Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование детей с нарушениями звукопроизношения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения может оказываться в учреждениях разного типа. В каждом конкретном случае выбор определяется двумя факторами: во-первых, возрастом ребенка и, во-вторых, самой тяжестью дефекта. Оба фактора приходится учитывать одновременно. В случае тяжелых нарушений звукопроизношения (выраженная форма дизартрии или грубой механической дис-лалии), а также при проявлении дефектов звукопроизношения на фоне общего недоразвития речи логопедическая помощь оказывается в учреждениях стационарного или полустационарного типа. Для детей дошкольного возраста это могут быть речевые ясли, речевые детские сады или специальные речевые группы при массовых детских садах, а также речевые стационары. Во всех этих учреждениях ребенку может быть оказана необходимая комплексная и к тому же достаточно продолжительная помощь. Временное помещение таких детей в стационар желательно не только в лечебных, но и в диагностических целях, поскольку здесь имеются все необходимые условия для проведения тщательного комплексного обследования каждого ребенка разными специалистами. Детям школьного возраста с такого рода сложными расстройствами, при которых дефекты звукопроизношения являются лишь одним из симптомов каких-то более сложных речевых и других нарушений, коррекционно-диагностическая помощь может оказываться в учреждениях стационарного или санаторно-курортного типа. Часть этих детей обучается в дальнейшем в специальных речевых школах или в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где с ними в течение ряда лет продолжается необходимая коррекционная работа. При более легких формах нарушений звукопроизношения, являющихся самостоятельными речевыми расстройствами, логопедическая помощь детям как дошкольного, так и школьного возраста оказывается в основном в учреждениях амбулаторного типа. Для дошкольников это будут логопедические кабинеты при детских поликлиниках, для Школьников — школьные логопедические пункты при общеобразовательных школах. Подростки и взрослые могут Л. Г. Парамонова получать логопедическую помощь в логопедических кабинетах при психоневрологических диспансерах. Кроме того, в последние годы все шире распространяется сеть так называемых Центров — учреждений амбулаторного типа, призванных оказывать диагностическую и кор-рекционно-профилактическую помощь детям дошкольного и школьного возраста с различными речевыми и нервно-психическими расстройствами. В такие Центры очень часто обращаются дети с нарушениями звукопроизношения (в процессе комплексного обследования у них нередко выявляются значительно более серьезные речевые и другие расстройства). Парамонова Л.Г. Дислалия. Логопедия для всех. — М.; СПб., 1997. — С. 124—139; 172—174. Л.Г. Парамонова О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста Проблема нарушений звукопроизношения из всех видов эчевой патологии представляется наиболее изученной и уже ючти не дискутируемой. Так, практически общепризнанна классификация нарушений звукопроизношения, в которой зыделяют дислалию выраженную и стертую дизартрию, а знутри дислалий — механическую и функциональную (мо-горную и сенсорную) дислалию. Всеми признается также 1мономорфность и полиморфность нарушений и наибольшая [частота искажений артикуляторно сложных звуков (Мартынова Р.И., Мелехова Л.В., Правдина О.В., Токарева О.А., (Хватцев М.Е., Шембель А.Г. и др.). По данным М.А. Александровской, у детей в возрасте от 5 до 9 лет частота нарушений сложных по артикуляции звуков такова (%): ротацизмы — 26; сигматизмы шипящих — 24; сигматизмы свистящих — 22; ламбдацизмы — 10. Общепризнанно и то, что для детей в возрасте до 5—6 лет характерно преимущественно возрастное (физиологическое) косноязычие, выражающееся в полных звуковых заменах и постепенно исчезающее без специальной помощи. В связи с этим состоянию звукопроизношения у детей данного возраста нередко не придается должного значения: многие родители и даже некоторые специалисты предпочитают занимать выжидательную позицию, рассчитывая на то, что «с возрастом все пройдет». Обратиться к уже достаточно разработанной проблеме нарушений звукопроизношения нас заставили следующие три обстоятельства. Во-первых, в специальной литературе отсутствуют сведения о сравнительной распространенности у детей различно этиологически обусловленных нарушений звукопроизношения. Во-вторых, приведенные выше данные М.А. Александровской о частоте нарушения артикуляторно сложных звуков Л. Г. Парамонова имеют более чем сорокалетнюю давность и, следовательно, уже не отражают современного положения вещей. В-третьих, практика логопедической работы со всей очевидностью свидетельствует о том, что далеко не все случаи неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста могут быть отнесены к возрастным особенностям, не требующим вмешательства специалистов. Для выяснения современного состояния проблемы в Петроградском районе Санкт-Петербурга по инициативе Психолого-педагогического центра «Здоровье» в 1998 г. было исследовано звукопроизношение у 868 детей массовых детских садов. Обследование детей проводилось логопедами дошкольных учреждений по разработанной нами единой схеме. Было выделено четыре возрастные группы дошкольников, соответствующие младшей, средней, старшей и подготовительной группам: от 3 до 4 лет (234 человека); от 4 до 5 лет (156 человек); от 5 до 6 лет (209 человек); от 6 до 7 лет (269 человек). Исследование показало, что нормальное звукопроизношение было лишь у 28% дошкольников, причем наименьший его процент (6%) — в младших группах, что вполне закономерно. «Возрастное косноязычие», являющееся нормой становления звукопроизношения, составило только 22,4%, в то время как даже у детей младших групп более чем в половине всех случаев (52,6%) отмечалось искаженное (боковое, межзубное и пр.) произношение звуков, не укладывающееся в рамки нормального онтогенеза. Об устойчивости такого рода дефектов, относимых к стертой дизартрии или механической дислалии, свидетельствует то, что и в подготовительных группах они составили 40,5%. Среди патологических форм нарушений звукопроизношения наибольший процент (60%) составили стертые и выраженные дизартрии. Механические дислалии в чистом виде составили 6,7%, сенсорные функциональные дислалии — 11,2% и 21,2% пришлось на смешанные формы, где во всех случаях присутствовал дизартрический компонент. Характерно также явное преобладание полиморфного нарушения звукопроизношения (76%) по сравнению с моно-морфным (24%), причем даже в подготовительных группах
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.006 с.) |