Ю. С. Василенко, О. С. Орлова, се. Уланов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю. С. Василенко, О. С. Орлова, се. Уланов




Вначале рекомендуем беззвучные дыхательные упраж­нения на координацию ротового и носового дыхания, а за­тем переходим к фонационным, которые направлены на уд­линение выдоха. После предварительного вдоха через нос подростку предлагаем сделать плавный медленный вдох, произнося щелевые глухие согласные:

 

с г. ш
TTI TTI с
ф ф с
  ш ф

После установления ровного ритмичного дыхания мож­но переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности. Динамическая дыхательная гим­настика не только физически укрепляют организм, но и раз­вивает фонационное дыхание, подготавливает речевой аппа­рат к интенсивным голосовым нагрузкам. Они выступают координирующим фактором дыхания и фонации, движения и речи. Большое значение также имеет отвлечение подрост­ка от собственной речи, что в значительной мере ускоряет процесс реабилитации. Для этих целей могут быть исполь­зованы различные комплексы ЛФК.

Основная задача фонационных упражнений — добить­ся естественного резонирования звука, свободных движе­ний артикуляционного аппарата в полном объеме. Голо­совые упражнения должны быть несложными, занятия непродолжительными и проводиться под контролем фони-атра.

В фониатрической практике сложилось мнение о том, что главная задача функциональной тренировки при наруше­ниях голоса в период мутации заключается в фиксации и удержании гортани на более низком уровне, расширении объема гортано-глоточного резонатора. Увеличение объема гортано-глоточного резонатора приводит к нормальному взрослому звучанию. Первоначально гортань может быть механически зафиксирована в наиболее низком положе­нии. Для этого следует рукой отдавить щитовидный хрящ вниз и назад. В таком положении рекомендуется произно­сить гласные у или о, которые имеют наиболее низкую то­нальность.


Этапы фонопедической работы с больными мутационной дисфонией 125

Однако такое воздействие оказывается малоэффектив­ным, так как болезненные ощущения, которые могут воз­никнуть у ребенка при такой тактике, мешают закреплению правильного механизма голосообразования.

Для опускания гортани можно рекомендовать более фи­зиологичные упражнения, которые легко усваиваются тре­нирующимися.

1. Широко открыть рот. Язык расслабленный, на нижней
губе, удерживать артикуляцию 1—2 мин.

2. Поочередное высовывание языка «жалом», язык узкий,
напряженный, и «лопатой» — широкий, расслабленный.

3. Язык широкий, распластанный, лежит на дне полости
рта. Сделать круговые движения кончиком языка, облизав
верхнюю и нижнюю губы.

4. Проталкивание языка сквозь сомкнутые зубы.

5. Широко раскрыть рот, рассмотреть полость зева (зева­
ние), затем закрыть рот и сделать зевок с закрытым ртом.

6. Имитация полоскания полости рта и горла воздухом.

7. Опускание и поднимание нижней челюсти.

8. Движения нижней челюсти вправо и влево.

9. Движения нижней челюсти вниз и вперед, затем вер­
нуться в обычное положение.

Кроме того, всем подросткам рекомендовали гигиеничес­кий и вибрационный самомассажлица, мышц шеи, который действует успокаивающе, снимает усталость с мышц, уча­ствующих в голосообразовании, придает бодрость. При ги­гиеническом самомассаже активизируется работа нервных окончаний, расположенных на поверхности, вибрационный массаж способствует активному включению нервных окон­чаний, расположенных глубже.

Не менее важно подключить в процесс фонации грудной резонатор. Для этого следует предложить подростку опус­тить голову вниз и произнести длительно гласный у или о, добиться вибрации грудной клетки. Если это не удается по­чувствовать, то можно рекомендовать легкое постукива­ние по грудной клетке с одновременной подачей звука.

В процессе тренировок нужно стремиться к естественно­му свободному низкому звучанию, вначале это длительная

фонация в одной тональности гласных: у_______, о______,

после чего можно переходить к качанию звука: о, у.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.004 с.)