Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание дифференциаций движений органов речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они игра-Ют роль гимнастики органов речи в естественных условиях 51СИзни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного алпа-Рат в случае расстройств их. М.Е. Хватцев Последние заметно связываются в известных случаях с теми или иными нарушениями мимико-жестикуляторных движений, сопровождающих звуковую речь в качестве вспомогательных выразительных средств и поэтому тесно функционально спаянных с звукопроизношением. <...> Из сказанного становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но в соответствующих случаях и мимико-жестикуляторной и вообще физкультуры. Помимо значения для воспитания произношения, развитие движений головы, лица (мимика), пантомимы в целом создает фон, обязательный для осуществления полноценной выразительной речи. Важен учет особенностей возрастной моторики для выработки методики логопедической гимнастики. Хотя коррекцией общих, неартикуляторных, движений должны заниматься ритмист и преподаватель лечебной гимнастики, все же логопед должен знать как физические особенности ребенка, так и систему детской физкультуры, потому что ему часто за отсутствием указанных лиц приходится самому вести эти занятия. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков по расстройствам речи. Недочетом прежних систем логопедической гимнастики является сугубый их формализм, механистичность, отрыв моторной функции от сенсорной, смысловой, от интересов ребенка. Практически этот метод состоял в том, что сложный нервно-мышечный двигательный комплекс данного звука искусственно разлагался на отдельные свои двигательные элементы, каждый из которых изолированно подвергался гимнастической обработке. Постепенно двигательные элементы синтезировались в одно сложное движение, составляющее нужную артикуляцию. Этот по существу правильный метод следует «оживить». Вся суть обучения правильным произносительным навыкам заключается в воспитании точных, тонко дифференцированных и осмысленных звукосочетаний с одновременным развитием фонематического слуха. Предварительно при необходимости вырабатываются четкие целенаправленные движения. Помимо дифференциации, важно развитие Методика воспитания нормального произношения... 133 силы звукопроизводящих органов: для четкой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Логопедическая работа состоит из развития путем гимнастики дифференцированной работы артикулирующих органов речи, органов дыхания и голоса и, наконец, комплексных речевых движений в процессе говорения. Методика воспитания речевых движений строится на следующем принципе: работа звукопроизносительных аппаратов развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся на базисе безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные, сначала диффузные, а затем все более и более дифференцированные. Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются движения более грубые, диффузные (при открытой, например, гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох). По мере усвоения учеником этой серии движений и достаточно четкой и сильной работы упражняемых мышц переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области (дифференциров-ка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т. д.). Торможение неправильных движений достигается, кроме использования зрения, введением в работу ритма: воспитываемые отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком же роде ведется и воспитание движений собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц. Гимнастика органов речи сначала проводится на подражании (совместно с логопедом, «сопряженно») и повторении за ним («отраженно») перед зеркалом. По овладении движением оно проводится по словесному заданию логопеда сначала перед зеркалом, а затем без него. Выработка правильных артикуляций улучшает не только произношение как таковое, но, что отмечено и Н.Х. Швач-киным, оказывает большое влияние и на фонематическое М.Е. Хватцев развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на слуху. Логопед произносит слово с подчеркиванием данного звука. Затем также произносятся слоги. Прием овладения звуком на фоне слова особенно рекомендуется при занятиях с малышами. Как правило, упражнять должно лишь нарушенные движения, притом необходимые для воспитания звука. Уже в начальном периоде упражнений органов речи нужно использовать получаемые движения для произнесения учеником того или иного звука, состоящего из них, хотя бы он и не был порочным. Например, если удается поднимание средней и задней части языка к нёбу при опущенном кончике, то ученику предлагается произносить звуки к, г (в слогах, словах), хотя у него еще не были воспитаны движения кончика языка жалом, вверх, вниз и т. д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизношения, кроме уточнения этого движения, вносит известное оживление и поднимает интерес и активность занимающихся, а следовательно, улучшает ее результаты. В целях ясности и удобства здесь излагается вся система упражнений органов речи. При проведении же логопедического курса упражнения берутся из всех отделов одновременно, в порядке указанной постепенности и с преобладанием тех из них, в которых более всего нуждается данный ребенок. В тяжелых же случаях следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удается, и тщательно прорабатывая трудно усваиваемое. В случае нарушений органов речи (расщелины, короткая подъязычная связка и т. д.) надо обратиться к врачу. Гимнастика общих движений тела (при общем нарушении моторики). Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации ребенок производит гимнастику всего тела и его конечностей. Ходьба. 1) Шаг на месте. 2) Обыкновенная маршировка. 3) Ходьба с остановками через определенное число шагов и с определенной продолжительностью остановки. 4) Ходьба с чередованием маршировки вперед и маршировки на месте (3 шага вперед — 3 шага на месте и т. д.). Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при гимнастике без аппаратов, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кистях рук, в ступнях ног и т. п. Мето дика воспитания нормального произношения...__________ 135 Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гимнастике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку. Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, при анартрии, при открытой гнусавости). а) Упражнения мышц плечевого п о я с а. (Стоя или сидя). 3) Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и выдох ртоэа. При 1—3-м упражнениях руки вначале на бедрах, а затем отгущены. 4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При: под 5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, б) Упражнения мышц ш е и. (Стоя или сидя). 1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. 2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть 3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо <вдох 4) Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении. в) Гимнастика мышц зева и глотки. Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные'движения (см. упражнения мышц мягкого нёба). Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего действия. Они подготавливают лучшие анатомофизиологические условия для последующих речевых движений и применяются перед специальными или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гимнастика собственно артикуляторных движений. Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц. 1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закры 2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти впе- а) без нажимания на нижнюю челюсть языком; 6) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти При движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох ЧеРез рот с произнесением в конечном моменте звука с или з. 3) Оттягивание челюсти назад, счет 3: М.Е. Хватцев развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на слуху. Логопед произносит слово с подчеркиванием данного звука. Затем также произносятся слоги. Прием овладения звуком на фоне слова особенно рекомендуется при занятиях с малышами. Как правило, упражнять должно лишь нарушенные движения, притом необходимые для воспитания звука. Уже в начальном периоде упражнений органов речи нужно использовать получаемые движения для произнесения учеником того или иного звука, состоящего из них, хотя бы он и не был порочным. Например, если удается поднимание средней и задней части языка к нёбу при опущенном кончике, то ученику предлагается произносить звуки к, г (в слогах, словах), хотя у него еще не были воспитаны движения кончика языка жалом, вверх, вниз и т. д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизношения, кроме уточнения этого движения, вносит известное оживление и поднимает интерес и активность занимающихся, а следовательно, улучшает ее результаты. В целях ясности и удобства здесь излагается вся система упражнений органов речи. При проведении же логопедического курса упражнения берутся из всех отделов одновременно, в порядке указанной постепенности и с преобладанием тех из них, в которых более всего нуждается данный ребенок. В тяжелых же случаях следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удается, и тщательно прорабатывая трудно усваиваемое. В случае нарушений органов речи (расщелины, короткая подъязычная связка и т. д.) надо обратиться к врачу. Гимнастика общих движений тела (при общем нарушении моторики). Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации ребенок производит гимнастику всего тела и его конечностей. Ходьба. 1) Шаг на месте. 2) Обыкновенная маршировка. 3) Ходьба с остановками через определенное число шагов и с определенной продолжительностью остановки. 4) Ходьба с чередованием маршировки вперед и маршировки на месте (3 шага вперед — 3 шага на месте и т. д.). Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при гимнастике без аппаратов, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кистях рук, в ступнях ног и т. п. Методика воспитания нормального произношения... 135 Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гимнастике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку. Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, при анартрии, при открытой гнусавости). а) Упражнения мышц плечевого п о я с а. (Стоя или сидя). 3) Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и^ выдох ртом. При 1—3-м упражнениях руки вначале на бедрах, а затем опущены. 4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При под 5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, б) Упражнения мышц ш е и. (Стоя или сидя). 1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. 2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть 3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох 4) Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении. в) Гимнастика мышц зева и глотки. Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные движения (см. упражнения мышц мягкого нёба). Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего действия. Они подготавливают лучшие анатомофизиологические условия Для последующих речевых движений и применяются перед специальными или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гимнастика собственно артикуляторных движений. Гимнастика ж е вате л ьно - арти кул яторн ы х мышц. 1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закры 2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти впе- а) без нажимания на нижнюю челюсть языком; 6) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти При движении вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох еРез рот с произнесением в конечном моменте звука с или з. 3) Оттягивание челюсти назад, счет 3: М.В. Хватцев б) язык с силой оттягивается назад. При оттягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положение — выдох через рот с произнесением имеющихся звуков р, л, тп, д. 4) Выдвигание челюсти вперед с по 5) Движение челюсти вправо, дыха а) язык пассивен, 6) язык с силой упирается в че б) Движение челюсти влево произ 7) Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим: а) язык пассивен, б) язык подталкивает нижнюю че
Упражнения 5, 6, 7-е обязательны лишь при косом прикусе и тугоподвиж-ности челюстного состава, что чаще всего наблюдается при челюстно-лице-вых ранениях. По мере овладения движением одновременно производится упорядоченное дыхание: при раскрытом рте — вдох через рот и выдох через нос, при закрытом — через нос. Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) № 1 —6 применяются только при парезах мышц лица, при «маскообразном» лице. 1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрыти 2) Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза ши 3) Одновременно закрывание и открывание обоих глаз. 4) Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо 5) Одновременное, затем попеременное прищуривание. 6) Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем пооче
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.129.77 (0.013 с.) |