Воспитание дифференциаций движений органов речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание дифференциаций движений органов речи



Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу раз­нообразнейших артикуляторно-мимических движений язы­ком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффуз­ными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они игра-Ют роль гимнастики органов речи в естественных условиях 51СИзни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспи­тания нормальных движений звукопроизносительного алпа-Рат в случае расстройств их.



М.Е. Хватцев


Последние заметно связываются в известных случаях с теми или иными нарушениями мимико-жестикуляторных движений, сопровождающих звуковую речь в качестве вспо­могательных выразительных средств и поэтому тесно фун­кционально спаянных с звукопроизношением.

<...> Из сказанного становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но в соответствую­щих случаях и мимико-жестикуляторной и вообще физкуль­туры. Помимо значения для воспитания произношения, раз­витие движений головы, лица (мимика), пантомимы в целом создает фон, обязательный для осуществления полноценной выразительной речи.

Важен учет особенностей возрастной моторики для выра­ботки методики логопедической гимнастики. Хотя коррек­цией общих, неартикуляторных, движений должны зани­маться ритмист и преподаватель лечебной гимнастики, все же логопед должен знать как физические особенности ребен­ка, так и систему детской физкультуры, потому что ему час­то за отсутствием указанных лиц приходится самому вести эти занятия.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфи­ческой гимнастики признан целым рядом известных теоре­тиков и практиков по расстройствам речи.

Недочетом прежних систем логопедической гимнастики является сугубый их формализм, механистичность, отрыв моторной функции от сенсорной, смысловой, от интересов ребенка. Практически этот метод состоял в том, что слож­ный нервно-мышечный двигательный комплекс данного зву­ка искусственно разлагался на отдельные свои двигательные элементы, каждый из которых изолированно подвергался гимнастической обработке. Постепенно двигательные эле­менты синтезировались в одно сложное движение, состав­ляющее нужную артикуляцию. Этот по существу правиль­ный метод следует «оживить».

Вся суть обучения правильным произносительным навы­кам заключается в воспитании точных, тонко дифференци­рованных и осмысленных звукосочетаний с одновре­менным развитием фонематического слуха. Предварительно при необходимости вырабатываются четкие целенаправлен­ные движения. Помимо дифференциации, важно развитие


Методика воспитания нормального произношения... 133

силы звукопроизводящих органов: для четкой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Логопедическая работа состоит из развития путем гим­настики дифференцированной работы артикулирующих ор­ганов речи, органов дыхания и голоса и, наконец, комплекс­ных речевых движений в процессе говорения.

Методика воспитания речевых движений строится на следующем принципе: работа звукопроизносительных ап­паратов развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сфор­мировавшиеся на базисе безусловных реакций, превраща­ются в речевые, в условные, сначала диффузные, а затем все более и более дифференцированные.

Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются дви­жения более грубые, диффузные (при открытой, например, гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закры­вание рта, вдох и выдох). По мере усвоения учеником этой серии движений и достаточно четкой и сильной работы уп­ражняемых мышц переходят к выработке более дифферен­цированных движений в этой же области (дифференциров-ка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т. д.). Торможение не­правильных движений достигается, кроме использования зрения, введением в работу ритма: воспитываемые от­дельные движения ограничиваются определенной дли­тельностью и прерываются паузами такой же длительно­сти согласно отбиваемому рукой такту. В таком же роде ведется и воспитание движений собственно звукопроизно­сительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, го­лосовых связок, дыхательных мышц.

Гимнастика органов речи сначала проводится на подра­жании (совместно с логопедом, «сопряженно») и повторении за ним («отраженно») перед зеркалом. По овладении движе­нием оно проводится по словесному заданию логопеда сна­чала перед зеркалом, а затем без него.

Выработка правильных артикуляций улучшает не толь­ко произношение как таковое, но, что отмечено и Н.Х. Швач-киным, оказывает большое влияние и на фонематическое



М.Е. Хватцев


развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на слуху. Логопед произносит сло­во с подчеркиванием данного звука. Затем также произно­сятся слоги. Прием овладения звуком на фоне слова особен­но рекомендуется при занятиях с малышами.

Как правило, упражнять должно лишь нару­шенные движения, притом необходимые для воспита­ния звука.

Уже в начальном периоде упражнений органов речи нуж­но использовать получаемые движения для произнесения учеником того или иного звука, состоящего из них, хотя бы он и не был порочным. Например, если удается поднимание средней и задней части языка к нёбу при опущенном кончи­ке, то ученику предлагается произносить звуки к, г (в сло­гах, словах), хотя у него еще не были воспитаны движения кончика языка жалом, вверх, вниз и т. д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизношения, кроме уточнения этого движения, вносит известное ожив­ление и поднимает интерес и активность занимающихся, а следовательно, улучшает ее результаты.

В целях ясности и удобства здесь излагается вся система упражнений органов речи. При проведении же логопедичес­кого курса упражнения берутся из всех отделов одновремен­но, в порядке указанной постепенности и с преобладанием тех из них, в которых более всего нуждается данный ребенок. В тяжелых же случаях следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удается, и тща­тельно прорабатывая трудно усваиваемое.

В случае нарушений органов речи (расщелины, короткая подъязычная связка и т. д.) надо обратиться к врачу.

Гимнастика общих движений тела (при общем нарушении моторики). Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с ре­чью. Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации ребенок производит гимнастику всего тела и его конеч­ностей.

Ходьба. 1) Шаг на месте. 2) Обыкновенная маршировка. 3) Ходьба с остановками через определенное число шагов и с определенной продол­жительностью остановки. 4) Ходьба с чередованием маршировки вперед и маршировки на месте (3 шага вперед — 3 шага на месте и т. д.).

Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при гим­настике без аппаратов, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кистях рук, в ступнях ног и т. п.


Мето дика воспитания нормального произношения...__________ 135

Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гим­настике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку.

Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п.

Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, при анартрии, при открытой гнусавости).

а) Упражнения мышц плечевого п о я с а. (Стоя или сидя).
1) Поднимать плечи. 2) Опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.

3) Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и выдох ртоэа. При 1—3-м упражнениях руки вначале на бедрах, а затем отгущены.

4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При: под­
нимании — вдох носом, при опускании — выдох ртом.

5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение,
плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки —
вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.

б) Упражнения мышц ш е и. (Стоя или сидя).

1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом.

2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть
назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).

3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо <вдох
ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

4) Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.

Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая ее кис­тью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.

в) Гимнастика мышц зева и глотки.

Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные'движения (см. упраж­нения мышц мягкого нёба).

Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего дей­ствия. Они подготавливают лучшие анатомофизиологические условия для последующих речевых движений и применяются перед специальны­ми или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гим­настика собственно артикуляторных движений.

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц.

1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закры­
вание рта свободное и с сопротивлением рук; последнее производится
аналогично упражнению шеи).

2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти впе-
Ред со счетом 3:

а) без нажимания на нижнюю челюсть языком;

6) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти
пРи движении вперед.

При движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох ЧеРез рот с произнесением в конечном моменте звука с или з.

3) Оттягивание челюсти назад, счет 3:
а) язык пассивен,



М.Е. Хватцев


развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на слуху. Логопед произносит сло­во с подчеркиванием данного звука. Затем также произно­сятся слоги. Прием овладения звуком на фоне слова особен­но рекомендуется при занятиях с малышами.

Как правило, упражнять должно лишь нару­шенные движения, притом необходимые для воспита­ния звука.

Уже в начальном периоде упражнений органов речи нуж­но использовать получаемые движения для произнесения учеником того или иного звука, состоящего из них, хотя бы он и не был порочным. Например, если удается поднимание средней и задней части языка к нёбу при опущенном кончи­ке, то ученику предлагается произносить звуки к, г (в сло­гах, словах), хотя у него еще не были воспитаны движения кончика языка жалом, вверх, вниз и т. д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизношения, кроме уточнения этого движения, вносит известное ожив­ление и поднимает интерес и активность занимающихся, а следовательно, улучшает ее результаты.

В целях ясности и удобства здесь излагается вся система упражнений органов речи. При проведении же логопедичес­кого курса упражнения берутся из всех отделов одновремен­но, в порядке указанной постепенности и с преобладанием тех из них, в которых более всего нуждается данный ребенок. В тяжелых же случаях следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удается, и тща­тельно прорабатывая трудно усваиваемое.

В случае нарушений органов речи (расщелины, короткая подъязычная связка и т. д.) надо обратиться к врачу.

Гимнастика общих движений тела (при общем нарушении моторики). Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с ре­чью. Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации ребенок производит гимнастику всего тела и его конеч­ностей.

Ходьба. 1) Шаг на месте. 2) Обыкновенная маршировка. 3) Ходьба с остановками через определенное число шагов и с определенной продол­жительностью остановки. 4) Ходьба с чередованием маршировки вперед и маршировки на месте (3 шага вперед — 3 шага на месте и т. д.).

Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при гим­настике без аппаратов, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кистях рук, в ступнях ног и т. п.


Методика воспитания нормального произношения... 135

Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гим­настике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку.

Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п.

Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, при анартрии, при открытой гнусавости).

а) Упражнения мышц плечевого п о я с а. (Стоя или сидя).
1) Поднимать плечи. 2) Опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.

3) Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и^ выдох ртом. При 1—3-м упражнениях руки вначале на бедрах, а затем опущены.

4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При под­
нимании — вдох носом, при опускании — выдох ртом.

5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение,
плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки —
вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.

б) Упражнения мышц ш е и. (Стоя или сидя).

1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом.

2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть
назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).

3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох
ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

4) Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.

Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая ее кис­тью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.

в) Гимнастика мышц зева и глотки.

Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные движения (см. упраж­нения мышц мягкого нёба).

Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего дей­ствия. Они подготавливают лучшие анатомофизиологические условия Для последующих речевых движений и применяются перед специальны­ми или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гим­настика собственно артикуляторных движений.

Гимнастика ж е вате л ьно - арти кул яторн ы х мышц.

1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закры­
вание рта свободное и с сопротивлением рук; последнее производится
аналогично упражнению шеи).

2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти впе-
РеД со счетом 3:

а) без нажимания на нижнюю челюсть языком;

6) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти
пРи движении вперед.

При движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох еРез рот с произнесением в конечном моменте звука с или з.

3) Оттягивание челюсти назад, счет 3:
а) язык пассивен,



М.В. Хватцев


б) язык с силой оттягивается назад.

При оттягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положе­ние — выдох через рот с произнесени­ем имеющихся звуков р, л, тп, д.

4) Выдвигание челюсти вперед с по­
следующим оттягиванием ее назад. За­
кусив кончик карандаша, поднимать
его к носу и опускать вниз.

5) Движение челюсти вправо, дыха­
ние через нос:

а) язык пассивен,

6) язык с силой упирается в че­
люсть, помогая движению.

б) Движение челюсти влево произ­
водится так же, как и вправо.

7) Движение челюсти вправо и вле­во, непосредственно одно за другим:

а) язык пассивен,

б) язык подталкивает нижнюю че­
люсть.

Схема динамики мышц шеи

Упражнения 5, 6, 7-е обязательны лишь при косом прикусе и тугоподвиж-ности челюстного состава, что чаще всего наблюдается при челюстно-лице-вых ранениях.

По мере овладения движением од­новременно производится упорядочен­ное дыхание: при раскрытом рте — вдох через рот и выдох через нос, при закрытом — через нос.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) № 1 —6 применяются только при паре­зах мышц лица, при «маскообразном» лице.

1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрыти­
ем рта.

2) Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза ши­
роко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины; при опус­
кании — глаза почти закрываются и над переносицей образуются верти­
кальные и поперечные морщинки.

3) Одновременно закрывание и открывание обоих глаз.

4) Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо
глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше
не закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то
время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря свя­
зи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на
другой глаз, и он начинает закрываться.

5) Одновременное, затем попеременное прищуривание.

6) Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем пооче­
редно левого и правого (следить за активностью нижних век).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.038 с.)