали "смычку" или "щель"»?; «Определи место образования преграды» и т.д. Приведенные виды упражнений полезно использовать на начальном этапе коррекции звуков и постепенно их расширять. Они особенно важны при коррекции велярного звука Р, бокового сигматизма, двугубного звука Л и других недостатков, для которых основным дифференциальным признаком являются различия в месте образования органами артикуляции или их частями смычки и щели. Сравнение ощущений, возникающих при правильной и закрепившейся неправильной артикуляции, помогает сначала осознанной регуляции тонких движений, а затем постепенно «свертывается» и начинает осуществляться по механизму «вра-щивания» (Выготский Л.С.). Кроме того, успешное овладение самоконтролем усиливает мотивацию ребенка к активному участию в процессе коррекции. ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ Ударение в русском языке характеризуется сильноцентрализующим характером. Это значит, что безударные слоги в слове произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с редукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции. 50 Другими особенностями русского ударения является его подвижность и разноместность. Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они формируют специфику образования слова путем произношения сочетаний согласных, их оглушения и озвончения, переключения артикуляции с твердого звука на мягкий и др. Работа с ритмическими моделями начинается с момента усвоения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА. Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между ударным и безударным слогом. Затем ученики простукивают ритмическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы используют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются различные сочетания согласных, смена открытых и закрытых слогов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)- Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление: — изменение частоты колебания голосовых складок, которое воспринимается как изменение высоты (мелодика); — изменение скорости артикуляции, которое воспринимается как изменение темпа речи; — изменение силы артикуляции, которое воспринимается как изменение громкости; — прекращение фонации — пауза. Главную роль при интонационном оформлении играет мелодика. Любое высказывание выражается одним и тем же набором интонационных средств. К интонационным типам русского языка относятся: — повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном слоге слова, который стоит под фразовым ударением. К кон- цу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного; — вопросительная интонация характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается; — интонация незавершенности близка к интонации вопроса (меньше подъем основного тона на главном ударном гласном); — интонация восклицательная (эмоциональной выделен-ности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге. Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговари-ванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигнальных карточек (?!.) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезками предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чтение стихов с изучаемыми звуками, которые широко представлены в учебнике, а также короткие диалоги. На овладение интонационными средствами влияют регулярные упражнения по определению слого-ритмической структуры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совершенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внимание при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содержат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предполагают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конспекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией. Учитель-логопед определяет объем усваивамого материала, способы текущего контроля за качеством речи, что во многом зависит от особенностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА Структура уроков произношения определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации. Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от индивидуальных особенностей состава учащихся, систематичности коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообразным и утомительным. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС) Урок 1 Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью гласных звуков. 1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации. 2. Повторение гласных звуков. 3. Отличительные признаки гласных звуков. 4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник). 5. Четкое повторение гласных звуков за учителем. 6. Самостоятельное называние гласных звуков с использованием таблицы. Упражнение направлено одновременно на развитие внимания и логического мышления. Дети самостоятельно или с помощью учителя должны выявить буквенную последовательность и назвать звук вместо знака. 7. Определение роли гласных звуков в русском языке. 8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Слова, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги. 9. Гласные буквы. Их количество в русском языке. 10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изолированно, в слогах, словах при повторении и чтении. 11. Определение слов с заданным гласным звуком. 12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет: — организации лингвистических наблюдений за произношением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»; — записывания слов и предложений, подчеркивания гласных. Итог урока: — Как отличить гласный звук от согласного? — Какие признаки гласных вы можете назвать? МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА) Уроки 2-5 Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами. 1. Называние картинок. 2. Определение первого звука в словах. 3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат). 4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных. 5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах. 6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем. 7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука. 8. Закрепление четког
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.014 с.) |